финансовая грамотность (2)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК предметов
гуманитарного цикла
протокол от №

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Основы финансовой грамотности»
Класс: 6 – 9

г. Углегорск, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 6 - 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.
Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» 2017.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,
которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Цели, задачи
Это определило цели данной программы:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
2

Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Программе внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 6, 7, 8 и 9
классах отводится по 1часу – по 34 часа в год.
Планируемые результаты (основное) –
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;

3

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса внеурочной деятельности
6 класс
Раздел 1. Основная проблема экономики (2часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач
«Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (4 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и
ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация
фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание
«Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа
продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где
потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих –
кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (3 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса».
Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая
предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит
и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем,
виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия
«Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс

4

Раздел 1. Личное финансовое планирование (6 часов).
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление
или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного
капитала».
Творческая
работа
«Модель
трех
капиталов».
Мини-проект
«Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит (8 часов).
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды
кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение
экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы
моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».
Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение
экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (4 часа).
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка
и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции (6 часов).
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные
бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать
ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».
Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их
виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование (4часа).
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное
страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая
консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии (2часа).
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная
беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа
«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (2 часа).
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (2 часа).
8 класс
Раздел 1. Потребительская культура (4часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие
человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология
потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (2 часа).
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли».
Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов
и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа
«Каждый платит налоги».
5

Раздел 5. Информация для потребителя (4 часа).
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая
работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что
он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать (6 часов).
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты
питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная
беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно
обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (4 часа).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый
стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация
«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое
моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает
потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся (2 часа)
Раздел 10. Защита проектов (2часа)
9 класс
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят
личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа
«Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа
«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (6 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

6

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что
такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8
часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза
и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги
мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Раздел 1. Основная проблема экономики
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Раздел 3. Формы организации бизнеса
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Раздел 5. Ты – потребитель
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Раздел 7. Рыночное равновесие
Раздел 8. Возникновение банков
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Раздел 10. Профессии банковской сферы
Раздел 11. Проектная деятельность

Количество часов
2
4
4
6
4
3
2
2
2
2
3

7 класс
№

Тема

Количество часов

1

Раздел 1. Личное финансовое планирование

6

2

Раздел 2. Финансы и кредит

8

7

3

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции

4

4

Раздел 4. Инвестиции

6

5

Раздел 5. Страхование

4

6

Раздел 6. Пенсии

2

7

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или 2
реальность

8

Раздел 8. Итоговая дискуссия

2

8 класс
№

Тема

Количество часов

1

Раздел 1. Потребительская культура

4

2

Раздел 2. Потребитель и закон

4

3

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

2

4

Раздел 4. Куда уходят деньги?

4

5

Раздел 5. Информация для потребителя

4

6

Раздел 6. Искусство покупать

6

7

Раздел 7. Потребительская культура в сфере 2
услуг

8

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

9

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих 2
исследовательских проектов учащихся

10

Раздел 10. Защита проектов

4

2

9 класс
№

Тема

Количество часов

1

Раздел 1. Управление денежными средствами 8
семьи

2

Раздел 2. Способы
благосостояния

повышения

семейного 6

8

3

Раздел 3. Риски в мире денег

4

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как 8
сотрудничать без проблем

5

Раздел 5. Человек и государство: как они 6
взаимодействуют

6

Используемые УМК –
1. «Финансовая грамотность» материалы для учащихся 5 – 7 классы Игорь Липсиц,
Елена Вигдорчик (Москва., «Вако», 2018)
2. «Финансовая грамотность» рабочая тетрадь 5 – 7классы Юлия Корлюгова,
Анастасия Половникова (Москва., «Вако», 2018)
3. «Финансовая грамотность» материалы для родителей 5 – 7 классы Юлия
Корлюгова, Анастасия Половникова (Москва., «Вако», 2018)
4. «Финансовая грамотность» материалы для учащихся 8 – 9 классы Игорь Липсиц,
Ольга Рязанова (Москва., «Вако», 2018)
5. «Финансовая грамотность» рабочая тетрадь 8 – 9 классы Екатерина Лавренова,
Игорь Липсиц, Ольга Рязанова(Москва., «Вако», 2018)
6. «Финансовая грамотность» материалы для родителей 8 – 9 классы Игорь Липсиц,
Ольга Рязанова, Екатерина Лавренова (Москва., «Вако», 2018)

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».