Аннотация к рабочим программам по музыке 5-9 класс

АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО МУЗЫКЕ
5 КЛАСС
Настоящая программа по музыке для 5 класса предназначена для
общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на
основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и на основе программы по музыке для общеобразовательных
учреждений. 5-9 классы. Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель). Т. И.
Науменко, Т. Н. Кичак., М.: Дрофа, 2012г.
Структура документа
Рабочая программа по музыке представляет собой документ,
включающий разделы:
пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню
подготовки
учащихся,
тематическое
планирование,
календарнотематическое планирование, критерии оценки знаний, умений учащихся,
перечень методического обеспечения. Данную программу характеризует
глубинная взаимосвязь с программой для I-IV классов, проявляющихся в
единстве и развитии методологических и методических подходов, в
координации тематического и музыкального материала.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области
музыкально-эстетическго
развития
школьников,
сложившиеся
в
отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения
программы, разработанные под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в
частности тот еѐ важнейший объединяющий момент, который связан с
введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в
учебно-методических материалах и научных трудах виднейших
отечественных педагогов-музыкантов- Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В.
Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П.
Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция
настоящей программы, еѐ
содержание, структура и принципы отбора музыкального материала,
выстраивание литературного материала и изобразительного рядов во многом
представляют предмет самостоятельной разработки. При сохранении
подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника,
программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий
музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также
с другими видами и предметами художественной и познавательной
деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей,
мировой художественной культурой, русским языком.

Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели
программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека ( «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в
котором никто не живѐт»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к
окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям
потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через
творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников
на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством)
на основе вновь приобретѐнных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в
музыкальном искусстве).
Указания:
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение ещѐ одной
важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры
мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени
прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета
«Музыка» несомненна. Однако, постановка
такой задачи не только
правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной
направленности предмета.
Место предмета «Музыка» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение
музыки в V классе – 34 часа. В данной рабочей программе нет структурной
перестановки порядка изучения тем и не изменено количество часов на их
изучение. Cрок реализации рабочей учебной программы I год, (34 часа) в 5
классе.
Основной методологической характеристикой программы является
комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических
методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий,
стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.

Виды деятельности учащихся на уроке
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое
пение.
Для оценки результатов обучения по данной рабочей программе
применяются: проверочные задания-тесты, направленные на диагностику
усвоенного материала, домашнее задание по созданию рисунков к
пройденным музыкальным произведениям и подбор стихотворений о
музыке.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства
необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей
искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина,
творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и
человеческой жизни.
Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы
состоит из учебника, дневника музыкальных наблюдений ( размышлений),
фонохрестоматии для учащихся и учителей ( авторы Т. И. Науменко и др.,
по 2 шт. аудиокассеты).
6 КЛАСС
Настоящая программа по музыке для 6 класса предназначена для
общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на
основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и на основе программы по музыке для общеобразовательных
учреждений. 5-9 классы. Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель). Т. И.
Науменко, Т. Н. Кичак., М.: Дрофа, 2012г.
Структура документа
Рабочая программа по музыке представляет собой документ,
включающий разделы:
пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню
подготовки
учащихся,
тематическое
планирование,
календарнотематическое планирование, критерии оценки знаний, умений учащихся,
перечень методического обеспечения. Данную программу характеризует
глубинная взаимосвязь с программой для I-IV классов, проявляющихся в
единстве и развитии методологических и методических подходов, в
координации тематического и музыкального материала.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области
музыкально-эстетическго
развития
школьников,
сложившиеся
в
отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения
программы, разработанные под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в

частности тот еѐ важнейший объединяющий момент, который связан с
введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в
учебно-методических материалах и научных трудах виднейших
отечественных педагогов-музыкантов- Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В.
Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П.
Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция
настоящей программы, еѐ
содержание, структура и принципы отбора музыкального материала,
выстраивание литературного материала и изобразительного рядов во многом
представляют предмет самостоятельной разработки. При сохранении
подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника,
программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий
музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также
с другими видами и предметами художественной и познавательной
деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей,
мировой художественной культурой, русским языком.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели
программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека ( «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в
котором никто не живѐт»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к
окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям
потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через
творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников
на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности (литературой и изобразительным
искусством) на основе вновь приобретѐнных знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в
музыкальном искусстве).
Указания:

Кроме того, настоящая программа предусматривает решение ещѐ одной
важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры
мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени
прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета
«Музыка» несомненна. Однако, постановка такой задачи не
только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой
гуманитарной направленности предмета.
Место предмета «Музыка» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение
музыки в VI классе – 34 часа. В данной рабочей программе нет структурной
перестановки порядка изучения тем и не изменено количество часов на их
изучение. Cрок реализации рабочей учебной программы I год, (34 часа) в 6
классе.
Основной методологической характеристикой программы является
комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических
методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий,
стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.
Виды деятельности учащихся на уроке
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое
пение.
Для оценки результатов обучения по данной рабочей программе
применяются: проверочные задания-тесты, направленные на диагностику
усвоенного материала, домашнее задание по созданию рисунков к
пройденным музыкальным произведениям и подбор стихотворений о
музыке.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства
необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей
искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина,
творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и
человеческой жизни.
Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы
состоит из учебника, дневника музыкальных наблюдений ( размышлений),
фонохрестоматии для учащихся и учителей ( авторы Т. И. Науменко и др.,
по 2 шт. аудиокассеты).
7 КЛАСС
Настоящая программа по музыке для 7 класса предназначена для
общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на
основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и на основе программы по музыке для общеобразовательных

учреждений. 5-9 классы. Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель). Т. И.
Науменко, Т. Н. Кичак., М.: Дрофа, 2012г.
Структура документа
Рабочая программа по музыке представляет собой документ,
включающий разделы:
пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню
подготовки
учащихся,
тематическое
планирование,
календарнотематическое планирование, критерии оценки знаний, умений учащихся,
перечень методического обеспечения. Данную программу характеризует
глубинная взаимосвязь с программой для I-IV классов, проявляющихся в
единстве и развитии методологических и методических подходов, в
координации тематического и музыкального материала.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области
музыкально-эстетическго
развития
школьников,
сложившиеся
в
отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения
программы, разработанные под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в
частности тот еѐ важнейший объединяющий момент, который связан с
введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в
учебно-методических материалах и научных трудах виднейших
отечественных педагогов-музыкантов- Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В.
Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П.
Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция
настоящей программы, еѐ
содержание, структура и принципы отбора музыкального материала,
выстраивание литературного материала и изобразительного рядов во многом
представляют предмет самостоятельной разработки. При сохранении
подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника,
программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий
музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также
с другими видами и предметами художественной и познавательной
деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей,
мировой художественной культурой, русским языком.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели
программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
жизни каждого человека ( «Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в
котором никто не живѐт»);
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к
окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям
потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через
творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников
на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности (литературой и изобразительным
искусством) на основе вновь приобретѐнных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в
музыкальном искусстве).
Указания:
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение ещѐ одной
важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры
мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени
прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета
«Музыка» несомненна. Однако, постановка
такой задачи не только
правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной
направленности предмета.
Место предмета «Музыка» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение
музыки в VII классе – 34 часа. В данной рабочей программе нет структурной
перестановки порядка изучения тем и не изменено количество часов на их
изучение. Cрок реализации рабочей учебной программы I год, (34 часа) в 7
классе.
Основной методологической характеристикой программы является
комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических
методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий,
стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.
Виды деятельности учащихся на уроке
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое
пение.
Для оценки результатов обучения по данной рабочей программе
применяются: проверочные задания-тесты, направленные на диагностику
усвоенного материала, домашнее задание по созданию рисунков к
пройденным музыкальным произведениям и подбор стихотворений о
музыке.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства
необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей
искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина,
творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и
человеческой жизни.
Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы
состоит из учебника, дневника музыкальных наблюдений ( размышлений),
фонохрестоматии для учащихся и учителей ( авторы Т. И. Науменко и др.,
по 2 шт. аудиокассеты).
8 КЛАСС
Программа по музыке для VIII классов разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по искусству, срок реализации данной
программы I год, составлена на основе программы по музыке для
общеобразовательных учреждений 5-9 классы, авторы: В.В. Алеева, Т.И.
Науменко, Т.Н. Кичак, М.: Дрофа, 2012 год.
Программа включает в себя пояснительную записку, основное
содержание
и требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Общая характеристика предмета
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в
основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического
чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и
гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой
открывает возможность для духовного становления личности и ее
творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на
расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к
произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на
углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в
процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает
развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения
учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления
о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины
мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
личности.
Основные содержательные линии:
 обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к
музыке и музыкальным занятиям;
 усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;


овладение
способами
музыкально-учебной
деятельности
(музыкальные умения и навыки);
 обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию
цели программы и состоят в следующем:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в
музыкальном искусстве).
- развивать внимательное и доброжелательное отношения к
окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям
потребность в музыкальных переживаниях.
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение ещѐ
одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры
мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени
прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета
«Музыка» несомненна. Однако, постановка
такой задачи не только
правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной
направленности предмета.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое
воплощение в целевых установках учебной программы и получает
последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального
образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную
школу. Обогащение опыта эмоционально - ценностного отношения к
музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе
осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых
произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого
представления в музыкальном репертуаре образцов народной и
профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и
духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки
рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей
изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы
современной популярной музыки. При отборе и выстраивании музыкального
репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие
эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоциональноценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы
музыки,
ее
содержательного
смысла;
на
последовательное
и
целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой
учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей
и школ. Особое приоритетное значение на второй ступени обучения
приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую,
стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных
видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания

о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными
видами музыкальной деятельности, о нотной грамоте. В программе
выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о
преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о
музыкальной жизни нашей страны и других стран мира. Необходимо
предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений,
присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их
природе. В слушательской деятельности это умения:
 воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться
на содержание услышанного произведения;
 характеризовать свое внутреннее состояние после его
прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой
музыкой; 
 дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.)
характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального
содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи,
процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного
произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
 выявлять общее и различное между прослушанным произведением и
другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями
других композиторов, с произведениями других видов искусства и
жизненными истоками; В исполнительских видах музыкальной деятельности
обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в
собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в
пластическом интонировании). На первый план выступают умения
представлять, каким должно быть звучание данного конкретного
произведения в определенном характере, жанре, стиле. К умениям,
связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений,
относятся также умения:
 интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить
произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в
игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
 предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки
одного и того же произведения;
 сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них
предпочтительный вариант;
 оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем
исполнении.
В
музыкально-композиционном
творчестве
предусматривается
формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным
учителем
параметрам:
ритмическим,
мелодико-ритмическим,
синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также
без них. Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных

навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности,
а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование
навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без
сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
полѐтностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую
группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее
значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством
своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это – навыки звукоизвлечения,
звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и
самоконтроля за качеством звучания. В музыкально-пластической
деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода»
пространственно-временных соотношений в музыке -в зрительно-наглядные,
двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической
интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные
прежде всего с дифференцированным слушанием отдельных компонентов
музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых
особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а
также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне
выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается
учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе
слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в
музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и
сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами
искусства, с историей, жизнью. В основной школе сохраняется установка на
развитие творческого начала у учащихся, дальнейшего становления интереса
не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности.
В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностноокрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися
изучаемых
образцов
народного
музыкального
творчества,
профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства
различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи
средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных
исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении
связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся
формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и
двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки,
народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в

том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их
исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт
обогащается посредством
воплощения
пластическими
средствами
художественного образа музыкальных произведений более сложных в
интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю. В
инструментальном
музицировании
расширение
опыта
творческой
деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах,
импровизации и создания инструментальных композиций на основе
знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление
творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и
воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими
средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов
сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов). Опыт
творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при
освоении современных информационно-коммуникационных технологий и
овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение
музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусствами и
жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего
и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию
учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности
решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися
музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников.
Одной из содержательных линий программы является установка на
подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого
невозможно
становление
музыкальной
культуры.
Музыкальное
самообразование реализуется в программе в виде содержательных
дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую
по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел
место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде
требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение
ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области
музыкального самообразования.
Указания:
При разработке авторских, рабочих учебных программ необходимо
обратить особое внимание на то, что также как и в начальной школе
обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы
следуют рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение которых
возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие
сквозные учебные темы, разворачивающиеся на протяжении всех лет
обучения в основной школе. В данной программе эту сквозную тему
целесообразно представить в виде ряда конкретных учебных тем.
Формулировки тем и их общее количество могут варьироваться в

соответствии с той авторской концепцией, на основе которой создается
учебная программа. Вместе с тем в данной программе соблюдается заданная
стандартом направленность рассмотрения учебного материала и
придерживается определенная логическая последовательность выстраивания
учебного материала данной темы на основе концентрического принципа.
Реализация концентрического принципа, также как и в начальной школе,
предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение
учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный
элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего
изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько
различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При
этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического
материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В
результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие
благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и
изменения ракурса ее освещения. В качестве концептуального «ядра» данной
темы выступают основополагающие представления о музыке как виде
искусства. При этом в основной школе на новом обобщающем уровне
раскрывается понятие «Интонация». Рассматриваются интонационнообразная, жанровая, стилевая основа музыки, раскрывается широкое
значение интонации как носителя смысла в музыке. Получают освещение
такие понятия как «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия».
В опоре на выше обозначенные базовые знания осуществляется
последующее рассмотрение данной проблемы. При этом логика
выстраивания учебного материала выглядит следующим образом: Первый
концентр - изучение народного музыкального творчества, его связей с
профессиональной композиторской музыкой на примерах русского и
зарубежного классического искусства. Второй концентр -изучение русской и
зарубежной музыки от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте
стилевого подхода, предполагающего ознакомление учащихся с
характерными особенностями различных музыкальных исторических стилей
и проведение параллелей между творчеством отечественных и зарубежных
композиторов. Третий концентр -изучение отечественного и зарубежного
музыкального искусства ХХ века в многообразии его стилевых направлений
с широким привлечением не только образцов, в которых получают развитие
классические традиции, но и музыки ярко выраженного новаторского стиля,
а также образцов современной популярной музыки. Учебный материал в
сквозной учебной теме «Представления о музыкальной жизни России и
других стран» выстраивается в следующем виде. Концептуальное «ядро» -это
представления учащихся о богатстве и многообразии музыкальной жизни
своей страны, выдающихся отечественных исполнителях и исполнительских
коллективах, о всемирно известных музыкальных театрах России.
Дальнейшее расширение и углубление учебного материала осуществляется
путем обогащения полученных учащимися представлений о музыкальной
жизни своей страны, а также других стран мира. При этом на всех этапах

изучения предусматривается непосредственная связь уроков музыки с
музыкальной жизнью школы, своего родного края, страны и мира в целом.
Логика выстраивания второй сквозной учебной темы - «Опыт музыкальнотворческой деятельности» -не предполагает обособленного выделения
конкретных учебных тем и предусматривает органическое включение опыта
музыкально-творческой деятельности в каждую из представленных в
программе учебных тем. В целом она выстраивается в материале учебной
программы следующим образом. В качестве концептуального «ядра»
выступают первоначальный опыт музыкально-творческой деятельности и
представления учащихся о различных видах музыкальной деятельности,
способах их овладения, полученные ими в начальной школе. В основной
школе они конкретизируются и обогащаются. Учащиеся получают более
глубокие представления об основных видах исполнительской музыкальной
деятельности, об импровизации и сочинении музыки; о разнообразии
исполнительских составов, об искусстве исполнения музыки как искусстве
интерпретации. Обогащение опыта музыкально-творческой деятельности
происходит во всех видах музыкальной деятельности. Оно осуществляется за
счет расширения и усложнения предлагаемого учебного материала,
расширения знаний о способах овладения тем или иным видов музыкальной
деятельности, применения полученных знаний и умений в повседневной
жизни (участия в школьных и внешкольных музыкальных мероприятиях,
праздниках и др.).
В соответствии с Федеральным компонентом государственного
стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке
для 8-9 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы: 
 «Музыка в формировании духовной культуры личности», 
 «Опыт музыкально-творческой деятельности».
При выстраивании первой из них - «Музыка в формировании духовной
культуры личности» -сохраняется логика изложения учебного материала,
принятая в программе 5-7 классов. Она предполагает реализацию на
интонационной основе жанрово-стилевого подхода к изучению
музыкального искусства. В 8-9 классах в этом ракурсе рассматриваются:
специфика музыки и ее место в ряду других искусств; своеобразие раскрытия
вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов
различных эпох и стилевых направлений; претворение общественнопреобразующей и личностно-преобразующей функций искусства. Вторая
сквозная учебная тема - «Опыт музыкально-творческой деятельности
выстраивается на тех же основаниях, что и в 5-7 классах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Освоение содержания основного общего образования по предмету
«Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о
художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения,
сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения
получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной
жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-

творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений. В
процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и
обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационнообразной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образноэмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют
умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному
явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в
косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с
учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по
отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в
художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными
примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с
различными видами
источников информации. Опыт творческой
деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений,
интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с
деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении
творческих задач.
Место предмета «Музыка» в базисном учебном плане
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Базисным
учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она
предусматривает следующее количество, отведѐнное на изучение предмета:
«Музыка» в 8 классе -18 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания программы
Они заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства
личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и
духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека,
становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию
и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве,
ответственности за будущее культурное наследие.
Формы контроля:
- устный опрос;
- творческая работа;
- музыкальные викторины.

9 КЛАСС
Программа по музыке для IX классов разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по искусству, срок реализации данной
программы I год, составлена на основе программы по музыке для
общеобразовательных учреждений 5-9 классы, авторы: В.В. Алеева, Т.И.
Науменко, Т.Н. Кичак, М.: Дрофа, 2012 год.
Программа включает в себя пояснительную записку, основное
содержание и требования к уровню подготовки оканчивающих основную
школу.
Общая характеристика предмета
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в
основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического
чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и
гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой
открывает возможность для духовного становления личности и ее
творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» направлено на
расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к
произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на
углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в
процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает
развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения
учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления
о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины
мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной
культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования
личности.
Основные содержательные линии:
 обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к
музыке и музыкальным занятиям;
 усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение
способами
музыкально-учебной
деятельности
(музыкальные умения и навыки);
 обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию
цели программы и состоят в следующем:
- формировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,

осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в
музыкальном искусстве).
- развивать внимательное и доброжелательное отношения к
окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям
потребность в музыкальных переживаниях.
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение ещѐ одной
важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры
мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени
прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета
«Музыка» несомненна. Однако, постановка
такой задачи не только
правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной
направленности предмета.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение
в целевых установках учебной программы и получает последовательное
многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и
требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.
Обогащение опыта эмоционально - ценностного отношения к музыке и
знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в
первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в
жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в
музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной
(классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При
этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в
культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися
музыкального репертуара становятся образцы современной популярной
музыки. При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы
предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной
отзывчивости учащихся на музыку и их эмоционально- ценностного
отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы музыки, ее
содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное
расширение музыкально слухового фонда знакомой учащимся музыки,
включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. Особое
приоритетное значение на второй ступени обучения приобретают знания о
музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы
музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и
музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве
композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами
музыкальной деятельности, о нотной грамоте. В программе выделяется и
группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей
силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни
нашей страны и других стран мира. Необходимо предусмотреть в программе
освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам
музыкальной деятельности и отвечающих их природе. В слушательской
деятельности это умения:

 воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться
на содержание услышанного произведения;
 характеризовать свое внутреннее состояние после его
прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой
музыкой; 
 дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.)
характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального
содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи,
процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного
произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
 выявлять общее и различное между прослушанным произведением и
другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями
других композиторов, с произведениями других видов искусства и
жизненными истоками; В исполнительских видах музыкальной деятельности
обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в
собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в
пластическом интонировании). На первый план выступают умения
представлять, каким должно быть звучание данного конкретного
произведения в определенном характере, жанре, стиле. К умениям,
связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений,
относятся также умения:
 интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить
произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в
игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
 предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки
одного и того же произведения;
 сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них
предпочтительный вариант;
 оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем
исполнении.
В
музыкально-композиционном
творчестве
предусматривается
формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным
учителем
параметрам:
ритмическим,
мелодико-ритмическим,
синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также
без них. Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных
навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности,
а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование
навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания,
артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без
сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового
аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
полѐтностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую
группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее

значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством
своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это – навыки звукоизвлечения,
звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и
самоконтроля за качеством звучания. В музыкально-пластической
деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода»
пространственно-временных соотношений в музыке -в зрительно-наглядные,
двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической
интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные
прежде всего с дифференцированным слушанием отдельных компонентов
музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых
особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а
также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне
выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается
учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе
слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в
музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и
сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами
искусства, с историей, жизнью. В основной школе сохраняется установка на
развитие творческого начала у учащихся, дальнейшего становления интереса
не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности.
В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностноокрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися
изучаемых
образцов
народного
музыкального
творчества,
профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства
различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи
средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных
исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении
связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся
формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и
двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки,
народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в
том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их
исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт
обогащается посредством
воплощения
пластическими
средствами
художественного образа музыкальных произведений более сложных в
интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю. В
инструментальном
музицировании
расширение
опыта
творческой
деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах,
импровизации и создания инструментальных композиций на основе
знакомых мелодий.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление
творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и
воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими
средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов
сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов). Опыт
творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при
освоении современных информационно-коммуникационных технологий и
овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение
музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусствами и
жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего
и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию
учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности
решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися
музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников.
Одной из содержательных линий программы является установка на
подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого
невозможно
становление
музыкальной
культуры.
Музыкальное
самообразование реализуется в программе в виде содержательных
дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую
по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел
место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде
требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение
ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области
музыкального самообразования.
Указания:
При разработке авторских, рабочих учебных программ необходимо
обратить особое внимание на то, что также как и в начальной школе
обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы
следуют рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение которых
возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие
сквозные учебные темы, разворачивающиеся на протяжении всех лет
обучения в основной школе. В данной программе эту сквозную тему
целесообразно представить в виде ряда конкретных учебных тем.
Формулировки тем и их общее количество могут варьироваться в
соответствии с той авторской концепцией, на основе которой создается
учебная программа. Вместе с тем в данной программе соблюдается заданная
стандартом направленность рассмотрения учебного материала и
придерживается определенная логическая последовательность выстраивания
учебного материала данной темы на основе концентрического принципа.
Реализация концентрического принципа, также как и в начальной школе,
предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение
учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный
элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего
изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько

различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При
этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического
материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В
результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие
благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и
изменения ракурса ее освещения. В качестве концептуального «ядра» данной
темы выступают основополагающие представления о музыке как виде
искусства. При этом в основной школе на новом обобщающем уровне
раскрывается понятие «Интонация». Рассматриваются интонационнообразная, жанровая, стилевая основа музыки, раскрывается широкое
значение интонации как носителя смысла в музыке. Получают освещение
такие понятия как «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия».
В опоре на выше обозначенные базовые знания осуществляется
последующее рассмотрение данной проблемы. При этом логика
выстраивания учебного материала выглядит следующим образом: Первый
концентр - изучение народного музыкального творчества, его связей с
профессиональной композиторской музыкой на примерах русского и
зарубежного классического искусства. Второй концентр -изучение русской и
зарубежной музыки от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте
стилевого подхода, предполагающего ознакомление учащихся с
характерными особенностями различных музыкальных исторических стилей
и проведение параллелей между творчеством отечественных и зарубежных
композиторов. Третий концентр -изучение отечественного и зарубежного
музыкального искусства ХХ века в многообразии его стилевых направлений
с широким привлечением не только образцов, в которых получают развитие
классические традиции, но и музыки ярко выраженного новаторского стиля,
а также образцов современной популярной музыки. Учебный материал в
сквозной учебной теме «Представления о музыкальной жизни России и
других стран» выстраивается в следующем виде. Концептуальное «ядро» -это
представления учащихся о богатстве и многообразии музыкальной жизни
своей страны, выдающихся отечественных исполнителях и исполнительских
коллективах, о всемирно известных музыкальных театрах России.
Дальнейшее расширение и углубление учебного материала осуществляется
путем обогащения полученных учащимися представлений о музыкальной
жизни своей страны, а также других стран мира. При этом на всех этапах
изучения предусматривается непосредственная связь уроков музыки с
музыкальной жизнью школы, своего родного края, страны и мира в целом.
Логика выстраивания второй сквозной учебной темы - «Опыт музыкальнотворческой деятельности» -не предполагает обособленного выделения
конкретных учебных тем и предусматривает органическое включение опыта
музыкально-творческой деятельности в каждую из представленных в
программе учебных тем. В целом она выстраивается в материале учебной
программы следующим образом. В качестве концептуального «ядра»
выступают первоначальный опыт музыкально-творческой деятельности и
представления учащихся о различных видах музыкальной деятельности,

способах их овладения, полученные ими в начальной школе. В основной
школе они конкретизируются и обогащаются. Учащиеся получают более
глубокие представления об основных видах исполнительской музыкальной
деятельности, об импровизации и сочинении музыки; о разнообразии
исполнительских составов, об искусстве исполнения музыки как искусстве
интерпретации. Обогащение опыта музыкально-творческой деятельности
происходит во всех видах музыкальной деятельности. Оно осуществляется за
счет расширения и усложнения предлагаемого учебного материала,
расширения знаний о способах овладения тем или иным видов музыкальной
деятельности, применения полученных знаний и умений в повседневной
жизни (участия в школьных и внешкольных музыкальных мероприятиях,
праздниках и др.).
В соответствии с Федеральным компонентом государственного
стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке
для 8-9 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы: 
 «Музыка в формировании духовной культуры личности», 
 «Опыт музыкально-творческой деятельности».
При выстраивании первой из них - «Музыка в формировании духовной
культуры личности» -сохраняется логика изложения учебного материала,
принятая в программе 5-7 классов. Она предполагает реализацию на
интонационной основе жанрово-стилевого подхода к изучению
музыкального искусства. В 8-9 классах в этом ракурсе рассматриваются:
специфика музыки и ее место в ряду других искусств; своеобразие раскрытия
вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов
различных эпох и стилевых направлений; претворение общественнопреобразующей и личностно-преобразующей функций искусства. Вторая
сквозная учебная тема - «Опыт музыкально-творческой деятельности
выстраивается на тех же основаниях, что и в 5-7 классах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Освоение содержания основного общего образования по предмету
«Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о
художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения,
сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения
получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной
жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и нахождению при этом оригинальных решений. В
процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и
обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационнообразной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образноэмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют
умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному
явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в
косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с
учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по
отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в

художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными
примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с
различными видами
источников информации. Опыт творческой
деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений,
интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с
деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении
творческих задач.
Место предмета «Музыка» в базисном учебном плане
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Базисным
учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она
предусматривает следующее количество, отведѐнное на изучение предмета:
«Музыка» в 9 классе -18 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания программы
Они заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства
личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и
духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека,
становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию
и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве,
ответственности за будущее культурное наследие.
Формы контроля:
- устный опрос;
- творческая работа;
- музыкальные викторины.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».