Занимательный русский язык

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК русского языка и
литературы, английского языка,
протокол от №

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г.
Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

Направление: Общеинтеллектуальное
Название: Занимательный русский язык
Класс: 5А, 5Б

г. Углегорск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский
язык» для 5 классов разработана в соответствии с требованиями Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 (для 5-9 классов) (далее – ФГОС ООО); а также
Примерной программы воспитания. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Внеурочная деятельность по русскому языку – одна из наиболее
эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от
программы классных занятий программа занятия строится на основе интереса
учащихся к предмету. Занятие внеурочной деятельностью по русскому языку,
расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках,
заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых
сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в
совершенно новом аспекте. Они создают новые ассоциации, устанавливают
интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен,
увлекателен, разнообразен.
Занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательной русский
язык» предполагают опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского
языка. На этих занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются
вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя
отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный,
связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом,
что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий
кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда,
обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших
задач школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной
категории являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий
кружка составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и
ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также практикумы
с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Как всякая игра, решение кроссвордов, ребусов и т. п. требует смекалки,
сообразительности, находчивости. Отгадывание различных занимательных
загадок способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и
терпения, готовности к волевым усилиям, настойчивости, повышению
работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они
приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их
словарный запас.

Цель программы:
Пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание
познать богатства языка.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский
язык» ставит следующие задачи:
• выявление и поддержка одарённых учащихся;
• развитие индивидуальных способностей учащихся;
• расширение и углубление программного материала;
• воспитание любви к великому русскому языку;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка и над своей речью;
• совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности
школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
• занимательность
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного курса программа удовлетворяет познавательные
потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и
общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и
внимания. Занятия на внеурочной деятельности должны пробуждать у учащихся
стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою
речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех
учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая
познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях внеурочной
деятельности следует обращать на задания, направленные на развитие устной и
письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка на примерах
текстов художественных произведений.
Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета
будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у
школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях
необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного
речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того,
занятия внеурочной деятельностью по программе “Занимательный русский
язык” позволяют работать не только над основными разделами русского языка,
но и над развитием правильной речи.

Содержание программы и используемые методы занятий внеурочной
деятельности по программе «Занимательный русский язык» содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков,
полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития,
воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит
их любить и чувствовать родной язык.
Курс изучения программы рассчитан на 1 год обучения. Занятия
проводятся в рамках внеурочной деятельности1 раз в неделю, 34 часа в течение
года.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

•
•
•
•
•
•

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы
работы:
• игры на языковом материале;
• вопросы занимательной грамматики;
• инсценировки языковых ситуаций;
• краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
• практическая работа с различными рода словарями;
• работа с тестами художественных произведений.
Виды деятельности:
Теоретические:
лекция с элементами беседы;
составление кроссвордов и ребусов;
путешествие;
грамматические сказки;
викторина;
выступление, рассказ.
Практические:
• игра, турнир;
• выполнение тестов;
• работа над словом, работа с книгой, словарем;
• составление диалогов, лингвистических сказок;
• редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
• выборка материала из художественной литературы, его анализ;
• подготовка сообщений;
• практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ







ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
































любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:










представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и




текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1 Введение (1 час)
Ты обязан русской речью хорошо владеть! (О величии русского языка и
его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи
о русском языке. История некоторых слов. Занимательные задачи о словах.)
Тема 2 Фонетика (1 час)
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (Закрепление навыков
сопоставления звукового и графического образов слов при написании трудных
орфограмм. Решение занимательных задач. Конкурс смекалистых. Играупражнение «Помоги найти братцу своё место». Работа с сигнальными
карточками.)
Тема 3 Графика (1 час)
Сперва аз да буки – потом все науки. (Краткие сведения из истории русской
азбуки. Практическое значение алфавита. Почему мы так говорим? (сообщения
учащихся о некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит»,
«Кто больше?», «Анаграмма»).
Тема 4 Морфемика
Бывают ли у слов родственники? (Как отыскать корень слова. Чередование
звуков в корне. Словообразование слов. Работа со словарём. Игры:
«Родственники», «Мастерим Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и
согласные?».)
Тема 5 Лексикология (2 часа)
Слова-тёзки и тёзки наоборот. (Синонимы, антонимы. Грамматическая
сказка. Дидактические игры и упражнения.) О словах разных, одинаковых, но
разных. (Омонимы, омофоны. Сравнительный анализ предложений. Работа со
словарём омонимов. Грамматические задачи. Стихи о омонимах и омофонах.
Наблюдение над текстом.)
Тема 6 Орфография (2 часа)
Гласные и согласные, с нами несогласные. (О правописании безударных
гласных и непроизносимых согласных в корне слов. Дидактическая сказка
«Ударный и безударный». Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные
вести». Игра «Мотогонки» (непроизносимые согласные). Грамматические
загадки, кроссворды).
Если знаешь части слова, то напишешь их толково. (О приставках,
суффиксах. Беседа о приставках, игра с приставками. Ребусы. Дидактическая
сказка «Работа суффиксов». Игры, головоломки о суффиксах.)
Тема 7 Морфология (1 час)

Морфологическая семейка. (О самостоятельных и служебных частях речи.
Дидактическая сказка «Как Морфология порядок навела». Игра «Строим дом».
Рассказ по картинке. Игра «Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная
семейка»).
Тема 8 Синтаксис и пунктуация (5 часов)
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? (Словосочетания, виды
словосочетаний. Игра «На корабликах». Работа с шуточными текстами. Игра
«Рисуем и сочиняем». Игровые упражнения.)
В лаборатории Предложения. (Главные члены предложения.
Дидактическое стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные шарады. Работа с
текстами и предложениями.)
Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка.
Стихи на запоминание. Занимательные задачки.)
Что такое «осложнённое предложение»? (Обращения, вводные слова.
Дидактическая сказка «Внештатные сотрудники». Стихи на запоминание. Игра
«Реклама». Пунктуационные упражнения.)
Среди знаков препинания. (Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из
истории знаков препинания. Загадки на узнавание пунктуационных знаков.
Решение задач на пунктуацию.)
Тема 9 Текстоведение (2 часа)
Непридуманный рассказ. (Основные нормы построения текста. Весёлые
запоминалки. Игра «В гостях у издательства», конкурс редакторов.)
«Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование.)
Тема 10 Словообразование (2 часа)
Загадочные орфограммы. (Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих
и Ц в корнях слов. Дидактические сказки «Суффикс-консультант», «Разведчица
Ё». Работа с деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем
кроссворд.)
Чудеса приставок. (Правописание приставок раз-, рас-; весёлые
запоминалки, редкие приставки, дидактические игры, упражнения, головоломки,
ребусы)
Тема 11 Лексикология и фразеология (3 часа)
В руках умелых слово творит чудеса. (Слова однозначные и
многозначные, переносное значение слова. Работа с лирическими текстами.
Детские высказывания из записей К.Чуковского. Грамматические упражнения,
составление ребусов.)
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов
в художественном тексте. Понятия: эпитет, метафора. Прилагательные в
загадках. Игра «Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет. )
Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы.
Сообщения учащихся. Работа с текстом. Знакомство с фразеологическим
словарём. Занимательные грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?»,
«Кто сказал…»).
Тема 12 Морфология (10
часов)

Имя существительное 3ч.
Тайна имени. (Имя существительное собственное и нарицательное.
Сообщения учащихся «Из истории имён», дидактическая сказка «Тайна
существительных, или война двух разрядов», конкурс «Словесные баталии»,
кроссворд «Найди соответствия».)
Интересное о падеже имён существительных. (История падежей,
безударные окончания Е и И. Весёлые запоминалки о падежах, занимательные
стихотворения с определением падежей, чайнворд, игра «Заказ».)
Давайте будем дружить! (Употребление имен существительных в речи.
Немного из этимологии. Весёлые запоминалки слов, сложных в ударении.)
Имя прилагательное 2ч.
Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка
«Скромные просители». Грамматический рассказ «Прилагается ли
прилагательное?». Дидактические игры с прилагательными.)
Слова, «озаряющие предметы». (Об эпитетах. Эпитеты в устном народном
творчестве,художественных произведениях. Игра «Читаем картины», конкурсы
«Лучшее признание»,
«Создай свою сказку»)
Глагол 5ч.
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Общее значение глагола,
употребление в речи. Грамматическая сказка «Здравствую, дядюшка Глагол».
Весёлое стихотворение
«Я учу глаголы». Игра «Перепутаница». Грамматическая сказка «В стране
Ошибки». Игры на внимание.)
Хитрая Ира. (Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые
запоминалки. Конкурс на восстановление деформированного текста, игра
«Копилка», конкурс «Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).
Физкультура для глагола (Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В
стране Глаголия». Игра «Лучший тренер для глагола», конкурс «На старт!
Внимание! Марш!», создаём ребусы.)
Глаголы, у которых нет лица. (Безличные глаголы. Дидактическая сказка
«Важная персона». Из истории слов «-СЯ в глаголах». Дидактические
соревнования. Кроссворд «Глагол»).
Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая
сказка «Откуда появились глаголы исключения». Стихотворения на
запоминание. Игра «Заказ». Решение кроссвордов.)
Тема 13 Стилистика и текстоведение (2 часа)
Офис Переделкина.
(Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок.)
Напишу-ка я письмо…
(Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном
носителях.)
Тема 14 Итоговое занятие ( 1 час)
Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест – игр

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Занимательный русский язык» 5 «А» класс, 34 часа в год (1 час в неделю).
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема
Ты обязан русской речью хорошо владеть!
Как ты слышишь звуки и пишешь слова?
Сперва аз да буки – потом все науки.
Бывают ли у слов родственники?
Слова-тёзки и тёзки наоборот.
О словах разных, одинаковых, но разных.
Гласные и согласные, с нами несогласные.
Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Морфологическая семейка.
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?
В лаборатории Предложения
Нужны ли второстепенные члены предложения?
Что такое «осложнённое предложение»?
Среди знаков препинания.
Непридуманный рассказ.
Посиделки у Грамматейки
Загадочные орфограммы.
Чудеса приставок.
В руках умелых слово творит чудеса
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной
руды.
Выражения, которые обрели крылья и вечность.
Тайна имени.
Интересное о падеже имён существительных
Давайте будем дружить!
Прилагательное, значит, его нужно прилагать.
Слова, «озаряющие предметы».
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Хитрая Ира.
Физкультура для глагола.
Глаголы, у которых нет лица.
Как образовались
Первоспряженск и
Второспряженск.
Офис Переделкина.
Напишу-ка я письмо…
Волшебный мир грамматики
9

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Занимательный русский язык» 5 «А» класс, 34 часа в год (1 час в
неделю)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Тема
Ты обязан русской речью хорошо владеть!
Как ты слышишь звуки и пишешь слова?
Сперва аз да буки – потом все науки.
Бывают ли у слов родственники?
Слова-тёзки и тёзки наоборот.
О словах разных, одинаковых, но разных.
Гласные и согласные, с нами несогласные.
Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
Морфологическая семейка.
Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?
В лаборатории Предложения
Нужны ли второстепенные члены предложения?
Что такое «осложнённое предложение»?
Среди знаков препинания.
Непридуманный рассказ.
Посиделки у Грамматейки
Загадочные орфограммы.
Чудеса приставок.
В руках умелых слово творит чудеса
Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной
руды.
Выражения, которые обрели крылья и вечность.
Тайна имени.
Интересное о падеже имён существительных
Давайте будем дружить!
Прилагательное, значит, его нужно прилагать.
Слова, «озаряющие предметы».
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Хитрая Ира.
Физкультура для глагола.
Глаголы, у которых нет лица.
Как образовались
Первоспряженск и
Второспряженск.
Офис Переделкина.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33.
34.

Напишу-ка я письмо…
Волшебный мир грамматики

1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».