Обществознание (углублённый уровень), 11, рабочая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШПК гуманитарного
цикла

Заместитель директора
по УВР

Директор

Телепень В.К.
Протокол №1 от 25 августа
2023 г.

Андреева Е.Ю. ________________________
Маркова Сон Ок
приказ № 262-А от 28
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание (модуль «Право»)»

среднее общее образование – 3 ступень
( уровень образования)

срок реализации: 1 год
Составители: Телепень В. К.,
( учителя истории и обществознания)

г. Углегорск,2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования
(углубленный уровень) разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов: Рабочая программа учебного предмета «Право» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования. (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 29 июня
2017 г. № 613»). Примерной программы общеобразовательных учреждений
Право. 10-11 классы.
Предметная линия учебников под редакцией А.Ю. Лазебниковой, Т.Е. Абовой,
А.И.Матвеева - Москва: Просвещение, 2020 год Нормативные правовые документы, на
основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 No273
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от12.05.2016г. № 2/16), входит в специальный государственный
реестр примерных основных образовательных программ, размещена на официальном
сайте http://fgosreestr.ru . Данная рабочая программа реализуется на основе УМК:
11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень. Под
редакцией А.Ю. Лазебниковой, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2020 год.
Учебный предмет «Право» входит в предметную область «Общественные науки» .
Место курса в учебном плане
Предмет «Право» на углубленном уровне изучается в 10-11 классах в общем объёме 68 ч.
Из них: 10 класс – 34 учебных часа; 11 класс – 34 учебных часа; в 10-11 классах на
изучение курса права отводится 1 ч. в неделю.

1. Раздел. Цели и задачи курса.
Цели и задачи курса:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм
права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права,
необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале,
эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием
профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения
соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации
гражданской позиции и несению ответственности.

Раздел.

Содержание тем учебного курса. 11 класс

Тема 1. Гражданское право
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники
гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как
субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие договора и его содержание.
Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды
обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности.
Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Защита права
собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданскоправовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные
общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое
регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права
потребителей. Защита прав потребителей. Понятие и сущность на- следования. Правила
наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Физическое лицо. Гражданская
правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое
лицо. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное
право. Интеллектуальная собственность. Общая долевая собственность. Общая совместная
собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск
о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация.
Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданскоправовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт.
Предпринимательское
право.
Предпринимательская
деятельность.
Коммерческая
организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной
ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью.
Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия.
Потребитель. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Наследование.
Наследник. Наследодатель. Завещание. Время открытия наследства. Место открытия
наследства.
Тема 2. Семейное право
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные
неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети:
правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Понятия. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Тема 3. Жилищное право
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
Понятия. Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация.

Тема 4. Трудовое право
Понятие трудового права. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок
взаимоотношений работни- ков и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на
работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового
договора по инициативе работодателя. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для
несовершеннолетних.
Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Безработный.
Трудовой договор. Правила внутреннего трудового распорядка. Льгота. Иждивенцы.
Промежуточный контроль (1 ч)
Тема 5. Административное право и административный процесс
Административное
право.
Понятие
административного
правонарушения.
Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по
делам об административных правонарушениях.
Понятия. Административное правонарушение. Административная ответственность.
Административное задержание. Доставление. Ходатайство. Отвод. Доказательства.
Тема 6. Уголовное право и уголовный процесс
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона.
Понятие преступления. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам
несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
Уголовное судопроизводство.
Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект
преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления.
Мотив преступления. Цель преступления. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное
право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой.
Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.
Тема 7. Правовое регулирование в различны сфера общественной жизни.
Пенсионная система и страхование. Экологическое право. Экологические правонарушения и
юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования.
Принципы государственной политики в области образования. Права и обязанности субъектов
образовательных правоотношений.
Понятия. Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Природоохранные нормы.
Природоресурсные нормы. Экологические правонарушения. Федеральный государственный
образовательный стандарт.
Тема 8. Международное право
Понятие международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени. Право- защитные организации и развитие системы прав человека.
Организация Объединённых Наций. Европейский суд по правам человека. Международная
защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность.
Международное гуманитарное право и права человека.
Понятия. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии.
Реторсии. Международное гуманитарное право. Капитуляция. Комбатанты. Некомбатанты.

Раздел. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты изучения обществознания

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической
принадлежности, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие,; идентификация себя в качестве
субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности ,формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
Регулятивные УУД

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:


анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии
решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель
деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.определять необходимые действие(я) в
соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; принимать решение в учебной
ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
 определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов
или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по
определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений строить рассуждение от
общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;объяснять
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического

анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными, определять логические связи между
предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков
в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; переводить
сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить
схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте
событий, явлений, процессов; критически оценивать содержание и форму текста.
определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических
факторов на среду обитания живых организмов; выражать свое отношение к природе
через рисунки, сочинения, модели, проектные работу осуществлять взаимодействие с
электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную
выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. определять возможные роли
в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в
процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно
отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);критически
относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для
обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать
учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);определять задачу коммуникации и в соответствии
с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе
диалога и согласовывать его с собеседником; использовать невербальные средства или
наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. целенаправленно искать и
использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать

адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и
др.;использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• объяснение роль политики в жизни общества;
• различение и сравнение различных форм правления, иллюстрирование их примерами;
• характеристика форм государственно-территориального устройства;
• знание различных типов политических режимов, их основных признаков;
• раскрытие на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
•
знание признаков политической партии, раскрытие их на конкретных примерах.

Раздел. Учебно-тематический план
№ Тема урока
Гражданское право
1. Гражданское право как отрасль российского права
2. Участники гражданско-правовых отношений
3. Сделки и представительство
4. Обязательственное право
5. Понятие и сущность договора. Виды договоров
7. Практическая работа по теме «Понятие и сущность договора. Виды
договоров»
8. Право собственности его виды
9. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита
неимущественных прав
10. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
11. Предпринимательство и предпринимательское право
12. Права потребителей. Наследственное право
Семейное право
13. Правовые нормы института брака
14. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Жилищное право
15. Понятие жилищного права. Особенности защиты имущества и право на

Кол-во
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

наследство.
Трудовое право
16. Трудовое право в жизни людей
17. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и
работодателей
18. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
19. Рабочее время и время отдыха
20. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и
компенсации, предусмотренные трудовым законодательством
Административное право и административный процесс
21. Административное право и административные правоотношения
22. Административные правонарушения и административная ответственность
23. Как разрешить административный спор? Производство по делам об
административных правонарушениях
24. Как разрешить административный спор? Производство по делам об
административных правонарушениях
25. КОУ по теме «Административное право» и «Трудовое право»
Уголовное право и уголовный процесс
26. Понятие и сущность уголовного права
27. Основные виды преступлений
28. Уголовная ответственность и наказание
29. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних
30. Практическая работа по теме «Уголовное право и уголовный процесс»
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.
31. Пенсионная система и страхование
32. Правовое регулирование отношений в области образования
Международное право
33. Международное право как основа взаимоотношений государств
34. Международная защита прав человека

5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1

Раздел. Учебно-методическая литература
Используемый УМК:
1. Певцова Е. А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 11 класса
образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. – М: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2017.
2. Певцова Е.А. Козленко И.В. Право: Основы правовой культуры Программа курса
для 10—11 классов общеобразовательных учреждений– М: ООО «ТИД «Русское слово –
РС», 2017.
Источники:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Всеобщая декларация прав человека.
Конституция РФ.
Европейская Конвенция о правах человека.
Международный пакт об экономических социальных и культурных правах.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Закон РФ «Об образовании».
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.

10. Уголовный кодекс РФ.
11. Административный кодекс РФ.
12. Гражданский кодекс РФ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».