МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru Рассмотрена на ШПК предметов гуманитарного цикла, протокол №1 от № 27.08.2024 Утверждена приказом МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска от № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: общеинтеллектуальное Название: «Тайны русского языка» Класс: 6 А Планирование составлено на 2024 - 2025 учебный год учителем русского языка и литературы Карповой Н.А. г. Углегорск, 2024 Пояснительная записка Настоящая образовательная рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования в МБОУ СОШ №5 на 2024-2025 учебный год. Программа курса по внеурочной деятельности «Тайны русского языка» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Данная программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» является закономерным продолжением уроков русского языка. Предлагаемый курс предназначен для учащихся 6 классов Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочный курс «Тайны русского языка», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. В процессе изучения лингвистики школьники могут понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с учащимися 6 классов. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли внеурочных занятий. Содержание и методы обучения занятий «Тайны русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный • • • • • • • • • • • • • • • • • • • подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Предлагаемая программа соответствует ФГОС, предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 6 классе. Актуальность программы «Тайны русского языка» заключается в том, что она способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей. Задачи: совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой; способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка; совершенствовать общее языковое развитие учащихся; расширить знания и представления о литературном языке; воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой; формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления. воспитывать любви к родному языку. развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету; развивать мотивацию к изучению русского языка; развивать творческие способности; приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умения пользоваться справочной литературой; развивать коммуникативные способности обучающихся. Формы проведения занятий: лекции, беседы; игры-конкурсы; КВН; практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая); поисково-исследовательская деятельность. Виды деятельности: • • • • • • игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; художественное творчество. Основные методы и приёмы работы: объяснение учителя; создание проблемной ситуации; работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн; • составление планов, самоинструкций к правилам; • работа с обучающей программой- тренажером по русскому языку «Фраза» работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы). Данная программа рассчитана на 34 часа. Количество учебных недель – 34. Количество часов в неделю -1. Срок ее реализации - 1 год. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные Обучающиеся научатся: • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой; • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; • осознать свое место в мире; • оптимистически воспринимать мир. Метапредметные: • • • • • • владение всеми видами речевой деятельности; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. Предметные: • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка; • • • • • • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание программы • 1.Введение (1 ч.) • Тайны русского языка. Знакомство с курсом, целями и задачами. • 2.Дорога в письменность (2 часа). • Как обходились без письма. Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы). • Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. • «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность» • 3.Кто-кто в алфавите живет? (3 часа) • Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица. Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буквапомощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры» (е,ё,ю,я), • алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности • 4. В путь за «главным» правилом (5 часов) • «Ошибкоопасные места». • «Зеркальные» (например, грабли) и «незеркальные» слова (например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость». • Тайна фонемы. Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ). Опасные согласные • Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер. • На сцене гласные. Роль ударений в словах. Выходим на главное правило. Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам. • 5.Как «оседлать» правило? (3 часа) • Волшебное средство - «самоинструкция». Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу. • 6.Из чего строятся слова? (8 часов) • Строительная работа морфем. • Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах. • Группы приставок. Законы приставок. Нарушители главного правила (приставки второй группы) • Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. • Самые трудные (приставки третьей группы). Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками. Что могут означать приставки при-/ пре-. Тренировочные упражнения. • Алгоритм написания приставок пре- и при• 7.Лексика (11часов) • Синонимы. Антонимы. Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам. • Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова». Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов. Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону). Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм. Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, сравнение). • 8.Обобщение изученного (1 час) • Итоговое занятие. КВН. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем Введение (1 час) Тай 1 Тайны русского языка. Знакомство с курсом, целями и задачами. Дорога в письменность (2 часа). 2 Как обходились без письма. Возникновения письма. Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность» 3.Кто-кто в алфавите живет? (3 часа) Кто-кто в алфавите живет? (3 часа) 4 Как возникла наша письменность? 5 Виды письменности. 6 Рождение звуков В путь за «главным» правилом (5 часов) 7 «Ошибкоопасные места». «Зеркальные» и «незеркальные» слова. 8 Тайна фонемы. 9 Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы. 10 Звуки – «волшебники» 11 На сцене гласные. Роль ударений в словах. Как «оседлать» правило? (3 часа) 12 Волшебное средство - «самоинструкция». Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме. 13 Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. 14 Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам» Из чего строятся слова? (8 часов) 15 Строительная работа морфем. 16 Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах. 17 Группы приставок. Законы приставок. Нарушители главного правила 18 Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. 19 Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. 20 Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. 21 Самые трудные (приставки третьей группы). Алгоритм написания приставок пре- и при- . 22 Самые трудные (приставки третьей группы). Алгоритм написания приставок пре- и при- . Лексика (11часов) 23 Синонимы. Антонимы. Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам. 24 Фразеологизмы – синонимы и антонимы. 25 «Омонимы», «Многозначные слова». 26 Лексическая сочетаемость слов. 27 Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов. Практикум по языковым нормам. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Практикум по языковым нормам. Лексические средства связи предложений. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, сравнение). Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, сравнение). Ролевая игра по теме «Речевые нормы». Обобщение изученного (1 час) Итоговое занятие. КВН. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 34