Аннотация к рабочей программе литературе, СОО, 10-11 классы

I.

Аннотация к рабочей программе по литературе в 10-11 классах
Место предмета «Литература» в учебном плане.

II.

Преподавание литературы в 10 классе ведётся по учебнику Ю.В. Лебедева. Литература. 10
класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях /
Ю.В. Лебедев - 8-е изд.- М.: Просвещение, 2020
Рабочая программа по литературе для 10-х классов рассчитана на 105 часов (3 часа в
неделю).
Преподавание литературы в 11 классе ведётся по учебнику В. П. Журавлёва. Литература.
Учебник 11 класс. -М.: Просвещение, 2018
Рабочая программа по литературе для 11-х классов рассчитана на 102 часа (3 часа в
неделю).
Цели и задачи обучения предмету «Литература».
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые
решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры,
совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического
мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет
реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа
предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений,
связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого
ученика.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные:
- Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков, бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и у других людей, умение оказывать
первую помощь;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Предметные:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём
смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей
текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым
финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и
составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и
домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем
литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по
литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий,
творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI
века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе
интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления,
историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению
различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных
текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации
(словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературнокритические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские
информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI
века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и
др.),

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и
институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право,
научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой
литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста,
издательского работника и т.п.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на
опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы,
в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах
деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и
самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и
письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и
литературоведческие темы;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в
области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их
достижения.
Виды учебной деятельности
В программе реализован коммуникативно–деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала в деятельностной форме с элементами личностноориентированного обучения. В основу педагогического процесса заложены следующие
формы организации учебной деятельности: урок-лекция, урок-практикум, урок-беседа,
урок-исследование, урок-зачет, урок развития речи, комбинированный урок. По освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий
используются следующие виды деятельности:
 осознанное, творческое чтение художественных произведений;
 выразительное чтение художественного текста;
 различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
 ответы на вопросы;
 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
 анализ и интерпретация произведения;
 составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям;
 целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Для реализации программы учителем могут быть использованы различные методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
проблемный и др. Предусмотрено и использование современных педагогических
технологий, таких как развитие критического мышления через чтение и письмо, проектное
обучение, развивающее обучение, ИКТ в преподавании литературы.

Формы организации контроля
Основными методами и формами оценки результатов являются:
- сочинение на основе анализа текста литературного произведения;
- устный монологический ответ;
- творческая работа исследовательского характера (проект, реферат, доклад,
аннотация);
- проверочные работы, в т.ч. тестового характера по отдельны разделам и темам
курса;
- итоговый контроль в форме сочинения на основе проблемы (цитаты).
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает
необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по
литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:
 предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью
выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при
изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового
материала (беседа по вопросам; тестирование, письменный опрос);
 Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных
элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы (беседа;
индивидуальный опрос; подготовка сообщений; составление схем, таблиц,
написание мини-сочинений);
 промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение (в том числе
наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения,
комментирование художественного текста, составление простого или сложного
плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов
критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной
характеристики литературного героя по заданным критериям, сочинение на
литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы,
презентация проектов;
 тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление
презентаций, составление тезисных планов);
 итоговый – проводится по итогам изучения раздела с целью диагностирования
усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи:
анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос,
презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ
эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом,
проверяющий начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания,
дифференцированный
зачет
с
творческим
заданием;
проектная,
исследовательская работа.
Используемые УМК и средства обучения.
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплект,
ориентированный на базовый уровень изучения литературы и содержащий необходимый
материал по всем разделам Примерной программы:
 Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2020;
 Михайлов О.Н., Шайтанов И.О. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Часть 1, 2. М.: Просвещение, 2020
Данный УМК позволяет при обучении успешно реализовывать все требования,
заложенные в Федеральном стандарте.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575812

Владелец

Маркова Сон Ок

Действителен

С 01.07.2022 по 01.07.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».