финансовая грамотность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК предметов
гуманитарного цикла
протокол от №

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «Основы финансовой грамотности»
Класс: 5 – 8

г. Углегорск, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 5 - 8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е.
А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг.
Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» 2017.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,
которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Цели, задачи
Это определило цели данной программы:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
2

Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Программе внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 5, 6, 7 и 8
классах отводится по 2 часа – по 68 часов в год.
Планируемые результаты (основное) –
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;

3

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса внеурочной деятельности
НАЯ

5 класс (68 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи».
Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного
пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая
игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой
компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная
беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности
работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса,
которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач
«Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».

4

6 класс (68 часов)
Раздел 1. Основная проблема экономики
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач
«Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».
Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы».
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама».
Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет
прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель
может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на
самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса».
Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая
предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и
избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды
займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение
работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность

Деловая игра. Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».
7 класс (68 часов)
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или
инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа
финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды
кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение
экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных
кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые
пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика
ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и
банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».
5

Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа
«Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра
«Управляющие».
Раздел 5. Страхование
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование».
Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация
«Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа
«Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные
пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Основы финансовой грамотности»
8 класс (68 часов)
Раздел 1. Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие
человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология
потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение
экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и
расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый
платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая
работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки,
упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа
«Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?»
Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая
техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления
учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол
«Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких
случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и
как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся
Раздел 10. Защита проектов

6

Тематическое планирование
5 класс.
№п/п

Тема урока

Кол –
во
часов
3
3
3
2

1
2
3
4

Что такое деньги и откуда они взялись.
Современные деньги России
Современные деньги других стран.
Семья как потребитель.

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Семья и семейный бюджет
Хозяйственная деятельность семьи.
Потребности человека и семьи.
Элементы семейного хозяйс2тва.
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.
Накопления в семье
Что такое потребительская корзина
Что кладут в потребительскую корзину.
Доходы семьи
Расходы семьи.
Бюджет города.
Что такое ресурсосбережение
Ресурсосбережение основа финансового благополучия.
Банковская карта
Виды банковских карт.
Как умно управлять своими деньгами.
Как сделать сбережения.
Кредиты.

3
3
2
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
2
3

23
24
25

Виды кредитов.
Налоги.
Социальные пособия. Конференция по курсу «Основы финансовой
грамотности».

2
3
2

Тематическое планирование
6 класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Роль денег в нашей жизни.
Современные деньги в России
Что такое ресурсосбережение?
Ресурсосбережение основа финансового благополучия.
Семейный бюджет
Финансовое благополучие семьи.
Бюджет страны.
Понятие «Семейное хозяйство».
Основные виды имущества.
Что такое собственность?

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Купля – продажа.
Товары и услуги.
Виды торговли.
Типы магазинов.
Бюджет детей
Рациональный бюджет школьника.
Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?
Виды торговли.
Дисконтные карты.
Товары потребительского назначения: длительного пользования,
краткосрочного пользования
Бытовые услуги.
Пластиковые карты.
Правила пользования пластиковыми картами
Банковский вклад.
Виды банковских вкладов.
Что такое пенсия.
Услуги службы занятости населению.
Налоговая система РФ
Что такое финансовое мошенничество.
Страховой рынок России. Деловая игра. Конференция по курсу
«Основы финансовой грамотности».

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2
3
2
3
2
2
2
2
2

Тематическое планирование
7 класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока
Роль денег в нашей жизни.
Структура доходов семьи.
Зарплата как источник дохода.
Структура семейных расходов.
Контроль семейных расходов.
Что такое семейный бюджет
Составление семейного бюджета.
Анализ семейного бюджета.
Что такое мошенничество.
Что такое финансовое мошенничество.
Фальшивые деньги.
Фальшивые деньги. Тест.

Кредиты.
Виды кредитов.
Микрофинансированнные кооперативы в России
Микрофинансированнные кооперативы в других странах
Банковска карта.
Кредитная карта.

Кол-во
часов
2
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
2
3
2
3
2
3
8

19
20
21
22
23
24
25

Возможности банковской карты.
Социальные службы в России
Социальные службы других стран
Пенсионная система РФ.
Пенсионная система других стран
Налоговая система РФ.
Налоговая система других стран. Итоговая дискуссия по курсу

2
3
3
3
3
3
3

«Основы финансовой грамотности»

Тематическое планирование
8 класс.
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема урока
Деньги.
Виды денег.
Банки.
История развития банков.
Денежные переводы, счета и вклады.
Денежные переводы, счета и вклады. Тест.
Кредитные продукты.
Виды кредитов
Виды кредитов и их свойства.
Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления.
Электронные деньги.

Что такое кредитная история.
Микрофинансовые организации.
Что такое инфляция.
Инфляция. Причины и последствия.

Что такое страхование
Как работает страхование
Мошенничество на финансовых рынках.

Права потребителя.
Федеральный Закон "О защите прав потребителей".
Личный бюджет
Семейный бюджет
Цели планирования составление плана.
Информационное общество.
Портал государственных услуг.
Подоходный налог. Налог на имущество.
Налог на имущество.
Государственное пенсионное страхование.
Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?
Защита проктов

Колво
часов
2
3
2
3
2
3
2
2
3
2
3
2
2
2
3
2
3
2
2
3
2
3
2
2
3
2
2
2
2

9

Список литературы:
1. Интернет ресурсы:
1) Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования».
2) Информационное общество. Портал государственных услуг.
2. Печатные издания:
1) Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г.
Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.
Используемые УМК –
1. «Финансовая грамотность» материалы для учащихся 5 – 7 классы Игорь Липсиц,
Елена Вигдорчик (Москва., «Вако», 2018)
2. «Финансовая грамотность» рабочая тетрадь 5 – 7классы Юлия Корлюгова,
Анастасия Половникова (Москва., «Вако», 2018)
3. «Финансовая грамотность» материалы для родителей 5 – 7 классы Юлия
Корлюгова, Анастасия Половникова (Москва., «Вако», 2018)
4. «Финансовая грамотность» материалы для учащихся 8 – 9 классы Игорь Липсиц,
Ольга Рязанова (Москва., «Вако», 2018)
5. «Финансовая грамотность» рабочая тетрадь 8 – 9 классы Екатерина Лавренова,
Игорь Липсиц, Ольга Рязанова(Москва., «Вако», 2018)
6. «Финансовая грамотность» материалы для родителей 8 – 9 классы Игорь Липсиц,
Ольга Рязанова, Екатерина Лавренова (Москва., «Вако», 2018)

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».