Аннотация к рабочим программам по краеведению 7-9 класс

Аннотация к рабочим программам по краеведению 7-9 класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
в предметной области «Историческое краеведение»:
‒ о месте и роли Сахалина и Курильских островов в российской и в мировой истории;
‒ базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней, место доисторической истории
территорий Сахалина и Курильских островов в древнюю эпоху;
‒ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
‒ способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого и современности;
‒ умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
‒ умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
‒ уважение к мировому, отечественному и региональному историческому наследию,
культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для
выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона;
в предметной области «Литературное краеведение»:
‒ осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания
мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального
удовлетворения;
‒ восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных
ценностей народа (отражающей его менталитет, историю,
мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
‒ обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и
писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
‒ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;
‒ развитие способности понимать литературные
воплощающие разные этнокультурные традиции;

художественные

произведения,

‒ овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
в предметной области «Географическое краеведение»:
‒ формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
‒ формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах своего региона;
‒ овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
‒ овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
‒ овладение основными навыками
географической информации;

нахождения,

использования

и

презентации

‒ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
‒ формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде;
в предметной области «Биологическое краеведение»:
‒ усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее
развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине
мира;
‒ приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
‒ формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
растений, животных родного края;
в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

‒ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание
личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
‒ знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения и их
последствий для личности, общества и государства;
‒ знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
‒ умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
‒ умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
‒ овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с
учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета (курса) «Краеведение»
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа);
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; готовность и способность осознан-ному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации

в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности);
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность
к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия:
‒ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
‒ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
‒ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
‒ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
‒ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
‒ смысловое чтение;
‒ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
‒ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
‒ умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность
с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

‒ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
-Уметь объяснять место и роль Сахалина и Курильских островов в истории России и
мира.
-Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.
-Объяснять влияние климата на территориальные изменения Сахалина и Курильских
остров, миграции животных и жизнедеятельность человека в древнейшем прошлом.
-Использовать вещественные источники для иллюстрации особенностей социальноэкономических явлений изучаемого периода, характеристики быта, особенностей
культуры, составления краткого описания фактов (явлений, процессов) истории родного
края.
-Проводить атрибуцию археологических карт Сахалинской области,
используя обозначенную на них информацию, читать и использовать для получения
информации легенду карты.
-Уважать историческое наследие народов Сахалинской области.
-На основе изученного материала определять и указывать причины, предпосылки, повод,
последствия, указывать значение исторических событий (явлений, процессов).
-Понимать национальные, культурные и религиозные различия между народами, с
уважением относиться к представителям других национальностей, культур и религий
-Соотносить информацию географических карт Сахалина и Курильских островов в
исторической ретроспективе, делать выводы об уровне развития картографической и
географической наук в разных странах изучаемого периода.
-Различать основные жанры фольклора и художественной литературы.
-Владеть умениями анализировать произведения (в том числе с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа).
-Пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками; каталогами библиотек,
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
-Выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования; уметь ставить
проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию,
необходимую для написания учебной исследовательской работы и/или создания проекта
на заданную или самостоятельно выбранную тему.
-Знать и уметь показывать территориальный состав Сахалинской области (о. Сахалин,
Большая Курильская гряда, Малая Курильская гряда (крупные острова)).
-Знать вклад путешественников в изучение своего края.
-Уметь находить Сахалинскую область, свой город или село, соседние страны, используя
сервисы Google Карты и Яндекс. Карты.
-Уметь показывать основные элементы береговой линии, моря, проливы, заливы
Сахалинской области.
-Уметь называть и показывать на карте крупные реки и озера Сахалинской области.
-Знать особенности стран, граничащих с Сахалинской областью, и стран, входящих в
состав АТР; объяснять особенности компонентов природных комплексов, населения и
хозяйства отдельных территорий.
-Называть приемлемые меры по охране и рациональному использованию природных
ресурсов Сахалинской области.
-Уметь применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на
определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности

окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
-Знать административно-территориальное деление Сахалинской области; уметь
объяснить историю возникновения символов Сахалинской области и своего
муниципального образования (флаг, герб).
-Использовать знания об особенностях компонентов природы Сахалинской области и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни
-Уметь определять и использовать биологические термины и понятия в соответствии с
поставленной задачей и в контексте изучаемой темы.
-Аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять
значение природоохранной деятельности человека.
-Выявлять черты приспособленности растений Сахалинской области к среде обитания,
значение экологических факторов для растений, экологические группы растений.
-Характеризовать растительные сообщества Сахалинской области, сезонные и
поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный
покров) природных зон Сахалинской области, флору Сахалинской области.
-Использовать компьютерные базы данных для изучения опасных природных явлений,
характерных для территории Сахалинской области.
-Понимать и объяснять зависимость влияния географического положения Сахалинской
области на частоту реализации разрушительных волн цунами.
-Использовать компьютерные базы данных для изучения опасных природных явлений,
характерных для территории Сахалинской области.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
6-й КЛАСС (7 ЧАСОВ)
ИСТОРИЯ САХАЛИНА И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО
XVIII ВЕКА.
Введение.
Географическое положение и административное устройство Сахалинской области. Сахалин
и Курильские острова в истории России и мира. Место островного региона в
географическом пространстве евразийского континента.
Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов (до появления человека).
Географическое положение и изменение территории Сахалина и Ку-рильских островов до
появления человека. Животный мир мелового, палеогенового и неогенового периодов.
Изменения климата: похолодания и потепления.
Первые люди на островах.
Человек разумный расселяется из Африки 80–40 тыс. лет назад на территории Евразии.
Предки современного человека в Азии и их адаптация к жизни в новых экологических и
климатических условиях. Основополагающее влияние климата, миграций и изменений
флоры и фауны на жизнедеятельность человека.
Этапы развития человеческого общества в соответствии с археологической периодизацией.
Каменный век. Присваивающее хозяйство. Древнейшие стоянки Дальнего Востока.
Стоянка Сенная-1.
Человек разумный открывает новые земли.
Появление территории приполярной суши Берингии в период ледникового периода.
Сахалин как часть Берингии. Палеотические находки на Сахалине. Жилища древнего
человека на реке Лютога. Орудия древнего человека – лук и стрелы из обсидиана. Стоянки
и жилища человека с орудиями из кремнистого сланца и обсидиана. Обсидиановый путь.
Стоянка Сокол.
Пещерный мир Сахалина.
Изменения климата Сахалина и Курильских островов 15–12 тысяч лет назад – таяние
ледников и вечной мерзлоты. Находки останков мамонтов на Сахалине. Бизоны и львы.
Гибель и сокращение разнообразия фауны в результате смены климата. Экологические
кризисы. Люди приспосабливаются к новым условиям. Охотники на медведя.
Освоение моря.
Формирование и резкое расширение проливов северной части Тихого океана в результате
таяния льдов. Формирование современных очертаний Курильских островов. Отделение
Сахалина от материковой суши. Выход человека в море и его приспособление к
изменившейся среде с помощью новых способов адаптации. Поселки на побережье.
Орудия каменного века.
Добыча камня древним человеком. Обработка камня, дерева, кости. Основные орудия труда
неолита в поселениях Сахалина Кузнецово-3, Имчин-12, Седых-1. Неолитические культуры
на Курильских островах. Первобытная культура. Источники для реконструкции
мировоззрения и эстетических представлений первобытного человека. Долинская Венера.
Украшения. Развитие искусства в неолите, его виды. Особенности и функции искусства в
первобытную эпоху. Древние гончары.
7-й КЛАСС (7 ЧАСОВ)
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Дальний Восток в эпоху бронзы и раннего железа.
Открытие металлургии как важнейшая веха в истории человечества. Переход от камня к
металлу. Особенности климатических и экономических условий Северо-Восточной Азии.

Польцевская культура земледельцев железного века Приамурья. Ареалы культур раннего
железного века. Янковская культура морских охотников Приморья.
Археологические культуры палеометалла на Сахалине.
Археологические культуры на побережьях заливов Пильтун и Чайво на северо-востоке
Сахалина. Особенности распространения стоянок как зимних поселений с
долговременными жилищами на берегах заливов и рек. Зверобои и рыболовы севера
Сахалина. Набильская и пильтунская культуры палеометалла (V в. до н.э. – III в. н.э.).
Поселение Кашкалебагш-2. Основные занятия древнего населения островов, морская охота
и рыболовство. Путешествия между островами. Древнеайнские культуры I тыс. до н.э.
Древние святилища и крепости эпохи палеометалла.
Сусуйская культура (V в. до н.э. – V в. н.э.).
Возникновение Сусуйской культуры на стыке южного побережья Сахалина и севера
Японского архипелага. Остро- и круглодонная керамика и шнуровой орнамент как главная
особенность Сусуйской культуры. Памятник эпохи палеометалла Сусуйская стоянка.
Орудия труда и хозяйство жителей Сусуйской стоянки. Контактные зоны эпохи
палеометалла.
Племена, королевства и империи российского Дальнего Востока.
Влияние государств древнего Востока на население Сахалина и Курильских островов.
Великое переселение народов (IV–V вв. н.э.) как массовая миграция кочевых племен севера
евразийского континента и расселение их на новых территориях. Интенсификация
торговых и военных отношений различных племен и народов Северо-Восточной Азии.
Формирование новых племенных союзов, народов, государств. Племена и народы СевероВосточной Азии в VII–XIII вв. н.э. Дальневосточное королевство Бохай. Государство
воинственных чжурчжэней империя Цзинь. Племена мохэ как общее древнекитайское
название тунгусо-маньчжурских племен, обитавших к северу от Китая в раннее
Средневековье. Первые письменные свидетельства о народах Сахалина в древнекитайских
хрониках и трактатах. Легенды о коропокгуру, тончах и тоисэкуру.
Средневековые культуры Охотского моря.
Расширение границ королевства Бохай на север и его влияние на народы Приамурья и
Приморья. Миграция амурских племен хэйшуй мохэ на Сахалин и Курильские острова.
Подчинение и вытеснение местных племен племенами хэйшуй мохэ. Формирование
охотской культуры (VII–IX вв.). Археологиче-ские культуры островных народов X–XIII вв.
Особенности разных типов по-селений охотской культуры. Хозяйство островных народов.
Борьба народов островной части Дальнего Востока против иноземных завоевателей.
Археологические свидетельства иноземных нашествий на Сахалин. Оборонительные
сооружения (убежища, острожки, городища) местных народов и иноземных завоевателей.
Александровское, Пугачевское и Крильонское городища. Борьба местных племен с
пришлыми захватчиками. Вторжения монголов на Нижний Амур и Сахалин. Письменные
свидетельства вторжений из древнекитайских хроник и надписях на стелах.
Археологическая карта Сахалина и Курильских островов.
Развитие археологической науки на Сахалине и Курильских островах. Особенности
составления археологических карт. Археологическая карта Сахалина. Археологическая
карта Курильских островов. Значение охраны археологического наследия. Государственная
политика охраны и сохранения памятников археологии и древней истории Сахалинской
области. Общественные движения по изучению древнего прошлого на Сахалине и
Курильских островах.
8-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В XVII–XVIII ВВ.
Выход русских людей к Тихому океану.
Особенности исторического процесса в восточной части евразийского материка.
Особенности исторического процесса на островах в XVII–XVIII вв. Расширение России на

восток, освоение Сибири и Дальнего Востока. Противостояние с Китаем. Нерчинский
договор 1689 г. Особенности русского «движения на восток». Казаки И.Ю. Москвитина
выходят к берегам Тихого океана. Экспедиция В.Д. Пояркова собирает первые сведения об
Амуре и Сахалине. Появление Сахалина на русских картах. Чукотская экспедиция С.И.
Дежнева, открытие пролива между Азией и Америкой. В.В. Атласов открывает Курильские
острова. Исследование Курильских островов и Сахалина второй Камчатской экспедицией
Витуса Беринга. Дальний Восток и острова Тихого океана в русских письменных
источниках, сказки.
Европейские исследователи на островах Дальнего Востока. Особенности проникновения
европейцев на Дальний Восток в XVII–XVIII в.
Голландский мореплаватель М.-Г. де Фриз на корабле «Кастрикум» и первые европейские
сведения о Сахалине и Курильских островах. Морская карта де Фриза «Iaponiae Terrae
Esonis». Французская кругосветная экспедиция Ж.-Ф. де Лаперуза на южном и восточном
побережье Сахалина, в Татар-ском проливе, заливе Де Кастри, проливе Лаперуза.
Ошибочное представление о полуостровном положении Сахалина на европейских картах.
Исследование Курильских островов и Сахалина экспедицией английского мореплава-теля
У.-Р. Броутона на шлюпе «Провиденс». Европейские карты и письменные источники об
островах северной части Тихого океана.
Закрепление Курильских островов за Российской империей.
Начало освоения Курильских островов Российской империей. Высадка камчатских казаков
под руководством Д.Я. Анциферова и И.П. Козыревского на Шумшу. Поход Д.Я.
Анциферова в 1713 г. «Чертеж морским островам» И.П. Козыревского. Геодезическая
экспедиция И.Б. Евреинова и Ф.Ф. Лу-жина. Исследования отряда под руководством М.П.
Шпанберга 2-й Камчат-ской экспедиции. Деятельность купцов П.С. Лебедева-Ласточника
и Г.И. Ше-лихова. Промысел морских бобров (каланов). Русские торговые и промысло-вые
поселения на Курильских островах. Деятельность сотника И. Черного на Южных Курилах
и ее отрицательные последствия. Указ Екатерины II «О не-взимании никаких податей с
приведенных в подданство курильцев» 1779 г. Освоение Курильских островов Россией и
Японией.
Российская административная система управления Курильскими островами. Японская
экспансия на север от Хоккайдо в условиях политики самоизоляции. Японские экспедиции
для изучения Сахалина и южных Курильских островов. Курильские острова – место
пересечения торговых путей тихоокеанского севера. Японские торговые фактории, селение
Сирануси. Курильские айны между Россией и Японией. Антияпонское восстание айнов
Кунашира в 1789 г. Русское население на Курильских островах.
Традиционная жизнь коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Этнографические источники изучения жизнедеятельности, быта и материальной культуры
коренных народов. Контактная зона – место встречи коренного и пришлого населения
островов.
Древнейшая этническая общность, коренное население южного Саха-лина, Курильских
островов, Хоккайдо айны. Традиционное хозяйство айнов. Рыболовство, морской
зверобойный промысел, таежная охота, собирательство. Поселения, традиционные жилища
и средства передвижения айнов. Социальная организация и общественный быт айнов.
Один из малочисленных народов Дальнего Востока России (бассейн Нижнего Амура,
Камчатка, Сахалин) нивхи. Одна из территориальных групп нивхского этноса сахалинские
нивхи. Теории происхождения родства нивхов. Традиционное хозяйство, занятия.
Поселения, жилища и быт. Социальная организация и общественный быт нивхов.
Самая малочисленная этническая общность Сахалина уйльта (ороки). Традиционные
занятия, поселения и жилища уйльта. Общественный строй и традиционные семейные
отношения.
Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира.

Особенности картографического и географического изучения Сахалина и Курильских
островов. Русские и европейские карты островов. Карта китайского императора Канси.
Японские карты Сахалина и Курильских островов.
9-й КЛАСС (11 ЧАСОВ)
ИСТОРИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА.
Введение.
Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Проблемы периодизации
островной истории. Источники по истории Сахалина и Курильских островов. Основные
этапы развития отечественной историографии истории Сахалина и Курильских островов.
Особенности мировоззрения и повседневной жизни коренных народов к началу XIX в.
Особенности жизнедеятельности коренных народов Сахалина и Курильских островов к
началу XIX в. Мировоззрение и система духовных практик. Религия и мифология.
Фольклор, декоративное искусство, игры и досуг коренных народов. Влияние колонизации
на жизнь коренного населения.
Изучение Сахалина и Курил в первой половине XIX в.
Указ императора Павла I о создании Российско-американской компании. Курилороссия.
Организация первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф.
Крузенштерна. Шлюп «Надежда» у берегов Сахалина. Дипломатическая миссия Н.П.
Резанова и неудачные попытки заключить торго-вое соглашение с Японией. Деятельность
морских офицеров Н.А. Хвостова и Г.И. Давыдова на Курильских островах и Сахалине.
Плавание шлюпа «Диана» под руководством В.М. Головнина к берегам Курильских и
Шантарских островов. Захват В.М. Головнина японцами, двухлетний плен. «Записки флота
капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 гг. с
приобщением замечаний его о японском государстве и народе».
Политика японского сегуната по отношению к Сахалину и Курильским островам. Японская
политика самоизоляции. Изучение Сахалина и Приморья японским чиновником Мамия
Риндзо. «Новая карта Северных земель» японского картографа Баба Садзюро 1809 г.
Начало русско-японского конфликта за обладание Сахалином и Курильскими островами.
Русские офицеры и ученые изучают Сахалин. Колонизация Дальнего Востока Российской
империей, деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. МуравьеваАмурского. Подготовка Амурской экспедиции, гипотеза Г.И. Невельского об «островном»
положении Сахалина. Г.И. Невельской на Сахалине, результаты и исторические
последствия Амурской экспедиции. Изучение угольных месторождений лей-тенантом Н.К.
Бошняком. Основание Муравьевского поста в заливе Анива. Исследования Н.В.
Рудановским южной части Сахалина. Экспедиция Рус-ского географического общества в
Приамурье и на Сахалине. Исследователь Л.И. Шренк и изучение коренных народов
Дальнего Востока по направлению Академии наук.
Первые русские поселения на Сахалине.
Учреждение русских военных постов на Сахалине. Административный центр Сахалина
пост Дуэ. Кусунайский пост, пост Мануэ, Корсаковский пост. Первые вольные поселения
русских земледельцев. Айны Сахалина между Россией и Японией. Итоги первого этапа
русского освоения Сахалина.
Сахалин и Курильские острова в первых российско-японских договорах.
Дипломатическая миссия Е.В. Путятина в Японию. Секретарь миссии И.А. Гончаров и его
книга «Фрегат «Паллада». Заключение Симодского трактата о дружбе с Японией.
Установление первой русско-японской границы на Сахалине и между островами Уруп и
Итуруп. Временные правила относительно о. Сахалина 1867 г. Борьба России за решение
«сахалинского вопроса». Санкт-Петербургский договор 1875 г. «об обмене территориями».
Судьба русского и айнского населения северных Курильских островов после передачи
островов Японии.

Сахалинская каторжная колония. Заселение и хозяйственное освоение Сахалина Россией.
Причины учреждения каторжной колонии. Первые опыты использования труда
ссыльнокаторжных. Создание и функционирование административнотюремной системы.
Порядок отбывания наказания на сахалинской каторге. Доставка каторжников на пароходах
Добровольного флота.
Опыт каторжного освоения Сахалина.
Заселение Сахалина и основание русских населенных пунктов. Административное
управление Сахалина. Начальники о. Сахалина – А.И. Гинце, В.О. Кононович, В.Д.
Мерказин, М.Н. Ляпунов. Особенности развития промышленности и сельского хозяйства.
Сахалинское путешествие А.П. Чехова. Перепись населения 1897 г. Духовная, культурная
и научная жизнь населения Сахалина.
Русско-японская война 1904–1905 гг. на Сахалине.
Соперничество России и Японии в Маньчжурии и Корее в конце XIX в. Причины военного
конфликта. Нападение Японии на русский флот в Порт-Артуре. Подготовка Сахалина к
обороне от японцев. Подвиг крейсера «Новик». Японское вторжение. Боевые действия на
Сахалине в 1905 г. Оборона острова отрядами И.А. Арцишевского, Б.В. ГроттоСлепиковского, В.П. Быкова, Б.А. Стерлигова. Нападение японского десанта на пост
Александровский. Портсмутский мир и раздел Сахалина по 50-й параллели. Память о
русских защитниках Сахалина в период Русско-японской войны.
Русский Сахалин в 1906–1917 гг.: перспективы и реалии жизни.
Последствия Русско-японской войны на Северном Сахалине. Упразднение сахалинской
каторжной колонии. Начало свободного заселения и административно-территориальное
переустройство Северного Сахалина. Проекты улучшения жизни сахалинцев, их провал.
Закон «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалин» от
17 июня 1909 г. Губернатор Сахалинской области Д.Д. Григорьев. Угольная
промышленность и ее упадок. Рыбная промышленность и влияние на нее рыболовной
конвенции с Японией 1907 г. Сахалинская нефть – новый ресурс развития. Социальное
развитие Северного Сахалина.
Культура Сахалина и Курильских островов во второй половине XIX – начале XX вв.
Жизнь и бытовая культура русских сахалинцев. Проблемы системы здравоохранения.
Религиозные конфессии. Образование, театр и развлечения жителей Сахалина. Газета
«Вестник Сахалина». Работа Сахалинского краеведческого музея.
10-й КЛАСС (17 ЧАСОВ)
САХАЛИН И КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Влияние Великой русской революции 1917 г. и Гражданской войны на Сахалин.
События Февральской и Октябрьской революций 1917 г. на Северном Сахалине. Избрание
А.Т. Цапко главой областного Комитета общественной безопасности. Отстранение от
должности вице-губернатора Ф.Ф. Бунге. Митинги и создание сахалинского «Совета
рабочих и солдатских депутатов». Сахалин под управлением администрации адмирала А.В.
Колчака. Иностранные инвестиции в угольную и нефтяную промышленность Северного
Сахалина. Переворот 14 января 1920 г. «Николаевский инцидент» 12–15 марта 1920 г. и его
последствия. Японский захват Северного Сахалина и гибель А.Т. Цапко. Северный Сахалин
в период японской оккупации в 1920–1925 гг., политика оккупационных властей.
Первые шаги советской власти на Северном Сахалине.
Дипломатическая борьба за освобождение Северного Сахалина. Пекинский договор 1925 г.
и возвращение Северного Сахалина Советскому Союзу. В.Я. Аболтин и Полномочная
комиссия ЦИК СССР по приему Северного Сахалина у японцев. «Советизация» острова.
Учреждение газеты «Советский Сахалин». Сельскохозяйственное переселение на Сахалин
в 1926–1929 гг. и его результаты. Развитие нефтяной промышленности Сахалина. Японские
концессии на Северном Сахалине.
Советский Сахалин в годы первых пятилеток.

Советские реформы на Северном Сахалине. Административная реформа в 1932 г. –
создание Сахалинской области в составе Дальневосточного края РСФСР. Массовая
коллективизация, создание колхозов и совхозов, реорганизация и уничтожение
индивидуальных хозяйств, стойбищ туземцев-оленеводов, ликвидация кулачества.
Развитие транспортной системы. Акционерное Сахалинское общество. Комсомольское
переселение, оргнабор и вербовка. Уголь, нефть и рыба как основа экономики.
Политические репрессии на Северном Сахалине, дрековщина. Этнические депортации и
выселения с Северного Сахалина. Итоги довоенного экономического развития.
Культурная жизнь в Сахалинской области в предвоенные годы. Проблемы культурной
жизни населения Сахалинской области.
Создание системы образования (общеобразовательные школы, нефтяной и горный
техникумы, педагогическое училище, общества «Долой неграмотность», курсы по
ликвидации неграмотности). Библиотеки, клубы, киноустановки, газеты Северного
Сахалина. Улучшение медицинского обслуживания. Сахалинский театр. Спортивная
жизнь. Культура повседневной жизни.
Губернаторство Карафуто (Южный Сахалин) и Тисима (Курильские острова).
Курильские острова как часть губернаторства Хоккайдо. Основа экономики Курильских
островов – рыбная промышленность, японские рыбаки на островах. Административнотерриториальные реформы на Южном Сахалине после Русско-японской войны, создание
губернаторства Карафуто. Переселенческая политика японского правительства,
юридический статус жителей и рост населения Южного Сахалина. Создание условий для
успешной колонизации Карафуто. Развитие угольной, рыбной, лесной, целлюлознобумажной отраслей промышленности. Поиск нефтяных месторождений. Монопольные
компании «дзайбацу» на Карафуто. Политика японской администрации по отношению к
корейцам и айнам. Принудительная трудовая мобилизация населения. Культурное и
научное развитие Карафуто.
Северный Сахалин – фронту!
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и борьба за отражение фашистской агрессии.
Япония как союзник гитлеровской Германии. Советско-японский пакт о нейтралитете 1941
г. Мобилизация экономики Сахалинской области, переориентация на военные нужды.
Система военного всеобуча. Посылки и подарки жителей Сахалинской области
фронтовикам. Знаменитые са-халинцы на фронтах Великой Отечественной войны.
Культурная жизнь в период Великой Отечественной войны.
Завершающий этап Второй мировой войны на Сахалине и Курильских островах.
Участие Советского Союза в антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания).
Решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций о судьбе Японской
империи. Согласие Советского Союза на вступление в войну с Японией, денонсация Пакта
о нейтралитете. Подготовка СССР к войне на Дальнем Востоке. Командующий советскими
войсками на Дальнем Востоке маршал А.М. Василевский. Формирование Забайкальского,
1-го и 2-го Дальневосточного фронтов, проведение Маньчжурской наступательной
операции. Подготовка и задействование войск 2-го Дальневосточного фронта в ЮжноСахалинской наступательной операции. Осуществление Тихоокеанским флотом под
командованием И.С. Юмашева Курильской десантной операции и десантных операций в
порты Маока, Торо, Эсуторо. Сириторское соглашение о прекращении боевых действий.
Подписание Японией Акта о капитуляции 2 сентября 1945 г., принятие условий
Потсдамской декларации. Память о героях войны в Сахалинской области.
От войны к миру: Сахалин и Курильские острова в 1945–1947 гг.
Создание и функционирование Гражданского управления при 2-м Дальневосточном фронте
под руководством Д.Н. Крюкова. Мероприятия Гражданского управления по
реорганизации японской административной системы, ликвидация губернаторства
Карафуто. Сохранение и восстановление работы отраслей промышленности. Репатриация
японских подданных. Государственная кампания по заселению Сахалина и Курил, льготы

переселенцам. Корейцы – «бывшие японские подданные» и завербованные иностранцы в
промышленности Сахалинской области. Формирование партийных и государственных
органов управления.
Образование Сахалинской области в современных границах.
Советско-американские переговоры о Сахалине и Курильских островах, отказ И.В. Сталина
предоставить США военную базу на Курилах. Оккупация Японии союзными войсками под
командованием генерала Д. Макартура. Меморандум № 677 и карта Д. Макартура о
границах послевоенной Японии. Образование Южно-Сахалинской области в 1946 г.
Включение территорий Южного Сахалина и Курильских островов в Сахалинскую область
и выведение ее в самостоятельную область РСФСР в 1947 г. Поднятие «проблемы северных
территорий» Японией. Сахалинский и курильский вопросы на Сан-Францисской мирной
конференции.
Сахалинская область в период правления Н.С. Хрущева. Проблемы послевоенного
социально-экономического развития Сахалинской области.
Цунами 1952 г. и его последствия на северных Курилах. Строительство железнодорожного
тоннеля между Сахалином и материком, отмена строительства в 1953 г. Амнистия
заключенных ГУЛАГа. Визит Н.С. Хрущева на Сахалин и его последствия. Изменение
стратегии развития Сахалинской области, политика «урезания льгот». Падение
численности населения Сахалинской области. Рыбная, угольная, нефтяная отрасли
промышленности и сельское хозяйство в период «оттепели». Советско-японская
(Московская) декларация 1956 г. о прекращении состояния войны и ее последствия. Начало
работы в Сахалинской области первого секретаря областного партийного комитета П.А.
Леонова.
Социально-экономическое развитие Сахалинской области в «эпоху застоя».
Программа развития производительных сил Сахалинской области. Возвращение части
северных льгот и начало нового роста численности населения Сахалинской области. П.А.
Леонов и итоги его деятельности в эпоху «застоя». Показатели экономического развития
1965–1985 гг.: промышленность, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура.
Строительство Сахалинской ГРЭС и высоковольтной линии электропередачи до ЮжноСахалинска. Приемная станция «Орбита» и распространение всесоюзного телевещания на
Сахалинскую область. Советская культурная политика.
Демографический портрет Сахалинской области в 1970–1980-е гг.
Рост численности советского населения. Половозрастные трансформации. Коренные
народы и малочисленные этнические группы сахалинского общества, советская
национальная политика на Сахалине и Курильских островах. Социальная структура
сахалинского общества. Формирование устойчивой региональной идентичности: от
«временщика» к оседлому жителю.
Перестройка в Сахалинской области (1985–1991 гг.)
Нарастание кризисных явлений в экономике Советского Союза и их влияние на экономику
Сахалинской области. Необходимость реформ. Новые тенденции общественнополитической жизни. Элементы рыночных отношений в островной экономике. Новое
звучание лозунга «Вся власть Советам!». Митинги и забастовки. Кризис в областной
партийной организации. Август 1991 г.: отголоски московских событий в регионе.
Курильский вопрос в период «перестройки».
Проблемы перехода к рыночной экономике в 1992–1999 гг.
Распад Советского Союза и ликвидация советской власти. Сахалинская область на пути
радикальных экономических реформ. Приватизация советских предприятий.
Катастрофический кризис сахалинской экономики: ликвидация лесопромышленной и
целлюлозно-бумажной отраслей промышленности, падение показателей угольной
промышленности. Новые возможности для рыбной промышленности, иностранные
инвестиции в нефтяную и газовую отрасли. Социальные последствия перехода к рыночной
экономике. Демографические потери. Землетрясения и цунами: Шикотан и Нефтегорск.

Избирательные кампании и кризис власти. Деятельность губернатора И.П. Фархутдинова.
Создание устава, флага и герба Сахалинской области. Территориальный во-прос в
российско-японских отношениях в 1990-е гг.
Сахалин и Курилы в XXI в. (2000–2018 гг.)
Основные тенденции развития Сахалинской области в начале XXI в. Государственная
власть и местное самоуправление. Визит президента В.В. Путина на Сахалин в 2000 г.
Конституционно-правовой статус региона как субъекта Российской Федерации.
Стабилизация и подъем региональной экономики. Деятельность губернаторов А.В.
Хорошавина и О.Н. Кожемяко. Нефтегазовые проекты – локомотив сахалинской
экономики. Сахалинское общество. Современный этап развития Сахалинской области.
Культура Сахалина и Курил во второй половине XX – начале XXI в.
Духовная и культурная жизнь Сахалина и Курильских островов. Культурная политика
советского государства. Система учреждений культуры в постсоветский период.
Программа развития культуры Сахалинской области. Проблемы развития национальных
культур. Культура коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на
пороге XXI в.
Сахалин и Курильские острова – неотъемлемая часть России.
Геополитическое положение Сахалина и Курильских островов в современном мире.
Проекты на будущее.
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
5-й КЛАСС (12 ЧАСОВ)
Мифы и легенды коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Мифы как культурное достояние древних народов. Мифы нивхского народа в изложении
Владимира Санги. Уйльтинская легенда «Храбрый Мэргэ» в переводе Елены Бибиковой.
Воплощение народного идеала в легенде.
Сказки коренных народов Сахалина и Курильских островов.
Нивхские сказки о животных в обработке Владимира Санги: «Бурундук, кедровка и
медведь», «Тюлень и камбала», «Глухарь и дикие лебеди», «Отчего камбала плоской стала»
(и другие по выбору учителя и обучающихся). Герои сказок. Представление об идеале,
воплощенное в сказках. Сходство и различие сказок народов Севера и русских народных
сказок.
Литературные сказки сахалинских писателей.
Ирина Левитес. Сказка «Вверх тормашками». Анатолий Орлов. «Лесные сказки». Елена
Намаконова. «Сказки над рекой», «Киркорий – большая шапка».
Сказка фольклорная и литературная: сходство и различие. Герои литературных сказок.
Юмор в сказке.
Проектная деятельность: родной край в фольклорных и литературных сказках.
Анатолий Ткаченко. Рассказ «Мыс Раманон».
Система персонажей. Представления о жизни школьников. Географические названия
рассказа на карте Сахалина и Курильских островов. Воспитание любви к родному краю.
Стихи о Сахалине.
Анатолий Орлов. «Ода Сахалину», «Мой край», «Опять сахалинские горы», «Закаты» (и
другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся)
Николай Тарасов. «Весь берег Сахалина…», «Дальний Восток», «Первопроходец» (и
другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся).
Поэтический образ Сахалина. Отражение русской истории в поэзии. Патриотическая
направленность лирики.
6-й КЛАСС (8 ЧАСОВ)
Владимир Санги. Рассказ «У истока».

Трагическое звучание темы взаимоотношений человека и природы. Герой-хранитель
народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство
воздействия на читателя.
Олег Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане».
Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. Характер
главного героя. Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок
рассказа.
Александр Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении).
Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев.
Динамический сюжет повести. Патриотическая направленность произведения.
Анатолий Орлов. Повесть «Кабаржонок Пит».
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в
гармонии с природой.
Проектная деятельность: экология природы и экология души в произведениях сахалинских
авторов.
7-й КЛАСС (8 ЧАСОВ)
Владимир Санги. Повесть «Тынграй».
Тема взаимоотношения человека и природы в повести. Сюжет и проблематика повести.
Отражение уклада жизни коренных малочисленных народов Севера в произведении.
Нравственные уроки повести.
Анатолий Ткаченко. Повесть «Озеро беглой воды» (в сокращении).
Психологизм «детской робинзонады». Сюжет и композиция произведения. Система
образов повести.
Ирина Левитес. Рассказ «Общество защиты родителей».
Система персонажей. Проблема взаимоотношений родителей и детей в рассказе.
Становление личности главного героя. Смысл названия рассказа.
Из древнеяпонской и корейской лирики.
Обзорное знакомство с творчеством средневековых японских и корейских поэтов.
Роман Хе. Лирика (стихи по выбору учителя и обучающихся).
Проектная деятельность: дальневосточная поэтическая традиция в творчестве Романа Хе.
8-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Олег Кузнецов. Рассказ «Это все личное».
Проблема становления характера подростка в драматических обстоятельствах. Композиция
сюжета и персонажей в рассказе. Образ героя-повествователя (персонифицированный
повествователь). Память как нравственная категория в произведениях Олега Кузнецова.
Анна Сафонова. «Записки паука».
Философские размышления о смысле жизни. Образ героя. Языковые приемы в
произведении.
Родной край в творчестве сахалинских поэтов.
Стихи Ивана Белоусова, Юрия Николаева, Михаила Финнова, Николая Тарасова и др. (по
выбору учителя и обучающихся).
Проектная деятельность: романтика моря в творчестве сахалинских поэтов.
9-й КЛАСС (4 ЧАСА)
Владимир Санги. Повесть «Изгин».
Тема человека и природы в творчестве Владимира Санги. Этнокультурные традиции и
обычаи северных народов в повести. Категория времени и пространства в произведении.
Тема природы в творчестве сахалинских поэтов.
Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умения жить в
гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов Николая Та-расова, Анатолия Орлова,

Александра Мандрика и др. (стихи по выбору учи-теля и обучающихся).
Проектная деятельность: человек и природа в творчестве сахалинских поэтов.
10-й КЛАСС (8 ЧАСОВ)
Влас Дорошевич «Очерки каторги».
Очерк как жанр. Описание жизни и быта каторжников. Психологические типы каторжан.
Владимир Короленко «Соколинец».
Композиция произведения. Рассказ в рассказе. Герой рассказа. Образ повествователя.
Антон Чехов «Остров Сахалин».
Своеобразие жанра произведения. Жизнь сахалинской каторги глазами автора. Традиции
А.П. Чехова в изображении сахалинской каторги.
Проектная деятельность: жизнь сахалинской каторги в произведениях современных
авторов (В. Пикуль «Каторга», Н. Свечин «Мертвый остров» и др.).
Оксана Ризнич. Роман «О чем шелестит бамбук» (избранные главы).
Мифы и легенды айнского народа и картины современного Кунашира.
Черты жанра фэнтези в романе.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
5-й КЛАСС (10 ЧАСОВ)
Введение. Удивительные острова в океане. Что мы знаем о географии Сахалинской
области?
Образ островного региона на физической карте мира и физической карте России.
Территориальный состав области.
Проектная деятельность: составление визитной карточки «Ну что тебе сказать про
Сахалин?».
Открываем острова.
Место открытия Сахалина и Курильских островов в эпохе географических открытий XVII
- XIX вв. (исследования и открытия у восточных берегов Евразии). Путешествия Ж.
Лаперуза. Экспедиция В.Д. Пояркова. Путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.
Лисянского. Плавание Г.И. Невельского.
Проектная деятельность: «По следам великих путешественников моего края».
Как выглядит Сахалинская область из космоса.
Практическая часть: работа с сервисом Карты Google и Яндекс.Карты. Современные
географические способы изображения Земли и их возможности для исследования
Сахалинской области (города, села, микрорайона, улицы).
Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда
(северные, средние и южные Курилы) и Малая Курильская гряда. Определение
протяженности области с севера на юг и с запада на восток с помощью онлайн-сервисов.
Самое узкое и самое широкое место о. Сахалина на карте. Страны-соседи.
Особенности ориентирования в своей местности.
Практическая часть: организация экскурсионного интерактивного занятия с демонстрацией
особенностей ориентирования в своей местности (в городе, селе, природе).
Практическая часть: составление схемы, рисунка, плана, маршрута путешествия по своему
муниципальному образованию, городу, селу (например, маршрут путешествия от дома до
школы; от дома до природного или культурно-исторического объекта), в том числе с
использованием онлайн-сервисов.
Я открываю Сахалинскую область.
Проектная деятельность: «Мое путешествие по Сахалинской области». Составление
фотоальбома, видеоролика, географического рассказа о путешествии по родному краю,
совершенном обучающимся.

6-й КЛАСС (9 ЧАСОВ)
Изображение Сахалинской области на карте.
Практическая часть: знакомство с географическими картами Сахалинской области
(электронные карты Google или Яндекс, физическая карта, экономическая карта,
топографическая карта, план местности). Определение географического положения
региона: название и местоположение области, главного города области, название и
месторасположение своего муниципального образования, название городского округа,
населенного пункта своего проживания. Определение географических координат крайних
точек области и областного центра (в том числе с использованием онлайн-сервисов).
Особенности рельефа Сахалинской области.
Практическая часть: определение по физической карте абсолютных высот гор и равнин
Сахалинской области. Вулканизм. Нанесение основных объектов рельефа на контурную
карту или схему.
Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области.
Практическая часть: классификация горных пород Сахалинской области, алгоритм
определения горных пород в минералогических коллекциях.
Практическая часть: образовательная экскурсия по сбору минералогического материала.
Составление краткого описания одного из полезных ископаемых Сахалинской области.
Значимые объекты гидросферы Сахалинской области.
Знакомство с крупными объектами гидросферы Сахалинской области: моря, заливы,
проливы, реки, озера, минеральные источники.
Практическая часть: составление краткого описания одного из объектов гидросферы своей
местности с указанием основных географических сведений.
Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области.
Практическая часть: организация комплексного полевого практикума по исследованию
природного географического объекта (на выбор). Обобщение результатов исследования.
Знакомство с культурно-историческими объектами Сахалинской области.
Практическая часть: организация образовательной экскурсии (онлайн-экскурсии) на
культурно-исторический объект своего региона. Составление краткого описания объекта с
указанием основных сведений (с использованием различных приемов: фишбоун,
ментальная карта, записки наблюдателя, кластер, мини-сочинения, описание по плану).
7-й КЛАСС (9 ЧАСОВ)
Путешествие по странам Восточной Азии.
Монголия, Япония, Китай. Основные достопримечательности стран.
Путешествие по странам Корейского полуострова.
КНДР, Республика Корея. Основные достопримечательности стран.
Путешествие по странам полуострова Индокитай.
Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд. Основные достопримечательности
стран.
Путешествие по островным государствам Юго-Восточной Азии.
Индонезия. Сингапур. Филиппины. Основные достопримечательности стран.
Проектная деятельность: оформление рекламного туристического проспекта одной из
изученных стран или презентации виртуального путешествия по одной из стран,
организация интервью путешественника.
8-й КЛАСС (10 ЧАСОВ)
Сахалинская область на картах России и АТР.
Оценивание географического положения области. Различия во времени на территории
России, Дальнего Востока, Сахалинской области.
Практическая часть: определение поясного времени Сахалинской области и других
регионов АТР. Определение протяженности Сахалина и Курил при помощи масштаба

карты и градусной сетки. Определение расстояний по карте до Хабаровска, Владивостока,
Москвы, Пекина, Токио и т.д. Сравнение полученных расчетов с показателями онлайн-карт
и другими информационными источниками.
Береговая линия Сахалинской области.
Моря, омывающие берега Сахалинской области. Характеристика Охотского и Японского
морей. Экологические проблемы.
Практическая часть: обозначение береговой линии Сахалинской области на контурной
карте.
Маяки Сахалинской области.
История возникновения маяков Сахалинской области: маяки на м. Крильон, м. Анива, м.
Слепиковского, м. Лопатино, м. Жонкиер, м. Ламанон. География расположения маяков.
Историческая и современная роль маяков и их значение.
История в названиях на карте Сахалинской области.
Топонимы коренных народов Сахалинской области. Русские топонимы на карте
Сахалинской области. Французские топонимы на карте Сахалинской области.
Климатические особенности Сахалинской области.
Климат Сахалинской области. Муссоны, тайфуны. Циклоны, антициклоны. Прогноз
погоды.
Практическая часть: сбор климатических данных для построения годовой климатограммы,
характерной для своей местности, и розы ветров. Анализ интерактивных сервисов,
демонстрирующих прогнозы погоды.
Природные зоны Сахалинской области.
Особенности природных зон Сахалинской области. Характеристика основных природных
комплексов своей местности.
Природные ресурсы Сахалинской области.
Основные месторождения и добыча полезных ископаемых в Сахалинской области.
Экологические проблемы Сахалинской области и пути их решения.
Проектная деятельность: организация исследования по выявленной экологической
проблеме.
Особенности населения своего региона.
Численность, состав, плотность населения. Динамика естественного прироста населения,
половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграции населения. Типы поселений.
Практическая часть: сбор данных о плотности и численности, естественом приросте
населения Сахалинской области. Анализ динамики численности населения за несколько
лет. Оформление статистических данных в виде диаграмм. Анализ полученной
демографической ситуации. Создание презентационных материалов о проблемах и
особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.
Коренные малочисленные народы Севера (культура, быт, традиции, религии). Описание
одного из коренных малочисленных народов региона (национальные традиции, обычаи,
современные проблемы).
9-й КЛАСС (7 ЧАСОВ)
Особенности экономико-географического положения (ЭГП) Сахалинской области.
Положение Сахалинской области по отношению к соседним странам. Положение по
отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. Положение по
отношению
к
главным
топливно-сырьевым
базам,
промышленным
и
сельскохозяйственным районам. Положение по отношению к главным районам сбыта
продукции. Изменение ЭГП во времени. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и
размещение хозяйства своего региона. Административно-территориальное деление
Сахалинской области. Символы муниципальных образований (флаг, герб).
Практическая часть: составление презентации о символике муниципальных образований
Сахалинской области (по выбору обучающихся) на основе анализа различных источников

информации.
Хозяйство Сахалинской области.
Структура и общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности
хозяйственной специализации районов области и ее связь с экономико-географическим
положением и природно-ресурсным потенциалом. Проблемы и перспективы развития
экономики Сахалина и Курил.
Практическая часть: составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской
области.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Сахалина и Курил.
Угольная, нефтяная, газовая, отрасли. Электроэнергетика. Освоение шельфа. Газификация.
Альтернативные источники энергии. Экологические проблемы, связанные с развитием
отраслей ТЭК.
Проектная деятельность: разработка и защита рекламного буклета о пре-имуществах и
недостатках развития ТЭК в Сахалинской области (на примере отраслей ТЭК по выбору).
Структура агропромышленного комплекса Сахалинской области. Сель-ское хозяйство.
Состав АПК. Центры развития. Развитие растениеводства и животноводства Сахалинской
области.
Экскурсия на предприятие АПК. Составление творческого отчета по экскурсии.
Лесное хозяйство.
Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.
Рыбное хозяйство.
Центры развития. Экологические проблемы, связанные с развитием отрасли.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
5-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Введение в биологическое краеведение.
Что изучает краеведение (биологический раздел). Основные среды обитания, их
характеристика.
Осенние явления в природных сообществах Сахалинской области.
Сезонные изменения в природе. Приспособления растений и животных к сезонным
изменениям.
Экскурсия в местное природное сообщество.
Среды обитания: наземно-воздушная и водная. Приспособления организмов к жизни в
наземно-воздушной и водной средах.
Наземно-воздушная среда обитания. Ее характеристика. Разнообразие условий жизни в
наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной
среде. Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие
условий жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в воде. Влияние
живых организмов на среду обитания.
Экскурсия на пришкольный участок или ближайший водоем.
Среды обитания: внутриорганизменная и почвенная. Приспособления организмов к жизни
в почвенной и организменной средах.
Почва – среда обитания живых организмов. Особенности почвы как среды обитания.
Приспособленность организмов к жизни в почве. Живые организмы как среда обитания
других живых организмов. Паразиты и симбионты. Влияние живых организмов на среду
обитания.
6-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Введение. Фенологические наблюдения в Сахалинской области. Методы исследования
живой природы.
Предмет изучения науки фенологии. Сезонные изменения растений и животных.
Фенологические фазы. Составление фенологического спектра растений своей местности.
Лишайники и мхи Сахалинской области.

Лишайники Сахалинской области. Классификация и роль лишайников в природных
сообществах. Понятие о биоиндикации. Лишайники как биоиндикаторы состояния
окружающей среды.
Мхи Сахалинской области. Классификация и роль мхов в природе и жизни человека.
Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.
Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах.
Классификация грибов. Роль грибов в экосистеме. Роль грибов в жизни человека.
Весенние явления в жизни растений Сахалинской области. Раннецветущие растения.
Эфемероиды. Приспособления растений к жизни в природных сообществах.
Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.
Экскурсия в местное природное сообщество.
Охраняемые территории Сахалинской области.
Значение охраняемых территорий. Виды охраняемых территорий.
7-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Введение. Флора Сахалинской области.
Растительный мир Сахалинской области. Классификация растений.
Многообразие растительного мира.
Многообразие растений в природном сообществе. Морфологические особенности разных
групп растений. Приспособительные особенности растений к среде обитания.
Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.
Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротниковидные Сахалинской области.
Сравнение основных групп растений: водорослей, мхов, папоротниковидных (хвощей,
плаунов, папоротников). Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов (на
местных видах)».
Основные группы растений: голосеменные и покрытосеменные растения Сахалинской
области.
Классификация растений. Морфологические особенности разных групп растений.
Приспособительные особенности растений к среде обитания.
Экологические группы растений. Ядовитые и лекарственные растения Сахалинской
области.
Классификация растений. Морфологические особенности разных групп растений.
Приспособительные особенности растений к среде обитания. Охраняемые растения
Сахалинской области.
8-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Введение. Фауна Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. Классификация животных.
Многообразие животного мира.
Морфологические особенности разных групп животных. Приспособительные особенности
животных к среде обитания. 48
Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.
Основные группы животных: простейшие, губки, кишечнополостные, моллюски,
членистоногие Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. От простейших до членистоногих.
Основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие Сахалинской области.
Животный мир Сахалинской области. От рыб до млекопитающих. Взаимосвязи в
природном сообществе. Приспособленность к жизни в природном сообществе.
Экскурсия «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания». Роль птиц в
экосистемах.

Экологические группы животных. Ядовитые животные Сахалинской области.
Охраняемые животные Сахалинской области.
Классификация животных. Морфологические особенности разных групп животных.
Приспособительные особенности животных к среде обитания.
9-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Введение. Влияние экологических факторов на здоровье человека.
Экологические факторы, их классификация. Влияние абиотических, биотических и
антропогенных факторов на здоровье человека.
Экологический мониторинг окружающей среды. Экскурсия в природное сообщество или на
пришкольный участок.
Экологический мониторинг: глобальный, региональный и локальный (общие понятия).
Экологический мониторинг (система наблюдений, анализ прогноза), экологический
контроль в Сахалинской области. Выявление факторов нарушенности экосистем.
Экологический мониторинг окружающей среды. Биологический практикум.
Методы оценки качества воды. Оценка экологического состояния водных объектов:
определение общей жесткости воды из водопровода; определение минерального состава
природных вод (общая жесткость; катионы – железа, натрия; анионы – хлорид, сульфат,
ортофосфат, карбонат, гидрокарбонат и др.); определение относительной загрязненности
снега из разных мест тяжелыми металлами.
Природно-очаговые заболевания человека в Сахалинской области.
Природный очаг заболеваний. Классификация природных очагов в Сахалинской области.
Особенности природно-очаговых заболеваний. Признаки природно-очаговых заболеваний.
Принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями.
Охрана окружающей среды и здоровье человека. Особо охраняемые природные
территории Сахалинской области.
Виды воздействия человека на природные биогеоценозы. Положительные и отрицательные
аспекты человеческой деятельности. Заповедники, заказники, природный парк, памятники
природы Сахалинской области.
10-й КЛАСС (9 ЧАСОВ)
Введение. Лес как экосистема.
Леса Сахалинской области. Общая характеристика лесов и их классификация. Биогеоценоз
леса, его компоненты и структура. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Типы лесов
Сахалинской области. Проблемы охраны лесов. Лесное хозяйство. Мониторинг лесов.
Воздействие абиотических факторов среды на лесные экосистемы. Биотические
взаимоотношения в лесных экосистемах.
Лабораторные и практические работы:
‒ сравнение видов по морфологическому критерию;
‒ описание приспособленности организма и ее относительный характер;
‒ выявление приспособленностей организмов к влиянию различных экологических
факторов;
‒ составление пищевых цепей;
‒ изучение и описание экосистем своей местности;
‒ оценка антропогенного воздействия на лесные биоценозы.
Экскурсия в местное природное сообщество.
Луг как экосистема. Луга Сахалинской области.
Биогеоценоз луга, его компоненты и структура. Трофические уровни. Типы пищевых
цепей. Типы лугов Сахалинской области. Продуктивность и биомасса лугов Сахалина.
Саморегуляция в луговом сообществе.
Биогеоценоз луга и его оценка.
Лабораторные и практические работы:

‒ сравнение видов по морфологическому критерию;
‒ описание приспособленности организма и ее относительный характер;
‒ выявление приспособленностей организмов к влиянию различных экологических
факторов;
‒ составление пищевых цепей;
‒ изучение и описание экосистем своей местности;
‒ оценка антропогенного воздействия на луговые биоценозы.
Экскурсия в природное сообщество лугов.
Антропоценозы. Агроценозы и урбанизированные территории. Сады и парки.
Особенности антропоценозов. Виды антропоценозов и перспективы их развития.
Лабораторные и практические работы:
‒ сравнение видов по морфологическому критерию;
‒ описание приспособленности организма и ее относительный характер;
‒ выявление приспособленностей организмов к влиянию различных экологических
факторов;
‒ составление пищевых цепей.
Экскурсия на пришкольный участок или в парк.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Введение. Обзор опасных природных явлений, характерных для территории Дальнего
Востока.
Землетрясения, извержения вулканов, обвалы, оползни, снежные лавины, сели, цунами,
наводнения, природные пожары и др.
Практическая часть: исследовательский проект «Природные опасности Сахалинской
области».
6-й КЛАСС (4 ЧАСА)
Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки.
Опасности геологического происхождения (обвалы, оползни, снежные лавины, селевые
потоки): причины возникновения, природа явлений. Связь географического положения
Сахалинской области и угрозы реализации опасностей геологического происхождения.
Вероятность реализации на территории Сахалинской области, хронология событий.
Снежная лавина в п. Средняя Медвежка (1937, 1945). Снежная лавина в п. Неводское (1950).
Снежная лавина на ж/д перегоне Пятиречье – Камышово (1958). Снежная лавина в г.
Северо-Курильске (1959). Снежная лавина в г. Невельске (1969). Снежная лавина в г.
Северо-Курильске (1972) и др. Обзор информационных источников (в том числе в сети
Интернет). Правила поведения при угрозе обвала, оползня, снежных лавин и селевых
потоков.
7-й КЛАСС (4 ЧАСА)
Вулканы.
Извержения вулканов: причины возникновения, природа явления. Вулканы Дальнего
Востока: Тихоокеанское огненное кольцо.
Вероятность реализации на территории Дальнего Востока, хронология событий.
Действующие вулканы Курильских островов и п-ва Камчатка и опасность их извержения.
Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Наука и вулканы:
геофизика (ИМГИГ ДВО РАН). Правила поведения при угрозе извержения вулкана.
8-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Землетрясения.
Землетрясения: причины возникновения и природа явления. Реализация землетрясений на

территории Российской Федерации и Сахалинской области: Тихоокеанское огненное
кольцо. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, связь с
географическим положением, хронология событий. Землетрясение в п. Нефтегорск (1995).
Землетрясение в г. Невельске (2007). Обзор информационных источников (в том числе в
сети Интернет).
Наука и землетрясения: сейсмология (ИМГИГ ДВО РАН). Сейсмостойкое строительство.
Правила поведения при угрозе землетрясения.
Практическая часть: исследовательский проект «Землетрясения».
9-й КЛАСС (6 ЧАСОВ)
Цунами.
Цунами: причины возникновения, природа явления. Особенности и специфика цунами.
Реализация цунами на территории Российской Федерации и Дальнего Востока: связь с
явлениями геофизического происхождения, Тихоокеанское огненное кольцо.
Разрушительные цунами на территории Дальнего Востока, хронология событий. Цунами в
Северо-Курильске (1952). Цунами в Южно-Курильске (1994). Обзор информационных
источников (в том числе в сети Интернет). Наука и цунами: изучение явления в ИМГИГ
ДВО РАН. Правила поведения при угрозе цунами.
Практическая часть: исследовательский проект «Цунами»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».