положение о классном руководстве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта 1, тел.: 8(42432)43082, факс:
8(42432)44130, e-mail: ugl-school-65@yandex.ru
Принята на заседании
Утверждаю:
педагогического совета
Директор МБОУ СОШ №5
от «25» августа 2023г.
г. Углегорска
Протокол №1
____________ Маркова Сон Ок
Приказ 262А от 28.08.2023

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение)
регламентирует
работу
классного
руководителя
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 г. Углегорска
Сахалинской области (далее – МБОУ СОШ №5 г. Углегорска).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
 Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования,
по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в
общеобразовательных организациях от 12.05.2020 № б/н;
 Уставом МБОУ СОШ №5 г. Углегорска.
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в МБОУ СОШ
№5 г. Углегорска, которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной
поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании
в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство распределяется администрацией МБОУ СОШ №5 г.
Углегорска, закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов МБОУ СОШ №5
г. Углегорска с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида
дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает
на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического
оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником
должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
 Конституцией Российской Федерации;
 Семейным кодексом Российской Федерации;
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
 Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
 распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
 ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 06.10.2009 № 373;
 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897;
 ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 17.05.2012 № 413;
 приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией МБОУ СОШ №5 г. Углегорска, органами школьного и классного
ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным
родительским советом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного
образования и кураторами направлений.


2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
 опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
 организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
 нравственный пример педагогического работника;
 интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
 социальная востребованность воспитания;
 поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
 кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
 создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся,
детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и
видов травли, насилия, проявления жестокости;
 формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей
и практической готовности им следовать;
 формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению
к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии,
обесцениванию жизни человека и др.;
 формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в
частности событий и итогов Второй мировой войны;
 формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
 выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и
традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных
воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
 реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
 взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов,
содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и
заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в
области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива
МБОУ СОШ №5 г. Углегорска, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
 участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная
части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых –
традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная


часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных
условий МБОУ СОШ №5 г. Углегорска.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
 содействие повышению дисциплинированности и академической успешности
каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
 обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
 содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий
и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
 осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
 выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
 выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
 профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
 формирование навыков информационной безопасности;
 содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
 поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
 изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
 регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
 формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной
гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию
ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;
 организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;
 выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих
угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
 профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе
всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
 привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
 регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;
 координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
 содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи
по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:
 взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
 взаимодействие с администрацией МБОУ СОШ №5 г. Углегорска и учителями
учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;
 взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся,
их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;
 взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную,
творческую,
трудовую,
общественно
полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
 взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся
класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;
 взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МБОУ СОШ №5
г. Углегорска по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
 взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МБОУ СОШ №5
г. Углегорска (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
 участие
в
организации
работы,
способствующей
профессиональному
самоопределению обучающихся;
 участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением
организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций;
 участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,

правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику МБОУ СОШ №5 г. Углегорска и включает
в себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в
соответствии с планом воспитательной работы МБОУ СОШ №5 г. Углегорска.
2.8.2. Участие в общешкольной акции «Самый классный класс» в соответствии с
планом воспитательной работы МБОУ СОШ №5 г. Углегорска.
3.

Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя

3.1. Классный руководитель имеет право:
 самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы
и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;
 вносить на рассмотрение администрации МБОУ СОШ №5 г. Углегорска,
педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения,
касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной
деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МБОУ СОШ №5
г. Углегорска в части организации воспитательной деятельности в МБОУ СОШ №5 г.
Углегорска и осуществления контроля ее качества и эффективности;
 самостоятельно
планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
 использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МБОУ СОШ №5
г. Углегорска при проведении мероприятий с классом;
 получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь
от руководства и органов государственно-общественного управления МБОУ СОШ №5 г.
Углегорска для реализации задач по классному руководству;
 приглашать в МБОУ СОШ №5 г. Углегорска родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением
классного руководства;
 давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
 посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с
коллективом обучающихся класса;
 защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МБОУ СОШ №5 г.
Углегорска, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других
педагогических работников;
 повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и
методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
3.

Организация деятельности классного руководителя

4.1. Классный руководитель ежедневно:

определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую
работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
 организует и контролирует дежурство учащихся по МБОУ СОШ №5 г. Углегорска;
 организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
 проверяет и отмечает в журнале (электронном) причины пропусков учащимися
занятий;
 проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы и утвержденным расписанием;
 организует работу с родителями;
 проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;
 анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным
обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
 посещает уроки в своем классе (согласно графику);
 получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
 организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
 оформляет и заполняет журнал (электронный);
 участвует в работе методического объединения классных руководителей;
 проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
 проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
 проводит классное родительское собрание;
 предоставляет
заместителю директора по учебно-воспитательной работе
информацию об успеваемости учащихся класса за четверть, год.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
 оформляет личные дела учащихся;
 анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
учащихся в течение года;
 составляет план воспитательной работы в классе;
 собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса
(успеваемость, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и
пр.).
4.6. Классный час, дата и время которого утверждаются директором МБОУ СОШ №5 г.
Углегорска
обязателен для проведения классным руководителем и посещения
обучающимися. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от
необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его
отмена недопустимы. Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о
невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин.
4.7 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.9. При проведении внеклассных мероприятий в МБОУ СОШ №5 г. Углегорска и вне
классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении



внеклассных мероприятий в МБОУ СОШ №5 г. Углегорска и вне классный руководитель в
письменном виде уведомляет администрацию МБОУ СОШ №5 г. Углегорска не менее чем за
три дня до мероприятия.
4.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
 индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
 коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
4.

Документация классного руководителя

Классный руководитель ведет следующую документацию:
 личное дело обучающегося;
 электронный журнал класса;
 журналы по ПДД, ППБ, ТБ;
 анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы МБОУ
СОШ №5 г. Углегорска). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется
администрацией МБОУ СОШ №5 г. Углегорска;
 социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией МБОУ СОШ №5
г. Углегорска);
 результаты педагогического, социологического, психологического, физического
исследования обучающихся класса;
 характеристики на обучающихся (по запросу);
 протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для
подготовки родительских собраний;
 разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с
детьми (в том числе классных часов – при необходимости);
5. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным
руководством, относятся:
 комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,
обозначенных в нормативных документах;
 адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных
особенностей детей, характеристик класса;
 инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи
информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм
и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;
 системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных
субъектов воспитательного процесса.
6.2. Оценка эффективности происходит один раз в год в результате проведения
экспертизы. Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором МБОУ
СОШ №5 г. Углегорска.
6.3. Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:
 сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
 сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в
отношении системы ценностей гражданина России;
 наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.

6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству
являются основой для поощрения классных руководителей.
С положением ознакомлены:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».