Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) 2022-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта 1, тел.: 8(42432)43082, факс:
8(42432)44130, e-mail: ugl-school-65@yandex.ru
Принята на педагогическом
совете МБОУ СОШ №5
протокол №1
от «25» августа 2022г.

Утверждена
приказом МБОУ СОШ №5
г.Углегорска
от 25.08.2022 г.№284-А
Директор школы
______________ Маркова Сон Ок

Программа
по профилактике употребления психоактивных
веществ (ПАВ).
2022 - 2025 гг.

г.Углегорск
2022г.

1. Паспорт программы
Наименование
программы
Дата утверждения
программы
Разработчики
программы
Стратегические
цели программы

Задачи, решаемые
данной программой

Сроки реализации
программы
Участники
реализации
программы
Формы и методы
реализации
программы

«Программа по профилактике употребления психоактивных
веществ (ПАВ) ».
Принята на заседании педагогического совета от 25.08.2022г.
протокол №1;
Утверждена приказом МБОУ СОШ №5 г.Углегорска от
25.08.2022г. №284-А
Ганюта Н.А., социальный педагог
Полугодина К.А., педагог-психолог
Создание в школьной среде условий, препятствующих
распространению и употреблению психоактивных веществ,
формирование культуры здоровья школьников,
содействие воспитанию нравственных качеств личности,
влияющих на формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
1. предупреждение возникновения у обучающихся установки на
желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
2. систематизация совместной работы с родителями, педагогами,
медиками и общественностью по профилактике употребления
ПАВ;
3. обеспечение условий для организации и проведения
мероприятий, направленных на формирование у обучающихся
стремления к ведению здорового образа жизни; повышение
значимости здорового образа жизни, престижности здорового
поведения через систему воспитательных мероприятий;
4. создание информационного поля по профилактике ПАВ.
5. развитие коммуникативных и организаторских способностей
обучающихся, способных противостоять негативному влиянию со
стороны;
6. воспитание толерантности к социуму, нравственных и
гражданских установок;
7. формирование знаний об опасности различных форм
зависимостей, негативного отношения к ним путём
просветительской и профилактической деятельности с
обучающимися, педагогами, родителями;
8. проведение мониторинга и оценки эффективности
программной профилактической деятельности.
2022-2025 гг.
Учащиеся 1-11 классов, педагоги школы, классные
руководители,
родители
(законные
представители),
медицинский работник (по согласованию), инспектор ПДН
ОМВД.
 Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые
штурмы, тематические мероприятия.
 Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия для
младших школьников.
 Ролевые
игры,
контекстное
обучение
(включение
2

информации об опасности наркотизации в содержание базовых
учебных курсов); тренинги, дискуссии, деловые игры,
презентации для подростков и старших школьников.
 Проведение тематических родительских собраний, тренингов
с родителями (законными представителями), индивидуальные
консультирования.
 Организация и проведение внеклассных мероприятий, тесное
сотрудничество с психолого-медико-педагогической службой
школы и родителями (законными представителями).
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

• уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
• повышение процента занятости детей, активно участвующих
в общественной деятельности школы, развития ученического
самоуправления;
• увеличение процента самостоятельности детей в роли
организатора
собственной
деятельности
в
активноположительном использовании досуга;
• повышение уровня воспитанности учащихся, социальной
адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
• увеличение процента учащихся с положительной мотивацией
на здоровый образ жизни;
• установление более прочных социальных связей с органами
системы профилактики употребления ПАВ.
Пояснительная записка

Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить
рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна
из наиболее существенных причин – крайне упрощенное представление о профилактике.
Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на
воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают
подростка.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на
формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить
возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной
первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно
обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди
учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным
явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на
предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных
потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с
младшего школьного возраста.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать
наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и
употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих
родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о
причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного
выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой
3

стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и
медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по
профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся
положение
обуславливает
необходимость
реализации
дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей,
педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия их
распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с
детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием
положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение
отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные
стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои
чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что
наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние
может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении.
Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных
взаимоотношений со сверстниками, обучение умению выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации
для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум
знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить
поведение.
I.

Основные направления работы

1. Информирование и просвещение обучающихся школы, их родителей (законных
представителей) и других значимых лиц.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с
участниками программы.
3. Проведение творческих мероприятий по профилактики ПАВ.
4. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде
здорового образа жизни.
Работа с педагогическими работниками:
• проведение обучающих семинаров по программе, обсуждение хода реализации
программы на совещаниях при зам.директора по УВР;
• информирование педагогов школы об употреблении ПАВ в подростковой среде
школы и проведении профилактических мероприятий;
• индивидуальная работа, консультирование педагога-психолога.
Работа с учащимися
• включение в работу по профилактике употребления ПАВ органа ученического
самоуправления;
• проведение занятий по превентивным программам «Полезные привычки.
Полезные навыки. Полезный выбор», «Все цвета, кроме чёрного»;
• акция волонтерского отряда «МУР» «Мы – за здоровый образ жизни!» по
профилактике употребления ПАВ;
• проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику
употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия,
деловые и ролевые игры и т.д.; спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск
информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек,
открыток, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового
4

образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов, проведение
КВН, создание лучшего рекламного ролика, сатирического журнала, выставки
творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки; использование
аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.).
• тематические встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
• организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью).
Работа с родителями:
• участие в проведении и организации родительских собраний школы, работы
органов ученического самоуправления, волонтерского отряда «МУР»;
• информационно-консультативная работа;
• привлечение родителей к участию в тренинговых занятиях.
Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими
заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде:
• ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями
(законными представителями);
• проведение рейдов по выявлению каналов распространения ПАВ;
• организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.
Методы исследования:
• Теоретические: выявление и анализ проблемы, изучение литературы и
документации по проблеме ПАВ, анализ ситуации употребления ПАВ в школе, анализ
результатов экспериментальной работы.
• Практические: диагностические исследования, анкетирование, наблюдение,
тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
• уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
• повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной
деятельности школы, развития ученического самоуправления;
• увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной
деятельности в активно-положительном использовании досуга;
• повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и
предотвращение дезадаптации подростков;
• увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ
жизни;
• установление более прочных социальных связей с органами системы
профилактики употребления ПАВ.

II.

Основные функции субъектов профилактической деятельности при
организации работы по профилактике употребления ПАВ

Администрация школы:
осуществляет контроль и координацию профилактической работы в
образовательном учреждении в целом.
Учителя-предметники и классные руководители:
благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают
возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация
внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической
службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.
Психолого-медико-педагогическая служба:
Заместитель директора по УВР: курирует работу службы;
Школьная медсестра: обеспечивает работу медицинского кабинета – одного из
важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.
5

Школьный педагог-психолог обеспечивает:
• психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и
предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного
процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);
• психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
• организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том
числе направление ребенка и его родителей к специалисту, который может оказать им
квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
• за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных
организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
• систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы
риска);
Органы ученического самоуправления:
проводят социологические опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике
употребления ПАВ.
Библиотечно-информационный центр:
обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Объединения дополнительного образования:
организуют информационно-просветительскую работу с родителями, совместное
творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия
родителей в организации досуга детей.
Правоохранительные органы:
• работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за
употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных
веществ;
• осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
• обеспечивают взаимодействие школы с комиссией по делам несовершеннолетних
и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
• организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в
приеме наркотиков.
 Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплённый
за школой профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям:
работа с учащимися, родителями (законными представителями) и педагогическим
коллективами. Среди основных задач школьного инспектора – профилактика
правонарушений.
Возрастные этапы профилактической работы
Этапы Возраст
Характеристика
I
7-9 лет Формирование представления о здоровье, его значении, об основах
здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в
том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие
навыков самоконтроля.
9-11 лет Формирование комплексного представления о здоровье, расширение
знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека;
формирование устойчивости к негативному давлению среды.
II

11–13 лет Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как
личности; установка на негативное отношение к ПАВ “не делай, как
другие”; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных
6

веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о
безопасности ПАВ).
14–17 лет Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях,
связанных с ПАВ, умения найти выход в конфликтной ситуации;
“Умей сказать – НЕТ!”

III

Формы реализации программы
Этапы
I

Класс
Формы работы
1 - 2 Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия, контекстное
обучение (включение информации об опасности наркотизации в
содержание базовых учебных курсов); тренинги “Загадки
необитаемого острова”, “Учимся быть внимательными”;
3- 4

Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги
“Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”;

2-4

Занятия по программам «Полезные привычки», «Все цвета, кроме
чёрного»

II

5-7

Тренинги “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение,
инсценирование, беседы с элементами рассуждения; занятия по
программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный
выбор», «Все цвета, кроме чёрного»

III

8–9

Тренинги “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры,
дискуссии, деловые игры;
контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;

10 - 11 Тренинги “Мой жизненный выбор”, тренинги толерантности,
дискуссии, деловые игры, презентации; занятия по программам
«Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все
цвета, кроме чёрного»
Критерии оценки результативности программы по целевым группам
1. Целевая группа – учащиеся
- увеличение числа учащихся отрицательно относящихся к употреблению ПАВ;
- снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ (скрининг,
выявление группы риска наркотизации);
- динамика роста посещаемости обучающимися кружков, секций и клубов по интересам;
- разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.
2. Целевая группа – педагоги школы
- повышение уровня развития педагогического коллектива;
- положительная мотивация педагогов школы к антинаркотической профилактической
деятельности;
- сформировавшийся актив.
3. Целевая группа – родители (законные представители)
7

- сотрудничество школы с социальными институтами
- поддержка родителями антинаркотической деятельности школы.

поддержки

семьи;

ПЛАН
работы по первичной профилактике употребления наркотических и психоактивных
веществ
№
1.

Содержание работы

Сроки

Участники

1. Работа с учащимися
Психологическая диагностика Ежегодно
7-11 классы
- наркомании
- алкоголя
- табакокурения

Ответственные
Зам. директора по
воспитательной работе,
педагог-психолог,
классные руководители

2.

Контроль поведения детей,
замеченных в употреблении
психоактивных веществ.

Ежегодно

Педколлектив

3.

Классные часы по проблеме
употребления наркотических
и психоактивных веществ
(приложение 3)

Ежегодно

5-11 классы

4.

Оформление уголка «Сделай
свой выбор: выбери жизнь»

Ежегодно

Учащиеся

5.

Освещение профилактики
употребления наркотических
и психоактивных веществ на
школьном сайте

Ежегодно

Редакция

6.

Беседы по вопросам
профилактики употребления
наркотических и
психоактивных веществ

Ноябрь,
апрель
Ежегодно

5-11 классы

Зам. директора по
воспитательной работе,
Классные руководители

7.

Беседа «Права, обязанности и
ответственность человека и
гражданина»

Сентябрь
Ежегодно

7-е классы

учителя истории и
обществознания

8.

Встреча «Юридическая
ответственность
несовершеннолетних»

Февраль
Ежегодно

9-11 классы

1.

Зам. директора по
воспитательной работе,
учителя-предметники,
классные руководители
Классные руководители,
педагог-психолог,
нарколог (по
согласованию)
Зам. директора по
воспитательной работе,
педагог-организатор,
медицинская сестра
Зам. директора по
воспитательной работе,

Зам. директора по
воспитательной работе,
инспектор ПДН ОМВД
(по согласованию)
2. Работа с родителями (законными представителями)
Родительские собрания по
Ноябрь
Родители
Классные руководители,
вопросам совершенствования
Ежегодно (законные
зам. директора по
системы профилактической
представител воспитательной работе,
работы с
и)
социальный педагог
8

несовершеннолетними и
раннего выявления
незаконного потребления
наркотических и
психоактивных веществ
2.

1.

Педагогическое
Ежегодно
Родители
Классные руководители,
консультирование родителей
школы, зам. директора по
(законных представителей) по
воспитательной работе
вопросам употребления
наркотических и
психоактивных веществ
(приложение 3)
3. Работа с педагогическим коллективом
Совещание педагогов школы
Ежегодно
Педколлектив зам.директора по ВР,
по вопросам профилактики
социальный педагог
употребления наркотических
и психоактивных веществ
Содержание программы

Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у подростков.
Цель: формирование личностных ресурсов у детей и подростков социальнонормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни,
действенной установки на отказ от приема употребления психоактивных веществ (ПАВ).
Тема 1. Общение. Внутренние ресурсы личности.
Понятия общения. Виды и стили общения. Формирование личностных установок
детей. Конструктивное общение.
Практическая работа: Ролевые игры, направленные на отработку конструктивных
приемов в ситуациях манипуляции, коммуникативной агрессии.
Тема 2. Оказание помощи подросткам в преодолении деструктивного поведения, в
овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ.
Саморазрушающее поведение детей и подростков. Методы и приемы оказания
помощи детям в преодолении аддиктивного поведения.
Практическая работа: Ролевые игры, направленные на приобретение навыков
сдерживания вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет выстраивания
конструктивных отношений со сверстниками. Групповое обсуждение и выработка
рекомендаций по предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками, обучению
навыкам конструктивного сопротивления вовлечению в употребление ПАВ.
Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку с учетом его
индивидуальности
Цель: развитие у подростков представлений о позитивном поведении при решении
проблемных ситуаций.
Тема 1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики
употребления ПАВ.
Психологическая поддержка. Принципы и способы оказания поддержки;
сосредоточение на достоинствах ребенка; работа по повышению его самооценки, помощь
в приобретении веры в себя и в свои способности, помощь в формировании позитивного
9

“Я” подростка. Формирование устойчивых доверительных отношений в семье – залог
личностной успешности всех ее членов.
Практическая работа: Психологическая игра по проигрыванию ситуаций, в
которых уместно применить навыки психологической поддержки детям и подросткам
(ребенок или подросток испытывает чувства вины, обиды, страха, неуверенности,
находится в конфликте с окружающими).
Тема 2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально –
психологических особенностей подростков как основы эффективного воспитания
здоровых привычек и социально важных навыков.
Психофизиологические особенности детей и подростков. Сензитивные возрастные
периоды и кризисы в развитии детей и подростков. Понятие темперамента; его типы и
свойства, особенности проявления темперамента, учет типа нервной системы ребенка в
организации взаимодействия с окружающими.
Практическая работа: Самодиагностика подростков по выявлению типа
темперамента, определение индивидуальных особенностей членов семьи.
Тема 3. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со
сверстниками.
Основные закономерности процесса общения и его структура. Знакомство с
манипулятивными способами общения. Защиты от манипуляций. Конфликты и умение их
разрешать. Непопулярность и социальная отверженность детей как возможные причины
формирования отклоняющегося поведения. Помощь подросткам в налаживании
межличностных контактов во взаимодействии со сверстниками. Роль родителей в
формировании среды, развивающей у детей и подростков черты активной, ответственной
личности, способной позаботиться о себе и других.
Практическая часть: Упражнения для подростков на отработку разных приемов
обучения конструктивным навыкам общения. Способы самопомощи (способы
распознавания своих потребностей, способы удовлетворения своих потребностей).
Тема 4. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении
кризисных ситуаций.
Понятие о кризисных ситуациях в жизни детей. Условия воспитания психически
здорового, личностно развитого человека, способного справляться с собственными
проблемами и жизненными трудностями. Способы поведения. Стратегии помощи детям в
преодолении кризисных ситуаций. Роль стресса в жизни: мобилизация, дезорганизация
Практическая работа: Упражнения, направленные на обучение способам снятия
психоэмоционального напряжения. Групповое обсуждение темы: “Как найти выход из
безвыходной ситуации?”, обсуждение примеров, связанных с острыми переживаниями
участников.
Раздел 3. Помощь подросткам в успешной ориентации во внешнем мире
Цель раздела: оказание помощи подросткам в формировании способности
противостоять неблагоприятным воздействиям окружения, манипулированию.
Тема 1. Оказание помощи подросткам в приобретении навыков самоконтроля
и саморегуляции.
Эмоции и чувства. Аффективные эмоциональные состояния. Управление эмоциями
и чувствами. Самоконтроль как развиваемая человеком способность контролировать свои
действия и поступки.
Практическая часть: Психодиагностическая работа по выявлению способности к
самоконтролю. Обучающие упражнения на приобретение навыков самоконтроля и
саморегуляции.
Тема 2. Развитие навыков личной безопасности подростка.
10

Личная безопасность. Правила безопасности. Ограничения, виды ограничений.
Запрет, нарушение запрета. Правила и способы обеспечения безопасности подростков.
Механизм возникновения конструктивного и неконструктивного поведения. Связь
ситуации, мыслей, чувств, поведения. Изменение собственных мыслей как способ
изменения отношения к ситуации.
Практическая работа: Обобщение группового опыта по оказанию помощи
подросткам в развитии навыков личной безопасности. Работа с примерами ситуаций,
направленная на выявление негативных мыслей и обучение трансформирование их в
позитивные.
Тема 3. Формирование умения у детей и подростков противостоять
негативному влиянию сверстников, взрослых.
Представление о манипулятивном общении в подростковой среде. Способы
развития у подростков умения распознавать манипуляции в общении со стороны
сверстников или взрослых. Способы противостояния негативному давлению со стороны
окружающих.
Практическая работа с использованием ролевых игр и упражнений по обучению
навыкам эффективного поведения в ситуации группового давления, манипулирования.

11

Приложение 1.
Основные требования к содержанию программы
Линии
содержания
образования
Культурноисторическая

Социальноправовая

Информационн
о
методологичес
кая

Экологическая
культура

Составляющие качества образования
ПредметноДеятельностноинформационная
информационная
Знания:
Умения:
-об опасных влияниях
- познакомиться с
окружения;
собственными
- о средствах,
«позитивными» и
вызывающих
«негативными»
удовольствие и
чувствами, чувствами
зависимость;
других людей, допускать
-об их действии и
их и серьезно к ним
последствиях их
относиться;
действия;
-выражать чувства
- о различных формах
здоровыми способами;
зависимого поведения, об -выражать и отстаивать
их последствиях;
свое мнение;
-о причинах зависимости, -признавать собственные
раннем распознавании
потребности,
зависимостей
способности,
достоинства, слабости и
ограничения;
-позволять себе меняться
и общаться
Знания:
Умения:
- об опасных мотивах
-правильно вести себя в
поведения человека, о
трудной ситуации;
внутренних ресурсах
-реализовать свое право
безопасности
голоса и активного
соучастия:
в жизни семьи;
в жизни школы;
в широком общественном
жизненном пространстве
Знания:
Умение:
- о способах безопасного - предвидеть опасность;
поведения;
-идентифицировать ее,
- о безопасных способах
- предотвратить по
противостояния
возможности или
уменьшить степень
риска,
- любых средств
переживать конфликты,
кризисы и справляться с
ними;
- справляться со
стрессом;
- критической рекламы
зависимости
Знания:
Умения адаптироваться в
- об опасных предметах и социальной
веществах;
среде так, чтобы:
- критерии оценки
-принимать

Ценностноориентированная
Умения:
-признавать собственные
потребности,
способности,
достоинства,
слабости и ограничения;
-принимать
ответственность за свое
поведение, свое здоровье.
Осознанное отношение:
- к средствам,
вызывающим
удовольствие и
зависимость;
- к факторам,
способствующим и
препятствующим
зависимости
Умения:
-осознанно отказываться
от опасных предложений;
Формирование
–здоровых ценностей;
-здоровых отношений

Сформированность
- самооценки и
самоконтроля, способности к принятию
эффективных решений в
условиях обычных,
опасных и чрезвычайных
ситуаций;
Умения:
-критически оценивать
рекламу любых средств
зависимости;
- укреплять самооценку и
доверие к себе.
Формирование
ответственности:
- за свое поведение;
-за свое здоровье;

12

окружающей среды в
различных ее аспектах с
позиции безопасной
жизнедеятельности;
- основные
экологические законы;
- понимание места и роли
человека в отношениях
со средой обитания

Культура
здоровья

Знания:
- о составляющих
здоровья и причинах
формирования
зависимого поведения
- знать факторы
здорового образа жизни

ответственность за свое
будущее;
- влиять на окружающий
мир так, чтобы: его голос
был услышан и
поддержан;
-он поверил в себя, в
ценность своего
существования и
действия;
- его самостоятельные
волевые усилия и его
ответственность были
позитивно приняты его
ближайшим окружением
в семье и школе
Приобрести умения:
развивать тело и образ
мыслей в позитивном
направлении

- за свое будущее

Способность:
- самостоятельно
выстраивать свою
деятельность и
поведение;
- планировать будущее и
осуществлять настоящее
в соответствии со
следующими
принципами:
- осознание ценности
ЗОЖ;
- выбор здоровой
жизненной позиции;
- умение строить
здоровые отношения с
другими людьми,
принимая
ответственность за свое
здоровье, свое поведение
и свое будущее

По окончанию курса подросток должен приобрести знания:
- о рискованных мотивах поведения человека, о внутренних ресурсах безопасности;
- об опасных предметах и веществах, о способах безопасного поведения;
- об опасных влияниях окружения, о безопасных способах противостояния.
Приобрести умения:
-выражать чувства здоровыми способами;
-выражать и отстаивать свое мнение;
-принимать решения в пользу здоровья;
-правильно вести себя в трудной ситуации;
-справляться со стрессом;
-решать конфликты;
-признавать собственные потребности, способности, достоинства,
ограничения;
-критически оценивать рекламу любых средств зависимости;
-осознанно отказываться от опасных предложений;

слабости

и

13

-планировать здоровое будущее;
-принимать ответственность за свое поведение, свое здоровье, свое будущее; поддерживать и сохранять собственное здоровье.
Тематика бесед с учащимися
№
1
2
3
4

5

6
7

8

9
10

11

12
13
14
15

16

Тематика

Основные цели
Вступая во взрослый мир
«Начиная путь»
Создание благоприятных условий для работы в
группе
«Еще не лев, уже не
Формирование основ знаний о психологических
львенок…»
особенностях своего возраста
«Каков Я на самом деле?»
Формирование комплексного представления
подростка о себе
«И на солнце есть пятна»
Укрепление самооценки, позитивного
самоотношения; раскрытие своих сильных и слабых
сторон
«Школа общения»
Развитие социальной восприимчивости; расширение
диапазона способов межличностного общения в
микросоциальном окружении
«Будь собой, но в лучшем
Развитие способности понимания своих
виде…»
положительных и отрицательных качеств
«Перекресток души»
Осознание мысли о том, что каждый человек часто
находится в ситуации нравственного выбора и этот
выбор и дальнейшая жизнь зависит, от того, какие
силы в человеке возьмут верх.
«Точка опоры»
Формирование убеждения в том, что любые
проблемы и трудности могут быть разрешены, что в
каждом человеке есть потенциал для преодоления
жизненных трудностей
«Преодолевая трудности»
«Мои проблемы»
Обучение осознанию своих проблем и поиску
конструктивного способа их решения
«Свобода или рабство?»
Информирование о причинах и механизмах
формирования зависимого поведения, его видах,
последствиях
«Не оступись – перед тобой
Осознание собственной уязвимости перед
пропасть»
наркотиками, информирование об опасности
наркотиков, о мотивах их употребления
«Не иди вслепую по минному Информирование подростков о конкретных
полю»
ситуациях, представляющих для них опасность
«Мне плохо»
Формирование навыков самоанализа и наблюдения
через сознание внутренних состояний
«Посмотри правде в глаза»
Углубленное понимание проблем зависимости от
психоактивных веществ
«Рубикон перейден?»
Осознание того, что все люди совершают ошибки,
имеют на это право и должны учиться на своих
ошибках, но есть ошибки, которые ведут за собой
необратимые последствия (проба наркотиков)
«S.O.S»
Формирование адекватного восприятия потребности
в помощи
14

Жизнь по собственному выбору
17 «Любому кораблю нужен
Осмысление жизненных установок; помощь в
курс»
определении личностных ценностей
18 «Звездная карта моей жизни»
Формирование активной установки по отношению к
собственному жизненному пространствуорганизации своей жизни, развитие способности к
построению долговременных жизненных планов
19 «Сделав первый шаг…»
Закрепление полученных представлений,
актуализация сформированных личностных
новообразований
20 «Через тернии к звездам!»
Коррекция системы личностных ценностей;
углубление представлений о способности человека
самостоятельно строить свою жизнь, преодолевая
трудности и конструктивно решая проблемы
Тематика бесед для родителей (законных представителей)
№
1

Тематика
«Ваш ребенок становиться
взрослым»

2

«Как помочь своему
ребенку противостоять
наркотикам»

3

«Будущее Вашего ребенка»

Основные цели
Повышение информированности о психологических
особенностях подростка, проблем, свойственных
данному возрасту
Преодоление защитной позиции родителей –
отрицания возможности приобщения своих детей к
табаку, алкоголю и наркотикам, осознание уязвимости
подростков перед наркотиками
Формирование устойчивой мотивации родителей к
проблемно-преодолевающему, социально
поддерживающему и развивающему поведению в
семье

Перечень ключевых слов
Адекватный – равный, соответствующий.
Аддикция – навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто
употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания.
Влияние – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения
других людей, их позиций, оценок, установок. Механизмом направленного влияния
являются убеждение и внушение.
Внушаемость – субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему
воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью,
доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы
повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом
вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.
Желание – переживание, отражающее потребность и выраженное в конкретных образах и
словах.
Интерес – проявление познавательной потребности на уровне осознания целей.
Комплекс неполноценности – совокупность качеств, самооценка которых болезненно
занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.
Конфликтогены – слова и действия, которые могут унизить человека, обидеть, оскорбить
его.
Лидер – ведущий, человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести
за собой.
15

Потребности – фундаментальные качества человека, выражающие его нужду в чем-либо
и служащие источником жизненной активности.
Рефлексия – сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях,
чувствах.
Самоутверждение – процессы управляемого самой личностью осознания и завоевания
места в обществе, соответствующего представлениям личности о себе.
Самооценка – оценка самого себя, своих качеств на основе сравнения с внутренними и
внешними эталонами, критериями.
Социальное положение (статус) – та роль, позиция, которою исполняет человек в
официальной или неофициальной иерархии группы.
Социальные притязания – та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их
более соответствующими свом способностям.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».