Краеведение 2-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК учителей
начальных классов,
протокол от № 1
от

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: духовно-нравственное
Название: «Краеведение»
Класс: 2 - 4
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 3 года

г. Углегорск, 2023г

Пояснительная записка
Примерная программа по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 2–4-х
классов
Сахалинской области (далее – Программа) разработана с целью формирования у младших
школьников Сахалинской области региональной идентичности, уважительного отношения к
своему региону, истории, культуре, природе Сахалинской области и её современной жизни.
Программа разработана в соответствии с:
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373;
• Примерной основной образовательной программой начального общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 № 1/15);
• Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; рабочими программами А.А. Плешакова по курсу «Окружающий мир» для 2–4-х
классов1.
Основными задачами реализации содержания курса «Краеведение» являются:
– сохранение преемственности исторического опыта поколений;
– воспитание патриотизма, обеспечение социализации и интеграции младших школьников в
социокультурную среду региона;
– формирование всесторонней образованной, инициативной личности, знающей
географические особенности расположения, природы и хозяйства своего родного края;
– личностное развитие обучающихся: формирование мотивации к познанию и обучению,
готовности к саморазвитию;
– формирование личности, ориентированной на развитие способности защиты от внешних
угроз природного происхождения, характерных для Сахалинской области;
– формирование у учащихся знаний о быте, хозяйственной деятельности, традиционных
промыслах, фольклоре коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области,
воспитание уважения к их национальной культуре;
– формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение
художественного наследия народов Сахалинской области в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Специфика учебного курса «Краеведение» состоит в том, что он носит пропедевтический,
интегративный, междисциплинарный характер.
В процессе изучения «Краеведения» младшие школьники Сахалинской области начинают
знакомство с природными и социокультурными особенностями региона, что служит основой
для дальнейшего изучения географии, биологии и истории на более детальном уровне в
старших классах.
Имея ярко выраженный интегративный характер, учебный курс соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие, культурологические, исторические знания, знания
об основах безопасности жизнедеятельности и даёт обучающимся материал естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения родного
края в его важнейших взаимосвязях.
Междисциплинарный характер программы определяет включение в содержание курса тем
по географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, этнографии, искусству и
литературе, истории Сахалинской области.
Темы курса сопряжены с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» (УМК
«Школа России»). Краеведческий материал позволяет активизировать познавательный
интерес младших школьников, стимулирует стремление к самостоятельной работе,
развивает
творческие способности и позволяет быстрее и качественнее усвоить учебный материал,
что является одной из главных задач учебного процесса.

Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Краеведение» предполагает планомерное изучение своего края, постоянное
накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку.
«Краеведение» как учебный курс в начальной школе имеет большое значение в решении
задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими
фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно
влияет на
чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на
моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
На уроках краеведения формируется этнокультурная и нравственная компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя как гражданина своего села, города,
региона,
страны. Ребенок становится способным использовать исследовательскую и проектную
деятельность для самообразования. У ученика возникает потребность в постоянном чтении
книг
о родном крае, он быстрее овладеет техникой чтения и приёмами работы с научными
текстами, умением их самостоятельно выбрать и оценивать.
Внимание начинающего краеведа обращается на природу Сахалинской области, бережное
отношение человека к окружающему миру, нравственные проблемы. Младшие школьники
учатся чувствовать красоту Сахалинской области, ценить и любить свою малую родину.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения высказывать собственное мнение, строить свою речь в
соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться дополнительной литературой, находить информацию в словарях, справочниках
и энциклопедиях, Интернете.

Место курса в учебном плане
Программа учебного курса «Краеведение» разработана для 2–4-х классов. Общий объем
времени составляет 102 часа из расчета:
2 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
3 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
4 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю).
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Программа учебного курса предполагает выделение от 4 до 12 часов в
год
на каждый из 6 разделов программы в зависимости от года обучения:
– историческое краеведение;
– география Сахалинской области;
– биология;
– основы безопасности жизнедеятельности в Сахалинской области;
– этнография;
– искусство и литература.
Данная программа может быть реализована образовательными учреждениями как программа внеурочной деятельности для 2–4-х классов. Общий объем внеурочного времени
составляет 102 часа из расчета:
2 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
3 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
4 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Краеведение» основываются на
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В
соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина
России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся
базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную
организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации,
государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские
религиозные объединения …, мировое сообщество»1.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Каждая из них формулируется как вопрос, поставленный
педагогом перед обучающимся, и превращается в воспитательную задачу. В процессе
воспитания происходит «духовно-нравственное развитие личности: последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование
способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных
моральных
норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству,
Отечеству, миру в целом»2.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Краеведение» отражают следующие
целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
– чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю родного края,
осознания ответственности за его благосостояние;
– восприятия современности как единого и целостного мира при разнообразии культур,
национальностей, проживающих на территории Сахалинской области, их религий; уважения
истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе,
оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого
на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов
нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и
общества, стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
многонациональной культурой родного края;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а
именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества, связанных с историей, географией, природой, культурой народов, населяющих Сахалинскую область;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей,
в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом
«Окружающий мир» на уровне начального общего образования, у обучающихся будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
1) формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание
ответственности за благополучие родного края;
2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих
на территории Сахалинской области;
3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
4) развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
5) установка на здоровый образ жизни;
6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской
области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской
области, знакомства с многонациональной культурой родного края.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным
курсом «Окружающий мир», обучающиеся на ступени начального общего образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть
основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль-

тур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;
– обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою
этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных
ориентаций,
способствующих формированию российской гражданской идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы
и культуры Сахалинской области;
– получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми,
обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению,
истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
– изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
– познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалина и Курильских
островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной
идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность
научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде.
Выпускник научится:
– называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область
(о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской
области;
– различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
– приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области,
описывать их обычаи, характерные особенности быта;
– приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего
города (села);
– находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и
Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
– узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
– определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
– наблюдать за погодой своего края;
– давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного
края;
– называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края;
– описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера);
– называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;
– называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края;
– описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений);
– описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
родного края (на примере окружающей местности);
– описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним;
– воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного
села, города (населённого пункта), региона: название, основные достопримечательности,
музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;
– особенности труда людей родного края, их профессии;
– различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
– понимать место Сахалинской области в истории России;

– принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего
края;
– использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской
области,
родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.
Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса,
пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое
воспитание
младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает
кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с
краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять
коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной
деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе.

Содержание курса внеурочной деятельности
(2 класс)
Форма
организации
Объединение

Содержание курса
Раздел 1. Где мы живём (14 часов)
Знакомство с целями и задачами учебного
курса, раздела и урока. Имя родного края –
Сахалинская
область.
Образование
Сахалинской области. Место Сахалинской
области на карте. Главные государственные
символы Сахалинской области: герб, флаг.
Коренные народы. Культура коренных
малочисленных народов Севера. Особенности
городских и сельских поселений Сахалинской
области.
Составные
части
экономики
Сахалинской области: сельское хозяйство,
промышленность, строительство, транспорт,
торговя.

Виды
деятельности
Игровая
деятельность,
познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение

Раздел 2. Природа (12 часов)
Моря, омывающие Сахалинскую область,
крупные реки и озёра, их расположение,
очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской
области.
Явление
«землетрясение».
Предвестники
землетрясений.
Отработка
навыка эвакуации в безопасное место при
угрозе землетрясения. Почему извергаются
вулканы. Предвестники извержения вулкана.
Правила поведения и способы спасения при
извержениях вулканов. Какие бывают пожары.
Что такое природный пожар. Правила
поведения и способы спасения при пожарах.
Горные
породы
Сахалинской
области.
Дикорастущие растения и дикие животные
Сахалинской области. Культурные растения и
домашние животные Сахалинской области.
Взаимосвязи в природе

Раздел 3. Культура и образование (3 часа)
Учреждение
культуры
(музей,
театр,
выставочный зал, библиотека) и образования
(школа) в городе, их роль в жизни человека и
общества.
Разнообразие
музеев,
музеи
Сахалинской области, носящие имя А.П.
Чехова.
Раздел 4. Путешествия (5 часов)
Экскурсии на берег моря, реки, озера. Родной
город, в котором я живу. В состав какого
муниципального образования он входит?
Города Сахалинской области. Город ЮжноСахалинск, как город областного значения и
административный
центр
Сахалинской
области.

(3 класс)
Форма
организации
Объединение

Содержание курса
Раздел 1. Природа (8 часов)
Разнообразие природы родного края. Ценность
родной природы для жителей Сахалинской
области. Листопадные и хвойные леса
Сахалинской области. Луга Сахалинской
области. Озёра и болота как природные
сообщества. Знакомство с горными породами
острова Сахалин и Курильских островов.
Состояние экологии в Сахалинской области.
Состояние растительного и животного мира.
Охрана природы в Сахалинской области.
Охрана памятников природы в Сахалинской
области.
Раздел 2. Наша безопасность (2 часа)
Почему случаются обвалы и оползни.
Опасность
схода
снежных
лавин
в
Сахалинской области. Правила поведения
зимой в горах, способы спасения при обвалах,
селевых потоках, снежных лавинах. Что
изучает наука «метеорология» Ураган и буря.
Бывает ли в Сахалинской области смерч?
Раздел 3. Мы и наше здоровье (2 часа)
Коронавирусная инфекция, грипп, пневмония,
туберкулёз,
холера.
Профилактические
прививки. Рацион здорового питания.
Раздел 4. Общество (10 часов)
Государственные
символы
Сахалинской
области. Глава региона. Быт, хозяйственная
деятельность, традиционные жилища и
промыслы уйльта и эвенков. Традиционная
национальная одежда КМНС. Эвенкийская
литература.
Творчество
Семёна
Александровича Надеина. Русские народные
сказки и сказки КМНС Сахалинской области

Виды
деятельности
Игровая
деятельность,
познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение

Раздел 5. Экономика (5 часов)
Основные
отрасли
растениеводства
Сахалинской области. Наиболее важные в
экономике Сахалинской области полезные
ископаемые. Значение, способы добычи и
охрана. Добыча газа и нефти. Проекты
«Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России
завод
по
производству
сжиженного
природного газа. Профессии в нефтегазовой
отрасли. Животноводство – отрасль сельского
хозяйства:
свиноводство,
птицеводство,
скотоводство
в
Сахалинской
области.
Рыболовство. Добыча рыбы и морепродуктов в
Сахалинской области. Профессии в отрасли
рыболовства.

Раздел 6. Путешествия (7 часов)
Города и сёла на севере острова Сахалин:
географическое
положение,
история,
экономика,
достопримечательности (Оха,
Ноглики, Чайво) Города и сёла западного
побережья:
географическое
положение,
история, экономика, достопримечательности
(Александровск-Сахалинский,
Углегорск,
Красногорск). Города и сёла центральной
части: географическое положение, история,
экономика,
достопримечательности
(Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск)
Города
на
юге
острова
Сахалин:
географическое
положение,
история,
экономика, достопримечательности (Долинск,
Невельск, Холмск, Корсаков) Главные города
и населённые пункты Курильских островов:
географическое
положение,
история,
экономика, достопримечательности (СевероКурильск, Курильск, Южно-Курильск). Город
Южно-Сахалинск: географическое положение,
история, экономика, достопримечательности.
Наши ближайшие соседи (Япония, Северная
Корея, Южная Корея, Китай). Их столицы и
достопримечательности.

Форма
организации
Объединение

(4 класс)
Содержание курса
Раздел 1. Земля и человечество
(8 часов)
Понятие об археологии как науке.
Значение летописей и археологии,
архивов и музеев для изучения истории.
Сезонные
изменения
в
природе
Сахалинской области. Места проживания
айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и
хозяйственная
деятельность.
Традиционная одежда. Культура. В. М.
Санги
как
основатель
нивхской
литературы, создатель письменности
восточно-сахалинского
диалекта
нивхского языка. Сказки В. М. Санги.

Раздел 2. Природа родного края
(14 часов)
Равнины и горы Сахалинской области.
Происхождение названия выбранного для
описания водного объекта, его природные
особенности и экологические проблемы.
Растения морей сахалинской области, их
роль в природе и жизни человека. Красная
книга растений Сахалинской области.
Животный
мир
морей
вокруг
Сахалинской области, их роль в природе и
жизни человека. Красная книга животных
Сахалинской области. Роль Красной
книги животных Сахалинской области в
охране редких и исчезающих животных.
Природная зона тайги: особенности почв,
состава древесных пород, животные.
Явление «цунами». Почему происходят
наводнения. Правила поведения при
опасности наводнения.

Виды
деятельности
Игровая
деятельность,
познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение

Раздел 3. Страницы истории родного
края (12 часов)
Первые люди на острове Сахалин и
Курильских
островах.
Ледниковый
период. Древние люди островов, их
занятия и верования. Военные экспедиции
монголов на остров Сахалин. Открытие
острова Сахалин и Курильских островов
русскими землепроходцами. Спор за
территорию
острова
Сахалин
и
Курильских островов между Россией и
Японией. Сахалинская каторга. Хозяйство
и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о
жизни
сахалинских
поселенцев
и
каторжан. Вторжение японцев на остров
Сахалин.
Потеря
Россией
южного
Сахалина. Северный Сахалин в составе
Советского
Союза.
Губернаторство
Карафуто.
Тоёхара
–
столица
губернаторства
Карафуто.
Северный
Сахалин в годы Великой Отечественной
войны. Мирное развитие Сахалина и
Курильских островов.

Тематическое планирование
2 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Где мы живём (14 ч)
Родной край – Сахалинская область
Сахалинская область на карте
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области
Родной край. Государственные символы своего родного города
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Практическая работа: проанализировать символы своего города
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Проект «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Жилища, быт и хозяйственная деятельность коренных малочисленных
народов Севера
Культура коренных малочисленных народов Севера
Родной край
Город и село
Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
31
32
33
34

Сахалинской области
Город и село. Практическая работа: типы жилых построек в городе и
селе. Наш город, наше село: история зарождения и развития
Город и село. Главные достопримечательности своего города
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области
Раздел 2. Природа (12 ч)
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра
Опасные природные явления Сахалинской области. Землетрясения
Опасные природные явления Сахалинской области. Землетрясения.
Практическая работа: отработка навыка эвакуации в безопасное место
при угрозе землетрясения
Опасные природные явления Сахалинской области. Извержение вулканов
Природные пожары в Сахалинской области
Природные пожары в Сахалинской области. Практическая работа:
правила поведения и способы спасения при пожаре
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники,
травы
Дикие животные Сахалинской области
Культурные растения Сахалинской области
Домашние животные в Сахалинской области
Взаимосвязи в природе. Экскурсия в весенний лес
Раздел 3. Культура и образование (3ч)
Культура и образование в Сахалинской области
Культура и образование в Сахалинской области. Практическое занятие:
подготовить и защитить выступления, презентации, фотоальбомы об
одном из учреждений культуры или образования Сахалинской области
или своего города (села)
Культура и образование в Сахалинской области. Практическое занятие:
подготовить и защитить выступления, презентации, фотоальбомы об
одном из учреждений культуры или образования Сахалинской области
или своего города (села) (по выбору)
Раздел 4. Путешествия (5 ч)
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра
Сахалинская область на карте
Путешествие по своему муниципальному образованию
Путешествие
по
Сахалинской
области.
Главные
города
–
административные центры муниципальных образований
Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску

Тематическое планирование
3 класс
№ п/п

1
2
3
4
5

6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Природа (8 ч)
Природа. Природные сообщества в Сахалинской области
Леса Сахалинской области
Луга родного края
Озёра и болота в Сахалинской области
Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалин и
Курильских островов,
их виды: галька, гравий, валуны, глыбы.
Практическая работа: провести группировку обломочных пород своей
местности (галька, гравий, валуны, глыбы). Выявить характерные черты
Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и
последствия. Охрана природы родного края
Изучение природоохранных территорий своего муниципального
образования
Памятники природы в Сахалинской области (изучение местного
памятника природы или экскурсия в краеведческий музей)
Раздел 2. Наша безопасность (2 ч)
Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в
Сахалинской области
Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи
Раздел 3. Мы и наше здоровье (2 ч)
Опасные инфекционные болезни
Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней
Раздел 4. Общество (10 ч)
Социокультурное сообщество Сахалинской области
Социокультурное сообщество Сахалинской области
Общество. Коренные малочисленные народы Севера
Общество. Коренные малочисленные народы Севера
Общество. Традиционная национальная одежда КМНС Сахалинской
области
Общество. Традиционная национальная одежда КМНС Сахалинской
области
Общество.
Эвенкийская
литература.
Творчество
Семёна
Александровича Надеина
Общество.
Эвенкийская
литература.
Творчество
Семёна
Александровича Надеина
Общество. Русские народные сказки и сказки КМНС Сахалинской
области
Общество. Русские народные сказки и сказки КМНС Сахалинской
области
Раздел 5. Экономика (5 ч)
Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ
Нефтегазовый комплекс Сахалинской области
Растениеводство
Животноводство

27

Рыболовство

28
29
30
31
32
33
34

Раздел 6. Путешествия (7 ч)
На севере острова Сахалин
На западном побережье острова Сахалин
В центральной части острова Сахалин
На юге острова Сахалин
На Курильских островах
Столица островного края. Викторина по городам Сахалинской области
Наши ближайшие соседи

Тематическое планирование
4 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Земля и человечество (8 ч)
Мир глазами археолога
Мир глазами эколога
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи
Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в
создании нивхской письменности
Сказки В. М. Санги
Сказки В. М. Санги
Раздел 2. Природа родного края (14 ч)
Равнины и горы Сахалинской области
Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области
Растительный мир морей вокруг Сахалинской области
Красная книга растений Сахалинской области
Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в
краеведческий музей или виртуальная экскурсия)
Красная книга животных Сахалинской области
Характеристика природной зоны, в которой мы живём
Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание –
цунами
Опасность наводнения
Групповой проект «Природные опасности Сахалинской области»
Групповой проект «Природные опасности Сахалинской области»
Групповой проект «Природные опасности Сахалинской области»
Экскурсия на природный объект Сахалинской области
Экскурсия на природный объект Сахалинской области
Раздел 3. Страницы истории родного края (12 ч)
Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье
Время отважных путешественников
Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов между
Россией и Японией

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине
ХIХ века
Русско – японская война 1904 – 1905 года
Северный Сахалин в составе СССР. Установление советской власти
Южный Сахалин в составе Японии
Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны
Советско – японская война 1945г.
Мирное развитие Сахалина и Курильских островов
Сахалинская область сегодня
Российского владения земля!

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов, тем

21

Раздел 1. Где мы живём (14 ч)
Родной край – Сахалинская область
Сахалинская область на карте
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области
Родной край. Государственные символы своего родного города
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Практическая работа: проанализировать символы своего города
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области. Проект
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Жилища, быт и хозяйственная деятельность коренных малочисленных
народов Севера
Культура коренных малочисленных народов Севера
Родной край
Город и село
Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений
Сахалинской области
Город и село. Практическая работа: типы жилых построек в городе и селе.
Наш город, наше село: история зарождения и развития
Город и село. Главные достопримечательности своего города
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области
Раздел 2. Природа (12 ч)
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра
Опасные природные явления Сахалинской области. Землетрясения
Опасные природные явления Сахалинской области. Землетрясения.
Практическая работа: отработка навыка эвакуации в безопасное место при
угрозе землетрясения
Опасные природные явления Сахалинской области. Извержение вулканов
Природные пожары в Сахалинской области
Природные пожары в Сахалинской области. Практическая работа: правила
поведения и способы спасения при пожаре
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов

22
23

Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы
Дикие животные Сахалинской области

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20

24
25
26
27
28

29

30
31
32
33
34

Культурные растения Сахалинской области
Домашние животные в Сахалинской области
Взаимосвязи в природе. Экскурсия в весенний лес
Раздел 3. Культура и образование (3ч)
Культура и образование в Сахалинской области
Культура и образование в Сахалинской области. Практическое занятие:
подготовить и защитить выступления, презентации, фотоальбомы об одном
из учреждений культуры или образования Сахалинской области или своего
города (села)
Культура и образование в Сахалинской области. Практическое занятие:
подготовить и защитить выступления, презентации, фотоальбомы об одном
из учреждений культуры или образования Сахалинской области или своего
города (села) (по выбору)
Раздел 4. Путешествия (5 ч)
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра
Сахалинская область на карте
Путешествие по своему муниципальному образованию
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные
центры муниципальных образований
Путешествие по столице островного края – Южно-Сахалинску
Итого: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение
• Основная литература
• Дополнительная литература (флора и фауна; история; культура; образование; спорт;
религия).
• Электронные ресурсы (мультимедийные электронные издания; сайты; электронные
издания).
• Художественные произведения (литературные сборники; сказки, поэзия, проза…).
• Игры (настольные игры; подвижные игры).
Основная литература
1. Государственная символика Российской Федерации и Сахалинской области / гл. ред.
А.И. Костанов ; сост.: А.И. Костанов, Л.В. Драгунова ; Управление по делам архивов
Сахалинской области. – Южно-Сахалинск : Лукоморье, 2007. – 144 с.
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва : Просвещение,
2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы / А.А. Плешаков // Группа компаний «Просвещение» : сайт. – Москва, 2005–2020. –
URL: https://prosv.ru/umk/element/school-russia.2637.html (дата обращения: 16.03.2020).
Дополнительная литература
Флора и фауна
1. Клитин, А.К. Водопады / А.К. Клитин, П.Ф. Бровко, А.О. Горбунов ; Мин-во культуры
Сахалинской области ; ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2013. – 167 с. : цв. фот. – (Естественная история
Сахалина и Курильских островов).
2. Красная книга Сахалинской области для юных экологов. Ч. 1. Животные / сост.: В.Д. Мезенцева, Л.В. Фильченко. – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг», 2015. – 54 с. : ил.
3. Красная книга Сахалинской области для юных экологов. Ч. 2. Растения / сост.: В.Д. Ме-

зенцева, О.Ж. Цырендоржиева. – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная общественная
организация Клуб «Бумеранг», 2016. – 54 с. : ил.
4. Красная книга Сахалинской области. Животные : официальное издание / отв. ред.
В.Н. Ефанов ; Правительство Сахалинской области, Мин-во лесного и охотничьего хозяйства
Сахалинской области. – Москва : Буки Веди, 2016. – 251 с. : цв. ил., карты.
5. Красная книга Сахалинской области. Растения и грибы : официальное издание / отв.
ред.: В.Н. Ефанов, А.А. Таран ; Правительство Сахалинской области, Мин-во лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. – Кемерово : [б. и.], 2019. – 351 с. : цв. ил., карты.
6. Растительный мир Сахалина = FloraofSakhalin / Н. Сурмач, В. Андреева, Н. Царенко ;
гл. ред. В. Андреева ; пер.: М. Водопьянов, М. Батрукова. – Владивосток : Апельсин, 2014. –
170, [1] с. : цв. фот. – Текст парал. на русском и англ. языках.
7. Реки Сахалина = RiversofSakhalinIsland / Н. Сурмач, В. Андреева, Т. Звездов ; гл. ред.
В. Андреева ; пер. М. Водопьянов. – Владивосток : Апельсин, 2013. – 155 с. : цв. фот.
8. Сборник творческих научных юннатских работ : по итогам VI научно-практической
конференции школьников Сахалинской области по этологии «Войдите в волшебные двери» :
20-летию Сахалинского зоопарка и клуба юных биологов зоопарка посвящается / Мин-во
культуры Сахалинской области ; ГБУК «Сахалинский зооботанический сад». – Южно-Сахалинск : Ковчег, 2014. – 81, [3] с. : цв. фот.

История
9. Вишневский, Н.В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны : краткий энциклопедический справочник / Н.В. Вишневский ; [Сахалинская областная универсальная научная библиотека]. – Изд. 3-е, доп. – Москва : Буки Веди, 2016. – 272 с. : цв. ил.
10. Ономастика Сахалинской области / сост. А.М. Пашков. – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2012. – 190 с. : цв. ил.
11. Пономарёв, С. Книга об адмирале Невельском / С. Пономарёв. – Южно-Сахалинск :
Сахалинский областной краеведческий музей : Эйкон, 2013. – 147 с. : цв. фот., карты.
12. Федорчук, С.П. Историческая скульптура Южно-Сахалинска / С.П. Федорчук ; фот.:
Т.И. Кузьменко, В.П. Мизинцев, М.П. Рыбин и др. – Южно-Сахалинск : Сахалинское книжное изд‑во, 2009. – 79, [1] c. : цв. фот.
13. Федорчук, С.П. Рассказы о краеведческом музее / С.П. Федорчук ; фот.: В.П. Калыгин
и др. – Южно-Сахалинск ; Владивосток : Дальпресс, 2013. – 94, [1] с. : цв. фот.
14. Чтобы помнить: Сахалин и Курильские острова в судьбах героев / сост.: Н.В. Вишневский, И.Ю. Шашкова. – Москва : Перо, 2015. – 287 с. : ч.-б. фот.

Культура. Образование. Спорт. Религия
15. 25-летие со дня создания : [альбом] / Сахалинское региональное отделение Союза художников России ; автор текста Дё Сон Ен ; автор предисл. Л.В. Яковец ; сост.: Н.В.
Троегубова, Де Сон Ен, Ю.Н. Метельский. – Владивосток : Дальпресс, 2014. – 203 с. : цв. фот.
16. Благовест над островами. К 20-летию образования Южно-Сахалинской и Курильской
епархии / гл. ред. протоиерей В. Горбач ; авторы: А. И. Костанов, Е. Ф. Назарова ; сост.: протоиерей В. Горбач, М. В. Гридяева, А. И. Костанов [и др.] ; Южно-Сахалинская и Курильская
епархия Русской Православной Церкви Московского Патриарха ; Архивное агентство Сахалинской области. – Владивосток : Рубеж, 2013. – 264 с. : ил., фотогр.
17. Волшебные очки. Организация работы с нравственным поучительным рассказом в начальной школе : учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.В. Рейнгард ; Мин-во образования Сахалинской области ; ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области». – Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2016. – 124 с.
18. Капитанова, Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве : учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / Л.А. Капитанова. – 7-е изд. – Москва : Русское слово–РС, 2010. –
80 с. : фотоил. – (В помощь школе).
19. Мир нивхов = thewordofthenivvkhi / авторы статьи: И. Глушакова, Е. Ниткук ; фот. С. Ковинько ; редактор О. Клокова ; Русский музей ; Сахалинский областной художественный му-

зей. – Санкт-Петербург : PalaceEbitions, 2016. – 59, [1] с. : цв. ил. – Текст на рус. и англ.
языках.
20. «Мы – дети твои, Сахалин!» : сборник песен для детей дошкольного и школьного возраста : в 2 вып. Вып. 1 / А.П. Базь, Б.И. Селиванов, Ю.А. Скалецкий ; отв. за вып. Л.Г. Гилевич ; нотный текст Л.В. Шевченко ; МДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска. – Южно-Сахалинск : Изд-во АГМА, 2007. – 32 с.
21. «Мы – дети твои, Сахалин!» : сборник песен для детей дошкольного и школьного возраста : в 2 вып. Вып. 2 / А.П. Базь, Б.И. Селиванов, Ю.А. Скалецкий ; под ред.: Л.Г. Гилевич,
Ю.А. Скалецкого ; нотный текст Л.В. Шевченко ; МДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска. – Южно-Сахалинск : Изд-во АГМА, 2009. – 40 с.
22. Национальные игры коренных малочисленных народов Севера Сахалина : практическое пособие / сост.: Н.В. Санги, Н.М. Савостин, С.Ю. Панкова, С.В. Курнаков ; Мин-во образования Сахалинской области ; ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской
области». – Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2016. – 52 с.
23. Прокопенко, В.И. Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина : книга для
учителя : учебное пособие / В.И. Прокопенко, М.В. Осипова, П.Н. Пасюков ; Мин-во образования и науки Российской Федерации ; Мин-во образования и науки Хабаровского
края ; Сургутский государственный педагогический университет. – Хабаровск : Частная
коллекция, 2017. – 104 с. : ил.
24. Роон, Т.П. «...Похожий на дворец». Здание музея с каменными изваяниями львов /
Т.П. Роон, И.А. Самарин ; Мин-во культуры Сахалинской области. – Южно-Сахалинск : Перо,
2013. – 25 с., включ. обл. : цв. фот. – (Объекты культурного наследия Сахалинской области).
25. Самарин, И.А. Имя Чехова на острове Сахалин : фотоальбом / И.А. Самарин. – Красноярск : Платина, 2015. – 71 с. : фот.
26. Хрестоматия по физической географии Сахалинской области / сост. З.Н. Хоменко. – 2-е
изд., испр. и доп. – Южно-Сахалинск : Сахалинское книжное изд‑во, 2006. – 170 с. : фотогр.
27. Черпакова, К.Я. Глубинные истоки. Современное искусство коренных народов Сахалина в собрании Сахалинского областного краеведческого музея / К.Я. Черпакова ; редкол.:
Т.П. Роон, Е.А. Иконникова, Г.В. Матюшков [и др.] ; Мин-во культуры Сахалинской области ;
ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». – Южно-Сахалинск : Сахалинская областная типография, 2012. – 100 с. : ил.
28. Экскурсии по истории православия Сахалина и Курил : учебно-методическое пособие
/ авт.-сост.: Л.В. Меос, монахиня Илариона (Фунтова) ; Мин-во образования Сахалинской
области ; ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» ; Южно-Сахалинская и Курильская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат). –
Южно-Сахалинск : ИРОСО, 2018. – 45 с. : ил., портр., карты.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Мультимедийные электронные издания
1. Жизнь лосося : мультимедийный сборник / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг». – Южно-Сахалинск, 2010. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска.
2. Заповедные территории : мультимедийная энциклопедия об особо охраняемых
природных территориях Сахалинской области / Сахалинская областная общественная
организация Клуб «Бумеранг». – Южно-Сахалинск : СООО Клуб «Бумеранг», 2010. –
1 CD‑ROM. – Загл. с титул. экрана.
3. Маяки родной земли : сборник видеороликов / Автономная некоммерческая организация туристско-экологический Клуб «Бумеранг». – Южно-Сахалинск : АНО Клуб
«Бумеранг»,
2019. – 1 DVD (33 мин.) : цв., зв. – Заглавие с этикетки диска. – Изображение (движущееся ;
двухмерное) : видео.

Сайты
4. Лесная академия Анатолия Орлова : сайт / ГБУК «Сахалинская областная детская библиотека». – URL: http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic (дата обращения: 16.03.2020).
5. Исторический парк «Россия – Моя история»: сайт. – Южно-Сахалинск, 2020. –
URL: https://myhistorypark.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
6. Краеведение // ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека» :

сайт. – Южно-Сахалинск, 2019. – URL: https://libsakh.ru/kraevedenie/sakhalinskaja-oblast/
(дата обращения: 16.03.2020).
7. Краеведение // Сахалинская областная детская библиотека : сайт. – Южно-Сахалинск,
2008–2020. – URL: https://sakhodb.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
8. Краеведческие разработки // Клуб «Бумеранг» : сайт / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг». – Южно-Сахалинск, 2003–2017. – URL: http://
boomerangclub.ru/info/1361168425.html (дата обращения: 16.03.2020).
9. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» : сайт / ГБУК «Литературно-художественный
музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». – Южно-Сахалинск, 2013–2020. – URL: http://
chekhov-book-museum.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
10. Музеи Сахалинской области : сайт. – Южно-Сахалинск, 2013–2020. – URL: http://
sakhalin-museums.ru/museum/ (дата обращения: 16.03.2020).
11. Музейно-мемориальный комплекс «Победа» : сайт. – Южно-Сахалинск, 2017–2020. –
URL: https://pobeda-sakhalin.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
12. Проект «Литературный мир Сахалина и Курил» : [информационный ресурс] / ГБУК
«Сахалинская областная универсальная научная библиотека». – URL: http://litmir.libsakh.ru/
(дата обращения: 16.03.2020).
13. Путешествуй безопасно! : компьютерная интерактивная игра : сайт / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг» при поддержке компании «Сахалин
Энерджи» ; программирование О. Чумазов, озвучивание Е. Коньков. – Южно-Сахалинск,
[2017?]. – URL: http://www.путешествуй-безопасно.рф/ (дата обращения: 16.03.2020).
14. Сахалин и Курилы : сайт. – URL: http://www.sakhalin.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
15. Сахалинская область, географические объекты, топонимика (Googlе Мои карты) /
Googl'карта. – URL: https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=1zBEsUb5p76jFjs_4LjnVk
4xvhjk (дата обращения: 16.03.2020).
16. Сахалинский зооботанический парк : сайт / ГБУК «Сахалинский зооботанический
парк». – Южно-Сахалинск, 2008–2020. – URL: www.sakhalinzoo.ru (дата обращения:
16.03.2020).
17. Сахалинский областной краеведческий музей : сайт / учредитель : ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». – Южно-Сахалинск, 2013–2020. – URL: http://
sakhalinmuseum.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
18. Сахалинский филиал БСИ // Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения
РАН : сайт. – URL:http://botsad.ru/menu/aboutus/sahalinskij-filial/ (дата обращения:
16.03.2020).
19. Сохраним лосося вместе! : сайт / Сахалинская областная общественная организация
Клуб «Бумеранг» при поддержке компании «Сахалин Энерджи». – Южно-Сахалинск, 2013. –
URL: http://salmon-friend.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
20. Южно-Сахалинск: история в архитектуре : сайт. – URL: http://www.sakhalin.ru/Region/
Town/yuzhno.htm (дата обращения: 16.03.2020).
Электронные издания
21. 7+.Методический сборник лучших работ конкурса игр о морских обитателях Дальнего Востока «Интересно учиться вместе» / Автономная некоммерческая организация туристско-экологический Клуб «Бумеранг» ; сост.-ред.: В.Д. Мезенцева, Е.А. Нефёдова ; иллюстрации А.Е. Чернявская. – Южно-Сахалинск, 2019. – URL: http://boomerangclub.ru/up/
images/priroda-sakhalina-i-kuril/full/2019/metsb/metod_sbornik_2019.pdf (дата обращения:
16.03.2020). – Режим доступа : свободный.
22. Азбука о морских млекопитающих Сахалинской области / Автономная некоммерческая организация туристско-экологический Клуб «Бумеранг» ; сост.: В. Мезенцева, Е. Нефёдова, К. Голышева [и др.]. – Южно-Сахалинск, 2019. – URL: http://boomerangclub.ru/
info/1571975482.html (дата обращения: 16.03.2020). – Режим доступа : свободный.
23. Описание Сахалинской области : справочное пособие : для педагогов детских садов и
начальной школы / Сахалинская областная общественная организация Клуб «Бумеранг». –
Южно-Сахалинск, 2008. – URL: http://boomerangclub.ru/up/images/priroda-sakhalina-i-kuril/
full/raznoe/sakhoblopisanie.pdf (дата обращения: 16.03.2020). – Режим доступа : свободный.
24. Сборник занятий по безопасности в природе для дошкольников и младших школьни-

ков : [с приложением на CD-диске] / Сахалинская областная общественная организация Клуб
«Бумеранг» ; сост.: Н.В. Мухаметханова, Л.В. Фильченко, Н.В. Штерцер, В.Д. Мезенцева ;
оформление: Н.В. Штерцер (карты-схемы), А.Е. Чернявская (иллюстрации). – Южно-Сахалинск, 2017. – URL: http://boomerangclub.ru/up/images/priroda-sakhalina-i-kuril/full/2017pb/
sbornik%20pb%205+.pdf (дата обращения: 16.03.2020). – Режим доступа : свободный.
25. Сборник лучших работ конкурса методических разработок по краеведению Сахалинской области «Люби и знай родной край» / Сахалинская областная общественная
организация
Клуб «Бумеранг» ; МБУ «Центр молодёжных инициатив». – Южно-Сахалинск, 2014-2015. –
URL: http://boomerangclub.ru/info/1431351836.html (дата обращения: 16.03.2020). – Режим доступа : свободный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».