Аннотация к рабочей программе по русскому языку (Гусарова), СОО, 10-11 классы

Русский язык 10-11 классы





1. Общие сведения о рабочей программе.
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена в соответствии с
требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
Примерной программы по русскому языку (М. Просвещение, 2019 г.);
Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников И.В. Гусаровой,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2018 году
(автор-составитель Бугрова Л.В.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяют общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся, а также распределяет учебные часы по
основным разделам курса.
В содержании учебной программы нашли отражение следующие разделы:




планируемые предметные результаты освоения предмета «Русский язык»;
содержание учебного предмета с указанием количества часов;
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, с указанием основных видов деятельности.
2. Место предмета «Русский язык» в учебном плане.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности.
На изучение русского языка в 10 классе на базовом уровне отводится 1 час в
неделю, всего 34 часа, на углубленном – 2 часа в неделю, всего 68 часов, в 11 классе на
базовом уровне отводится 1 час в неделю, всего 34 часа, на углубленном уровне – 3 часа в
неделю, всего 102 часа.
3. Учебно-методический комплект, реализующий рабочую программу в 10-11
классах.
В настоящее время обучение предмету «Русский язык» ведется по УМК И.В.
Гусаровой. Выбор УМК согласуется с утвержденным федеральным перечнем учебников.
Выбранный учебно-методический комплекс не нарушает преемственности, имеет
завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания языкового
образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт. Учебнометодический комплект, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования,
сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень
подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Преподавание предмета «Русский язык» осуществляется по учебнику И.В. Гусаровой
«Русский язык» 10, «Русский язык» 11 класс. . – М.: Вентана – Граф, 2017..

Важнейшая цель изучения предметной области «Русский язык и литература» на
завершающем этапе школьного обучения заключается в том, чтобы развивать умение
пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей
и ощущений в устной и письменной форме, культуру читательского восприятия и
понимания литературных текстов, читательскую самостоятельность.
Курс «Русский язык» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих
целей:
—— формировать представление о языке как духовной сокровищнице народа, его
нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать
культурой межнационального общения;
—— осознавать роль языка как средства личностного становления и развития, приобщения
к культурным ценностям, осознавать эстетическую ценность слова, развивать эстетический
вкус, умение проникать в смысловое поле слова и текста в целом, совершенствовать на этой
основе искусство понимания текста;
——
развивать читательскую культуру, использовать различные виды чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; совершенствовать
информационные умения и навыки;
—— развивать умение создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров,
с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;
—— овладевать опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях,
ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в
разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и
социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;
—— углублять знания о языке как многофункциональной развивающейся системе, о
норме, её функциях, функционально-стилистической системе русского языка, оценивать
явления и факты речевой культуры с точки зрения норм литературного языка, формировать
функциональную грамотность как основу взаимодействия в социуме;
—— воспитывать потребность постоянно совершенствовать свою речевую культуру,
обогащать свой язык.
Курс «Русский язык» на углублённом уровне дополнен следующими целевыми
установками:
—— углубить знания о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного
исследования, анализировать языковые явления и факты с учётом их различных
интерпретаций, в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям;
—— проводить комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в
соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью,
стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка,
редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
—— оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения,
анализировать коммуникативные качества и эффективность речи, понимать причины
коммуникативных неудач, предупреждать и преодолевать их, осуществлять речевой
самоконтроль, самооценку и самокоррекцию, совершенствовать собственные
коммуникативные способности.
Курс изучения русского языка в 10-11 классе призван решить как специальные, так
и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделю
следующие:
•
• формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

•
•

• формирование культуроведческой компетенции учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся.

4. Формы организации образовательной деятельности.
Основной формой организации образовательной деятельности при реализации содержания рабочей
программы является учебное занятие.
5. Формы учебной деятельности обучающихся.
Основными формами организации учебной деятельности обучающихся являются:
индивидуальная, групповая, фронтальная. Для успешного освоения содержания рабочей
программы используются различные типы уроков: уроки - лекции с элементами беседы, уроки практикумы, уроки самостоятельной работы, уроки написания сочинений, изложений, диктантов,
уроки сюжетноролевых игр, игровые практикумы.
6. Формы текущего контроля.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:





входной контроль в начале четверти, осуществляемый в форме теста или комплексной контрольной
работы;
текущий контроль, осуществляемый в форме устного, фронтального опросов, контрольных,
словарных, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов,
диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексных контрольных
работ;
итоговый контроль, осуществляемый в форме контрольного диктанта, словарного диктанта,
комплексного анализа текста.

7. Формы планового контроля
Преобладающими формами планового контроля являются: контрольный диктант, сочинение,
изложение, тестирование, итоговая комплексная работа, зачѐты.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.











Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового
уровня по русскому (родному) языку являются:
осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности;
понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в
изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским
языком;
понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных
областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:


























владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
владение разными видами чтения и аудирования;
способность адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его
содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
развитие умения и навыка работы с научным текстом, с различными источниками
научнотехнической информации;
умение выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом, защищать реферат, проектную
работу, участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и
письменной форме;
развитие умения строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками
и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию,
договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
владеть разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях
современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального
межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой,
проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы
базового уровня по русскому (родному) языку являются:
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об
основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного
из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение;
адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных
текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; 
владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка;
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;









соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
соблюдение норм речевого поведения в социально- культурной, официально-деловой и учебнонаучной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении
дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
осуществление речевого самоконтроля;
анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных
задач;
владение разными способами редактирования текстов; 
освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575812

Владелец

Маркова Сон Ок

Действителен

С 01.07.2022 по 01.07.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».