Программа по ВД «Билет в будущее»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК математики,
физики, информатики,
протокол от 27.08.2024 №1

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от № ____ от __.__.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: профориентационное
Название: «Билет в будущее»
Класс: 6

г. Углегорск, 2024

Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана
с
целью реализации комплексной и
систематической профориентационной работы для учащихся 6-11 классов на основе
апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее – проект).
В соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05
июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленного ФГОС ООО внеурочная
деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Под
внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную
на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с
персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики,
в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов
Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование
представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий;
знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране;
создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в
команде и т.п.); создание условий для познания учащимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и возможности.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее –
ГПС) учащихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
– содействие
профессиональному
самоопределению
учащихся
общеобразовательных организаций;
– формирование рекомендаций для учащихся по построению индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
– информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального
образования
(включая
знакомство
с
перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
– формирование у учащихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения
ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
– формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при
переходе обучающихся с 6 по 11 классы.
Программа может быть реализована в работе с учащимися 6-9 классов основного
общего образования и 10-11 классов среднего общего образования.

Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно).
Программа состоит из профориентационных занятий, посвященных изучению
отраслей экономики, профориентационных диагностик (диагностика склонностей,
диагностика ГПС, диагностика способностей, личностных особенностей и др); рефлексивных
занятий, моделирующих онлайн-профпроб в контентно- информационный комплекс
«Конструктор будущего» на базе Платформы.
Программа внеурочной деятельности может быть дополнена вариативным
компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную
деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастерклассы, коммуникативные деловые игры; консультации педагога и психолога; конкурсы
профориентационной
направленности
(в
т.ч.
чемпионаты
«Абилимпикс»,
«Профессионалы» и др.); занятия «Шоу профессий».
Программа для каждого класса может быть реализована в течение одного учебного
года со школьниками 6-11 классов, если занятия проводятся 1 раз в неделю,в течение учебного
года в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам
предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Билет в будущее»;
• готовность к разнообразной совместной деятельности;
•
выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;
•
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с
которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на
предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
•
осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в
ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
•
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
•
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует
заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

благополучия:
•
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
•
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
•
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
•
умение принимать себя и других, не осуждая;
•
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
•
сформированности навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
•
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
•
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет в будущее»;
•
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
•
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
•
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории
и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
•
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с
профессиями сферы «человек-природа»;
•
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;
•
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы проекта «Билет
в будущее», на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
•
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
•
овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе
изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональному признаку;
•
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
• навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе
профессиональное;
• умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
•
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
•
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
• выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
• использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
• аргументировать свою позицию, мнение;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
работы с интернет-источниками;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;
•
выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников программы проекта «Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
•
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения в рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;
•
выражать свою точку зрения;
•
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
•

знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать
конфликты;
•
понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в
будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях,
в корректной форме формулировать свои возражения;
•
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения друг с другом;
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения
заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно
планировать действия 80 её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
•
уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в
будущее», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
•
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);
•! выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других участников проекта
«Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
•
выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить
позитивное в любой ситуации;
•
уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
•
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
•
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических

высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы: монолог- описание, монолограссуждение, монолог-повествование;
•
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации;
•
обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
•
извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной
литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
• создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения
текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная
законченность;
•
последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от
цели текста, типа речи);
•
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.
Литература:
• овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи;
•
применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
•
овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;
•
приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете;
•
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика:
•
овладение основными 8онятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения
учебных и практических задач;
•
умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;
•
сформированности мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.
География:
•
освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни
человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических
задач своего населенного пункта;
•
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
•
умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
•
сформированности мотивации к продолжению изучения географии как

профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
•
умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
•
понимание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
•
расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях
физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как
сферу своей будущей профессиональной деятельности;
•
сформированности мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
•
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового
социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и
микроэкономики);
•
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного
типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм;
• умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
• овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
• приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в
группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории
и регламентом.
Биология:
•
владение навыками работы с информацией биологического содержания,

представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм,
моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;
• умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;
•
интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей
профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии,
сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
•
сформированности системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о
стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и
зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
•
сформированности культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного
поведения;
•
овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
Содержание курса по профориентации «Билет в будущее»
Раздел 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа)
Проведение профориентационных уроков - вводного и тематического (по классам).
Вводный профориентационный урок «Моя Россия — мои горизонты» (2 часа).
Понятие «рынок труда». Что такое Россия с точки зрения рынка труда? Россия - страна
безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты
об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств,
востребованных в будущем. Обзор развития следующих направлений:
•
медицина и здоровье;
•
архитектура и строительство;
•
информационные технологии;
•
промышленность и добыча полезных ископаемых;
•
сельское хозяйство;
•
транспорт и логистика;
•
наука и образование;
•
безопасность;
•
креативные технологии;
•
сервис и торговля;
•
предпринимательство и финансы.
Мотивационные истории «успеха» на примере интервью с представителями
различных отраслей (сотрудник МЧС, инженер-технолог, ученый и другие). С чего начать
проектирование собственного профессионального пути.
Тематические профориентационные уроки по классам (2 часа):
В 6 классе: тематическое содержание урока построено на обсуждении и осознании
трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
•
«ХОЧУ» — ваши интересы;

«МОГУ» — ваши способности;
«БУДУ» — востребованность учащегося на рынке труда в будущем.
Информирование учащихся о профессиях с постепенным расширением представлений
о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире
профессий и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или
навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях.
Помощь в выборе увлечения, в котором учащийся может реализовать свои интересы,
развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и
увлечений.
В 7 классе: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных
предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык, литература,
алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика, биология,
информатика и ИКТ, география и другие.
Информирование учащихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с
разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование
системного представления о мире профессий, например, как знания и навыки, приобретаемые
за школьной партой, могут по-разному воплощаться в разных профессиях). Повышение
познавательного интереса к школьным предметам, а также повышение ценности знаний,
навыков и умений, которые приобретаются на этих предметах. Формирование представлений
о современных компетенциях, которые сегодня предъявляются к специалистам из различных
отраслей.
В 8 классе: урок знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального
развития,
возможностями
прогнозирования
результатов
профессионального
самоопределения.
На
уроке
раскрываются
существующие
профессиональные направления, варианты получения профессионального образования
(уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование
школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее
8рофессиональное образование). Помощь школьникам в соотношении личных качеств и
интересов с направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных
профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к
философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития.
В 10 классе: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
•
естественно-научное направление;
•
инженерно-техническое направление;
•
информационно-технологическое направление;
•
оборонно-спортивное направление;
•
производственно-технологическое направление;
•
социально-гуманитарное направление;
•
финансово-экономическое направление;
•
творческое направление.
Информирование учащихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов
выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном
•
•

профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и
мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные
сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму
разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора
профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о
выборе, развитии и возможных изменениях в востроении персонального карьерного пути.
Формирование позитивного отношения и вовлеченности учащихся в вопросы
самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития.
Актуализация знаний по выбору образовательной организации: организации высшего
образования (ВО, вузы) или организации среднего профессионального образования (СПО)
как первого шага формирования персонального карьерного пути.
Раздел 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю
себя» (3 часа).
Профориентационная диагностика учащихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем
профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию
участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
• методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11
классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 6-7 классов включает только
диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику
ценностных ориентиров.
• методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и
направленности учащихся («Мой выбор») Методика предусматривает 3 версии - для 6-7, 8-9
и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон учащихся с
выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение учащихся по
итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта
«Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Раздел 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок»
(4 часа).
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально
организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия Моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет- платформе
https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями)
экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная
среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная
среда; Аграрная среда.
Задачи выставки:
•
знакомство учащихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями,
с многообразием вариантов профессионального выбора;

•
•

вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;
помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться

дальше.
Раздел 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» (6 часов).
Профессиональные пробы. Понятие «профессиональная проба». Профессиональная
проба как средство актуализации профессионального самоопределения учащихся.
Разнообразие видов, форматов профессиональных проб. Содержание профессиональных
проб. Расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение
учащимися специфического опыта профессиональной деятельности. Проведение
профессиональных проб в проекте возможно в следующих форматах: очном, онлайн, проба
на платформе проекта (проводится в образовательной организации).
• При очном формате организуется выездная площадка в организациях
профессионального
и
дополнительного
образования,
центрах
опережающей
профессиональной подготовки и т.п. Очный формат подразумевает непосредственное
постоянное присутствие наставника площадки в месте проведения мероприятия.
• Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие наставника,
который взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует выполнение
рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени
консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и организует с участниками
рефлексию по итогам пробы.
•
Проба на платформе проводится на базе образовательной организации с
использованием дистанционных технологий на интернет-платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/.
Раздел 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» (3
часа)
(3 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 1 час внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на
уточнение рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории с
учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
•
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В
8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере
самоопределения учащихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 6-7 классов
включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не
включает диагностику ценностных ориентиров.
•
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей
и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии - для 67, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайндиагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон учащихся с
выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика
предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультация по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение учащихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/).
Раздел 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» (4 часа)
(4 часа, из них: 2 часа аудиторной работы, 2 часа внеаудиторной
(самостоятельной) работы)
Профооциентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам
проведения всех профоориентационных мероприятий): разбор и обсуждение
персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по
итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных
целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и
формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).

№ п/п
1
2
3
4

5

6
7

8

9

10

11
12

13

14

Тематическое планирование
Тема
Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде)
Тематический профориентационный урок «Открой своё
будущее» (введение в профориентацию)
Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и
разбор результатов
Профориентационное занятие «Система образования России»
(дополнительное образование, уровни профессионального
образования, стратегии поступления)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя,
приуроченная к Году педагога и наставника)
Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и
разбор результатов
Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства»
(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)
Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю
достижения страны в области цифровых технологий»
(информационные технологии, искусственный интеллект,
робототехника)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: программист, робототехник и др.)
Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на
выбор: медицина, реабилитация, генетика)
Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
достижения
страны в
области
инженерного
дела»
(машиностроение, транспорт, строительство)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.)
Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность» (федеральная государственная,
военная и правоохранительная службы, особенности работы и
профессии в этих службах)

Количество
часов
1
1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

15

16
17

18

19

20

21

22

23
24

25
26
27
28
29

Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.)
Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя
страна»
Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю
достижениях
агропромышленного
комплекса
страны»(агропромышленный комплекс)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)
Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области медицины и здравоохранения»
(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач
телемедицины, биотехнолог и др.)
Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества» (сфера социального развития,
туризма и гостеприимства)
Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо
общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю
творческие профессии» (сфера культуры и искусства)

1

Профориентационное
занятие
«Пробую
творческую
профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер,
продюсер и др.)
Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть
1) (учитель, актер, эколог)
Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть
2) (пожарный, ветеринар, повар)

1

Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
(часть 1)
Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»
(часть 2)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее»)

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

30

31

32

33

34

Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Пробую профессию в
креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее»)
Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна»

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».