Аннотация для рабочих программ по ОБЖ 8-11 класс

Аннотация для рабочих программ по ОБЖ 8-9-10-11 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 8-9 классе
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонациональногороссийскогообщества; воспитание чувства ответственности и долг
а перед Родиной,
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира:
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций,
видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
• освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма
и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Содержание учебного предмета
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8—9 классов включает следующие
содержательные линии (разделы).
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора
грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными
животными. Гроза в лесу.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в
неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на
воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему.
Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.
Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные
Современный транспорт и безопасность
Транспорт

в

современном

мире.

Чрезвычайные

ситуации

на

дорогах.

Дорожнотранспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как
главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного
поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для
велосипедистов. Поведение в дорожнотранспортных происшествиях. Опасные ситуации в
метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в
салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила
поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные
игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное отношение к ним.
Безопасный отдых и туризм
Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое
снаряжение походной туристской группы. Обеспечение безопасности в туристских
походах: виды опасностей. Движение по маршруту, график движения. Правила
преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через
водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, если он
отстал от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма.
Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.

Когда человек сам себе враг
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя
и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние курения на организм
подростка. Физическое состояние подростка ­ курильщика. Алкоголь — разрушитель
личности: воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Наркотики
— яд. Влияние наркотиков на организм: распад личности человека под влиянием
наркотиков. Токсикомания — страшная зависимость. Детская игромания — болезненное
состояние, которое отражает неуправляемую зависимость человека от процесса игры,
неоправданное желание с её помощью устранить свои проблемы. Самовоспитание:
предупреждение привыкания к компьютерным играм.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных
ситуаций (ЧС), их характер и особенности. Система оповещения в ЧС, общие правила
эвакуации.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. Характеристика
наиболее распространённых и опасных ЧС. Геофизические чрезвычайные ситуации:
землетрясение как геофизическое природное явление; наводнения, природные пожары,
извержения вулкана, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных ЧС. Поведение
во время природных ЧС.
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита от них: эпидемии,
энзоотии, эпизоотии (без обязательного усвоения термина). Пути заражения. Способы
предупреждения заражения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины и виды. Безопасное поведение
в техногенных ЧС.
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Национальная безопасность Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Государственные
мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Пути снижения угрозы теракта.
Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения), при
обнаружении неизвестного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления
людей, в жилом доме.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
в 10-11 классе
Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в
основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты:
1. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6. развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10. формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных
действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся
приобретают:
1. умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические,
проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения,
сравнения, систематизации и интерпретации)
2. формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему
(задачу)
3. анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
4. выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
5. генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
6. планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
7. выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
8. находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной
литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и
других информационных ресурсов;
9. применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой
помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового
образа жизни;
Предметные результаты обучения:
1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
3. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
4. понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
5. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

6. формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
7. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
8. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
9. знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
10. умение оказать первую помощь пострадавшим;
11. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
12. умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Содержание учебного предмета 10 - 11 классе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 10 КЛАСС
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.
Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества,
государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности.
Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.
Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской
Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в
чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий
в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения.
Защита населения и территорий от радиационной опасности.
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих.
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни и его составляющие.

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.
Правила оказания первой помощи при травмах.
Первая помощь при кровотечениях, ранениях.
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении
связок, вывихах, переломах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 11 КЛАСС
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания.
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.
Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности.
Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства
по обеспечению безопасности
Обеспечение национальной безопасности России.
Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.
Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Поисково-спасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам,
экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека
Экстремальные ситуации криминогенного характера.
Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека.
Дорожно-транспортная безопасность.
Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооружённые Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз
Основные задачи Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы.
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.
Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских
воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни
Демографическая ситуация в России.
Культура здорового образа жизни. Культура питания.
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.
Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях
Медико-психологическая помощь.
Первая помощь при ранениях.
Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и
термических ожогах, обморожении.
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при
отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Виды и формы контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».