Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru Принято на педагогическом совете школы Протокол №1 от «25» августа 2023 г. Утверждено приказом МБОУ СОШ №5 гш.Углегорска от 28.08.2023 г. №300-А Директор школы ___________ Маркова Сон Ок Положение о постановке несовершеннолетних обучающихся и их семей на внутришкольный учет и снятие с него в МБОУ СОШ №5 г.Углегорска I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в действующей редакции), Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации" (в действующей редакции), ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (в действующей редакции), Семейным кодексом РФ, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениям средней общеобразовательной школы № 5 г. Углегорска Сахалинской области. 1.2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на внутришкольный учёт и снятия с учёта несовершеннолетних обучающихся и их семей. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Школа являются частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учет в школе несовершеннолетних обучающихся и их семей, находящихся в социально опасном положении (далее - внутришкольный учет), система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая Школой в отношении несовершеннолетнего обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: 1) оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; 2) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в Школе, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования; 3) выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей; 4) обеспечение организации в школе общедоступных объединений дополнительного образования и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5) осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся - это коллегиальный орган, целью которого является планирование, организация и осуществление контроля за проведением профилактики социально-опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий). II. Основные цели и задачи 2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью своевременного выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказания им социально-психологической и педагогической помощи. 2.2. Основные задачи: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. 2.3. Деятельность школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. III. Основания для постановки на внутришкольный учёт 3.1. Категории несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: 1) безнадзорные или беспризорные; 2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащиеся в социально реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; 4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; 5) совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности; 6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; 8) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; 9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; 10) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; 11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; 12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; 13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденные условно к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. 3.2. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, изложенные в пункте 3.1. настоящего Положения, если они зафиксированы в следующих документах: 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) приговор, определение или постановление суда; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. 3.3. Основания для постановки на внутришкольный учёт семьи, в которой родители (законные представители): 3.3.1. не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. 3.3.2. злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). 3.3.3. допускают в отношении своих детей жестокое обращение. 3.3.4. имеют детей, находящихся в социально опасном положении и остоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее- КДН и ЗП). IV. Организация деятельности по постановке на внутришкольный учёт или снятию с учёта 4.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся (далее – Совет профилактики). 4.2. Постановка или снятие с внутришкольного учёта может осуществляться по представлению классного руководителя (Приложение 1, Приложение 6). 4.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учёт секретарю Совета профилактики за три дня до заседания Совета профилактики предоставляются следующие документы: 1) Заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи. 2) Постановление КДН и ЗП или подразделения по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее - ОДН). 3) Характеристика несовершеннолетнего (Приложение 2). 4) Справка о работе с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), подготовленная классным руководителем. 5) Акт обследования материально-бытовых условий семьи (по необходимости). 4.4. На заседании Совета профилактики обсуждается и принимается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица (Приложение 3). 4.5. Классный руководитель приглашает родителей (законных представителей) на заседание Совета профилактики по вопросу постановки на внутришкольный учёт их несовершеннолетнего ребёнка (Приложение 4); а также доводит решение Совета профилактики до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании Совета профилактики по уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учёта. 4.6. Социальный педагог ведёт банк данных учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДН и ЗП, ПДН ОМВД. 4.7. Социальный педагог ежемесячно проводит сверку списков учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДН и ЗП, ПДН ОМВД. 4.8. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта представляется информация ответственного лица, назначенного Советом профилактики, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), с обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению. V. Порядок проведения индивидуальной профилактической работы 5.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 5.2. Классный руководитель разрабатывает план индивидуальной профилактической работы с данным несовершеннолетним (Приложение 3). 5.3. На несовершеннолетнего обучающегося заводится Карточка индивидуального изучения и учета подростка (при постановке на внутришкольный учет ) (Приложение 5). Карточка ведется социальным педагогом, классным руководителем, по необходимости с привлечением других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних. 5.4. Классный руководитель проводит профилактическую работу и контроль за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего. Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете. 5.5. Обо всех результатах контроля над несовершеннолетним (пропуски уроков, нарушения дисциплины) родители (законные представители) ставятся в известность классным руководителем. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители (законные представители) с несовершеннолетним вызываются на заседание Совета профилактики, где рассматриваются вопросы: невыполнения родителями (законных представителей) обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий). Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, Совет профилактики обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в органы профилактики. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, Совет профилактики выносит решение об обращении с ходатайством в КДН и ЗП. 5.8. На заседание Совета профилактики классный руководитель оформляет представление на снятие с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего (Приложение 6), на заседание приглашаются уведомлением родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося. (Приложение 4). VI. Основания для снятия с внутришкольного учёта 6. Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с внутришкольного учета могут являться: 6.1 Позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время. 6.2. Окончание обучения в Школе. 6.3. Перевод в иную образовательную организацию. 6.4. Достижение возраста 18 лет. 6.5. Сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним. 6.6. Наступление иных обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые служат основанием для прекращения проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. 6.7. Иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в связи с которыми несовершеннолетние подлежат снятию с профилактического учета, помимо прочего могут выступать эмансипация в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, смерть несовершеннолетнего или признание его безвестно отсутствующим, совершение преступления, если в отношении несовершеннолетнего назначено наказание в виде лишения свободы, помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Приложение 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ Ф.И.О.: ________________________________________________________. Обучающегося: _________________________________________________ Наименование школы, класса Причина постановки на учет: _______________________________________ ________________________________________________________________ считаем необходимым обучающегося: _______________________________ поставить на внутришкольный учет (указать причину): ___________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Социальный педагог _____________________________ «_____» _____________________ 20___год ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________________________________________________________________ Уровень обученности___________________________________________________________ Поведение в школе_____________________________________________________________ Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет _________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ дополнительное образование (кружки) ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ Вредные привычки____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Интересы, увлечения и др. ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Классный руководитель ______________________________________________ ПОЛОЖЕНИЕ 3 «ПРИНЯТО» на заседании Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних « ___» «____________ » 20__ г. ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с несовершеннолетним ___________________________________________ года рождения № Мероприятия Сроки Ответственные 1 2 3 4 Классный руководитель______________________________________ « ____» « ___________» 20___ год. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 УВЕДОМЛЕНИЕ Уважаемые ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителей) Администрация школы приглашает Вас "____"___________________20___ г. в МБОУ «Средняя школа №1» на заседание Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних по вопросу постановки вашего сына (дочери) _____________________________________________________ ученик(ца) ________класса (Ф.И. ученика) на внутришкольный учет. ____________________________________________________________________________ Линия отрыва С уведомлением о приглашении на заседание Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних ознакомлены ________________________________/______________________________________/ (подпись) (число, месяц, год) Примечание: Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю. Уведомление отдается классному руководителю для передачи его родителям (законным представителям) несовершеннолетнего. В случае неявки родителей на заседание Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вопрос рассматривается в вашем отсутствии. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Карточка индивидуального изучения и учета подростка (при постановке на внутришкольный учет) Постановка________________________Снятие_____________________________________ Повторная_________________________Снятие_____________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ф.И.О. ________________________________________________________ Школа, класс ____________________________________________ Домашний адрес и телефон __________________________________________ Место фактического проживания ____________________________________ Оставлен ли на второй_____________________________________________ С какого времени учится в данной школе______________________________ Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает) Мать____________________________________________________________________ Отец____________________________________________________________________ Опекун __________________________________________________________________ Социальный статус семьи _________________________________________________ Черты характера подростка, явные и скрытые слабости _____________________________________________________________________________ 10. Интересы и увлечения, склонности подростка _____________________________________________________________________________ 11. Характеристика домашних условий (состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к школе, условия для занятий) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 12. Отношение к учебе, посещаемость занятий __________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Участие в общественной жизни класса______________________________________ 14. Участие в кружках, клубах, секциях________________________________________ 15. Участие в общественно полезном труде______________________________________ 16. С кем дружит (в школе, по месту жительства) ________________________________ 8. 9. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 17. Кого считает авторитетом и почему ________________________________________ _____________________________________________________________________________ Характерные отношения с товарищами (подчеркнуть): равенство, зависимость, руководящее положение. 19. Состоит ли на учете в КДН и за что________________________________________ 20. Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав _____________________________________________________________________________ 18. 21. 22. 23. Место и время совершения проступка______________________________________ Мера наказания__________________________________________________________ Планируемые основные направления работы с подростком _____________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 24. Успеваемость в текущем году______________________________________________ _____________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА Фамилия______________________ имя __________________ отчество ________________ учащегося______ класса ___________________ года рождения, состоящего на внутришкольном учете ___________________________________________ _____________________________________________________________________________ (дата постановки, основание, причины) _____________________________________________________________________________ В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий:___________________ _____________________________________________________________________________ с учетом мнения ______________________________________________________________ (ГПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства) считаем необходимым учащегося _______________________________________________ ________ класса с внутришкольного учета снять. Председатель Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Классный руководитель «_____» « _____________» 20____ год. _________________ _________________