В пространстве текста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК русского языка и
литературы, английского языка,
протокол от 25.08.2023 № 1

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
От 28.08.2023 № 262-А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для 9 класса
«В пространстве текста»

г. Углегорск, 2023

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «В пространстве текста» составлен на основе
Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа.
Программа включает в себя:



теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;

Поэтому изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение
следующих целей:
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;
-углубление знаний об особенностях построения текста;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст –
сочинение С1 для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и
письменной речи;
- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;
- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не
только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического
характера;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- умение писать сочинения ОГЭ
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и
заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте,
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки
сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские
тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
определять структурно-семантические различия текстов разных стилей и типов;
- уметь составлять свой текст;
- анализировать готовые и собственные сочинения ОГЭ по критериям.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению
Метапредметные:
-сформированность целеполагания учебной деятельности как умение самостоятельно
ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую
задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;

- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые
коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
-формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности,
умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательнообосновывая правильность или ошибочность результата и
способа действия, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности в различных сфер ах самостоятельной деятельности;
-овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной, готовность и
способность противостоять внешним помехам деятельности,строить логическое
рассуждение, включая установление причинноследственных связей, делать
умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации; умение работать с метафорами;
-овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение
структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий;
- овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового
чтения, рефлексивного чтения;
-умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности;
-умение эффективно использовать речевые выражения для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью;
-умение строить монологическое контекстное высказывание;
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
-передавать содержание прочитанного текста публицистического, художественного в
форме плана, тезисов; -понимать содержание прочитанных публицистических,
художественных текстов;
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей; -создавать письменные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое
сочинение на социально-культурные, нравственно-этические темы);
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические
и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию; -анализировать тексты различных типов
речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана, тезисов;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
-писать сочинения по текстам публицистического стиля, сохраняя композиционную
форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
-создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей
морально-этического характера: продумывать общий замысел, основную мысль
высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и
систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую
структуру текста;
-строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики;
писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения
на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы; -составлять тезисы выступления, конспекты;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- определять тему, основную мысль текста и его функционально-смысловой тип;
-адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- свободно пользоваться лингвистическими словарями;
- создавать тексты различных стилей и жанров;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения;

- свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы
построения текста;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского языка, правила
орфографии и пунктуации;
- уметь выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
-работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать
её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
уметь следовать инструкциям, сопровождающим задание;
-выполнять различные типы тестовых заданий.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Текст как единица синтаксиса
1.Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная
целостность текста. Признаки текста. Тема. Проблема. Идея.
2. Текст. Функциональные стили речи. Лексические, морфологические и
синтаксические особенности текстов разных стилей речи.
3. Текст. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Приметы,
особенности.
4. Виды и средства связи предложений в тексте.
2.Учимся писать сжатое изложение
1.Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
2. Структурные особенности сжатого изложения. Главная и второстепенная
информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации.
3. Основные приемы компрессии исходного текста.
4. Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема исключение.
5. Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема обобщение.
6. Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема упрощение.
7. Выбор приемов компрессии исходного текста. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свёрнутости

3.Учимся писать сочинение-рассуждение.
1.Структура сочинения-рассуждения. Анализ текста. Алгоритм написания
сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания предложенного
текста. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в
соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
2. Тезис сочинения-рассуждения.
3. Аргументы в сочинении-рассуждении.
4. Заключение в сочинении-рассуждении. Средства межфразовой связи.
4.Роль языковых единиц и художественных средств в построении художественного
текста.
1Что делает нашу речь выразительной. Средства речевой выразительности разных
языковых уровней.
2. Фонетические средства языковой выразительности. Морфемные и
морфологические средства языковой выразительности. Анализ выразительных средств
языка в предложенном тексте разного стиля.
3. Общие лексико-фразеологические средства языковой выразительности. Анализ
выразительных средств языка в предложенном тексте разного стиля.
4. Специальные лексико-фразеологические средства языковой выразительности –
тропы. Анализ выразительных средств языка в предложенном тексте разного стиля.
5. Синтаксические средства языковой выразительности. Анализ выразительных
средств языка в предложенном тексте разного стиля.

Тематическое планирование
№

1

2-3
4
5-6
7

8-9

10
11-12
13-14
15-16
17-18

19-20

Тема
Текст как единица синтаксиса 6 часов
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и
композиционная целостность текста. Признаки текста. Тема.
Проблема. Идея.
Текст. Функциональные стили речи. Лексические, морфологические
и синтаксические особенности текстов разных стилей речи.
Текст. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Приметы,
особенности
Виды и средства связи предложений в тексте.
2.Учимся писать сжатое изложение 12 часов
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста.
Структурные особенности сжатого изложения. Главная и
второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации.
Основные приемы компрессии исходного текста.
Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема
исключение.
Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема
обобщение.
Основные приемы компрессии исходного текста. Отработка приема
упрощение.
Выбор приемов компрессии исходного текста. Письменное
воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
Учимся писать сочинение-рассуждение 8 часов
Структура сочинения-рассуждения. Анализ текста. Алгоритм
написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
содержания предложенного текста. Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной
темой и функционально-смысловым типом речи.

Кол-во
часов
1

2
1
2
1

2

1
2
2
2
2

2

Тезис сочинения-рассуждения.
2
Аргументы в сочинении-рассуждении.
2
Заключение в сочинении-рассуждении. Средства межфразовой
2
связи.
4.Роль языковых единиц и художественных средств в построении художественного
текста 8 часов
27
Что делает нашу речь выразительной. Средства речевой
1
выразительности разных языковых уровней.
28
Фонетические средства языковой выразительности. Морфемные и
1
морфологические средства языковой выразительности. Анализ
выразительных средств языка в предложенном тексте разного стиля.
29-30 Общие лексико-фразеологические средства языковой
2
выразительности. Анализ выразительных средств языка в
предложенном тексте разного стиля.
21-22
23-24
25-26

Специальные лексико-фразеологические средства языковой
выразительности – тропы. Анализ выразительных средств языка в
предложенном тексте разного стиля.
33-34 Синтаксические средства языковой выразительности. Анализ
выразительных средств языка в предложенном тексте разного стиля.
ИТОГО
34часа
31-32

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».