биология 10 класс«Практическая биология»-34ч

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК предметов
естественно-научного и
спортивно-технологического цикла,
протокол от № 01

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от № 28.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: естественно- научное
Название: « Практическая биология»
Класс:10

г. Углегорск, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса « Практическая биология» в 10 классах
составлена на основе • Федерального закона от 29.12.2012г. No273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Федерального компонента Государственного стандарта основного общего
образования 2021 года (10-11 классы);
• Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 No08-1786 «О рабочих программах
учебных предметов»;
в 10- классе в 2023-2024 учебном году будет
реализована в объёме 34 часов.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой
системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и
направлена на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально
учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников.
Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения
учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию
предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольноизмерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и
соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи свведением ЕГЭ по
биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на соответствует требованиям
Государственного стандарта. Решение задач по биологии дает возможность лучше познать
фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование
биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей
биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы
самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение.
Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое
сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых
учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию
взаимопомощи и коллективизма.
Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это
формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и
является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками
общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор
материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных
заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного,
прикладного и творческого.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.
● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.)
● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.
● Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
● Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия
вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит
личный жизненный опыт
● Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения
● Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии
● Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
● Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства
достижения цели.
● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы
● Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет)
● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действия.
● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
● Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию
● Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
Познавательные УУД:
● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала
● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений
● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с
большим объемом
● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков
● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность
● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания
● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
● Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы
Коммуникативные УУД:
● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если
оно таковое) и корректировать его.
● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
Предметные результаты:
1)формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму;
понимание роли биологии
в формировании современной естественнонаучной картины мира;
2) умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть
отличия живого от
неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов,
явлений, процессов живой
природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с неживой природой;
сформированность представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах
эволюции;
3) владение основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использование
изученных терминов, понятий,теорий, законов и закономерностей для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
4) понимание способов получения биологических знаний; наличие опыта использования
методов биологии с целью изучения живых объектов, биологических явлений и процессов:
наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том
числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;
5) умение характеризовать основные группы организмов в системе органического мира (в том
числе вирусы, бактерии,
растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их происхождение,
значение в природе и жизни человека;

6) умение объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение,
сходства и отличия человека от животных, характеризовать строение и процессы
жизнедеятельности организма человека, его приспособленность к различным экологическим
факторам;
7) умение описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие
биологические процессы в организмах растений, животных и человека;
8) сформированность представлений о взаимосвязи наследования потомством признаков от
родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей
наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
18) умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных привычек и
зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
19) овладение приемами оказания первой помощи человеку, выращивания культурных
растений и ухода за домашними животными.
ученик получит возможность научиться:
● организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии
(или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
● прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
● выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов
растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
● анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о
современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
● аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания
в эпоху информационной цивилизации;
● моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей
среды;
● выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы; использовать приобретенные компетенции в практической
деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Предполагаемый результат
Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по
биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику
основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.
Формы обратной связи Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение,
собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов
тестовых заданий, анализ вступительного теста.
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ,
итоговое тестирование.
Использование компьютерных программ по биологии.
систематизировать и углубить знания обучающихся по разделам «Многообразие организмов»,
«Человек и его здоровье»;

создать условия для подготовки обучающихся для качественной сдачи единого
государственного экзамена и поступления в учебные заведения
Задачи программы
дать ученику возможность реализовать свой интерес к биологии;
определить способность и готовность ученика осваивать биологию на повышенном

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ч)

1. Биология – наука о живом мире (5 часов). Предмет и методы биологии, свойства
живой материи, Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка,
цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки,
основные различия клеток прокариот и эукариот.
2. Многообразие живых организмов (7 часов).Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями
на внешние раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб по влажным
препаратам. Изучение строения птиц.
Изучение строения млекопитающих по влажным препаратам. Водные животные.
Теплокровные и холоднокровные животные.

3. Ботаника (12 часов).
Дыхание листьев. Дыхание корней. Поглощение воды корнями растений. Корневое давление.
Испарение воды растениями. Фотосинтез. Дыхание семян. Условия прорастания семян.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.

5.Анатомия (2 часа).
Человек и его здоровье: Изучение кровообращения. Реакция ССС на дозированную нагрузку.
Зависимость между
нагрузкой и уровнем энергетического обмена. Газообмен в лёгких. Механизм лёгочного
дыхания. Реакция ДС на
физическую нагрузку. Жизненная ёмкость легких. Выделительная, дыхательная и
терморегуляторная функция кожи.
Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Приспособленность организмов к среде
обитания.
Общая биология: Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2.
Влияние рН среды на
активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза. Изучение
клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление
изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на
конкретных примерах
осваивать биологию на повышенном уровне;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы

Количество
часов

№
1-2/2

1. Биология – наука о живом мире (5 часов).
Методы изучения живых организмов.
Лабораторная работа
«Изучение устройства увеличительных приборов»

2ч

3-4/4

Клеточное строение организмов.
Лабораторная работа
«Знакомство с клетками растений».

2ч

5-6/5

1ч

1-2/7

Особенности химического состава живых организмов.
2. Многообразие живых организмов (7часов).
Бактерии. Многообразие бактерий. Значение.

3-4/9

Растения. Многообразие. Значение. Охрана растений.

2ч

5-6/11

Животные. Строение. Многообразие. Их роль в
природе и жизни человека. Охрана животных
Грибы. Строение.Многообразие и значение грибов.
3. Ботаника (12 часов).
Клетки, ткани и органы растений.
Семя .Лабораторная работа
«Строение семени фасоли».
Условия прорастания семян.
Корень. Лабораторная работа
«Строение корня проростка».
Лист.
Лабораторная работа
«Испарение воды листьями до и после полива».
Лабораторная работа
«Обнаружение нитратов в листьях».
Минеральное питание растений и значение воды.
Воздушное питание – фотосинтез.
Многообразие растений.
4. Зоология (7 часов).
Клетка, ткани, органы и системы органов.
Многообразие животных.
Лабораторная работа
«Внешнее, внутреннее строение рыбы. Передвижение».
Лабораторная работа
«Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Лабораторная работа
«Строение скелета птицы».
Лабораторная работа
«Строение скелета млекопитающих».

2ч

7-8/13
1-2/15
3/16
4/17
5/18
6-8/21

9/22
10/23
11-12/25
1-2/27
3-7/32

2ч

2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
3ч

1ч
1ч
2ч
2ч
5ч

5. Анатомия (2 часа).
1-2/34

Клетки и ткани.
Лабораторная работа
«Клетки и ткани под микроскопом»
ИТОГО за год:
34 часа из них
-11 л.р.

2ч

Источники информации
«Контрольно-измерительные материалы»
 Демонстрационный вариант КИМ прошлого года на сайте http://www.fipi.ru/
 Демонстрационный вариант КИМ текущего года на сайте http://www.fipi.ru/
Источники информации для обучающихся:
Ресурсы Интернет

Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа http://www.school.edu.ru

Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru

Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/

Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru

Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по
различным предметам, методические рекомендации - http://fipi.ru

Незнайка.про - https://neznaika.pro

Решу ЕГЭ - https://bio-ege.sdamgia.ru
Учебники для обучающихся:
1. Линия жизни: Биология.6 класс. Линия жизни В.В. Пасечник.
2. Биология. 7 класс. В. В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова
3. Биология. Человек. 8 класс. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов
4. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. В.В.Пасечник, А.А.Каменский,
Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк.
5. Алгоритм успеха: Биология 5-6 классы. Т.С.Сухова, В.И.Строганов
6. Биология 7 класс. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
7. Биология 8 класс. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко
8. Биология 9 класс. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Учебные пособия для обучающихся:
1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2020. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных
работ. – М.: АСТ, 2020. – 128 с.
2. Лернер Г.И. ОГЭ-2020. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. – М.:
ЭКСМО, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».