Увлекательная грамматика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК предметов
гуманитарного цикла,
протокол от №

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Увлекательная грамматика»
Класс: 6 А
Планирование составлено на 2023-2024 учебный год
учителем русского языка и литературы Карповой Н.А.

г. Углегорск, 2023

Пояснительная записка
Настоящая образовательная рабочая программа
внеурочной деятельности
«Увлекательная грамматика»
составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
на основе Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в
рамках реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ СОШ №5 на 2023-2024
учебный год.
Программа курса по внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» относится к
общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями
изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом
принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком
как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для
молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может
быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной
работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной
работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной
частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность,
организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в
содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В
настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит
совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель
должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая
необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная
рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку,
учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения
знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы. Кружок «Увлекательная грамматика» является закономерным
продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет
показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов
как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание
русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы курса «Увлекательная грамматика»
содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных
на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей
устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного

языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи
между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической
направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий
подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при
изучении их на уроках.
Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде
всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся; - принцип занимательности.

Программа курса «Увлекательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в
ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и
совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы
мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Данная программа рассчитана на 34 часа. Количество учебных недель – 34.
Количество часов в неделю -1. Срок ее реализации - 1 год.

Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметне результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; - владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как

одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия; -осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном

учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
•

соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного
русского литературного языка;

•

извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её
в разных видах деятельности;

•

проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический,
морфемный, орфографический;

•

группировать слова по видам орфограмм; соблюдать грамматические нормы в
письменных и устных высказываниях

Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать паронимы,
омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим,

этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.

Содержание тем учебного курса
Введение 2 ч.
Язык мой – друг мой.
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе
«Занимательная грамматика» 5 класса. Сколько языков на Земле?
Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…»
Лексика. Фразеология 13 ч.
История лексики. Родные слова.
Лексика. История Исконная лексика.
Слова-«предки». Старославянизмы.
Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов,
отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в
русском языке.
Диалектизмы… Какие они? Диалектные слова.
Лексика профессионалов. Профессиональные (специальные слова).
Почему стареют слова? Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.
Какие слова считаются новыми? Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.
Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи
своей, своих товарищей, старшего поколения
Словарь – мой добрый друг и верный помощник. Знакомство со словарями, отработка
навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение
словарного запаса учащихся В мире фразеологии.

Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Игра
«Скажи иначе».
Мы говорим его стихами. Афоризмы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и
крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Фразеологизмы.
Широкое и узкое понимание.
Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». Тестирование Понятия, изученные в
теме: «Лексика. Фразеология»
Словообразование. Орфография 9 ч.
Словообразование. Орфография. Занимательная морфемика (по следам прошлых
занятий). Морфемы. Словообразование и формообразование.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического
словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение
первоисточников слова. Как в русском языке образуются слова? Способы
словообразования.
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание
приставок.
Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок.
Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.
Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов.
Орфография суффиксов. Правописание суффиксов.
Занимательная викторина «Строители слова». Повторение навыков правописания морфем.
Морфология. Орфография 9 ч.
Законы написания существительных. Морфология. Орфография. Имя существительное.
Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя
Существительное” Нахождение существительных в тексте.
Приключение в стране «Имя Прилагательное». Правописание имён прилагательных.
Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать
прилагательные.
Как правильно писать числительные? Правописание имен числительных.
Местоимения, которые пишутся непросто. Разряды местоимений. Правописание
местоимений.
Глагольная орфография. Глагол. Правописание глаголов.

Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между
словами.
Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по
русскому языку.
Итоговый урок

Тематическое планирование
№

Тема занятия

п/п
Введение

Кол-во
часов
2

1

Язык мой – друг мой.

1

2

Сколько языков на Земле?

1

Лексика. Фразеология

13

3

История лексики. Родные слова.

1

4

Слова-«предки»

1

5

Слова-«пришельцы»

1

6

Диалектизмы… Какие они?

1

7

Лексика профессионалов.

1

8

Почему стареют слова?

1

9

Какие слова считаются новыми?

1

10

Молодёжный сленг и отношение к нему

1

11

Словарь – мой добрый друг и верный помощник.

1

12

В мире фразеологии.

1

13

Мы говорим его стихами. Афоризмы.

1

14

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1

15

Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».

1

Словообразование. Орфография

9

16

Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)

1

17

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об
истории слов.

1

18

Как в русском языке образуются слова?

1

19

Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые.

1

20

Приставки- нарушители «главного» правила.

1

21

Самые «трудные» приставки.

1

22

Корни слов: постоянство и измены.

1

23

Орфография суффиксов.

1

24

Занимательная викторина «Строители слова»

1

Морфология. Орфография

9

25

Законы написания существительных.

1

26

Приключение в стране «Имя Прилагательное».

1

27-28

Как правильно писать числительные?

2

29

Местоимения, которые пишутся непросто.

1

30-31

Глагольная орфография.

2

32-33

Игра «Я знаю части речи»

1

34

Викторина «Занимательная грамматика»

1

Всего

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».