Литература, 5-9, ФООП, аннотация

Аннотация к рабочей программе по литературе 5 – 9 класс
Название программы. Федеральная рабочая программа основного общего
образования. Литература для 5-9 классов образовательных организаций.
Место в учебном плане, трудоёмкость. В 5, 6, 9 классах на изучение предмета
отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение
литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано
на 442 часа.
Цели, задачи. Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных
устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной
культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе
высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития обучающихся.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
Краткое содержание.
5 КЛАСС
Мифология.
Фольклор.
Литература первой половины XIX века: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю.
Лермонтов, Н. В. Гоголь.
Литература второй половины XIX века: И. С. Тургенев. Н. А. Некрасов. Л. Н. Толстой.
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи
человека с Родиной: А.К.Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. А. Бунин, А. А. Блок, С. А.
Есенин, Н. М. Рубцов, Ю. П. Кузнецов.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков: А. П. Чехов, М.
М. Зощенко
Произведения отечественной литературы о природе и животных А. И. Куприн, М. М.
Пришвин, К. Г. Паустовский, А. П. Платонов. В. П. Астафьев.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне»: Л. А. Кассиль,
Ю. Я. Яковлев, В. П. Катаев, К.М.Симонов
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства В. Г.
Короленко, В. П. Катаев, В. П. Крапивин, Ю. П. Казаков, А. Г. Алексин, В. П. Астафьев, В.
К. Железников, Ю. Я. Яковлев, Ю. И. Коваль, А. А. Гиваргизов, М. С. Аромштам, Н. Ю.
Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей: К. Булычёв.
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения: Р. Г. Гамзатов, М.
Карим.

Зарубежная литература. Х. К. Андерсен, Л. Кэрролл. Дж. Р. Р. Толкин, М. Твен, Дж.
Лондон, Р. Брэдбери, Р. Л. Стивенсон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл,Дж. Лондон,Дж. Р.
Киплинг.
6 КЛАСС
Античная литература: Гомер.
Фольклор. Древнерусская литература.
Литература первой половины XIX века: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. В.
Кольцов.
Литература второй половины XIX века: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Тургенев, Н.
С. Лесков, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века: С. А. Есенин, В. В.
Маяковский, А. А. Блок.
Стихотворения отечественных поэтов XX века : О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкий, Е.
А. Евтушенко, А. С. Кушнер, Ю. Д. Левитанский, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджава, Д. С.
Самойлов.
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой
Отечественной войне: Б. Л. Васильев, Б. П. Екимов, А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак, В.
Г. Распутин.
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека: Р. П. Погодин.;
Р. И. Фраерман. Ю. И. Коваль.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов: А. В. Жвалевский
и Е. Б. Пастернак, В. В. Ледерман.
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения: М. Карим, Г. Тукай, К.
Кулиев.
Зарубежная литература Д. Дефо, Дж. Свифт, Ж. Верн, Х. Ли, Дж. К. Роулинг, Д. У.
Джонс.
7 КЛАСС
Древнерусская литература.
Литература первой половины XIX века.: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.
Гоголь.
Литература второй половины XIX века: И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой. Н. А. Некрасов.
Поэзия второй половины XIX века: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему: А. К.
Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.
Литература конца XIX – начала XX века: А. П. Чехов. М. Горький.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей: М. М. Зощенко,
А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века: А. С. Грин.
Отечественная литература первой половины XX века: А. А. Блок, Н. С. Гумилёв, М.
И. Цветаева, В. В. Маяковский, М.А. Шолохов, А. П. Платонов.
Литература второй половины XX века: В. М. Шукшин.
Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков: М. И. Цветаева, Е. А.
Евтушенко, Б. А. Ахмадулина, Ю. Д. Левитанский.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI века: Ф.
А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ф. А. Искандера.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного
пути: Л. Л. Волков, Т. В. Михеев, У. Старк.
Зарубежная литература: М. де Сервантес Сааведра, П. Мериме, О. Генри, А. де Сент
Экзюпери.

8 КЛАСС
Древнерусская литература.
Житийная литература
Литература XVIII века: Д. И. Фонвизин.
Литература первой половины XIX века: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.
Гоголь.
Литература второй половины XIX века: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н.
Толстой.
Произведения писателей русского зарубежья: И. С. Шмелёв, М. А. Осоргин, В. В.
Набоков, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко.
Литература первой половины ХХ века: В. В. Маяковский, М. И. Цветаева, О. Э.
Мандельштам, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков
Литература второй половины XX века: А. Т. Твардовский, А.Н. Толстой, М. А.
Шолохов, А. И. Солженицын.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–XXI века: Е. И. Носов,
А. Н., Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендряков, Б. П. Екимов.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX–XXI
века: В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, Н. С. Дашевская, Дж. Сэлинджеа, К. Патерсон, Б.
Кауфман.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века: Н. А. Заболоцкий, М. А. Светлов, М.
В. Исаковский, К. М. Симонов, Р. Г. Гамзатов, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, А. А.
Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, И. А. Бродский, А. С. Кушнер.
Зарубежная литература: У. Шекспир. Ж.-Б. Мольер.
9 КЛАСС
Древнерусская литература.
Литература XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин.
Литература первой половины XIX века: В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов.
Поэзия пушкинской эпохи: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.
Отечественная проза первой половины XIX в.: А. Погорельский, А. А. БестужевМарлинский, А. И. Герцен.
Зарубежная литература: Данте, У. Шекспир, И.В. Гёте, Дж. Г. Байрон, Э.Т.А. Гофман,
В. Гюго, В. Скотт.

Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовнонравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового
воспитания, экологического воспитания, ценности научного познания.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия.
2) Базовые исследовательские действия.
3) Работа с информацией
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение.
2) Совместная деятельность.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация.
2) Самоконтроль.
3) Эмоциональный интеллект.
4) Принятие себя и других.
Предметные результаты
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её
роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст
отличается от текста научного, делового, публицистического;
3)
владеть
элементарными
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения.
4) выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к
произведению;
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью
учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы
для оценки прочитанного;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70
слов;
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой
круг чтения;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством
учителя и учиться публично представлять их результаты;
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники.

6 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы,
осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать
художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений
фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать
и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
100 слов);
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений
фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с
использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности
под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники.
7 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы,
осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы;
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению;
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать
вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку
прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
150 слов);
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные
художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического
анализа;

9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и
эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной
литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской
деятельности и публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники.
8 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в
воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное;
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя
различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно
формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
200 слов);
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно
прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и
зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской
деятельности и публично представлять полученные результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе
в электронной форме.
9 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы,
осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей
Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства,
выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа
произведений художественной литературы (от древнерусской до современной);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя
различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии
на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою
точку зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
250 слов);
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и
самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической
русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности,
источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного
развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных
интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской
деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной
литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме.
Виды учебной деятельности ( вуд):
– чтение художественных произведений;
– выразительное чтение;
– заучивание наизусть;
– слушание;
– составление плана;
– пересказ, близкий к тексту;
– художественное рассказывание;
– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
– отзывы о прочитанном;
– сочинения.
Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной
деятельности.
Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:
– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного
произведения., по критической статье…) для эвристической беседы;
– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по
критическим статьям;
– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;
– проведение диспута.
ВУД:
– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и
других пособий для ответа на заданный вопрос;
– пересказ с элементами анализа текста;

– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;
– составление плана как прием анализа;
– анализ образа героя;
– конспектирование;
– выступление на диспуте и др.
Исследовательский метод предусматривает такие приемы:
– выдвижение учителем проблемы;
– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;
– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;
– выполнение заданий творческого характера.
ВУД:
– самостоятельный анализ произведения;
– сопоставление двух или нескольких произведений;
– сопоставление произведения с его экранизацией;
– самостоятельная оценка спектакля, фильма;
– написание докладов, выступлений, статей.
Цель исследовательского метода - развить умение самостоятельного анализа произведения,
оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного
вкуса.
Репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде)
предусматривает следующие приемы:
– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;
– обзорная лекция;
– задания по учебнику, учебным пособиям.
ВУД:
– запись плана или конспекта лекции учителя;
– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических
статей;
– составление синхронистических таблиц;
– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;
– подготовка докладов, сочинений.
Виды текущего контроля:
 - индивидуальный или групповой опрос;
 - контрольная работа;
 - индивидуальная или групповая презентация (представление выполненного
задания);
 - анализ деловых ситуаций (анализ ситуации, данной в виде текстового,
графического или устного материала, видеофильма, либо анализ вариантов
решения проблемы, выбор оптимального варианта);
 - расчетные задания;
 - тесты;
 - подготовка эссе;
 - подготовка реферата;
 - деловые игры;
 - защита выполненных заданий
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
• Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 6 класс/ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и
другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

• Литература (в 2 частях), 7 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 9 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и
другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Методические материалы для учителя
1. https://fipi.ru/
2. https://fipi.ru/методическая
3. https://infourok.ru/
4. Библиотека ЦОК
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. https://resh.edu.ru/
2. https://skysmart.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».