Аннотация к рабочей программе по Технологии
в неделимых 5-8 классах.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от
05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений
«Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования
Российской Федерации, г. Москва, Вентана-Граф, 2008 г.
Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения
учащихся 5-8 неделимых классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на
один учебный год.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи,
энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение
методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных
объектов.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая
научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их
использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и
других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области
«Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы
проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также
обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и
адаптацию к социально-экономическим условиям.
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к
самостоятельной
трудовой
жизни
в
современном
информационном
постиндустриальном обществе.
Учитывая цель и задачи образовательной программы школы:
* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои
возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической,
технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и
самореализации;
*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской,
информационной культуры и культуры самореализации;
изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска
и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов
труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих
жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие
познавательных
интересов,
пространственного
воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает
овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками,
так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача,
решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение
жизненно важных умений.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный
подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими
при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая
оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся,
так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в
быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается
опасность зарождения «безрукого» поколения.
Задачи учебного курса
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а
также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также
выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание
трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим
людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом
экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей
действительности.
В результате изучения технологии учащиеся должны:
знать/понимать:
основные технологические понятия;
назначения и технологические свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила
безопасной работы с ними;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на
окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием
изделий из них, получением продукции;
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять
конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и
приспособлений;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого
изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для получения технологических сведений из разнообразных источников
информации;
для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
для создания изделий или получения продукта с использованием ручных
инструментов и приспособлений;
для обеспечения безопасности труда;
для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по
8 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и
информации на все более высоком уровне, в связи с чем, тематика разделов
сохраняется.
Поскольку ведущей деятельностью пятиклассников остается игра, в процесс
обучения включены элементы игровых технологий. Теоретический материал
преподносится в форме бесед, поисковых и самостоятельных работ.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся
осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов,
практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки
теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений –
практические задания и мини-проекты.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности
(индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной)
предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности:
социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме
того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в
сфере профессионального самоопределения.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах
является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и
девочками.
Все разделы программы включают в себя основные теоретические сведения,
практические работы. В реализации программы важное место отводится методу проектов,
который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников,
росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму
выполнения проекта.