Программа "Профилактика травматизма и несчастных случаев среди обучающихся школы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта 1, тел.: 8(42432)43082, факс:
8(42432)44130, e-mail: ugl-school-65@yandex.ru

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 10.09.2017г. № 278-А

ПРОГРАММА
«Профилактика травматизма и несчастных случаев
среди обучающихся школы»

г. Углегорск
2017г.

ВВЕДЕНИЕ
Разработка и реализация Программы по профилактике детского травматизма
направлена на формирование у участников образовательного процесса устойчивых
навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности,
в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в
области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Цель программы: создание комплексной системы работы по профилактике
детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности
жизнедеятельности.
Задача программы:
воспитание
ответственного
отношения
к
собственной
безопасной
жизнедеятельности;
формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в
школе;
разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью
по профилактике детского травматизма.
Учитывая требования федеральных законов об охране труда
и техники
безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил
поведения учащихся в образовательном учреждении и во внеурочное время, правил и
норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих
форм деятельности:
 инструктирование по технике безопасности обучающихся;
 инструктирование по охране труда работников;
 организация и проведение классных часов, бесед;
 организация встреч с работниками ОГИБДД МВД, участие в творческих
конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных
технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике;
 проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
 организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма
в быту;
 размещение материалов на официальном сайте ОУ;
 организация и проведение совместных мероприятий с
учреждениями
здравоохранения.
В реализации программы принимают участие:
работники школы,
учащиеся школы,
родители;
социальные партнеры;
Ожидаемый результат реализации программы
Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного
учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса.
Обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны
труда.
Конкретные мероприятия по программе «Безопасность» определяются ежегодным
планом работы школы по профилактике детского травматизма.
Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные
условия обучения

СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся обратимся к
таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия
труда».
ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во
время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических
средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных
производственных факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых
воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их
воздействия не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор,
воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению
его трудоспособности.
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого
на обучающегося может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории школы относится:
* плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла;
открытые люки канализационных колодцев; мусор.
В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:
* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты;
незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов
парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты,
шурупы, кнопки.
К опасным производственным факторам относится также:
* слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по
школе);
* если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа (
продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой
перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании
свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)
Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в
образовательном
учреждении,
которые
направлены
на
предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий,
сопровождающих их учебную деятельность:
- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и
сооружений, помещений;
- требования к оборудованию помещений ОУ;
- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в
помещениях;
- уровень организации питания;
- состояние физического воспитания и организация физической культуры;
- состояние медицинского обслуживания;
- организация режима учебно-воспитательного процесса.
Рассмотрим некоторые из требований.
1. Требования к помещениям и оборудованию ОУ.

Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с
двухрядной расстановкой столов.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или
столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели
соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.
Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера,
ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны
размещаться в первом ряду от окон.
2. Требования к воздушно-тепловому режиму.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во
время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять
сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания
определяется погодными условиями согласно таблице.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ УЧЕБНЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА
Наружная
температура,
град. С
От +10 до +6
От +5 до 0
От 0 до -5
От -5 до -10
Ниже - 10

Длительность
проветривания
помещения в малые
перемены, мин.
4 – 10
3–7
2–5
1–3
1 – 1,5

Длительность
проветривания помещения
в большие перемены, мин.
15 – 20
15 – 20
10 – 15
10 – 15
5 - 10

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения
учебных помещений следует:
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах
высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год ( осенью и весной).
Если во время учебно-воспитательного процесса происходит травма вызвавшая у
учащихся потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с
мед. заключением, то производится расследование несчастного случая.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:
- травмы;
- острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов;
- травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом;
- повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры;
- а также иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях,
происшедшие:
Во время проведения уроков, занятий, спортивных, кружковых, внеклассных,
внешкольных мероприятий в соответствии с учебными, воспитательными планами, при
проведении субботника, в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти
мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника ОУ
( учителя, воспитателя, классного руководителя) или лица, назначенного приказом
руководителя учреждения. Во время экскурсий, перевозок учащихся и воспитанников к
месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на
запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком. В том числе и

при нарушении пострадавшим дисциплины несчастный случай также подлежит
расследованию.
Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин
несчастного случая с учащимися
1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при
необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.
2. Сообщить руководителю ОУ о случившемся.
3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
4. Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению
причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в УО.
5. Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.
6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и
причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших
нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить
объяснение от пострадавшего.
7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в трех экземплярах, в котором
дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие
опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия
пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить
последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как
протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло
с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз
и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия
по устранению причин несчастного случая. К акту прилагаются объяснительные
очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы,
характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

Виды детского
травматизма
Бытовой

Уличный
связанный с
транспортом

Характер травмы
ожоги
переломы
повреждения
связочного аппарата
локтевого сустава
ушибы
падения
повреждения
острыми предметами
термическое
воздействие
укусы животных

переломы, ушибы,
тяжелые ожоги

Причины травматизма

Профилактические
мероприятия
родительское собрание на
тему «Профилактика бытового
детского травматизма»;
беседы участкового
инспектора сотрудников
полиции МВД ,
посещение квартир для
выявления социальноопасных, социально незащищенных семей;
оценка безопасности
домашней среды

неправильный уход и недостаточный
надзор за ребенком;
отсутствие порядка в содержании
домового хозяйства (незакрытые
выходы на крыши, незащищенные
перила лестничных проемов, открытые
люки подвалов, колодцев;
недостаток специальной мебели и
ограждений в квартирах, игровых
площадках;
употребление табака и алкоголя
родителями;
применение пиротехнических средств;
дефекты воспитания дома и отсутствие
навыков правильного поведения;
бесконтрольное использование,
бытовых приборов;
ненадлежащий контроль со стороны
родителей за времяпровождением детей
нарушение правил дорожного движения проведение классных часов по
(переход улицы в неположенном месте); ПДД;
езда на мотоциклах, мопедах
организация и проведение
конкурса рисунков по
безопасности дорожного
движения;
оформление стенда, стенгазет,
Уголка по профилактике
ДТТ;
беседы инспекторов
ОГИБДД МВД

Ответственные
классные руководители,
родители (законные
представители), опекуны;
социальный педагог;
заместитель директора по
ВР;
инспектор по охране прав
детства

классные руководители,
инспектор по пропаганде
ОГИБДД МВД

Уличный
(нетранспортный)

Школьный

Спортивный

падения, переломы,
ушибы, растяжения,
ранения мягких
тканей конечностей

нарушение учащимися правил уличного
движения;
узкие улицы с интенсивным движением;
недостаточная освещенность;
неисправное состояние уличных
покрытий, гололед;

падения, ушибы,
переломы, ожоги,
растяжения

нарушение учащимися правил
поведения на перемене (в коридорах,
рекреациях), на уроках, в столовой, при
проведении внеклассных мероприятий;
нарушение требований техники
безопасности на уроках физики, химии,
биологии, информатики,;
нарушение инструкций по охране труда
при проведении занятий в начальной
школе.
нарушения в организации учебно –
тренировочных занятий, соревнований;
неудовлетворительное состояния
спортивного инвентаря и оборудования;
незнание учителем физкультуры
группы здоровья обучающихся;
слабая физическая подготовленность
учащихся;
нарушение дисциплины во время
учебного процесса;
невыполнение требований техники
безопасности на уроках физической
культуры.

ушибы, вывихи,
повреждения мягких
тканей с
преобладанием
ссадин и
потертостей,
переломы костей,
травмы головы
туловища и
конечностей

надзор за детьми и
организация их досуга;
борьба с бытовым пьянством;
ограждение строящихся и
ремонтируемых зданий;
освещение улиц и площадей;
использование песка во время
гололеда
создание безопасных условий
обучения в ОУ

администрация ОУ
родители
органы местного
самоуправления

контроль за организацией
учебно – тренировочных
занятий;
технический и санитарногигиенический надзор за
состоянием спортивного зала,
спортинвентаря;
учет неблагоприятных
метеоусловий при проведении
занятий и соревнований на
воздухе;
проведение инструктажей,
медицинские осмотры
учащихся

директор ОУ заместитель
директора по УВР
учитель физической
культуры
ответственный за ОТ

участники
образовательного процесса

План мероприятий
по профилактике и предупреждению несчастных случаев, случаев
травматизма, конфликтных ситуаций с детьми в период
образовательного процесса

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятие

Срок
исполнения

Ответственные

Ежегодное оформление листка «Здоровье» в классных
журналах
Составление банка данных о состоянии здоровья
обучающихся школы
Анализ состояния детского травматизма

сентябрь

ежегодно

Медицинский работник
Классные руководители
Медицинский работник
Классные руководители
зам. директора по УВР

август

Директор школы

август

зам. директора по УВР

сентябрь

зам. директора по УВР

сентябрь

зам. директора по УВР
классные
руководители,

август

комиссия

Назначение ответственного за профилактику
травматизма в школе
Обновление журналов инструктажей по охране жизни
и здоровья
Составление графика дежурства учителей и
административных работников
Проведение диагностики по выявлению
осведомлѐнности (уровня знаний) учащихся о
правилах дорожного движения и уровня
сформированности практических навыков применения
правил дорожного движения
Составление актов обследования спортивного
оборудования, спортивной площадки.

сентябрь

ПРОВЕДЕНИЕ ИСТРУКТАЖЕЙ
Проведение вводного инструктажа с работниками
школы и учащимися
Проведение учителями инструктажа по ТБ, правилам
поведения на уроках и во внеурочное время
Проведение инструктажа по ТБ, правилам поведения в
кабинете, спортивном зале, кабинете технологии,
физики и химии

август
сентябрь
1 раз в четверть

Правила безопасного поведения на уроках
физической культуры
Правила безопасного поведения на уроках технологии

ежемесячно

Правила безопасного поведения на пришкольном
участке
Правила безопасного поведения на уроках физики и
химии
Правила безопасного поведения во время каникул

ежемесячно

ежемесячно

ежемесячно
ежемесячно

Директор школы
Учителя предметники
Преподаватель ОБЖ,
технологии,
физической культуры,
химии, физики
Преподаватель
физической культуры,
Преподаватель
технологии.
Преподаватель
технологии.
Преподаватель химии,
физики
Классные руководители

Инструктивное совещание с классными
руководителями, учителями о проведении выездных,
внеклассных мероприятий

в течение
учебного года

Классные руководители

МЕРОПРИЯТИЯ
Педсовет. Один из вопросов «Анализ состояния
детского травматизма за 2013-2015учебные года»
Инструктивно – методическое совещание с
работниками по изучению «Положения о порядке
расследования, оформления и учета несчастных
случаев с обучающимися и воспитанниками»
Проводить проверку состояния спортзала, учебных
мастерских, кабинета физики, химии, и других
помещений школы на предмет выявления и устранения
факторов, опасных для жизни, здоровья детей и
персонала.
Проводить регулярный анализ случаев травматизма в
школе с целью принятия мер по его профилактики и
предупреждению.
Оформление стендов, составление памяток по ПДД,
пожарной безопасности.
Отчет классных руководителей на совещаниях при
директоре о проделанной работе по предупреждению
травматизма.
Заседание ШМО классных руководителей.
Обсуждение информации ГИБДД
Внеклассные мероприятия «Травмоопасные места в
школе», «Посвящение в Пешеходы», «Внимание –
дети!»
Уроки безопасности. Просмотр видеофильма
«Безопасные дороги», «Об основах
антитеррористической безопасности
Участие в конкурсе для младших школьников
«Безопасное колесо»,

сентябрь

Директор школы

сентябрь

зам. директора по УВР

ежемесячно,
в течение
учебного года

Комиссия

в течение
учебного года

Директор
Зам. директора по ВР

в течение
учебного года
январь, март

администрация

в течение
учебного года
в течение
учебного года

зам. директора по ВР

в течение
учебного года

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

май

Учитель физкультуры

в течение
учебного года

зам. директора по УВР
классные руководители,
учителя предметники
Зам. директора по ВР
Кл. руководители

Участие в конкурсах по пожарной безопасности, ОТ и
ТБ, ПДД.
Тематические классные часы, викторины, конкурс
рисунков, плакатов) по предупреждению правил ТБ,
соблюдению правил поведения учащихся в школе
Общешкольное родительское собрание на тему: «Об
усилении роли родителей в работе по профилактике
детского дорожно– транспортного травматизма»
Контроль за выполнением охраны труда на рабочем
месте

администрация

Зам. директора по ВР
Кл. руководители

октябрь

Администрация
классные руководители,

в течение
учебного года

Директор
Зам. директора по ВР

ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЧС
Действие учителей и обучающихся в условиях
чрезвычайной ситуации
Первая помощь. При переломе, вывихе
Первая помощь. При кровотечениях

в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение

Директор
Зам. директора по ВР
Классные руководители
Классные руководители

Первая помощь. При ушибах , сардинах
Первая помощь. При обморожениях,
Учебная тревога. Тренировочная эвакуация
Как не стать жертвой нападения. Составление
памятки
Лето, лето.. Отдых на воде.
-Знакомство с зонами отдыха с пляжами для купания
- Причины беды на воде
- Правила самосохранения
- Оказание первой помощи при утоплении
- Искусственное дыхание и массаж сердца

учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года
май

Классные руководители
Классные руководители
Директор
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
Кл. руководители
Учитель ОБЖ
Классные руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».