Родная русская литература, 5-9, рабочая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШПК русского языка и

Заместитель директора
по УВР

Директор

литературы,
английского языка

Андреева Е.Ю. ________________________
Маркова Сон Ок
приказ № 262-А от 28
августа 2023 г.

Пикина К.В.
Протокол №1 от 25 августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная (русская) литература»
основное общее образование

г. Углегорск, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;


способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

уровню

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
развития науки

и

общественной практики,

учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира;


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;


способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания;

готовность

к

совместной

деятельности,

активное

участие

в

коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;


неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и

правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;


умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;


навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;


формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в
культурно-языковое

пространство

своего

народа;

осознание

коммуникативно-

эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся
произведений родной русской литературы;



проявление ценностного отношения к родной русской литературе как

хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;


понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской

литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;


осмысление

ключевых

для

национального

сознания

культурных

и

нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и
различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;


овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в

произведениях

родной

русской

литературы,

и

создание

собственных

текстов,

содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

в

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы

повседневной

жизни

и

проектной

учебной

деятельности,

в

речевом

самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;


накопление

произведений

родной

опыта
русской

планирования
литературы,

собственного
определения

и

досугового

чтения

обоснования

своих

читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
5 класс


формирование умения выделять проблематику русских народных и

литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами
России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;



формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;


формирование

начальных

представлений

о

русском

национальном

характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка
и родной речи;


развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного

текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения;

формирование

начальных

представлений

о

проектно-исследовательской

деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
6 класс


развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных

сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном
идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать
связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
русской масленице, о родном крае и русском доме;


развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах

и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об
оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах
в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;


развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного

текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством
произведениями

учителя
других

сопоставлять
искусств;

произведения

самостоятельно

словесного
отбирать

искусства

произведения

с
для

внеклассного

чтения;

развитие

начальных

умений

самостоятельной

проектно-

исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и
презентации.
7 класс


развитие

своеобразие

русских

умения

выделять

народных

песен

проблематику и

понимать

(исторических

лирических),

и

эстетическое
выявлять

фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;


развитие представлений о русском национальном характере, истоках

русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской
души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности
русского языка и родной речи;


развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного

текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии
и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
8 класс


развитие

умения

выделять

проблематику и

понимать

эстетическое

своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;



развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;


развитие представлений о русском национальном характере в произведениях

о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;


развитие

умений

давать

смысловой

и

идейно-эстетический

анализ

фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
9 класс


развитие

умения

выделять

проблематику и

понимать

эстетическое

своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых
для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в

контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;


развитие представлений о русском национальном характере в произведениях

о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

единстве

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
формы

ассоциаций,

и

давать

содержания,

устанавливать

самостоятельный

смысловой

поле
и

собственных

читательских

идейно-эстетический

анализ

художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные

тексты

интерпретирующего

характера

в

различных

форматах;

самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,

определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами её обработки и презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
5 КЛАСС
Введение.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Славянская мифология 2 ч
Миф о солнце. Существа и боги славянской мифологии.

Из русской литературы 19 века 4 ч
Л.Н.Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сын». Нравственная
проблематика.
В.И.Даль. Сказка «Что значит досуг?» Тема труда в сказке.
Н.Г.Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.
Зло и добро в сказке.

Из русской литературы 20 века 7 ч
Е.А.Пермяк. Сказка «Берёзовая роща». Тема, особенности создания образов.
В.А.Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя
благодарность.
Ю.Я Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребёнке.
А.И.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная
проблематика рассказа.
В.Я.Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приемы ее реализации.

Родная природа в произведениях поэтов 20 века 1 ч
В.Я.Брюсов. «Весенний дождь». Слияние с природой. М.А.Волошин. «Как мне близок и
понятен». Чудесное описание природы

Творчество писателей и поэтов Сахалинской области. 2 ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе

6 КЛАСС
Введение.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литературная сказка

2ч

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Из русской литературы 19 века

3ч

А.С.Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести.
Н.Г.Михайловский. «Детство Темы» (главы Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Предательство и муки совести.
Поэтический образ Родины. И.С.Никитин «Русь» ;

М.Ю. Лермонтов «Москва. Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»
Автор и его отношение к Родине.

Из русской литературы 20 века

11 ч

А.П.Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести.
Стихи о прекрасном и неведомом. Н.Гумилев «Жираф», Д. Самойлов «Сказка».
А.Г.Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Ю.Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей.
Нравственные уроки произведений современной литературы.

Творчество писателей и поэтов Сахалинской области. 1 ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе

7 КЛАСС
Введение.
Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного
слова в формировании личности человека

Из русской литературы 18 века.

2ч

И.И.Дмитриев. Русская басня. «Два веера», «Нищий и собака». «Отец с сыном».

Из русской литературы 19 века

3ч

Ф.Н.Глинка. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину».
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Проблематика рассказа.
В.М.Гаршин. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал».

Из русской литературы 20- 21 века 10 ч
А.Т.Аверченко. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех А.Аверченко.
Ю.М.Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Глава «Юрина война» (о
Ю.А.Гагарине).
В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых».
В.Н.Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Уроки жалости и скорби в русской литературе.
С.А.Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В.Масс. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча».
Е.В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини.
Е.А.Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства».

Творчество писателей и поэтов Сахалинской области. 2 ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе

8 КЛАСС
Введение. Из древнерусской литературы

1ч

Родная литература как способ познания жизни. Рассказы русских летописей 12-14 веков
(по выбору). «Гнездо орла».

Из литературы 18 века

1ч

Н.М.Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского».

Из русской литературы 19 века

6ч

Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад».
В.М.Гаршин. «То, чего не было». Смысл новеллы.
А.Н.Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная». Поэтические
традиции 19 века в творчестве А.Н.Апухтина.

Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость
души подростка.

Из русской литературы 20 века

8ч

Б.П.Васильев. «Завтра была война». Образы подростков.
Р.И.Рождественский. Стихотворения. «На земле безжалостно маленькой».
Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Ю.Я.Яковлев. « Рыцарь Вася». Благородство героя.
В.Ф.Козлов. Рассказ «Сократ мой друг».
Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».

Творчество писателей и поэтов Сахалинской области. 1 ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе

9 КЛАСС
Введение 1ч.
Прогноз развития литературных традиций.

Из русской литературы 18 века 1ч.
Н.М.Карамзин. «Сиерра морена»- яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви.

Из русской литературы 19 века 2ч.
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы»- подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. « Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог» и др.
А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Нравственное перерождение героини.

Из русской литературы 20 века 8ч.
Традиции литературы 20 века. Малый эпический жанр.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини, две судьбы.
« Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини, две судьбы.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
К.Д.Воробьев «Гуси- лебеди». Человек на войне. Смысл названия рассказа.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Вов.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Вов.

Из современной русской литературы 5ч.
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки»- многолетние раздумья автора о человеке, природе,
проблемах современного общества и о судьбе России.
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Две героини, две судьбы.
Т.Н.Толстая «Соня». Тема нравственного выбора.
Б.П.Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Вов.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.

Тематическое планирование
«Родная литература (русская)» 5 класс.
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

Тема урока

Введение 1ч
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего
развития человека.
Славянская мифология 2ч
Миф о солнце.
Существа и боги славянской мифологии.
Из литературы 19 века 4ч
Л.Н.Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сын».
Нравственная проблематика.
В.И.Даль. Сказка «Что значит досуг?» Тема труда в сказке.
Н.Г.Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет
сказки.
Сочинение «Зло и добро в сказке»
Из литературы 20 века 7ч
Е.А.Пермяк. Сказка Берёзовая роща». Тема, особенности создания
образов.
В.А.Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская
любовь. Сыновняя благодарность.
Ю.Я Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота
взрослых о ребёнке.
Сочинение «Мир глазами ребенка»
А.И.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и
нравственная проблематика рассказа.
В.Я.Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приемы ее
реализации.
Сочинение по сказкам.
Родная природа в произведениях поэтов 20 века 1ч
В.Я.Брюсов. «Весенний дождь». Слияние с природой. М.А.Волошин.
«Как мне близок и понятен». Чудесное описание природы.
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области 2ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе
Сахалинские поэты и их стихи о природе
Итого 17ч.

Кол-во
часов

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
«Родная литература (русская)» 6 класс
№
п/п

Тема урока

Введение 1ч
1
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка
2
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Нравственные проблемы, поставленные
в сказке.
Из литературы 19 века 3ч
3
А.С.Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести.
4
Н.Г.Михайловский. «Детство Темы» (главы Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Предательство и муки совести.
5
Поэтический образ Родины. И.С.Никитин «Русь» ; М.Ю. Лермонтов
«Москва. Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка» Автор
и его отношение к Родине.
Из литературы 20 века 11ч
6
А.П.Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести.
7
А. П.Гайдар. «Тимур и его команда»
8
А. П.Гайдар. «Тимур и его команда»
9
А. П.Гайдар. «Тимур и его команда»
10 А.П.Гайдар. «Тимур и его команда»
11 Сочинение «Тимуровцы сейчас»
12 Стихи о прекрасном и неведомом. Н.Гумилев «Жираф», Д. Самойлов
«Сказка».
13 А.Г.Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
14 А.Г.Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
15 Ю.Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и
родителей.
16 Сочинение «Нравственные уроки произведений современной
литературы».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области 1ч
17 Сахалинские поэты и их стихи о природе
Итого 17ч.

Кол-во
часов

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Тематическое планирование
« Родная литература (русская)» 7 класс
№
п/п

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Введение 1ч
Значение художественного произведения в культурном наследии
России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Из русской литературы 18 века
И.И.Дмитриев. русская басня. «Два веера», «Нищий и собака». «Отец
с сыном».
Из русской литературы 19 века 3ч
Ф.Н.Глинка. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К
Пушкину».
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Проблематика
рассказа.
В.М.Гаршин. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал».
Из русской литературы 20-21 века 5ч
А.Т.Аверченко. Рассказ «Специалист».Тонкий юмор и грустный смех
А.Аверченко.
Ю.М.Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Глава
«Юрина война»(о Ю.А.Гагарине).
В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых».
В.Н.Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения
«Женя Касаткин».
Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе».
С.А.Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать
лет».
А.В.Масс. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча».
Е.В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини.
Е.А.Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области 2ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе
Сахалинские поэты и их стихи о природе
Итого 17ч.

Кол-во
часов

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
«Родная литература (русская)» 8 класс

№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Введение. Из древнерусской литературы 1ч
Родная литература как способ познания жизни. Рассказы русских
летописей 12-14 веков (по выбору). «Гнездо орла».
Из литературы 18 века 1ч
Н.М.Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы 19века 6ч
Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад».
В.М.Гаршин. «То, чего не было». Смысл новеллы.
А.Н.Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная».
Поэтические традиции 19 века в творчестве А.Н.Апухтина.
Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна».Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Л.А.Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Из литературы 20 века 8ч
Б.П.Васильев. «Завтра была война». Образы подростков.
Р.И.Рождественский. Стихотворения. «На земле безжалостно
маленькой».
Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Ю.Я.Яковлев. « Рыцарь Вася».Благородство героя.
Ю.Я.Яковлев. « Рыцарь Вася». Благородство героя.
В.Ф.Козлов. Рассказ «Сократ мой друг».
Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области 1ч
Сахалинские поэты и их стихи о природе
Итого 17ч

Кол-во
часов

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п
1
2

3

4

5
6
7
8
9
10
11
12

13

14
15
16
17

Тематическое планирование
«Родная литература (русская)» 9 класс
Тема
Введение 1ч.
Прогноз развития литературных традиций.
Из русской литературы 18 века 1ч.
Н.М.Карамзин. «Сиерра морена»- яркий образец лирической прозы
русского романтического направления 18 века. Тема трагической
любви.
Из русской литературы 19 века 2ч.
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы»- подлинная энциклопедия
народной жизни. Поиск встречи с Богом. « Свечка», «Три старца»,
«Где любовь, там и Бог» и др.
А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Нравственное перерождение
героини.
Из русской литературы 20 века 8ч.
Традиции литературы 20 века. Малый эпический жанр.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини,
две судьбы.
« Живое и мертвое» в рассказе А.И.Куприна «Габринус». Две героини,
две судьбы.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев.
К.Д.Воробьев «Гуси- лебеди». Человек на войне. Смысл названия
рассказа.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Вов.
В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Вов.
Из современной русской литературы 5ч.
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки»- многолетние раздумья автора о
человеке, природе, проблемах современного общества и о судьбе
России.
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Две героини, две судьбы.
Т.Н.Толстая «Соня». Тема нравственного выбора.
Б.П.Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы
Вов.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа.
Итого: 17ч.

Кол-во
часов
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».