текст как вершина языковой культуры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК учителей русского языка и
литературы,
протокол от 28.08.2024 № 1

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Текст как вершина речевой культуры»
Класс: 11

Планирование составлено на 2024-2025 учебный год
учителем русского языка и литературы Соболевой Е.Н.

г. Углегорск
2024

Пояснительная записка
Актуальная задача современного курса русского языка в школе –
формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Решить ее
можно, совершенствуя методику обучения, проводя наряду с факультативными
занятиями по русскому языку в старших классах спецкурсы и спецсеминары.
Программа курса «Текст как вершина речевой культуры» предусматривает
углублённую подготовку учащихся 11 класса в той сфере русского языка,
которая связана с его функционированием.
Цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на
их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки
к ЕГЭ по русскому языку.
Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:
1) Формирование навыка определения типа речи, исходя из логической
основы типа речи, функции, языковых особенностей.
2) Формирование навыка определения стиля текста, в опоре на
экстралингвистические факторы и языковые особенности.
3) Предупреждение и преодоление речевых и грамматических ошибок в
устной и письменной речи.
4) Совершенствование умений и навыков по созданию письменного
высказывания на спецкурсе по русскому языку.
5) Рост речевой культуры школьника.
6) Формирование навыка использования нормативных словарей и
справочной литературы.
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из
которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
1. Грамматическая стилистика.
Лексическое богатство русского языка.
Фразеологические выражения
Грамматические формы.
Различные типы предложений
Произносительные нормы.
2. Функциональная стилистика.
Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью
высказывания, сферой применения, способами использования,
организацией языковых средств. Связь стилей речи и литературных
жанров.
3. Стилистика текста.
Стилистический анализ текста.

4. Практическая стилистика.
Предупреждение речевых
творческих работ.

и

грамматических

ошибок.

Создание

Очевидно, что методически оправданной является такая система изучения
текста, при которой учащиеся вначале знакомятся со структурой текста, его
основными
признаками,
функционально-смысловыми
типами
речи,
стилистическими средствами всех разделов русского языка (фонетикоорфоэпического,
лексико-фразеологического,
словообразовательного,
морфологического и синтаксического), затем с функциональными и жанровостилистическими разновидностями речи, и, наконец, со стилистическими
особенностями текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям
(прежде всего – художественному и публицистическому). И это естественно:
именно с этими стилями наиболее часто приходится пользоваться современному
старшекласснику.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание
трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также
практическое применение знаний.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
 Владеть устной и письменной речью;
 Владеть навыками стилистической правки текста;
 Проводить самостоятельный анализ текста.
 Создавать творческие работы.
Целесообразно использовать методы и приемы работы, которые связаны с
самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.
Особое внимание уделять подбору заданий и таких грамматикостилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные
особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Планируемые результаты изучения учебного курса





















ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему
языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою
причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к
другим культурам.
Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с
помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации,
готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения
культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества,
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать
свою речь, свою речевую культуру.
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики филологии.
Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию
национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные
приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях
общения выбирать успешные речевые стратегии.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других
участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с
другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в
межличностном общении.
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников.
 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
 Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей,
основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской
культуры.
 Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
 Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте
 использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения
 опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
 различать основные разновидности монологической и диалогической речи
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)
 определять признаки и структурные элементы текста опознавать типы текстов
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в
соответствии с типом текста
 определять тему, проблему и основную мысль текста
 анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации
 определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи
 выделять основные признаки определённого стиля речи
 различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста
 создавать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста
 опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка,
определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические)
 анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых изобразительновыразительных средств
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в
текстовый формат
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления
 опознавать основные виды языковых норм





соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
● формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения,
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
● осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных
источников;
● определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая
вид
чтения в зависимости от коммуникативной цели;
● применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
● перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и
др.);
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
● ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять ее;
● осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Содержание учебного курса
Блок 1. Сочинение-рассуждение на литературную тему
Модуль 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге:
реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте
путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях
литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме
дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных
исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только
в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать
о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт,
меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой,
научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека.
Джеймс Джойс «Эвелин». Как бы вы поступили, если бы появилась возможность
наконец-то изменить свою жизнь к лучшему? Смогли бы бросить прежнюю
жизнь? Покинуть родных и отправиться навстречу новому? Что чувствует
человек, находясь перед выбором? И как поступит Эвелин – героиня
произведения?
М.Горький «Старуха Изергиль»
Модуль 2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях
и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений
будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения
с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс
к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической
и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства
понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также
обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных
открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Р. Брэдбери «Вельд»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

М. Булгаков «Собачье сердце»
Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него.
Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной
рукой нищету.
Т. Толстая «Чистый лист»
М.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Модуль 3. Преступление и наказание – вечная тема.
Тематическое
направление
предлагает
осмыслить
«преступление»
и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями
закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой
и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как
ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих
и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему
с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).
Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно,
художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление
и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все
человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку».
Эдгар По «Сердце-обличитель»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Грин А. «По закону».

Модуль 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных
видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для
автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения,
выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения.
Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое
впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника,
актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих
установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт
осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры
из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики,
а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

А.П. Чехов «Моя 'она'».
Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант
актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр
обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
Т. Михеевой. Рассказ «Юркины бумеранги».
Е.В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

Модуль 5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.
Некрасова,
200-летие
со дня
рождения
которого
отмечается
в конце
2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии
«гражданин»,
об общественной
справедливости
и личной
ответственности
гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах
их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы,
о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский
кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации
примеры из художественной, исторической, психологической, философской
литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую
и нравственную позицию.
Н.С.Лесков «Левша»
И.А.Гончаров «Обломов»
Блок 2. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста
Виды информации в тексте.
Типы проблем. Проблематика. Формулировка проблем исходного теста.
Типовые конструкции для формулирования проблемы.
Комментарий к проблеме. Тимы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Способы введения 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для
понимания сформулированной проблемы. Пояснения
к каждому примеруиллюстрации.
Указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.
Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации.
Типичные ошибки аргументации.

Отражение позиции автора исходного текста. Формулировка и обоснование отношения
(согласие/несогласие)к позиции автора исходного текста. Средства выражения
позиции автора. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации.
Типичные ошибки аргументации.
Композиция сочинения.
Абзацное членение. Смысловая цельность.
Основные средства связи между предложениями в тексте.
Виды и формы вступления. Виды заключения.
Соблюдение грамматических норм.
Соблюдение речевых норм
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение
фактологических норм в фоновом материале.
Соблюдение этических норм

Тематическое планирование

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Блок 1. Сочинение-рассуждение на литературную тему ( 16 часов)
Модуль 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (2 часа)
1
2

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25

Джеймс Джойс «Эвелин».
М.Горький «Старуха Изергиль»
Модуль 2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
часов)
Р. Брэдбери «Вельд», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Т. Толстая «Чистый лист»
Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены
против него. Технические новшества породили вечную войну и
контролируемую железной рукой нищету.
М.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Модуль 3. Преступление и наказание – вечная тема (4 ч)
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку».
Эдгар По «Сердце-обличитель»
Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Грин А. «По закону».
Модуль 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (4 ч)
А.П. Чехов «Моя 'она'».
Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в
талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую
пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает
литературу живой.
Т. Михеевой. Рассказ «Юркины бумеранги».
Е.В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
Модуль 5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (2 часа)
Н.С.Лесков «Левша»
И.А.Гончаров «Обломов»
Блок 2. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста (18 ч)
Виды информации в тексте.
Типы проблем. Проблематика. Формулировка проблем исходного теста.
Типовые конструкции для формулирования проблемы.
Комментарий к проблеме. Тимы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
Типовые конструкции для комментирования проблемы.
1
Способы введения 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста,
важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к
каждому примеру- иллюстрации.
Указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.
Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники
аргументации. Типичные ошибки аргументации.

1
1
(4
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

26

27
28
29
30
31
32
33
34

Отражение позиции автора исходного текста. Формулировка и
обоснование отношения (согласие/несогласие)к позиции автора
исходного текста. Средства выражения позиции автора. Типовые
конструкции для выражения авторской позиции.
Композиция сочинения.
Абзацное членение. Смысловая цельность.
Основные средства связи между предложениями в тексте.
Виды и формы вступления. Виды заключения.
Соблюдение грамматических норм
Соблюдение речевых норм
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка.
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.
Соблюдение этических норм
ИТОГО

1

1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 21.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(42432) 44-1-30, 8(42432)43-0-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».