Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска сахалинской области 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета от «24» апреля 2024 протокол № 14 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ №5 г. Углегорска от 03.05.2024 № 164-А Положение об организации индивидуального обучения детей на дому в МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска Сахалинской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска (далее – Школа) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года , приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»; на основании Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 № 07-832, Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года, а также Уставом МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска Сахалинской области и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение разработано в целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьмиинвалидами, обучающимися, имеющими заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), по основным образовательным программам индивидуально (на дому) и регулирует взаимодействие между участниками образовательных отношений. 1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст.5), для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия , в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц с ограниченными возможностями здоровья. 1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому. 1.5. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, Распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Методическими рекомендациями «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденными заместителями 14, 17 октября 2019 году, письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»; письмом Минпросвещения России от 13 июня 2019 № ТС-1391/07 «Об организации образования на дому». 2. Перевод учащихся на индивидуальное обучение 2.1. Основанием для перевода обучающихся на индивидуальное обучение являются медицинское заключение ВК (врачебной комиссии) или МСЭ, заверенное гербовой печатью, и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора общеобразовательного учреждения. 2.2. Сроки перевода обучающихся на индивидуальной обучение на дому регламентируются сроками действия медицинского заключения. 2.3. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение директор школы обязан ознакомить родителей (законных представителей) с настоящим Положением, приказом по школе об индивидуальном обучении, Учебным планом и расписанием занятий. 2.4. Основанием для начала обучения больных детей на дому является приказ директора образовательного учреждения, для подготовки которого заместитель директора по учебно0воспитательной работе обязан представить следующие документы: - заключение медицинской организации (справка ВК. МСЭ); - заявление родителей (законных представителей) , в котором указывается фамилия, имя ребенка, телефон, класс, срок обучения, предметы согласно учебному плану; 2.5. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение на дому классный руководитель на начало учебного года обязан внести обучающихся в списочный состав класса, заполнить на них сведения о родителях (законных представителях) в электронном журнале и совместно с медицинским работником школы – листок здоровья. 2.6. По окончании срока действия медицинского заключения администрация образовательного учреждения обязана совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения. 2.7. При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования), администрация общеобразовательного учреждения имеет право осуществлять индивидуальное обучение в условиях данного образовательного учреждения. 2.8. Возможна организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательное учреждение, с использованием дистанционных образовательных технологий. 2.9. Рекомендуется организовать обучение на дому в 3-х дневный срок с момента представления родителем (ями) (законным (ми) представителем (ями) пакета документов. 2.10. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год. 2.11 Для пролонгации организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(е) представитель(и) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным или адаптированным программам на дому с указанием периода такого обучения. Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода. 2.12 При непредставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение учащегося организуется в составе класса, в контингент которого он зачислен. 2.13. Организация обучения учащихся на дому осуществляется педагогическими работниками школы или нескольких Организаций посредством сетевой формы реализации образовательных программ. 3. Организация образовательного процесса 3.1. При индивидуальном обучении на дому для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие выполнение Федерального государственного образовательного стандарта или Федерального компонента государственного образовательного стандарта с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся. 3.2. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, индивидуальным учебным планом. 3.3. Основным принципом организации образовательного процесса для обучающихся при индивидуальном обучении является обеспечение щадящего режима проведения занятий. 3.4. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом образовательного учреждения, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. 3.5. Для обучения учащихся на дому разрабатывается индивидуальный учебный план/ СИПР и индивидуальное расписание занятий. 3.6. Индивидуальный учебный план / СИПР разрабатывается психологопедагогическим консилиумом школы с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ/ федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому. 3.7. Индивидуальный учебный план / СИПР учащегося содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку учащихся. В индивидуальном учебном плане / СИПР представлены: перечень учебных предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов. 3.8. Индивидуальный учебный план / СИПР учащегося на дому согласовывается с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями) и утверждается руководителем школы. При распределении учебных часов по предметам следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности больных детей. 3.9. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается директором образовательного учреждения. Расписание занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, учебные часы распределяются равномерно в течение недели с учетом Постановления главного санитарного врача РФ от 29.12.2012 года № 189 «Об утверждении СанПиН». 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». 3.10. Выбор формы занятий зависит от возможностей обучающихся, сложности и характера течения заболевания, особенностей эмоционально-волевой сферы, рекомендаций лечебно-профилактических учреждений, возможности кратковременного пребывания обучающихся в образовательном учреждении. 3.11. При индивидуальном обучении обучающихся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебнометодические материалы, средства обучения и воспитания. 3.12. Контроль за своевременным проведением занятий и выполнением учебного плана возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 3.13. В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным ребенком другим учителем. 3.14. В случае болезни обучающихся (стационарное лечение, отъезд в санаторий) учитель обязан отработать не проведенные часы. Сроки согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося. 3.15. Родитель(и) (законный(е) представитель(и) учащегося: - обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к учащемуся на занятие; - создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место; - обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому; - контролируют выполнение учащимся домашних заданий; - своевременно, в течение дня, информируют педагога/ классного руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни учащегося на дому и возможности их возобновления. 3.16. Педагогические работники: - организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком (календарно-тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий; - своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость; - своевременно заполняют табель учета рабочего времени; - вовлекают учащегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые школой. 4. Организация образовательного процесса 4.1. Знания детей, обучающихся на дому, систематически оцениваются, что отражается в электронном журнале. 4.2. По итогам четверти, года преподаватель в электронном журнале выставляет оценку каждому обучающемуся. 4.3. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с его Уставом и соответствующими локальными актами. 4.4. Промежуточная аттестация проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы (за исключением предметов, к изучению которых имеются медицинские противопоказания). 4.5. Перевод обучающихся, освоивших программу учебного года, производится по решению педагогического совета и приказом по школе. 4.6. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, проводимой в соответствии с действующими нормативными документами. 4.7. Выпускникам IX и XI классов, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования с указанием перечня и успеваемости по предметам (за исключением предметов, к изучению которых имелись медицинские противопоказания) учебного плана Учреждения. 5. Аттестация учащихся 5.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся устанавливаются общеобразовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством и отражаются в его Уставе. 5.2. Промежуточная аттестация проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы (за исключением предметов, к изучению которых имеются медицинские противопоказания); четвертные отметки на основании текущей успеваемости. 5.3. Перевод обучающихся, освоивших программу учебного года, производится по решению педагогического Совета приказом по школе. 5.4. Освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией, проводимой в соответствии с действующими нормативными документами. 5.5. Выпускникам IX и XI классов, успешно прошедшим государственную (итоговую) аттестацию выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования с указанием перечня и успеваемости по предметам (за исключением предметов, к изучению которых имелись медицинские противопоказания) учебного плана школы. 5.6. Проявившие способности и трудолюбие в учении выпускники общеобразовательного учреждения могут быть награждены золотой и серебряной медалями “За особые успехи в учении”, похвальной грамотой “За особые успехи в изучении отдельных предметов”; обучающиеся в общеобразовательном учреждении - похвальным листом “За отличные успехи в учении”. 5.7. Обучающиеся с ОВЗ (с различными формами УО) не имеющим ООО и СОО и обучавшимся по АООП, школа в связи с завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений 6.1. Обучающийся имеет право: на получение общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательной организации; - пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательного учреждения; - иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - на моральное и материальное поощрения за успехи в учении. 6.2. Обучающийся обязан: - соблюдать Устав образовательного учреждения; - добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ; - уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения; соблюдать расписание занятий; - находиться в часы, отведенные для учебных занятий, дома; - вести тетради и дневник. 6.3. Родители (законные представители) имеют право: - защищать законные права ребенка; - обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в Управление образования УГО; - присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательного учреждения; вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах, выделенных часов предметов из учебного плана Учреждения. 6.4. Родители (законные представители) обязаны: - выполнять требования образовательного учреждения; поддерживать интерес ребенка к образованию; - ставить в известность учителя-предметника, классного руководителя о рекомендациях врача, об особенностях режима; создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению и усвоению знаний; - своевременно, в течение дня, информировать образовательное учреждение об отмене или возобновлении занятий по случаю болезни (стационарном лечении, отъезде в санаторий); - контролировать ведение дневника, выполнение домашнего задания. 6.5. Учитель-предметник обязан: - выполнять государственные программы по предметам; - разрабатывать программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов); - при организации учебного занятия учитывать склонности и интересы детей; - развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой; - знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашнего образования; - не допускать перегрузки обучающегося, составлять индивидуальные планы для каждого ребенка; - своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий; 6.6. Классный руководитель обязан: согласовывать с учителями-предметниками, обучающимся, родителями (законными представителями) расписание занятий; поддерживать контакт с обучающимся и родителями (законными представителями), выявлять привычки и особенности детей, знать о состоянии здоровья больных детей; - вовлекать больного ребенка во внеклассные мероприятия; регулярно посещать больных детей на дому. 7. Документация 7.1. При организации обучения больных детей на дому образовательное учреждение должно иметь следующие документы: - заявление родителей; - справка медицинского учреждения (справка ВК, МСЭ), заключение психологомедико-педагогической комиссии; - приказ по школе; - расписание занятий на каждого учащегося, согласованное письменно с родителями (законными представителями) и заместителем директора, утвержденное директором образовательного учреждения; учебный план на каждого учащегося; 8. Финансовое обеспечение. 8.1. Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется обучающимся бесплатно в пределах регламентируемых часов. 8.2. Оплата учителю за ребенка, находящегося на индивидуальном обучении на дому, входит в образовательный час; дополнительно доплачиваются 20% при обучении детей – инвалидов. 8.3. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачен, обязан отработать не проведенные вовремя часы. Сроки отработки согласовываются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и родителями (законными представителями).