МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru Рассмотрена на ШПК учителей начальных классов, протокол от № 1 от 27.08.2024 Утверждена приказом МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска от № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: духовно-нравственное Название: «Мир деятельности» Класс: 1АБ начальное общее образование – 1 уровень срок реализации программы – 3 года г. Углегорск, 2024г Пояснительная записка Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П.Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Программа развивающего курса «Мир деятельности» для учащихся 1-х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется в рамках «Внеурочной деятельности», предназначена для формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, развития универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации. Актуальность программы определена тем, что на современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Цель: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Задачи: Обучающие: -повышение мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создавать условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы; -осмысление знания об учебной деятельности, применение их как в школе, так и дома, формирование умения проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно. Развивающие: -осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания -развитие качеств, помогающих в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность; Воспитывающие: -воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной; -овладение навыками культурного общения, согласования своих действий с одноклассниками; -развитие умения владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал. Место курса в учебном плане На изучение содержания курса отводится 2 часа в неделю (66 часов в год), во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, соответствующие занятия посещает весь класс. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий. I. Организационно-рефлексивная (Давайте знакомиться): формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.). II. Коммуникативная (Я и МЫ ): формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия. III. Познавательная (Я познаю мир!): организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д. IV. Ценностная (Мир вокруг нас): формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. В содержание занятий включены нетрадиционные и традиционные формы: игры, путешествия. Формы организации занятий: групповая работа, парная работа, индивидуальная. Технологии Планируется использование следующих педагогических технологий: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникативные. Организационно-рефлексивная линия (21ч) Основные отличия понятий «знание» и «умение». Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности(12шагов). Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки. Подробный образец. Эталон. Отличие подробного образца от образца и эталона. Цель использования образца, эталона и подробного образца на разных этапах урока. Эталоны для самопроверки: образец, подробный образец. Структура первого этапа коррекционной деятельности. Алгоритм работы на первом этапе коррекционной деятельности. Структура второго этапа коррекционной деятельности. Алгоритм работы на втором этапе коррекционной деятельности. Цель учебной деятельности. Простейший алгоритм постановки цели учебной деятельности. Средства, необходимые ученику для открытия нового знания. Результат учебной деятельности. Способ формулирования результата на уроке открытия нового знания. Эталон как знаковая фиксация нового знания. Эталон как критерий доказательства правильности выполнения учебного задания. Коммуникативная линия (25 ч) Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий. Простейшие правила высказывания «автором» своих суждений. Простейшие правила поведения «понимающего». Основные отличия понятий «слушать» и «слышать». Взаимосвязь между понятиями «слушаю» – «воспринимаю», «слышу» – «понимаю». Простейшие приемы понимания собеседника без слов. Познавательная линия. Настроение – помощник в учении. Чувства ученика, помогающие ему в учебной деятельности. Простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием. Анализ как метод познания, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Алгоритм анализа объекта. Ценностная линия (23ч) Знание – общемировая ценность, позволяющая развивать не только себя, но и мир вокруг. Очень важно для человека иметь глубокие и всесторонние знания и уметь их применять с целью созидания. Целеустремленность – личностное качество, необходимое ученику для успешной учебы. Самостоятельность – личностное качество, необходимое ученику для успешной учебы. Каждый ученик класса – личность, у которой можно научиться многим хорошим качествам. Образ «МЫ» как особенность коллектива, способного решать учебные задачи. Обобщение и систематизация знаний. Диагностика. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) 1 класс Личностные результаты: ценить и принимать ценности жизни; иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; проявлять активность, честность, терпение, доброжелательность, ответственность; освоить роль ученика; проявлять интерес (мотивацию) к учению; Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы: знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа; знать основные функции обучающегося и учителя на уроке; знать правила поведения на уроке, уметь их применять; знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания; уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие; уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия; уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений); уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу; знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобретение опыта их осознанного прохождения; знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять; знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения; овладеть начальными сведениями о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения; овладеть начальными сведениями о качествах личности, которые помогают обучающемуся успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Организационно-рефлексивная линия (9 часов) У обучающихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон). Коммуникативная линия (4 часа) Обучающиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Обучающиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков У обучающихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться. Как научиться быть внимательным Ценностная линия (20 часов) У обучающихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 11 12 13 Тема занятия Количество часов 2 2 2 учебной 2 Учиться…А что это значит? Учитель и ученик Я ученик. Правила работы на уроке Личностные качества ученика: активность в деятельности Учимся дружно. Работа в парах Я ученик: что я уже знаю и умею Резерв Как научиться быть внимательным Затруднение – мой помощник в учении Ценности нашей жизни. Здоровье Учимся дружно. Работа в группах Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Я ученик: что я уже знаю и умею Резерв Урок диагностики № 1. Входное тестирование Как выяснить, что я не знаю? Зачем ученику домашнее задание Семья – мой помощник в учении Пробное учебное действие Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать Причина затруднения Праздник «Невероятные приключения первоклассников Тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» 24 25 26 27 Я ученик: что я уже знаю и умею Резерв Как проверить свою работу Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование) Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности Я ученик: что я уже знаю и умею (творческая гостиная для детей и родителей) Резерв 28 29 30 3133 в 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2