МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru
Рассмотрена на ШПК предметов
естественно-научного и
спортивно-технологического цикла,
протокол от № 01
Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от № 28.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: естественно-научное
Название: «Биология. В мире клеток и тканей: подготовка к ОГЭ»
Класс: 9а, 9б, 9в
г. Углегорск, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Биология. В мире клеток и
тканей: подготовка к ОГЭ» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Примерной основной образовательной программы для основного общего
образования.
В соответствии с особенностями новой версии контрольно-измерительных
материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии,
состоящей из пяти содержательных блоков: «Биология как наука», «Признаки живых
систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», «Человек и его здоровье»,
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды», была составлена данная рабочая
программа «Биология. В мире клеток и тканей».
Курс «Биология. В мире клеток и тканей» позволит расширить и систематизировать
знания учащихся, о важнейших признаках основных царств живой природы: животных,
растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и
животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции;
о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и
приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ,
тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ.
Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,
научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы,
схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными
препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и
составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся
в овладении знаниями. Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку
школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при
выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие
внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности —
качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание
чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений,
независимости и нестандартности мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результататы
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному
учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида,
экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,
рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать
экологические
проблемы,
возникающие
в
условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия
влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Содержание курса
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль
грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в
природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в
природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных
в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции
органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции.
Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание.
Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы
крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен
веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и
развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный
аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека.
Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое
значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа
и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Укрепление
здоровья:
аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность,
сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление
алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания:
грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,
мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний,
вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы
оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами,
ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях;
травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера –
глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние
на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение
заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам
деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
1.
2
Введение
Признаки
живых
организмов
(4часа)
Виды
Виды, формы контроля
деятельности
всего практич
еские
работы
1
1
Биология как
наука. Методы
биологии Практи
ческая работа:
«Решение
тестовых
заданий по
темам: «Биология
как наука»,
«Методы
биологии»,
«Признаки живых
организмов»
4
0
Клеточное
строение
организмов как
доказательство их
родства, единства
живой природы.
Гены и
хромосомы.
Вирусы –
неклеточные
формы жизни.
Признаки
организмов.
Наследственность
и изменчивость –
свойства
организмов.
Одноклеточные и
многоклеточные
организмы.
Ткани, органы,
системы органов
растений и
животных,
выявление
изменчивости
организмов.
Приемы
Электронные (цифровые) образовательные
индивидуальный
и фронтальный
опрос, вопросы с
кратким или
развернутым
ответом.тестиро
вание
Яклассhttps://www.yaklass.ru/p/b
predstavleniia-ob-organizme-chelo
prirode-16122
индивидуальный
и фронтальный
опрос, вопросы с
кратким или
развернутым
ответом.тестиро
вание
https://www.yaklass.ru/p/biologia
peredachi-nasledstvennykh-prizna
tcelostnaia-sistema-6844039
https://www.yaklass.ru/p/biologia
ob-organizme-cheloveka-16120/or
sistema-13450
Якласс
3
Система,
многообразие
и эволюция
живой
природы
7
1
Царство
Бактерии.
Царство Грибы.
Роль лишайников
в природе, жизни
человека и
собственной
деятельности.
4
Человек и его
здоровье
16
3
Царство
Растения Практи
ческая работа:
«Решение
тестовых
заданий по
темам:
«Царства:
Бактерии, Грибы,
Растения»
Учение об
Сходство
эволюции
человека
с
органического
животными
и –
мира. Ч. Дарвин
отличие
от них.
основоположник
Общий
план
учения об
строения
эволюции.и
процессы
Усложнение
жизнедеятельност
растений и
и
человека.в
животных
процессе
Нейрогуморальна
яэволюции.
регуляция
процессов
Биологическое
жизнедеятельност
разнообразие как
и
организма.
основа
Нервная
система.
устойчивости
Рефлекс.
биосферы и
Рефлекторная
результата
дуга.
Практическ
эволюции.
ая работа:
«Решение
тестовых
заданий по
темам: «ОГЭ по
биологии» -202324 год «Общий
план строения
человека»,
«Нейрогуморальн
ая регуляция
организма»
Железы
внутренней
секреции.
индивидуальный
и фронтальный
опрос, вопросы с
кратким или
развернутым
ответом.тестиро
вание
https://www.yaklass.ru/p/biologia
bakterii-14964/otlichitelnye-prizna
https://www.yaklass.ru/p/biologia
14965/otlichitelnye-priznaki-i-znac
https://www.yaklass.ru/p/biologia
15495/evoliutciia-stroeniia-organo
https://www.yaklass.ru/p/biologia
i-cheloveka-6844082/razvitie-pred
6844083
индивидуальный
и фронтальный
опрос, вопросы с
кратким или
развернутым
ответом.тестиро
вание
https://www.yaklass.ru/p/biologia
organizma-16070/komponenty-vn
https://www.yaklass.ru/p/biologia
16071/stroenie-nervnoi-sistemy-i-
https://www.yaklass.ru/p/biologia
16090/dykhatelnye-puti-i-legkie-p
5
Взаимосвязи
организмов и
окружающей
среды
4
1
Влияние
индивидуальный https://www.yaklass.ru/p/biologia
и фронтальный znanii-6844047/adaptatcii-organiz
экологических
опрос, вопросы с sushchestvovaniia-6844048
факторов на
кратким или
организмы.
https://www.yaklass.ru/p/biologia
развернутым
Приспособления
ответом.тестиро znanii-6844047/bioticheskie-vzaim
организмов к
вание
6844050
различным
https://www.yaklass.ru/p/biologia
экологическим
znanii-6844047/biosfera-zhivaia-o
факторам.
Популяция.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэко
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Эк
и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в
организмы и экосистемы. Практическая работа: «Решение те
окружающей среды»
6
Решение
демонстрацио
нных
вариантов
ОГЭ
2
2
Биосфера –
глобальная
экосистема. Роль
человека в
биосфере.
Экологические
проблемы, их
влияние на
собственную
жизнь и жизнь
других людей.
Последствия
деятельности
человека в
экосистемах,
влияние
собственных
поступков на
живые организмы
и
экосистемы. Прак
тическая работа:
«Решение
тестовых
заданий по теме:
«Взаимосвязи
организмов и
окружающей
среды»
индивидуальный
и фронтальный
опрос, вопросы с
кратким или
развернутым
ответом.тестиро
вание
Источники информации
«Контрольно-измерительные материалы»
Демонстрационный вариант КИМ прошлого года на сайте http://www.fipi.ru/
Демонстрационный вариант КИМ текущего года на сайте http://www.fipi.ru/
Источники информации для обучающихся:
Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа http://www.school.edu.ru
Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по
различным предметам, методические рекомендации - fipi.ru
Интерактивная линия - internet-school.ru
Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru
Учебники для обучающихся:
1. Линия жизни: Биология.6 класс. Линия жизни В.В. Пасечник.
2. Биология. 7 класс. В. В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова
3. Биология. Человек. 8 класс. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов
4. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. В.В.Пасечник,
А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк.
5. Алгоритм успеха: Биология 5-6 классы. Т.С.Сухова, В.И.Строганов
6. Биология 7 класс. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
7. Биология 8 класс. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко
8. Биология 9 класс. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.
Учебные пособия для обучающихся:
1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2020. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных
работ. – М.: АСТ, 2020. – 128 с.
2. Лернер Г.И. ОГЭ-2020. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. –
М.: ЭКСМО, 2020.