Аннотация к рабочим программам по ИЗО 5 -7 класс

Аннотация к рабочим программам по ИЗО 5-7 класс

Аннотация к рабочим программам по ИЗО 5-7 класс
Содержание учебного материала по изобразительному искусству
5 класс

Раздел 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык
крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо
подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака,
символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные
знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических
представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как
обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины
мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок —
небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные
центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта,
труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки,
деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии,
умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и
декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление
символического значения декоративных элементов.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и
южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного
костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира,
нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной
одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с
землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное
ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое
значение.
Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и
совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования
народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об
общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент
на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их
сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих
различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой
строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других
местных форм игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной
промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и
декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые
контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений
городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные
герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной
композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения,
отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов
построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая
живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности
букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок,
тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в
современном быту и интерьере.
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют
собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были
затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки
для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы
четверти.
Раздел 3. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 часов)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в
целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого
человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни
предметов декоративного искусства.
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в
регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом,
определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем
Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью
декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с

мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и
низших сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком —
знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему
предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была
очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства
Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это
отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города,
партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание
коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в
любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов,
работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного
художника.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративноприкладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании
художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в
построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных
художников.
Создание декоративной работы в материале (творческий проект)
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративноприкладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу
своими руками».
• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному
декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных
художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства
и к декоративному творчеству;
• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих
способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;
• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства
во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл,
керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);
• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной
компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных
с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных
интерьеров.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень).
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 5 класса.

Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой,
коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,
множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица,
солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий
(Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы,
Западной Европы XYII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.
д);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком
декоративного обобщения;

декоративно-прикладного

искусства,

принципами

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель.одежда, детали интерьера определенной
эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.)

Содержание учебного материала по изобразительному искусству
6 класс 2020/2021 учебный год

Раздел 1. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО
ЯЗЫКА (9 часов)
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы
и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном
искусстве.
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественные материала и художественная техника.
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка.
Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида
пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как
самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные
возможности.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность
линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в
создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в
изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала.
Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные
цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура
в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний:
радость, грусть, нежность и т. д.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень,
металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Беседа.(тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства,
художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество
и художественное восприятие, зрительские умения.
Раздел 2. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (7 часов)
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность
и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой
деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему
люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из
поколения в поколение?
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные,
рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского
изображения в древности и в ХХ веке.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Выразительность формы.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи
объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в
пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия
«свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство
выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство
организации композиции в картине.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте:
ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как
выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире.
Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и
оттиски.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет
предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация
натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния
изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и
переживаний художника.
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте
переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об
окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в
искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности
художника. Художественно-творческое задание
Раздел 3. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 часов)
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический
портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера
человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие
художники-портретисты.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее
части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз,
носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы,
соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и
призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции
костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных
особенностей и физиономических типов.
Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в
истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры.
Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека
в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического
изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического
материала.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и
обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура, дружеский шарж.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света,
контрастность освещения.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных
образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая
интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях
великих художников.
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в
европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера: П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали. Роль
и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 часов)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения
видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт.
Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство
выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в
искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение
фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения
глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины
пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие
точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы
в искусстве ХХ века и его образный смысл.
Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка
зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные

сокращения. Точка схода. Правила воздушной
перспективы и изменения контрастности.

перспективы, планы воздушной

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство.
Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине
и его образный смысл.
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в
природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль
колорита в пейзаже-настроении.
История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в
произведениях А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Многообразие графических техник.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные
наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из
отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При
индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо
обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической
композиции «Наш (мой) город».
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в
жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы
образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа
произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень).
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 класса.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
• формирование целостного мировозрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

и

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства
самоидентификации личности;

и

творчества

в

личной

и

культурной

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного материала по изобразительному искусству
7 класс 2020/2021 учебный год

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I раздел. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн —
архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего
обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно,
линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и
статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его
художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
(11 часов).
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных
композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Здание
—
объём
в
пространстве
и
объект
в
градостроительстве.
Основы
формообразования.
Композиция
объёмов
в
структуре
зданий.
Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и
историческое видоизменение основных элементов здания.
Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской
Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

деятельности.

Дизайн
как
эстетизация
машинного
тиражирования
вещей.
Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи.
Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в
архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое
значение цвета в архитектуре и дизайне
III раздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека (7часов).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От
шалаша,
менгиров
и
дольменов
до
индустриального
градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных
искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей
и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.Взаимосвязь
дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и
ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

IV раздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование (8часов).
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное
проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая
природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма
или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по
конструированию

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень).
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 7 класса.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место
конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного
процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов,
статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами
и др.

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные
пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки;
материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные
и другие заготовки).
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам;
индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для
общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей
договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и
интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул
для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это
подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного
ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских
работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в
оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных
материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина,
различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож
ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка,
бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов,
овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм
работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формирования личности ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».