решение математических задач

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК математики,
физики, информатики,
протокол от №

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «За страницами учебника»
Класс: 9Б

г. Углегорск, 2023

Пояснительная записка
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения
различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозора и
применению своих творческих навыков в других ситуациях. Одной из ведущих концепций
развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506,- является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой
культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная программа «За страницами учебника математики» для 9 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Она составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года
№09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
 Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373,
от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
 Методическими рекомендациями Федеральной заочной физико-технической школы при Московском физико-техническом институте (Государственном Университете).
Программа предназначена для того, чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно
мыслить и рассуждать.
Отличительной особенностью данной программы является то, что курс предусматривает
поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков
по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их
детьми дисциплины.
Принципы программы:
1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

4.Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение задач различной сложности, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие
в олимпиадах разного уровня, других математических конкурсах и экзаменах.
5. Обеспечение мотивации.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с
программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат
понимание
основных
тем
на
уроках
математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения
исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Цель: Систематизация и углубление материала по отдельным темам предмета
математики.
Задачи:
 повышение интереса к изучению предмета;
 формирование более глубокого понимания математики;
 развитие мышления и формирование навыков интеллектуальной деятельности
(анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
 формирование навыков и подходов к решению задач повышенного уровня и олимпиадных задач.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
(34 часа)
1. Вычисления. (2 ч)
Действия с действительными числа.
2.Алгебраические выражения. (2 ч)
Преобразование рациональных выражений.
3.Уравнения и неравенства. (4 ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Рациональные уравнения. Квадратные уравнения. Системы уравнений. Линейные неравенства с одной переменной. Неравенства второй
степени с одним неизвестным. Рациональные неравенства. Метод интервалов. Решение
систем неравенств.
4.Графики и функции (4 ч)
Область определения функции. Чтение графиков функций. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график. Линейная функция, её график, геометрический
смысл коэффициентов. Квадратичная функция. Степенная функция.
5.Степень числа (2 часа)
Корень степени n. Свойства корней степени n
6.Последовательности (2 часа)
Арифметическая и геометрическая последовательности. Сумма n первых членов последовательности.
7.Тригонометрические формулы (4 часа)
Угол и его мера. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. Основные тригонометрические
формулы.
8.Геометрические фигуры и их свойства. (6 ч)
Треугольники, их виды, свойства. Четырехугольники, их виды, свойства. Площади фигур.
Векторы. Метод координат. Длина окружности. Площадь круга.
9.Практико-ориентированные задачи. (8 ч)
Решение текстовых задач. Прикладные задачи геометрии. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков. Вероятность. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов. Решение комбинаторных задач: комбинаторное правило умножения.
Формы организации учебных
групповые консультации
Основные виды учебной деятельности:
1. Устный счет.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Работа с научно-популярной литературой.
4. Анализ формул.
5.Решение задач.
6.Анализ графиков, таблиц, схем.
7.Выполнение работ практикума.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения курса
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 представляет историко-географический образ, включая представление о территории и границах России; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края;
 образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
 знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
 освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в
чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
 умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
 готовность к выбору профильного образования.
Девятиклассник получит возможность для формирования:






выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их
мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Математический практикум» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1.Регулятивные:
Девятиклассник научится:
 самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение
 выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия
 оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
в исполнение как в конце действия
Девятиклассник получит возможность:
 определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
 предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
2.Коммуникативные:
Девятиклассник научится:
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Девятиклассник получит возможность:
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку
партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
 в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
3.Познавательные:
Девятиклассник научится:
 выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы,
учебные задачи или проблемные ситуации)
 проводить доказательные рассуждения;
 самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового
характера;
 синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
 использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии ,
постановки аналитических вопросов для решения задач.
 умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации
 владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в
соответствии с целью чтения;
 выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
 анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
 выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;
 осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 проводить доказательные рассуждения;
 проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов.
Девятиклассник получит возможность:
 комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
 исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;
 использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для
доказательства выдвигаемых предложений; описание результатов этих работ;
 самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и
проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
4.Предметные:
Девятиклассник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения
возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
 выполнять вычисления и преобразования

 выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных
случаях значения степеней с целыми показателями; вычислять значения числовых
выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой;
 строить и читать графики функций
 округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений;
 определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
 определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу;
 определять свойства функции по её графику;
 строить графики изученных функций, описывать их свойства.
 выполнять действия с геометрическими фигурами
 решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин,
углов, площадей);
 распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры;
 выполнять чертежи по условию задачи.
 работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность
случайного события
 извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
 решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;вычислять средние значения результатов измерений;
 находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
 находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели
 решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться
оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты
решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
 пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади,
объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы,
выражающие зависимости между величинами;
 описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин;
 анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках;
 решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов;
сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики.

Формы предоставления результатов: презентации, выпуск математических газет,
участие в олимпиадах по математике, участие в исследованиях, работа учащихся над
индивидуальными проектами.

Тематическое планирование
№
занятия

Содержание учебного материала

Кол-во
часов

2
2
2
2
4
1
1
1
1
4
2
2
2
2
2
1
1
4
2

27
28
29,30

Вычисления
Действия с действительными числами
Алгебраические выражения
Преобразование рациональных выражений
Уравнения и неравенства.
Линейные уравнения и неравенства с одной переменной
Рациональные уравнения и неравенства
Квадратные уравнения и неравенства второй степени
Решение систем линейных уравнений. Решение систем неравенств
Графики и функции
Линейная, квадратичная функция. Чтение графиков функций
Степенная функция, её график
Степень числа
Корень степени n. Свойства корней степени n
Последовательности
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Сумма n первых членов первых членов последовательности
Тригонометрические формулы
Синус, косинус, тангенс и котангенс. Основные тригонометрические
формулы
Преобразования тригонометрических выражений
Геометрические фигуры и их свойства
Решение треугольников
Решение задач с четырехугольниками
Площади фигур
Векторы. Метод координат
Длина окружности. Площадь круга
Практико-ориентированные задачи
Решение текстовых задач
Задачи на зависимости между величинами в виде формул
Прикладные задачи геометрии

31
32
33
34

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
Вероятность
Решение комбинаторных задач
Итоговое занятие. Защита проектов.

1
1
1
1

1,2
3,4
5
6
7
8
9,10
11,12
13,14
15
16
17,18
19,20
21
22,23
24
25
26

2
6
1
2
1
1
1
8
1
1
2

Учебно-методическое обеспечение
1. Гордин Р.К. Теоремы и задачи школьной геометрии. Базовый и профильный уровни. –
М.: МЦНМО, 2018
2. Гордин Р.К. Геометрия Планиметрия 7-9 классы. – М.: МЦНМО, 2006
3. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. –
Киров: «АСА», 1994
4. Кноп К.А. Азы теории чисел. – М.: МЦНМО, 2017
5. Вольфсон Г.И. и др., под ред. И.В.Ященко ЕГЭ 2017 Задача 19 (профильный уровень) –
М., МЦНМО, 2017
6. Колесникова С. И. Задачи с параметром. ЕГЭ. Математика / С. И. Колесникова. – М.:
ООО «Азбука-2000», 2017. – 112 с.
7. Шень А. Вероятность: примеры и задачи. – М.: МЦНМО, 2016 . – 72 с.
8. М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич Сборник задач по алгебре: учеб. Пособие для
8-9 кл. с углубл. Изучением математики – М.: Просвещение, 2001. – 271с.
9. Агаханов Н., Подлипский О. Математические олимпиады Московской области. – М.:
Физматкнига, 2006
Электронные ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим
доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://matematika.ru
3. Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа:
http://math4school.ru
4. Айрен: программа тестирования знаний [Электронный ресурс], 2009. – URL:
https://irenproject.ru/index
5. Решу ОГЭ образовательный портал дл подготовки к зкзаменам https://oge.sdamgia.ru/
6. Задачи по геометрии http://zadachi.mccme.ru/2012/#&page1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».