История, 5-9, аннотация

Аннотация к рабочей программе по ИСТОРИИ 5-9 класс ФГОС.









Место предмета «История» в системе школьного образования определяется
его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История
представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной
среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа
в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение
в новейшую историю.
Цели изучения учебного предмета «ИСТОРИЯ».
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения
исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения
в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования
определяются
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об
основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их
динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в
учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания
учебного курса «История России» в образовательных организациях

Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – №
8. – С. 7–8).
Краткое содержание:
В 2023-2024 учебном году продолжается переход на линейную модель
изучения истории.
В 5 классе изучается История Древнего мира - 68 часов.
В 6 классе - история средних веков VI-XV вв. (Всеобщая история 23 часа). От
древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV века).
(История России 45 часов)
В 7 классе - История Нового времени XVI- XVII в. (Всеобщая история 23
часа). Россия в XVI- XVII веках. (История России 45 часов).
В 8 классе - Всеобщая история XVIII век 23 часа. Россия в XVIII веке 45 часов.
В 9 классе - История Нового времени XIX век 23 часа. Российская Империя
XIX - начало XX века 45 часов, 17 часов составляет модуль «Введение в
новейшую историю России.
Планируемые результаты:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию
деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит
овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и
умениями, их реализующими.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в
сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых
в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных
качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и
умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются
личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не
подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни,
использование знаний об историческом пути и традициях народов России и
мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности и др.).
Личностные результаты:
— сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
— готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
— мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно - ориентированного подхода;
— Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
идентификация себя в качестве гражданина России;

— познавательный интерес к прошлому своей Родины;
— развитое моральное сознание и компетентность в решении

моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
— осмысление
социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к самосовершенствованию;
— осознание своей идентичности, этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества освоение гуманистических традиций
и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— понимание культурного многообразия мира, осознанное уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира, толерантность; готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
— сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
— сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность - учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.;
— формирование и развитие основ читательской компетенции;
— систематизировать,
сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
— выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
— приобретение опыта проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,

инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
— заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в
школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими
людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых
национальных
ценностей
современного
российского
общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также
представлениями о закономерностях развития человеческого общества в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к
оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для
осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в
современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности, миропонимания и познания современного
общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие
традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском
государстве.
7) способность соотносить историческое время и историческое
пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
8) способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории.
Частными предметными результатами обучения истории в основной
школе, на которых основываются общие результаты, являются:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а
также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности,
результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и
основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней,
соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные
эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых,' изобразительных и др.), отбирать её,
группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия,
время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения
в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы,
макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять
описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
—
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт
историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий
и
явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки
сущности современных событий;
—

— использовать

знания об истории и культуре своего народа и других
народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как основу
диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры
(участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Виды
учебной
деятельности.
На уроках истории используется: рассказ, беседа, выборочное
объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической
картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор
отдельных фрагментов кино. Живое слово учителя играет ведущую роль в
обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях точный и
простой. Применение наглядных средств на уроке формирует умение
представлять, образ людей и образ жизни в данную историческую эпоху.
Использование хронологии («лента времени»), игры, викторины с
использованием исторических дат. Выполнение проектных заданий.
Формы организации текущего контроля:
- предварительный (диагностический) контроль знаний
- устный опрос
- самостоятельные работы
- индивидуальные письменные задания
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестирование
- диктанты
- написание творческих сочинений
- практическая работа (работа с документами, составление таблиц, схем,
опорных конспектов, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.
Используемые УМК (название, авторы, выходные данные)
1.История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М.
« Просвещение».
2. История Средних веков, Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, М. «
Просвещение».
3. История Нового времени, 7 класс. А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М.
Ванюшкина; под редакцией Ф.Ф. Искедерова. М. « Просвещение».
4. История Нового времени, 8 класс. А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М.
Ванюшкина; под редакцией Ф.Ф. Искедерова. М. « Просвещение».
5. История Нового времени,9 класс. А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М.
Ванюшкина, А. С. Медяков; под редакцией Ф.Ф. Искедерова. М. «
Просвещение».
6. История России, под редакцией А.В. Торкунова, М. « Просвещение», (6-9
класс).
России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».