Программа родительского просвещения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130,

E-mail: ugl-school-65@yandex.ru
ПРИНЯТО:
На педагогическом
Совете протокол №1 от
25.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ №5
г.Углегорска
№300-А от 28.08.2023г.

Директор школы
_______________ Маркова Сон Ок

ПРОГРАММА
родительского просвещения
на 2023 -2025 уч.год

г.Углегорск
2023г.
2

№ п.п.
Сведения об
учреждении:

Паспорт
Программы родительского просвещения на 2023-2025 г.г.
Тема
1. Полное
наименование
образовательного
учреждения
(в
соответствии с Уставом) Муниципальное общеобразовательное
учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 г.Углегорска
сахалинской области
2. Ф.И.О. директора Маркова Сон Ок
Ф.И.О. заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Зотова Надежда Константиновна,
Андреева Елена Юрьевна
Ф.И.О. заместителя директора по воспитательной работе
Титаренко Юлия Викторовна
3. Почтовый адрес образовательного учреждения
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1,
тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130,
E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Основание для
разработки
Программы

Программа родительского просвещения на 2023-2025 г.г. разработана Е
соответствии с:
- Конвенцией «О правах ребёнка»;
- №223 - ФЗ «Семейным кодексом Российской Федерации»,
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Законом РФ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" (с изменениями);
- Законом РФ от 21.12.96 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (с изменениями);
- Законом РФ от 20.05.99 г. № 120 -ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями);
- Законом РФ от 24.04. 2018 г. №48 -ФЗ «Об опеке и попечительстве»
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;

Исполнители
основных
мероприятий
Программы

- Администрация муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы №5 г.Углегорска
- Общее собрание работников;
- Педагогический совет;
- Родительский комитет школы;
- Управляющий совет школы

3

1. Содержание программы

Содержание проблемы семейного воспитания и обоснование необходимости её
решения программными средствами:
Программа определяет основные пути развития системы семейного воспитания
детей и подростков в МБОУ СОШ №5 г.Углегорска
Актуальность определяется сложностью темы, т.к. социально - педагогические
данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении
жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости
родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает
на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего
насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.
В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем
гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцом социального
сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том
числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для
детей, но и для родителей.
Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую
остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребёнка в школе. В эти
годы ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к
самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно,
неосознанно, искать в школе то, что он имеет или не имеет, но очень нуждается - семью.
Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между
родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура
родителей. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного
развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех
или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учёбе,
в общении со сверстниками и т.д.
Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны
средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне.
Необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким
образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного
роста, научить чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить
взаимодействие.
Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться
разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все участники образовательного
процесса только выиграют от того, что родители осознают важность своего влияния на
развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, будут
активно сотрудничать со школой.
Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром
психолого-педагогического просвещения.
1. 2. Содержание понятия «педагогическая культура».
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала
семьи.
Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором
4

находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно
обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура включает
несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
знание о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни
и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности; продуктивную
связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием
объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного
воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во
многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который
играет решающую роль в формировании и развитии личности, в изменении в
воспитательных целях микросреды ребенка.
Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента
рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма
злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и
стихийности формирования личности ребенка.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих
обстоятельств. Эта деятельность становится эффективной в том случае, если
осуществляется не в отрыве от реальной идейной и нравственной жизни родителей, а
находит свое подтверждение в ней. Соответствие субъективного фактора объективным
условиям сознательного и стихийного влияния на ребенка является законом эффективности
процесса формирования личности. Успех воспитания обеспечивается при условии, если оно
соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному
процессу, его содержанию и целям.
Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от
целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры
родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место
среди них занимает педагогическая культура родителей.
Повышение педагогической культуры родителей - важный этап в работе с
родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания.
Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в
которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей
служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им
избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в
жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.
Цель и задачи Программы:
Цель программы: повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования,
воспитания и развития личности ребенка.
Задачи:
Развитие нормативно-правовой базы в сфере семейного воспитания учащихся в школе.
Создание благоприятных условий для взаимодействия образовательного учреждения с
родителями (законными представителями) учащихся.
Разработка и внедрение в практику работы учреждения образования Плана социально
- педагогического и психологического просвещения родителей (законных представителей)
5

с целью повышения общей педагогической и психологической культуры родителей
(законных представителей).
Социальная защита и поддержка семей учащихся.
Предупреждение и профилактика асоциального поведения учащихся в школе и вне
школы.
Принципы организации работы с родителями
В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры
родителей:
1. Принцип систематичности и последовательности. Программа представляет собой
целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство
педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по
воспитанию детей. Систематичность и последовательность предполагает единство и
преемственность всех звеньев программы, при этом то или иное структурное звено является
продолжением предыдущего.
2. Принцип единства общественного и семейного воспитания. С учетом этого принципа
строится содержание программы, даются практические задания, распределяются
поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с
семьями учащихся.
3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения
педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу
родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает соответствующая
работа с группами родителей (по классам), а также индивидуальная работа с отдельными
семьями. И наоборот: индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному
участию родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний, умений для
достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
4. Принцип эмоциональной безопасности для родителей. Психолого-педагогическая
работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх
нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые,
понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом,
у него есть на это причины.
5. Принцип мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом. Большинство
родителей мало знают о возможностях педагога, поэтому может возникнуть либо страх
взаимодействия (вдруг педагог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка
его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать учителя.

6

Основные направления реализации Программы:
Направление
Совершенствование
нормативно-правовой базы
школы в сфере семейного
воспитания учащихся и
педагогического
просвещения родителей
(законных представителей)






Выработка системы мер,
направленных на
формирование духовнонравственных ценностей
семьи






Организация
диагностической работы по
изучению семей






Содержание

разработка школьной целевой программы сотрудничества с
родителями (законными представителями) учащихся, плана
основных мероприятий по реализации школьной целевой
программы сотрудничества с родителями (законными
представителями);
изучение статей Конституции РФ, Семейного кодекса РФ,
Конвенции о правах ребёнка, постановлений правительства
РФ, касающихся семейного воспитания;
использование на практике научно-методической и
художественной литературы по вопросам семейного
воспитания.
совершенствование работы с родителями (законными
представителями) учащихся путём проведения родительских
собраний, всеобучей по различным аспектам духовнонравственного воспитания детей и подростков;
организация и проведение семейных праздников с
привлечением к подготовке детей и родителей;
проведение социологических исследований по проблемам
духовно-нравственного воспитания детей в семье.
оформление социальных паспортов семей учащихся;
составление банка данных о семьях социального риска;
анкетирование и тестирование учащихся (по темам «Я и моя
семья», «Кинетический рисунок семьи», «Анализ
тревожности»);
Анкетирование и тестирование родителей: опросник
«Удовлетворённость родителями (законными
представителями) качеством образования и воспитания».

Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование учащихся школы;
консультирование семей учащихся, нуждающихся в
консультирование
педагогической и психологической поддержке
Организация психолого создание системы массовых мероприятий с родителями
(законными представителями);
педагогического
 работа по организации совместной общественно значимой
просвещения родителей
деятельности и досуга родителей и учащихся;
(законных представителей):
 выявление и использование в практической деятельности
позитивного опыта семейного воспитания;
 внедрение в семейное воспитание традиций народной
педагогики;
 оказание помощи родителям (законным представителям), Е
формировании нравственного образа жизни семьи, в
профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении
других негативных проявлений у детей и подростков;
 использование различных форм сотрудничества с
родителями;
 вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально
значимую деятельность, направленную на повышение их
авторитета

Оказание помощи в организации деятельности общественных
Создание условий для
родительских формирований (Управляющий Совет школы,
обеспечения прав
общешкольный и классные родительские комитеты)
родителей (законных
представителей) на участие
в управлении
образовательным
учреждением, организации
учебно - воспитательного
процесса

Создание условий для
взаимодействия школы и
семьи






Социальная поддержка и
защита семьи






включение в работу с семьей соцпедагога, логопеда,
педагогов дополнительного образования, библиотекаря;
расширение сферы дополнительных образовательных услуг;
оказание помощи родителям (законным представителям), в
развитии у детей социального опыта, коммуникативных
навыков и умений;
объединение усилий педагога и родителя в совместной
деятельности по воспитанию и развитию ребенка, проявление
понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении
ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя
чувства и эмоции
Организация совместных рейдов по неблагополучным
семьям;
сотрудничество с органами профилактики;
сотрудничество с органами управления социальной защиты
населения;
контроль за обеспечением занятости детей из группы риска в
каникулярное время

Разработка тематического Оформление информационного стенда; обновление и
размещение информации на сайте ОУ; организация выставок
оформления по работе с
семейного творчества, работ учащихся школы.
семьей

Примерное содержание и способы предоставления информации для родителей
обучающихся
Содержание информации для родителей

Способы предоставления информации

1. Устав ОУ.
2. Перечень образовательных программ,

- буклеты для родителей;
- информирование на индивидуальных

реализуемых школой.
3. Возможные образовательные маршруты
учащихся.
4. Учебный план школы.

консультациях;
- проведение открытых уроков для родителей;
- информационные стенды;
- сайт ОУ

1. Перспективы развития школы.
- информационный стенд о школе,
2. Деятельность комиссии по урегулированию помещенный в доступном для родителей

споров.
3. Деятельность кружков.
4. Организация внеклассной работы.
5. Режим работы образовательного
учреждения.
6. Расписание уроков, консультаций служб
сопровождения.
1. Сведения о дополнительном образовании
на базе школы.
2. Информация о работе школы

месте;
- памятки, листовки, буклеты;
- устное информирование на родительских
собраниях;
- сайт ОУ
- сайт ОУ

1. Основные достижения школы.
- информационный стенд о достижениях;
2. Достижения учителей.
- публикации в СМИ;
3. Достижения учащихся.
- сайт ОУ
4. Сводные данные результатов итоговой

аттестации учащихся.
5. Данные
о
социальном устройстве
выпускников школы.
1. Материально-техническое обеспечение

школы.
2. Источники внебюджетных средств и
способы их распределения

- информационный стенд;
- отчет директора на общешкольном

собрании;
- сайт ОУ

Методы и формы организации работы с семьёй
Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на
взаимоотношения в ней, на ее собственное укрепление. Дети вносят в семью дух согласия
и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно
происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и
способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их
воспитательный потенциал.
Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является

единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности
образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе
готовить образованных и инициативных граждан, формировать у них принципиальность
и убежденность.
Важно, чтобы родители осознавали целевые установки воспитания, в основе
которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирования личности, и
не просто обращали внимание на учебную работу детей, но и проявляли повседневную
заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и
эстетическом воспитании.
Методы работы
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- проблемно-поисковый
- индуктивный

Формы работы

Нетрадиционные формы работы

- беседы;
- в семейном кругу (анкетирование
-классные родительские комитеты;
родителей, индивидуальная помощь
психолого-педагогическое
семьям через консультации,
просвещение родителей;
демонстрация материалов, встреча с
индивидуальная работа с
врачами, психологами, юристами);
проблемной семьей;
- обращение к народным традициям,
социально-психологическая служба формирование личности школьника
школы;
через общение с природой, общение
анкетирование подростков,
родителей с детьми через природу,
педагогов, родителей;
совместная деятельность родителей,
классные родительские
детей и педагогов);
собрания;
- день добрых дел (совместная
индивидуальная работа с
трудовая деятельность педагогов,
родителями;
родителей и детей);
- дни открытых дверей;
- вечер большой семьи (принимают
- личные встречи с директором школы; участие родители, школьники,
- консультативная помощь
педагоги; организация отдыха: игры);
администрации школы диагностическая - дискуссионный клуб (обсуждение
работа по изучению семей (оформление проблем воспитания школьников);
социальных паспортов семей учащихся) - семейная копилка (подбор
- лекции информационно
материалов из опыта семейного
просветительские
воспитания);
- работа по организации совместной
- аукцион идей семейной педагогики;
общественно значимой деятельности и - родительский ринг (взаимообучение,
досуга родителей и учащихся;
взаимообогащение членов семьи,
- формы досуговой деятельности
решение педагогических ситуаций);
(конкурсы рисунков, газет,
традиционные общешкольные
мероприятия, спортивно –
оздоровительные мероприятия,
семейные праздники);
- информационное сопровождение
(разработка и издание буклетов,
памяток);
- азбука семейного воспитания
(обсуждение проблем, трудностей
воспитания детей в неполных семьях,
психологов, оказание родителям
индивидуальной помощи);

Открытые уроки для родителей
Эта форма занятий будет полезна в начале учебного года для ознакомления
родителей с одноклассниками ребёнка, педагогами и формирования нормального
психологического фона в классном коллективе.
Общешкольные мероприятия
Форма работы, которая сплачивает родительский и детский коллектив.
Общешкольные мероприятия - это праздник общения с родителями друзей твоего
ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это
поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Темы общешкольных мероприятий могут быть следующие:
•
Первый звонок.
•
День матери.
•
Новогодний утренник.
•
День защитника Отечества.
•
Международный женский день «8 марта».
•
Масленица.
•
День Победы «9 мая»
•
Последний звонок.
•
Выпускной вечер.
Лекции
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или
иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам классный руководитель, знающий
интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ
воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины
явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития
его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру и логику изложения. Одно
из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во
время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных
единомышленников.
Примерная тематика лекций
- «Организация семейного чтения».
- «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного
возраста».
- «Секретный мир наших детей или ребенок и улица».
- «Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя».
- «Социализация ребенка в семье» и т.д.
Индивидуальные тематические консультации
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь
непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с
родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное
представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему
сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию
относительно конкретных форм родительского содействия.
Принципы успешного консультирования - доверительные отношения,
взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При
посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с

родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе,
информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения
домашних заданий и т.д.
Родительские собрания
Классные родительские собрания проводятся четыре раза в год. Тема собрания
должна быть важной для родителей. Обязательна информация о работе класса школы, об
успеваемости, об участии в мероприятиях, о проблемах и сложностях, решаемых
педагогическим коллективом.
На классных родительских собраниях должны быть встречи с врачом, соцпедагогом,
руководителями кружков и секций.
К собранию можно попросить отдельных родителей прочитать подборку статей по
проблеме, а затем обсудить всем вместе. Родителей следует привлекать к проведению
различных конкурсов в классе. Организовать работу так, чтобы родители почувствовали
себя коллективом.
Тематика классных родительских собраний для родителей учащихся МБОУ СОШ
№5 г.Углегорска
№

Тема собрания

1 класс
1
Что нужно знать родителям, если их
ребенок пошел в 1 класс, или Вновь за
школьной партой.
2
Трудности адаптации первоклассников к
школе. Как их преодолеть?
3
Воспитание нравственных привычек и
культуры поведения младшего школьника
4
Организация семейного чтения.
2 класс
1
Первые уроки школьной отметки.
Роль семьи и школы в воспитании
здорового поколения.
3
Роль книги в развитии интеллектуальных
умений ребёнка.
4
Семейные традиции в организации
жизнедеятельности ребенка младшего
школьного возраста.
3 класс
1
Значение семейных традиций в
формировании у ребёнка желания
трудиться.
2
Мы дружим с книгой
2

3

Как преодолеть застенчивость и
неуверенность ребёнка

Сроки
проведения

Ответственные

I четверть

Классный
руководитель

II четверть

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

III четверть
IV четверть
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

I четверть

Классный
руководитель

II четверть

Классный
руководитель
Классный
руководитель

III четверть

Секретный мир наших детей или ребенок и IV четверть
улица.
4 класс
1
Диалог младшего школьника со взрослым I четверть
как способ понять мир и самого себя.
4

II четверть

3

Роль семьи и школы в формировании у
ребёнка интереса к учению
Поговорим о дружбе

4

«До свидания, школа! Здравствуй, лето!»

IV четверть

2

5 класс
1
Особенности учебно-воспитательного
процесса в условиях перехода учащихся в
основную школу.
2
Ценности современного подростка.

III четверть

II четверть

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

III четверть

4

Социализация ребенка в семье.

IV четверть
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

7 класс
1
Переходный возраст: особенности контакта I четверть
с подростками
2
Ориентация подростков на социально
II четверть
значимые ценности.
3
Способы эффективного взаимодействия с III четверть
подростками.
4
Как развивать чувство ответственности в IV четверть
детях. Ответственность
несовершеннолетних
8 класс
1
Содружество школы и семьи.
I четверть

3

Развитие самосознания и адекватной
самооценки подростка
Детско-родительские отношения.

Суициды как крайняя форма
отклоняющегося поведения.
9 класс
4

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

Приоритеты семейного воспитания.

2

Классный
руководитель

I четверть

3

6 класс
1
Внимание, подростковый возраст.
Превентивное поведение подростка.
2
Компьютер в жизни школьника. Подросток
и гаджеты.
3
Положительные эмоции и их значение в
жизни человека
4
Детское общественное объединение.

Классный
руководитель

II четверть
III четверть
IV четверть

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

1
2
3
4

Склонности и интересы подростков в
выборе профессии
Как снять предэкзаменационную
тревожность у детей
Помощь родителей в подготовке к ОГЭ

I четверть
II четверть
III четверть

Социально правовые последствия
IV четверть
немедицинского потребления наркотиков.

Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель

Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 3 года:
1 этап - подготовительный
1. Подготовка и принятие нормативно -правовой базы
2023 год:
школы в сфере семейного воспитания.
2. Выработка системы мер, направленных на формирование
духовно-нравственных ценностей семьи.
3. Разработка тематического оформления по работе с
семьями учащихся.
4. Организация диагностической работы по изучению семей
учащихся.
5. Разработка мероприятий направленных на реализацию
программы
2 этап - практический 2023 - 1. Совершенствование системы работы в данном
2025 годы:
направлении на основе анализа реализации предыдущей
Программы;
2. Разработка и внедрение системы информационного
сопровождения программы.
3. Реализация комплекса мероприятий, содействующих
развитию системы семейного воспитания в школе.
4. Повышение уровня педагогической культуры родителей
учащихся.
5. Дальнейшее развитие системы мониторинга
воспитательной работы, в т. ч. в рамках семейного
воспитания детей и подростков в школе.
3 этап - аналитический 2025
год:

1. Систематизация, обобщение и анализ результатов.
2. Распространение лучшего опыта семейного
воспитания.
3. Анализ работы по программе.

План мероприятий по реализации Программы родительского просвещения
на 2023-2025 г.г.
№ Мероприятия
I. Организационная
1
Организация работы
общешкольного родительского
комитета
2
Организация и проведение
общешкольных родительских
собраний.

Участники
родители

Сроки
Ответственные
работа
сентябрь, декабрь, Администрация
февраль, май
школы

Администрация,
Октябрь, декабрь, Администрация
педагоги, родители март, май
школы

3

Организация и проведение
родительского всеобуча

Администрация,
В течение года
педагоги, родители

Заместитель директора
по ВР руководитель
МО классных
руководителей

4

Рассмотрение вопросов по
работе с семьями учащихся на
заседаниях МО классных
руководителей

Руководитель МО В течение года
классных
руководителей,
классные
руководители

Заместитель директора
по ВР руководитель
МО классных
руководителей

5

Привлечение работников
Администрация,
В течение года
внешкольных, общественных, педагоги, родители
организаций и учреждений для:
- проведения совместных
мероприятий;
- родительских собраний;
- общешкольных собраний;
- обмена информацией и др.

Заместитель директора
по ВР руководитель
МО классных
руководителей

II. Школьные мероприятия
1
Спортивный праздник «Папа,
мама, я - спортивная семья!»

Учащиеся 1-4
сентябрь
классов, родители

Заместитель директора
по ВР, учитель
физической культуры

2

Мероприятие, посвященное
Международному дню
пожилого человека

Учащиеся 1-11
октябрь
классов, родители

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

3

Мероприятие, посвящённое
Дню Матери

Учащиеся 1-11
ноябрь
классов, родители

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

4

Новогодние мероприятия,
новогодний бал

Учащиеся 1-11
декабрь
классов, родители

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

5

Мероприятие, посвящённое

Учащиеся 1-11

Заместитель

23 февраля

классов, родители

6

февраль

Мероприятие, посвящённое Учащиеся 111
Март
Международному женскому классов, родители
дню 8 марта

директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители

7

Подготовка и организация
Учащиеся 1-11
май
праздника Последнего звонка классов, родители
для 9 класса

8

Проведение Выпускного
вечера (9,11 класс)

Учащиеся
9,11класса,
родители

Май- июнь

9

Татьянин день

Учащиеся,
родители

октябрь

10

Участие в акциях: «Г
Учащиеся 1-11
В течение года
еоргиевская ленточка»;
классов, родители
«Бессмертный полк»; «Мы
против наркотиков»; «Мы за
здоровый образ жизни» и др.

11

Всероссийский урок
безопасности

Учащиеся 1-11
Сентябрь
классов, родители

12

Час кода

Учащиеся 1-11
Ноябрь
классов, родители

13

Безопасность в сети и
Интернет

Учащиеся 1-11
Ноябрь
классов, родители

Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители,
педагоги школы
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители

III. Социальная поддержка и защита семьи
1

Организация психолого педагогических
консультаций.

Учащиеся 1-11
В течение года
классов, родители

соцпедагог, классные
руководители

2

Выявление детей и семей,
находящихся в социально-опасном положении,
посещение их по месту
жительства.

Учащиеся 1-11
В течение года
классов, родители

соцпедагог, классные
руководители

3

Оформление информации на Учащиеся 1стенде о том, где можно
11классов,
получить психологическую родители
поддержку:
телефон доверия для детей и
подростков и их родителей
(т. 8-800-200-0122);

В течение года

соцпедагог, классные
руководители

IV. Работы с семьями одаренных учащихся
1

2

3

Изучение социального заказа
родителей одарённых детей с
целью определения
направлений сотрудничества
Осуществление
взаимодействия родителей и
учащихся с целью развития
интеллектуальных,
творческих способностей в
ходе участи в системе
дополнительного
образования
Привлечение родителей к
участию в проектно исследовательской
деятельности

Учащиеся 1-11
Август- сентябрь Заместитель
классов, родители
директора по УВР,
педагоги школы
Учащиеся 1-11
В течение года
классов, родители

Заместитель
директора по УВР,
педагоги школы

Учащиеся 1-11
В течение года
классов, родители

Заместитель
директора по УВР,
педагоги школы

План родительского всеобуча (общешкольные родительские собрания)
№ Тема собрания
Ответственные
Сроки
проведения
2023 - 2024 уч.г.
1
Развитие у детей самостоятельности, важной для сентябрь
Заместитель директора
дальнейшего обучения. Внеурочная
по ВР
деятельность школьников
2
Ответственность родителей. Ступени к будущей декабрь
Заместитель директора
профессии.
по ВР
3
Суициды как крайняя форма отклоняющегося
март
Заместитель директора
поведения
по ВР
4
Виды и значение самооценки школьника.
май
Заместитель директора
по ВР
1
Организация свободного времени детей.
сентябрь
Заместитель директора
Бесконтрольность свободного времени по ВР
основная причина совершения общественно
опасных деяний, правонарушений,
преступлений.
2
Внимание! Кибербуллинг!
декабрь
Заместитель директора
по ВР
3
Ценностные ориентиры современных детей
март
Заместитель директора
по ВР
4
Профилактика безнадзорности и
май
Заместитель директора
правонарушений несовершеннолетних.
по ВР
Организация летнего труда и отдыха
обучающихся.
2024 - 2025 уч.г.
1
Образовательные потребности государства и
сентябрь
Заместитель директора
общества и их значение при формировании
по ВР
образовательных программ ступеней общего
образования образовательного учреждения
2
Культура общения подростка. Знаем ли мы
декабрь
Заместитель директора

своего ребенка?
3
4

Социально правовые последствия
немедицинского потребления наркотиков.
Организация летнего труда и отдыха
обучающихся

по ВР
март
май

Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР

Ожидаемые результаты Программы
Реализация программных мероприятий позволит в значительной мере снизить
социальную напряжённость и разобщённость людей в их ближайшем жизненном
окружении, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой,
комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков.
Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению
института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного
воспитания.
В результате реализации Программы ожидается:
 повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического
просвещения;
 рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
 активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно
полезной деятельности);
 повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
учащихся;
 создание в школе благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной
среды;
 повышение взаимодействия между школой и родителями (законными
представителями), учениками;
 укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно -нравственных
традиций семейного воспитания.
Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:
 наличие организационной структуры в работе с родителями; конкретные дела
родителей, помощь школе и классу; наличие традиций сотрудничества школы с
родителями; обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
 позитивный уровень сохранности здоровья детей;
 высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье
лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат
взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители станут нашими
единомышленниками, коллегами - это даст положительный результат.

Методический фонд Программы
С целью осуществления методической поддержки Программы сформирован
методический фонд Программы. В методических материалах представлены занятия,
которые проходят в форме лекций и семинаров с элементами тренинга. Форма семинаров тренингов выбрана как наиболее подходящая для эффективного достижения поставленных
в программе целей. Семинарско-тренинговая форма дает возможность объединить
различные методы работы с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, ролевые
игры, практикумы и т.д. Важно, что на семинаре-тренинге создаются условия для
интерактивного обучения. Это означает, что участники процесса имеют возможность
одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы,
тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В такой форме
информация усваивается быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс
познания становится легче и интереснее.
Семинарская часть занятий дает возможность слушателям получить необходимую
информацию, соотнести ее с собственным опытом, знаниями, взглядами, конструктивно
переосмыслить, сделать выводы, обсудить различные мнения по рассматриваемым
вопросам.
Тренинговая часть занятий нацелена на выработку конкретных практических
навыков. Основой процесса познания во время тренинга является приобретение
собственного опыта. В тренинговой части особое место отводится психологическим играм.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Коллекции электронных образовательных ресурсов
 «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://windows.edu/ru
 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
 «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
 Интернет-сайты по образовательной политике и правовому обеспечению системы
образования в РФ: http://oko-planet.su/, http://www.lexed.ru/
Образовательные Интернет-порталы
 Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
 Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
 Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
 Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
 Школьный портал http://www.portalschool.ru
 Федеральный
портал
«Информационно-коммуникационные
технологии
в
образовании» http://www.ict.edu.ru
 Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
 Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история
математики http://www.math.ru
 Учительская газета www.ug.ru
 Журнал «Начальная школа» www. openworl d/ school
 Газета «1 сентября» www.1september.ru
 Сеть творческих учителей www.it-n.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».