Программа по ВД «Я-ты-он-она»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК учителей
гуманитарного цикла,
протокол от № 1 от 28.08.2024

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: социализация
Название: Я-ты-он-она – вместе целая страна: 5 классных событий года
Класс: 6Б

г. Углегорск, 2024

Р
н
п
о

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей
программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина
и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов явлений); устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,

выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные
и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада
в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку,
его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других без осуждения.

Содержание курса «Я-ты-он-она – вместе целая страна: 5 классных событий
года»
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в
соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности,
сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и
взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество,
коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и
традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат
такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность,
права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные
идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного
знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на
таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у
него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе
события.__
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию
отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по
каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для
группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им
зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у каждого
пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют
полученные в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и
индивидуальные итоги.

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ

Рисунок 1 — Схема организации события
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от
собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других детей и к
формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты-он-она — вместе
целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной социализации на
практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее
социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта
новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный
час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование
ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный
кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации
(спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того,
Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за
пределами школы на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении
занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов школы,
родителей и социальных партнёров школы.

Тематическое планирование
№
п/п
1

Классные
события
«Моя школа –
мои
возможности»

2

«Моя семья –
моя опора»

Темы занятий
Занятие 1. «Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты» 1
Занятия 6–7. «Мы — команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)

Количество
часов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1

Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
3

4

5

Занятие 13.
«Мой выбор –
«Моя гражданская позиция: почему важно
моя
ответственность» выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21.
«Мы выбираем»
«Мои знания –
моя сила»

«Моя страна –
моя история»

Итоговое занятие

Занятия 22–23.
«Чудеса науки»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»

2
ИТОГО: 5
1

1
1
1
1
1
1
2
ИТОГО: 9
2
1
1
2
ИТОГО: 6
1
1
1
2

ИТОГО: 5
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».