Программа 5 класс Русское слово

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК предметов
гуманитарного цикла,
протокол №1 от № 27.08.2024

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Русское слово»
Класс:5А
Планирование составлено на 2024-2025 учебный год
учителем русского языка и литературы Карповой Н.А.

г. Углегорск, 2024

Пояснительная записка
Настоящая образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Русское
слово» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе Положения о рабочей
программе по внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного
общего образования в МБОУ СОШ №5 на 2024-2025 учебный год.
Программа курса по внеурочной деятельности «Русское слово» относится к
общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются
межпредметные связи.
Внеурочная деятельность по русскому языку – одна из наиболее эффективных форм
внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа
занятия строится на основе интереса учащихся к предмету. Занятие внеурочной деятельностью
по русскому языку, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках,
заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что
уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте. Они создают
новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир
очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Занятия по внеурочной деятельности по курсу «Русское слово» предполагают опору на
знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На этих занятиях в интересной,
увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако
занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит
«интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что
каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы
увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и
разнообразными знаниями по языку.
Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы.
Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с
игровыми элементами, поэтому основу занятий кружка составляют игры, турниры, решение и
составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также
практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Как всякая игра, решение кроссвордов, ребусов и т. п. требует смекалки,
сообразительности, находчивости. Отгадывание различных занимательных загадок способствует
формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям,
настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они
приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас.
Цель программы:
Пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства
языка.
Программа курса внеурочной деятельности «Русское слово» ставит следующие задачи:
•
выявление и поддержка одарённых учащихся;
•
развитие индивидуальных способностей учащихся;
•
расширение и углубление программного материала;
•
воспитание любви к великому русскому языку;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка и над своей речью;
•
совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих
принципах:
•
занимательность;
•
научность;
•
сознательность и активность;
•
наглядность;
•
доступность;
•
связь теории с практикой;
•
индивидуальный подход к учащимся.
Программа данного курса программа удовлетворяет познавательные потребности
учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это
имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство
знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Занятия на
внеурочной деятельности должны пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому
особое внимание на занятиях внеурочной деятельности следует обращать на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства
языка на примерах текстов художественных произведений.
Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в
большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого
поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию
правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, занятия
внеурочной деятельностью по программе “Русское слово” позволяют работать не только над
основными разделами русского языка, но и над развитием правильной речи.
Содержание программы и используемые методы занятий внеурочной деятельности
по программе «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают
единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова,
учит их любить и чувствовать родной язык.
Курс изучения программы рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся в рамках
внеурочной деятельности 1 раз в неделю, 34 часа в течение года.
•

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
•
эмоциональность;
•
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
•
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,

сочувствовать другим людям, сопереживать;
•
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
•
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
•
интерес к изучению языка;
•
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
•
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
•
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
•
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
•
(составлять план, таблицу, схему);
•
пользоваться словарями, справочниками;
•
осуществлять анализ и синтез;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения.
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
•
владеть монологической и диалогической формами речи;
•
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•
задавать вопросы.
Предметные результаты:
•
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
•
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
•
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
•
освоение базовых основ лингвистики;
•
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка;
•
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

•
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
•
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы
I.

II.

Введение. Слово красит человека: речевой этикет (4 часа)
Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)
Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его
возраста, служебного положения, профессии.
Тема 2. Формулы речевого этикета (1 ч.)
Понятие «формулы речевого этикета». Этикетные речевые ситуации: приветствие, обращение,
привлечение внимания, знакомство, просьба, приглашение, благодарность, извинение,
пожелание, поздравление, комплимент, одобрение, утешение, прощание.
Тема 3. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. (1 ч.)
Проявление средствами речевого этикета уважения, почтения, приветствия, радушия,
учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости
человека в обществе.
Тема 4. Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха. (1 ч.)
Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.
Слово о словах (19 часов)
Тема 5. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)
Знакомство с терминами «лексика», «лексическое значение». Лингвистические словари
русского языка, особенности словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и
лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 6. В царстве смыслов много дорог. (2 ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования
нескольких значений у слова. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Тема 7. О многозначности слова. (1 ч.)
Многозначность слова (выделение отличительных признаков омонимии многозначности).
Работа с толковыми словарями.
Тема 8. Как и почему появляются неологизмы? (1 ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми
словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1 ч.)
Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова.
Тема 10. Об одном и том же разными словами. (2 ч.)
Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов.
Особенности синонимического ряда слов. Индивидуальный проект: составление тематических
словариков синонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с
использованием синонимов.
Тема 11. Слова – антиподы. (1 ч.)
Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов
русского языка».
Тема 12. Выражения, которые обрели крылья и вечность. (3 ч.)
Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное
употребление фразеологизмов в речи. Коллективный проект: «Составление ребусов с
использованием фразеологизмов из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»».

III.

Тема 13. Словари «чужих» слов. (1 ч.)
Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Индивидуальный проект:
«Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения
иностранных слов».
Тема 14. Мы говорим его стихами. (2 ч.)
Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая
народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А. С. Пушкина».
Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений
в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 15. Слова уходящие. (1 ч.)
Понятия «архаизмы», «историзмы». Особенности устаревших слов-архаизмов. Работа над
пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Групповой проект:
«Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».
Тема 16. Паронимы. (2 ч.)
Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном
употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».
Тема 17. Словарь - грамотей. (1 ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении
орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
«Что в имени тебе моём…» (11 часов)
Тема 18. Что такое этимология? (1 ч.)
Словарная статья этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем.
Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение
этимологического словаря», история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»,
«запонка» и «запятая».
Тема 19. Какие бывают имена? (1 ч.)
Понятие «ономастика». Коллективный проект: «История происхождения традиционных кличек
животных на Руси». Способы и причины образования омонимов среди имен собственных.
Работа с этимологическим словарём.
Тема 20. Древнерусские имена. (1ч.)
История образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Особенность
древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен.
Тема 21. Отчество и фамилия. (2 ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
«антропонимика». Работа со словарём фамилий Ю. Федосюка.
Тема 22. Имя навсегда тебе дано (1ч.)
В мире имен. Особенности имён. Моё имя. Работа со справочной литературой.
Тема 23. Времена года. (1ч.)
Названия месяцев, времён года. Коллективный проект: «Обрядовые праздники родного края»
Тема 24. О том, что мы носим. Наш гардероб (1ч.)
Групповой проект: «Названия некоторых предметов одежды», «Национальная одежда народов
Поволжья».
Тема 25. Растения – почему их так называют? (1ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Индивидуальный проект:
«Названия лекарственных растений».
Тема 26. Птицы и звери – почему их так называют? (1 ч.)
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Тема 27. Когда ты хочешь молвить слово. Итоговое занятие. (1 ч.)
Подведение итогов. Индивидуальные проекты учащихся.

Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31

Наименование разделов и тем
Введение. Слово красит человека: речевой этикет
Правила речевого этикета
Формулы речевого этикета
Вежливость как нравственно - ценностная основа культуры
речевого поведения
Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха
Слово о словах
О словарях энциклопедических и лингвистических
В царстве смыслов много дорог
Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
О многозначности слова
Как и почему появляются неологизмы?
О словарях, которые рассказывают об истории слов
Об одном и том же разными словами.
Индивидуальный проект: составление тематических словариков
синонимов. («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем
дожде», «В лесу»)
Слова – антиподы
Выражения, которые обрели крылья и вечность
Особенности фразеологических сочетаний
В Стране Фразеология
Словари
«чужих»
слов.
Индивидуальный
проект:
«Исследовательская работа со словарем иностранных слов.
«Определение значения иностранных слов».
Мы говорим его стихами. Языковые особенности произведений
А.С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная
речь».
Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С.
Пушкина».
Слова
уходящие.
Понятия
«архаизмы»,
«историзмы».
Особенности устаревших слов-архаизмов.
Паронимы.
О правильном употреблении паронимов в устной и письменной
речи. Игра «Грамматический аукцион».
Словарь - грамотей.
«Что в имени тебе моём…»
Что такое этимология?
Какие бывают имена?
Древнерусские имена.
Отчество и фамилия.
Об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
Работа со словарём фамилий Ю. Федосюка.
Имя у тебя одно, навсегда тебе дано…
Времена года.
Названия месяцев, времён года. Коллективный проект:
«Обрядовые праздники родного края»
О том, что мы носим. Наш гардероб.

Количес
тво часов
4 часа
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
2
1
1

1

32
33
34

Растения – почему их так называют?
Птицы и звери – почему их так называют?
Когда ты хочешь молвить слово… Итоговое занятие
ИТОГО

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».