МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru
Рассмотрена на ШПК предметов
гуманитарного цикла,
протокол от №
Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Аспекты читательской грамотности.»
Класс: 8 Б,В
Планирование составлено на 2023-2024 учебный год
учителем русского языка и литературы Кузьминой Л.П.
г. Углегорск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 8 классов составлена с опорой на:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
•
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
•
Учебный план МБОУ СОШ№ 5
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способ-
ность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели
называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя
как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять
назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств
и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется
на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст
как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации
в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных
Плановые
видов деятельности ученика
сроки
(на уровне учебных действий)
прохождения
по теме
1.
Вводное занятие
Работа с текстом
Сентябрь
1 неделя
2.
Определение основной
Работа с текстом: умение
темы и идеи в драматиче- определять тему, идею
ском произведении.
назначение текста
Сентябрь
2 неделя
3.
Определение основной
Работа с текстом: умение
темы и идеи в драматиче- определять тему, идею
ском произведении.
назначение текста
Сентябрь
3 неделя
4.
Учебный текст как источ- Практикум: самостоятельная
ник информации
работа с текстом
Сентябрь
4 неделя
5.
Сопоставление содержа- Работа с текстом: умение
ния текстов официально- сравнивать и
делового стиля
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера
Октябрь
5 неделя
6.
Сопоставление содержа- Работа с текстом: умение
ния текстов официально- сравнивать и
делового стиля
противопоставлять
Октябрь
6 неделя
заключенную в тексте
информацию разного
характера
7.
Деловые ситуации в
текстах
Работа с текстом: умение
откликаться на содержание
текста
Октябрь
7 неделя
8.
Деловые ситуации в
текстах
Работа с текстом: умение
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников
Октябрь
8 неделя
9.
Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?
Работа с текстом: умение
интерпретировать текст в
изменённой ситуации
Октябрь
9 неделя
10. Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?
Работа с текстом: умение
интерпретировать текст в
изменённой ситуации
Ноябрь
10 неделя
11. Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?
Работа с текстом: умение
интерпретировать текст в
изменённой ситуации
Ноябрь
11 неделя
12. Работа с текстом: как
применять информацию
из текста в изменённой
ситуации?
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
Ноябрь
12 неделя
13. Типы текстов: текст- -ин- Работа с текстом: умение
струкция (указания к вы- анализировать текстполнению работы)
инструкцию и
интерпретировать текст
Декабрь
13 неделя
14. Типы текстов: текст- ин- Работа с текстом: умение
струкция (правила)
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст
Декабрь
14 неделя
15. Типы текстов: текст- ин- Работа с текстом: умение
струкция (уставы)
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст
Декабрь
15 неделя
16. Типы текстов: текст- ин- Работа с текстом: умение
струкция (законы)
анализировать текстинструкцию и
интерпретировать текст
Декабрь
16 неделя
17. Типы текстов: текст- ин- Практикум: самостоятельная
струкция
работа с текстом
Январь
17 неделя
18. Поиск ошибок в предложенном тексте
Январь
18 неделя
Знакомство с различными
видами ошибок в тексте
19. Поиск ошибок в предложенном тексте
Работа с текстом:
редактирование текста с
лексическими ошибками
Январь
19 неделя
20. Поиск ошибок в предложенном тексте
Работа с текстом:
редактирование текста с
морфологическими ошибками
Февраль
20 неделя
21. Поиск ошибок в предложенном тексте
Работа с текстом:
редактирование текста с
синтаксическими ошибками
Февраль
21 неделя
22. Поиск ошибок в предложенном тексте
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
Февраль
22 неделя
23. Типы задач на грамотЗнакомство с понятием
ность. Информационные «информационные задачи»
задачи
Февраль
23 неделя
24. Типы задач на грамотРабота с текстом: умение
ность. Информационные решать учебнозадачи
познавательные и учебнопрактические задачи
Март
24 неделя
25. Типы задач на грамотРабота с текстом: умение
ность. Информационные решать учебнозадачи
познавательные и учебнопрактические задачи
Март
25 неделя
26. Типы задач на грамотРабота с текстом: умение
ность. Информационные решать учебнозадачи
познавательные и учебнопрактические задачи
Март
26 неделя
27. Типы задач на грамотПрактикум: самостоятельная
ность. Информационные работа с текстом
задачи
Апрель
27 неделя
28. Работа с несплошным
текстом: формы
Знакомство с разными
формами несплошного текста
Апрель
28 неделя
29. Работа с несплошным
текстом: анкеты
Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст анкеты
Апрель
29 неделя
30. Работа с несплошным
текстом: договоры
Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст договора
Апрель
30 неделя
31. Работа с несплошным
текстом: договоры
Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст договора
Апрель
31 неделя
32. Работа с несплошным
текстом
Практикум: самостоятельная
работа с текстом
Май
32 неделя
33. Итоговый контроль
Комплексная работа с
текстом
Май
33 неделя
34. Итоговый контроль
Комплексная работа с
текстом
Май
34 неделя
35. Заключительное занятие
Подведение итогов
Май
35 неделя
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н.
Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач
по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.:
Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом “Первое сентября”
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы
5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические
подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти,
2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы
Тренажёрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия
СD / DVD – проигрыватель
Компьютер с программным обеспечением
Экспозиционный экран
Мультимедийный проектор