Хочу все знать 4А класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК учителей
начальных классов,
протокол № 1 от 27.08.2024г

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
№
от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!
Общеинтеллектуальное направление
Срок реализации – 4 года

г. Углегорск, 2024

Содержание
Пояснительная записка к программе-----------------------------------Учебно-тематический план----------------------------------------------Содержание учебного материала---------------------------------------Учебно – методический комплекс программы-----------------------Список литературы--------------------------------------------------------Календарно – тематическое планирование----------------------------

2
13
15
18
20
21

Пояснительная записка
Актуальность программы. В Образовательном стандарте отмечена
необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями
времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью,
многообразием существующих в нем связей, широким внедрением
информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях
становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге
неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью,
информационными умениями.
Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность
учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и
этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню
познавательных возможностей учащихся.
Для начальной школы не характерна дистанционная поддержка
исследовательской деятельности учащихся, т.к. они имеют слишком маленький
опыт осуществления отдельных элементов такой деятельности. Однако в
начальной школе можно создавать базу исследовательской деятельности:
1)
методологическую
(усвоение
структуры
исследовательской
деятельности и отдельных исследовательских умений и методов, общих и
специальных для предмета);
2) общую логическую (работа над общими умственными и логическими
умениями);
3) содержательную (овладение предметными знаниями и умениями);
4) субъектную (накопление личностного опыта осуществления
исследовательской
деятельности).
На
этой
базе
легче
развивать
исследовательскую деятельность учащихся основной школы.
Таким образом, при помощи исследовательской деятельности в школе
решается задача развития привычки к умственному труду. Она стимулирует
усилия учащихся мыслить самостоятельно, усваивать не только сумму фактов,
но как сведения, переработанные их собственными усилиями.
Поэтому занятие исследовательской дельностью поднимает проблемы не
только развития личности, но и эмоциональной сферы, интеллектуальных,
волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
В процессе обучения шаг за шагом формируются у учащихся умения и
навыки исследовательской деятельности. Прежде всего, надо научить видеть
проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по предмету.

Вторым шагом развития исследовательских навыков станет формирование
умения выразить проблему в конкретные цели и познавательные задачи, умение
выдвинуть гипотезу и построить план исследования, умение анализировать
научную и научно-популярную литературу, фото и кинодокументы,
пользоваться специальными методами исследования, создавать новые, искать
свои пути решения проблемы.
Повышение интереса и внимания к исследовательской деятельности
школьников не случайно, т.к. творческая по своей натуре работа, будучи
органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка
разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности,
научить азам организации процесса самостоятельного познания.
На многих уроках применяются задания развивающего характера,
требующие исследовательского поведения. Вместе с тем отмечается
недостаточное владение учащимися способности оперативно добывать
необходимые знания из различных источников информации, у детей мало
развиты способности к анализу, сопоставлению фактов, обобщению информации
и поиску оптимального пути решения проблемы.
Опыт работы в начальной школе показывает, что дети с удовольствием
выполняют задания исследовательского характера, дающие развитие
творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций. При этом
достаточно остро встает вопрос, где найти ответы, какой литературой
пользоваться, как правильно оформить материал. Это беспокоит не только детей,
но и родителей, которые помогают детям в выполнении данных заданий. На
уроках не всегда находится время для формирования исследовательских
навыков. Решение проблемы в преодолении противоречий и выполнении
социального заказа призвана программа по внеурочной деятельности «Хочу все
знать!», нацеленной на формирование учебных исследовательских умений
младших школьников на основе раскрытия основных характеристик содержания
исследования, особенностей его организации и проведения. Актуальность
данной программы объясняется еще и тем, что в данное время, возрастает
потребность современного информационного общества, детей, умеющих
работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно
осуществлять исследовательскую деятельность.
Данная программа основывается на нормативной базе федерального,
регионального и локального уровней:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ).
 Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от
23.02.2018 №Пр-328 п.1, от 20.12.2020 №Пр-2182.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС начального общего
образования 2021 – ФГОС НОО-2021).
 Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 №286».
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями).

Основная
образовательная
программа
начального
общего
образования МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска (утверждена приказом МБОУ СОШ
№ 5 г. Углегорска от 28.08.2023 № 262-А).

Устав МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска (утвержден Постановлением
администрации Углегорского городского округа № 1203 от 22.12.2017).
Направление программы – общеинтеллектуальное
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6,5 - 10 лет
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально –
творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей
младших школьников;

Обучение детей младшего школьного возраста специальным
знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

Формирование и развитие у детей младшего школьного
возраста умений и навыков исследовательского поиска;
Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания
программы:
Занятия в рамках курса внеурочной деятельности организуются с учетом
следующих ценностных ориентиров:
 ценность истины – это ценность научного познания для развития
каждого человека и культуры в целом;
 ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию
мира и самосовершенствованию;

 ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни;
 ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, однако естественно ограниченной нормами и правилами
поведения в обществе;
 ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства;
 ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к Родине, народу, в осознанном желании
служить Отечеству;
 ценность науки – ценность знания.
Основными видами внеурочной деятельности учащихся являются:

Познавательная деятельность;

Игровая деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Социальное
творчество
(социально-преобразовательная
деятельность).
Формы организации внеурочной деятельности:
Приобретение
социальных знаний

Коллективная
1
класс творческая игра,
познавательные
беседы, тематические
экскурсии,
познавательные
опыты,
интеллектуальный
конкурс, тренинг,
продуктивная игра,
аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская, игровая

Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности

Получение опыта
самостоятельного
общественного действия

-

-

эстафета,
лингвистическая
мастерская,
интеллектуальный
марафон
Познавательные
2
класс беседы, предметные
экскурсии, тренинг,
продуктивная игра,
аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская, игровая
эстафета,
лингвистическая
мастерская,
интеллектуальный
марафон

Опыт,
эксперименты,
познавательные
беседы с участием
специалистов,
интеллектуальный
тренинг,
исследовательская
лаборатория,
практикум

Выставка - демонстрация
папок исследователя.
Участие в
интеллектуальных
конкурсах на школьном
уровне.

Самостоятельная исследовательская практика
3
класс
Познавательные
беседы, предметные
экскурсии, тренинг,
продуктивная игра,
аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская, игровая
эстафета,
лингвистическая
мастерская,
интеллектуальный
марафон

Виртуальные
экспедиции,
экскурсии,
познавательные
беседы с участием
специалистов,
исследовательская
лаборатория,
ярмарка новых
идей, практикум,
литературные
пробы

Коллективная творческая
деятельность, презентации
продуктов деятельности;
участие в
интеллектуальных
конкурсах на школьном и
муниципальном уровнях,
участие в конференции на
школьном и
муниципальном уровне.

Самостоятельная исследовательская практика
4
класс
Познавательные
беседы, предметные

Виртуальные
научные

Коллективная творческая
деятельность, презентации

экскурсии, тренинг,
продуктивная игра,
аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская, игровая
эстафета,
лингвистическая
мастерская

экспедиции,
экскурсии,
встречи с
интересными
людьми, опыт,
эксперименты,
тематические
дискуссии,
аукцион гипотез,
практикум

продуктов деятельности;
участие в
интеллектуальных
конкурсах на
муниципальном и
региональном уровнях,
участие в конференции на
школьном и
муниципальном уровне,
дистанционные
интеллектуальные
конкурсы, социально
ориентированные акции

Психолого-педагогические принципы реализации программы:
•
принцип личностно-ориентированного подхода;
•
создание атмосферы доверительности в отношениях с учащимися;
•
координация и взаимодействие всех субъектов государственной системы
социальной поддержки и защиты детства;
•
тесный контакт с семьей ребенка;
•
принцип гибкости;
•
принцип верификации социальной информации (установление ее
достоверности, возможности проверки);
•
принцип разумного доверия и контроля;
•
принцип оптимизма и веры в возможности и способности личности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 занятию, продолжительностью –
35 минут в 1 классе и 40 минут во 2-4 классах. Всего 66 (68) часов в год. Второй
час занятий – игры, треннинги, экскурсии в природу.
Планируемые результаты реализации программы
Результаты развития универсальных учебных действий в 1 классе:
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);


синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным
достраиванием
восполнением
недостающих
компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

классификации объектов;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.


Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою
деятельность;

понимание и принятие учащимся учебной задачи,
поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и
построение ориентировочной;

основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве
с учителем.


Коммуникативные УУД:
преодоление
эгоцентризма
в
пространственных
и
межличностных отношениях;

понимание возможности различных позиций и точек зрения на
какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной, уважение иной точки зрения.


Результаты развития универсальных учебных действий во 2 классе:
Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации.


Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою
деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

понимание и принятие учащимся учебной задачи,
поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и
построение ориентировочной основы в новом учебном материале в
учебном сотрудничестве с учителем;

форма
выполнения
учебных
действий
—
материальная/материализованная; речевая, умственная;

степень развернутости (в полном составе операций или
свернуто).


Коммуникативные УУД:
понимание возможности разных оснований для оценки одного
и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к
выбору;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение договариваться, находить общее решение.


Результаты развития универсальных учебных действий в 3 классе:
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска;

знаково-символические
моделирование
и
преобразованиемодели с целью выявления общих законов;

умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и
письменной форме

выбор эффективных способов решения задач;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;


свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации.


Регулятивные УУД:
преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей
деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в
сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

различение способа и результата действий;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.


Коммуникативные УУД:


умение аргументировать свое предложение, убеждать и

уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к
другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


Результаты развития универсальных учебных действий в 4 классе:
Познавательные УУД:





построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной

цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем.


Регулятивные УУД:

умение различать объективную трудность задачи и
субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в
учебной деятельности;

умение планировать работу до ее начала (планирующий
самоконтроль);

адекватность и дифференцированность самооценки;

умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности
для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание
причины ее успеха/неуспеха.


Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение
предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения
от партнера по деятельности.


Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение
к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность
категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли
ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о
качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на
основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости
самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

Мотивация учебной деятельности (сформированность
познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и
общему способу действия; сформированность социальных мотивов;
стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую
деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных
мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и
умений; установление связи между учением и будущей профессиональной
деятельностью).


Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной
деятельности

Итоговый и промежуточный контроль включает:
а) выполнение домашних творческих заданий;
б) проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;
в) публичная защита подготовленного доклада в классе, на школьной научнопрактической конференции.
Формы контроля и оценки результатов:
первый год обучения: выполнение творческих заданий, участие
в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах,
конкурсах чтецов;

второй год обучения: выполнение творческих заданий и
оформление работ в альбоме «Я – исследователь», создание «Портфолио»,
участие в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных
марафонах, конкурсах чтецов;

третий год обучения: выполнение творческих заданий,
проведение небольших исследовательских работ, защита работ в классе,
выбор темы исследования на лето, «Портфолио» учащихся; участие в
школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах,
конкурсах чтецов, районных конкурсах сочинений.

четвертый год обучения: выполнение творческих заданий,
подготовка и защита исследовательской работы в классе, участие в
школьной научно-практической конференции, оформление лучших работ в
сборнике «Мы исследователи», участие в школьных и районных
предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах чтецов,
районных и областных конкурсах сочинений.


1

2
3
4

5

6

7
8

9

10

11
12

13

Учебно – тематический план
1 год обучения
Всего часов Аудиторных
часов
18
10

Тренировка
психических
процессов
Исследовательские
умения
Коллективное
творчество
Самостоятельная
исследовательская
практика
Наблюдения,
опыты,
эксперименты
ИТОГО:
Тренировка
психических
процессов
Исследовательские
умения
Самостоятельная
исследовательская
практика
Наблюдения,
опыты,
эксперименты
ИТОГО:
Тренировка
психических
процессов
Исследовательские
умения
Самостоятельная
исследовательская
практика
Наблюдения,
опыты,
эксперименты
ИТОГО:

Внеаудиторных
часов
8

14

8

6

18

10

8

-

-

-

16

8

8

66 часа
2 год обучения
18

36часов

30 часов

10

8

14

8

6

20

10

10

16

8

8

68 часа
3 год обучения
18

36 часов

32часов

10

8

14

8

6

20

10

10

16

8

8

68 часа

36 часов

32 часов

14

15
16

17

Тренировка
психических
процессов
Исследовательские
умения
Самостоятельная
исследовательская
практика
Наблюдения,
опыты,
эксперименты
ИТОГО:

4 год обучения
18

10

8

14

8

6

20

10

10

16

8

8

68 часа

36 часов

32 часов

Содержание программы:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную
работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работы детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной. В рамках одной темы занятия распределяются концентрически на
4 часа с учетом вида деятельности и формы освоения материала, что позволяет
углублять и индивидуализировать работу с детьми.
Каждое занятие курса внеурочной деятельности состоит из трех частей:
подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть
включает в себя гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Гимнастика состоит из упражнений:
 для мышц шеи (например, качание головой);
 «ленивые восьмерки»: дети рисуют в воздухе по горизонтальной
плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторяют эти
движения обеими руками;
 На развитие ясности восприятия и речи (например, «шапка для
размышлений»: обучающиеся растирают ладошки до образования «теплого
комочка», «надевают» комочек на голову и трут мочки уха);
 На профилактику нарушения зрения (например: обучающиеся крепко
зажмуривают глаза на 3 с, а затем резко открывают глаза, чтобы снова перейти к
работе, несколько раз моргают).
После гимнастики проводится разминка, в которую включены легкие
вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких
психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление.
Задания используются из рабочих тетрадей Холодовой О.А. «Юным умникам и
умницам».
В основной части занятия обучающиеся знакомятся с определенным видом
нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов,
рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются их нетрадиционные
формы: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятиеконкурс, занятие-тестирование.
Для решения задач, поставленных программой, используются следующие
методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровая и
исследовательская деятельность.
1. Тренировка психических процессов.
На каждом занятии уделяется внимание развитию и формированию
психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
Используемые задания не только способствуют развитию столь необходимых
качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,
углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы их познавательной
деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности
увеличивается от занятия к занятию, от года к году.

В данном разделе подобраны задания:
 на развитие у обучающихся:
воображения;
умения концентрировать внимание;
мыслить логически (выделять признаки, сравнивать предметы,
классифицировать и искать закономерности);
 тренировку у младших школьников:
внимания;
слуховой памяти;
зрительной памяти.
На каждом занятии этого раздела предусматривается выполнение
практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой,
познавательной, проблемно-ценностного общения.
2. Исследовательские умения
Цель: совершенствовать представление обучающихся о научном
исследовании, пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое.
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений
о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение
вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать
окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только
человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные
исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что
такое
научное
открытие?
Работа в группах с энциклопедией «Почемучка». Проведение игры
«Угадай предмет». Постановка проблемы. Работа в группе «Способы решения
проблемы». Когда предмет легко узнать? Выводы. Беседа с использованием
компьютерной
презентации
«Что
такое
исследование»
3. Коллективное творчество
Цель: познакомить с правилами конструктивной групповой работы, учить
планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной
объективной
самооценке.
При проведении занятий данного раздела используются следующие виды
деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное
творчество, художественно творчество.
В ходе изучения данного раздела программы обучающиеся:
 принимают участие в играх «Занимательный квадрат», «Умники и
умницы», «Алфавит»;
 решают и составляют ребусы, числовые головоломки, магические
квадраты, арифметические лабиринты, кросснамберы;
 разгадывают и показывают фокусы;

 решают задачи на переливание, взвешивание;
 работают над проектом «Считай, смекай, отгадывай».
4. Самостоятельная исследовательская практика
Цель: развитие познавательного интереса в области естественно - научных
дисциплин.
Задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и
содержание, способствуют активному восприятию и понимаю математических
законов, формированию мыслительных процессов младших школьников, учат
детей поиску рациональных способов применения знаний. На протяжении
изучения школьниками раздела некоторые виды задач повторяются, но
усложняются их условие и решение.
При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды
деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество.
В ходе изучения данного раздела программы обучающиеся:
 решают логические, провоцирующие, комбинаторные задачи, задачи с
альтернативным условием, задачи на построение причинно-следственных цепей;
 составляют и решают задачи с опорой на свой жизненный опыт;
 разгадывают анаграммы;
 принимают участие в интеллектуальных играх «Счастливый случай»,
«Крестики-нолики», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»;
5. Наблюдения, опыты и эксперименты
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение
планировать
наблюдение.
Беседа о разведчиках и способах передачи кодированной информации. Изучение
памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта.
Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники
безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта.
Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального
отношения
к
деятельности,
связанной
с
проведением
опыта.
6. Игры
Задания и игры, способствующие развитию у детей способности совершать
действия в уме.
При проведении занятий данного раздела используются следующие виды
деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемноценностное общение, выполняются практические работы (тренинги).
В ходе изучения данного раздела программы обучающиеся принимают
участие в играх: «Муха», «Просветы», «Ход конем», «Почтальон», «Поле чудес»
и др.

Учебно – методический комплекс программы
1.
Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов;
2.
Дидактический материал: демонстрационные плакаты, таблицы,
картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная
литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства, ЭОР (тренинговая платформа
Якласс, Яндекс.Учебник) и др.
3.
Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, музыкальные
колонкимагнитофон.

Список литературы:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научноисследовательской работы. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2006. –
96с.
2. Воровщиков С.Г. и др. Как эффективно развивать логическое мышление
младших школьников: Управленческий и методический аспекты. – М.: 5 за
знания, 2008. – 288 с.
3. Галеева Р.А., Курбанов Г.С., Мельченко И.В. Тренируем мышление.
Задачи на сообразительность. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил.
– (Большая перемена).
4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.:
Вербум – М, 2001. – 48 с.
5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы.- М.:
ВАКО, 2008. – 240 с. – (Мастерская учителя).
6. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и
оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. (Школьное
образование)
7. Макаренко З.П. Становление индивидуального стиля исследовательской
деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2004. № 4.
8. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум
для учащихся: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. (Мастерская учителя).
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная
литература», 2007. – 208 с. – ISBN 978-5-9507-0545-8.
10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У –
Фактория, 2004. – 272 с. (Серия «Психология детства:Практикум»).
11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского
обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
12. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской
работы // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 4.
13. Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по
написанию сочинений и изложений, а также по подготовке устных выступлений
на уроках литературного чтения и русского языка: 1-4 кл. – М.: АСТ: Астрель,
2009. – 58 с.
14. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика
административной работы в школе. – 2003. № 6.
15. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской
культуры школьников // Практика административной работы в школе. – 2003. №
7. 2004. № 1.
16. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007. – 219 с. – (Здравствуй, школа!»).
17. Шеленкова Т.А. Исследовательский подход в обучении // Завуч. – 2005

№
урока

Дата
проведения
занятия
по
плану

1.
2.

Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)
Основные виды деятельности учащихся
Причина
(группы метапредметных и предметных
изменения
действий: Л – личностных, П –
даты
Тема занятия
познавательных, К – коммуникативных,
Р – регулятивных, Пр. – предметных.

по
факту
Умей помочь самому себе.
Игры.
Умей помочь самому себе.
Игры.

3.

Как стать самим собой. Игры.

4.

Как стать самим собой. Игры

5.

Что такое исследование?
Игры.
Что такое исследование?
Игры.

6.
7.

Как задавать вопросы? Игры.

8.

Как задавать вопросы? Игры

9.

В мире безмолвия и
неведомых звуков. Игры.
В мире безмолвия и
неведомых звуков. Игры
К тайнам волшебных слов.
Игры.

10.
11.

Учиться
 воспринимать одноклассников
как членов своей команды;
 вносить свой вклад в работу для
достижения общих результатов.

активно включаться в общение
и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные
качества личности и управлять
своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и
условиях;
 проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие и упорство в

12.
13.
14.

К тайнам волшебных слов.
Игры.
К несметным сокровищам.
Экскурсия в парк.
К несметным сокровищам.
Экскурсия в парк.

15.

Превращение овощей. Игры.

16.

Превращение овощей. Игры

17.

Коллективная игра –
исследование. Игры на
внимание.
Коллективная игра –
исследование. Игры на
внимание.
Методика проведения
самостоятельных
исследований. Игры на
внимание.
Методика проведения
самостоятельных
исследований. Игры на
внимание.

18.

19.

20.

21.

Экскурсия в прошлое. Игры.

22.

Экскурсия в прошлое. Игры.

23.

Полет в будущее. Игры.

достижении поставленных целей;
 оказывать бескорыстную помощь
своим сверстникам, находить с
ними общий язык и общие
интересы. (Л.)
Учиться
 понимать и объяснять цель
задания, данную педагогом;
 Понимать и объяснять
простейшие алгоритмы, заданные
педагогом. (П)
Учиться активно участвовать
 в игре, организованной
педагогом;
 в обсуждениях, возникающих в
ходе бесед, игр;
 оценивать себя, свои поступки на
примерах взаимодействия друг с
другом, со взрослыми в
окружающей действительности.
 оценивать собственное
настроение и настроение других.
(К)
Учиться
 принимать цель задания,

24.

Полет в будущее. Игры.

25.

Учимся выделять главное и
второстепенное. Игры.
Учимся выделять главное и
второстепенное. Игры.

26.
27.

Задачи – смекалки. Игры.

28.

Задачи – смекалки. Игры

29.

Прятки с фигурами. Игры.

30.

Прятки с фигурами. Игры.

31.

Спичечный конструктор.
Игры.
Спичечный конструктор.
Игры.
Математическая карусель.
Игры.
Математическая карусель.
Игры.

32.
33.
34.
35.

Числовые головоломки. Игры.

36.

Числовые головоломки. Игры.

37.

Секреты задач. Игры.

38.

Секреты задач. Игры.

39.

Как делать схемы? Игры.

заданную педагогом;
 выполнять заданные педагогом
правила игры;
 участвовать в оценке
полученного общего результата.
(Р)
Учиться (ПР.)
Необходимый уровень: Знать
 Что такое исследование;
 Как задавать вопросы;
 Как выделять главное и
второстепенное;
 Как делать схемы;
 уметь пользоваться словарями,
энциклопедиями;
использовать эмпирические методы
научного исследования: наблюдение,
беседа.

40.

Как делать схемы? Игры.

41.

Вглубь веков на Машине
времени. Игры.
Вглубь веков на Машине
времени. Игры.

42.
43.

В Королевстве ошибок. Игры.

44.

В Королевстве ошибок. Игры

45.

К словам – родственникам.
Почему их так назвали? Игры.
К словам – родственникам.
Почему их так назвали? Игры.

46.
47.

Встреча с Радугой. Игры.

48.

Встреча с Радугой. Игры.

49.

Выбор объекта наблюдения.
Работа в группах. Игры.
Выбор объекта наблюдения.
Работа в группах. Игры.
В Клубе весёлых человечков.
Игры.
В Клубе весёлых человечков.
Игры.
Неожиданная остановка в
пути. Речь. Игры.
Неожиданная остановка в
пути. Речь. Игры.

50.
51.
52.
53.
54.

55.

Конкурс загадок. Игры.

56.

Конкурс загадок. Игры.

57.

Пиктограммы. Игры.

58.

Пиктограммы. Игры.

59.

Презентация
исследовательской работы.
Презентация
исследовательской работы.
Презентация
исследовательской работы.
Презентация
исследовательской работы.
Выступление на детской
конференции.
Выступление на детской
конференции.
Выступление на детской
конференции.
Выступление на детской
конференции.

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

№
урока

Дата
проведения
занятия
по
плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

по
факту

Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)
Основные виды деятельности учащихся
Причина
(группы метапредметных и предметных
изменения
действий: Л – личностных, П –
даты
Тема занятия
познавательных, К – коммуникативных,
Р – регулятивных, Пр. – предметных.
Познавательные УУД:
Задания для агента 007. Игры
 подведение
под
понятия,
Задания для агента 007. Игры
выведение следствий;
Верни всё на свои места. Игры
 установление
причинноВерни всё на свои места. Игры
следственных связей;
Раз словечко, два словечко.
 построение
логической цепи
Игры
рассуждений;
Раз словечко, два словечко.
 умение структурировать знания;
Игры
 рефлексия способов и условий
Все в Цифропарк! Игры
действия, контроль и оценка
Все в Цифропарк! Игры
процесса
и
результатов
В стране Вымышляндии. Игры
деятельности;
В стране Вымышляндии. Игры
 смысловое
чтение, извлечение
Наколдуй себе сказку! Игры
информации;
Наколдуй себе сказку! Игры
 определение
основной
и
Фокусы с числами и буквами.
второстепенной информации.
Игры
Фокусы с числами и буквами.
Игры
Регулятивные УУД:
Чёрные и белые. Игры
 способность
принимать,
Чёрные и белые. Игры

17
18
19

20

21
22
23

24

25
26
27
28

В стране Звуков и Цветов.
сохранять цели и следовать им в
Игры
учебной деятельности;
 умение действовать по плану и
В стране Звуков и Цветов.
планировать свою деятельность;
Игры
 преодоление
импульсивности,
Научные исследования и наша
непроизвольности;
жизнь. Папка исследователя.
 понимание и принятие учащимся
Игры.
учебной задачи, поставленной
Научные исследования и наша
учителем;
жизнь. Папка исследователя.
 умение учитывать выделенные
Игры.
учителем ориентиры действия и
Методы исследования. Игры.
построение
ориентировочной
Методы исследования. Игры.
основы
в
новом
учебном
Практические задания –
материале
в
учебном
тренировка в использовании
сотрудничестве с учителем;
методов исследования в ходе
 форма
выполнения
учебных
изучения доступных объектов.
действий
—
Игры.
материальная/материализованная;
Практические задания –
речевая, умственная;
тренировка в использовании
 степень развернутости (в полном
методов исследования в ходе
составе операций или свернуто).
изучения доступных объектов.
Игры.
Учимся работать с книгой.
Коммуникативные УУД:
Игры.
Учимся работать с книгой.
 понимание возможности разных
Игры.
оснований для оценки одного и
Учимся работать с научным
того же предмета; понимание
текстом. Игры.
относительности оценок или
Учимся работать с научным
подходов к выбору;

текстом. Игры.
29

30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Учимся работать с научнопознавательной литературой.
Игры.
Учимся работать с научнопознавательной литературой.
Игры.
Мини-курс «Тайны великих
открытий». Игры.
Мини-курс «Тайны великих
открытий». Игры.
Мини-курс «Тайны великих
открытий». Игры.
Мини-курс «Тайны великих
открытий». Игры.
Мини-курс «К царице всех
наук». Игры.
Мини-курс «К царице всех
наук». Игры.
Мини-курс «Там на
неведомых дорожках». Игры.
Мини-курс «Там на
неведомых дорожках». Игры.
«От древнего человека до
наших дней». Игры.
«От древнего человека до
наших дней». Игры.
Учимся работать с Папкой
исследователя. Презентация



учет разных мнений и умение
обосновать собственное;

умение договариваться, находить
общее решение

42

43

44

45

46

47

48

49
50

промежуточных результатов
исследования. Игры.
Учимся работать с Папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Учимся работать с Папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Учимся работать с Папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Как подготовить защиту
исследовательской работы.
Игры.
Как подготовить защиту
исследовательской работы.
Игры.
Презентация результатов
исследования на «Школе
исследователя» Игры.
Презентация результатов
исследования на «Школе
исследователя» Игры.
Опыт «Невидимые чернила».
Игры.
Опыт «Невидимые чернила».
Игры.

51
52
53

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Опыты «Картофельные
штампы». Игры.
Опыты «Картофельные
штампы». Игры.
Опыт «Как проткнуть
воздушный шарик без вреда
для него». Игры.
Опыт «Пуговица –
погремушка». Игры.
Опыт «Пуговица –
погремушка». Игры.
Опыт «Цветы лотоса». Игры.
Опыт «Цветы лотоса». Игры
Опыт «Как выйти сухим из
воды». Игры.
Опыт «Как выйти сухим из
воды». Игры.
Опыт «Чудесные спички».
Игры.
Опыт «Чудесные спички».
Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.

66
67
68

Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.

№
урока

Дата
проведения
занятия
по
плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Календарно-тематическое планирование (3 год обучения)
Основные виды деятельности учащихся
Причина
(группы метапредметных и предметных
изменения
действий: Л – личностных, П –
даты
Тема занятия
познавательных, К – коммуникативных,
Р – регулятивных, Пр. – предметных.

по
факту

Познавательные УУД:
Детективы, за работу! Игры.
Детективы, за работу! Игры.
Фокусы-покусы. Игры.
Фокусы-покусы. Игры.
Взялись за руки слова. Игры.
Взялись за руки слова. Игры.
Художник – на обеде. Мы – за
него! Игры.
Художник – на обеде. Мы – за
него! Игры.
Собери сокровища. Игры.
Собери сокровища. Игры.
Без чего не обойтись? Игры.
Без чего не обойтись? Игры.
Мир интересностей. Найди
свою. Игры.
Мир интересностей. Найди
свою. Игры.
Сначала думай – потом
говори! Игры.













построение логической цепи
рассуждений;
доказательство;
выдвижение
гипотез
и
их
обоснование;
поиск и выделение необходимой
информации;
применение
методов
информационного
поиска;
знаково-символические
моделирование
и
преобразованиемодели с целью
выявления общих законов;
умение осознанно и строить
речевое высказывание в устной и
письменной форме
выбор эффективных способов
решения задач;
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка

16
17
18
19

20

21

22

23
24
25

26

27

Сначала думай – потом
говори! Игры.
Удивительные истории. Игры.
Удивительные истории. Игры.
Какие бывают вопросы.
Описательный, каузальный,
субъективный, воображаемый
и оценочный вопросы. Игры.
Какие бывают вопросы.
Описательный, каузальный,
субъективный, воображаемый
и оценочный вопросы. Игры.
Учимся задавать вопросы.
Описательный, каузальный,
субъективный. Игры.
Учимся задавать вопросы.
Описательный, каузальный,
субъективный. Игры.
Воображаемые и оценочные
вопросы. Игры.
Воображаемые и оценочные
вопросы. Игры.
Учимся работать с
исследовательским фартуком.
Игры.
Учимся работать с
исследовательским фартуком.
Игры.
Метод шести думательных







процесса
и
результатов
деятельности;
смысловое чтение, извлечение
информации;
определение
основной
и
второстепенной информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
разных
стилей;
понимание и адекватная оценка
языка
средств
массовой
информации.

Регулятивные УУД:







преодоление
импульсивности,
непроизвольности;
умение контролировать процесс и
результаты своей деятельности,
включая
осуществление
предвосхищающего контроля в
сотрудничестве с учителем и
сверстниками;
умение адекватно воспринимать
оценки и отметки;
самостоятельное выполнение или
в сотрудничестве;
различение способа и результата
действий;

шляп. Кластер. Игры.
28
29
30
31
32
33
34
35

36

37

38

39



умение осуществлять итоговый и
пошаговый контроль.

Метод шести думательных
шляп. Кластер. Игры.
Какие бывают схемы: « Дом с Коммуникативные УУД:
колоннами», « Паучок». Игры.
 умение
аргументировать свое
Какие бывают схемы: « Дом с
предложение,
убеждать
и
колоннами», « Паучок». Игры.
уступать;
Мини-курс «Загадки
 способность
сохранять
«философского камня». Игры.
доброжелательное
отношение
Мини-курс «Загадки
друг к другу в ситуации
«философского камня». Игры.
конфликта интересов;
Мини-курс «Чудеса
 взаимоконтроль и взаимопомощь
человеческого тела». Игры.
по ходу выполнения задания.
Мини-курс «Чудеса
человеческого тела». Игры.
Мини-курс «Все ли считают
одинаково. Счётные системы
счисления». Игры.
Мини-курс «Все ли считают
одинаково. Счётные системы
счисления». Игры.
Мини-курс «Слово - не
воробей, вылетит – не
поймаешь». Игры.
Мини-курс «Слово - не
воробей, вылетит – не
поймаешь». Игры.
Мини-курс «Древнейшие
изобретения человека». Игры.

40
41

42

43

44

45

46

47

48

Мини-курс «Древнейшие
изобретения человека». Игры
Работаем с папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Работаем с папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Работаем с папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Работаем с папкой
исследователя. Презентация
промежуточных результатов
исследования. Игры.
Подготовка к защите
исследовательской работы.
Игры.
Подготовка к защите
исследовательской работы.
Игры.
Презентация результатов
исследования на «Школе
исследователя». Игры.
Презентация результатов
исследования на «Школе
исследователя». Игры.

49
50
51

52

53

54

55

56

57

58

Опыт « Кто сильнее?». Игры.
Опыт « Кто сильнее?». Игры
Эксперимент с лучом света.
Заполнение протокола
эксперимента. Игры.
Эксперимент с лучом света.
Заполнение протокола
эксперимента. Игры.
Эксперимент по смешиванию
красок. Заполнение протокола
эксперимента. Игры.
Эксперимент по смешиванию
красок. Заполнение протокола
эксперимента. Игры.
Эксперимент с магнитом и
металлами. Заполнение
протокола эксперимента.
Игры.
Эксперимент с магнитом и
металлами. Заполнение
протокола эксперимента.
Игры.
Эксперимент «Определение
плавучести предметов».
Заполнение протокола
эксперимента. Игры.
Эксперимент «Определение
плавучести предметов».
Заполнение протокола
эксперимента. Игры.

59

60

61

62

63
64
65
66
67
68

Эксперимент «Акварельная
монотипия». Заполнение
протокола эксперимента.Игры.
Эксперимент «Акварельная
монотипия». Заполнение
протокола эксперимента.Игры.
Опыт «Танцующая фольга».
Изучение памятки по
проведению опыта. Игры.
Опыт «Танцующая фольга».
Изучение памятки по
проведению опыта. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.
Защита исследовательской
работы. Игры.

Календарно-тематическое планирование (4 год обучения)
№
урок
а

Дата
Причина
проведения изменения
урока
даты
по
по
плану факту

Тема занятия

1

Поймай шпиона.

2

Поймай шпиона.

3

Сокровища ума.

4

Сокровища ума.

5

Миллион за правильное слово!

6

Миллион за правильное слово!

7

Один взгляд, и ключ найден!

8

Один взгляд, и ключ найден!

9

Волшебный дизайнер.

10

Волшебный дизайнер.

11

Стой, кто идёт? Отгадай пароль

12

Стой, кто идёт? Отгадай пароль

13

Для любителей приключений.

Основные виды деятельности
обучающихся (группы матапредметных и
предметных действий: Л – личностных, П
– познавательных, К – коммуникативных,
Р – регулятивных, Пр – предметных)
Л.:
· развивать самостоятельность и личную
ответственность в информационной
деятельности;
· формировать личностный смысл учения;
· формировать целостный взгляд на
окружающий мир.
Р.:
· осваивать способы решения проблем
поискового характера;
· определять наиболее эффективные
способы решения поставленной задачи;
· осваивать формы познавательной и
личностной рефлексии.
П.:
· осознанно строить речевое
высказывание;
· овладевать логическими действиями:
обобщение, классификация, построение
рассуждения;

14

Для любителей приключений.

15

За работу, словоделы!

16

За работу, словоделы!

17

Культура мышления.

18

Культура мышления.

19

Научная теория.

20

Научная теория.

21

Практическое занятие по проверке
собственных гипотез.

2

Практическое занятие по проверке
собственных гипотез.

23

Ассоциации и аналогии.

24

Ассоциации и аналогии.

25

Генерирование идей.

26

Генерирование идей.

27

Учимся оценивать идеи.

28

Учимся оценивать идеи.

29

Суждения, умозаключения, выводы.

30

Суждения, умозаключения, выводы.

· учиться использовать различные
способы анализа, передачи и
интерпретации информации в
соответствии с задачами.
К.:
· учиться давать оценку и самооценку
своей деятельности и других;
· формировать мотивацию к работе на
результат;
· учиться конструктивно разрешать
конфликт посредством сотрудничества
или компромисса.
Пр.:
· определять виды отношений между
понятиями;
· решать комбинаторные задачи с
помощью таблиц и графиков;
· находить закономерность в
окружающем мире;
· устанавливать ситуативную связь между
понятиями;
· рассуждать и делать выводы в
рассуждениях;
· решать логические задачи с помощью
связок «и», «или», «если …, то».

31

Мини-курс «В споре рождается истина».
Тематическая дискуссия «Всегда ли
научные открытия полезны для
человечества?»

32

Мини-курс «В споре рождается истина».
Тематическая дискуссия «Всегда ли
научные открытия полезны для
человечества?»

33

Мини-курс «Химия на службе у человека».
Дискуссия «Пищевые добавки это
безвредно»

34

Мини-курс «Химия на службе у человека».
Дискуссия «Пищевые добавки это
безвредно»

35

Мини-курс «Теорема Пифагора – источник
удивительных открытий»

36

Мини-курс «Теорема Пифагора – источник
удивительных открытий»

37

Мини-курс «Такой незнакомый знакомый
русский язык»

38

Мини-курс «Такой незнакомый знакомый
русский язык»

39

Мини-курс «История России в символах».
Тематическая дискуссия «Трудно ли жить
человеку в нашем обществе без знания

истории?»
40

Мини-курс «История России в символах».
Тематическая дискуссия «Трудно ли жить
человеку в нашем обществе без знания
истории?»

41

Учимся работать с календарём
исследователя. Презентация
промежуточных результатов исследования.

42

Учимся работать с календарём
исследователя. Презентация
промежуточных результатов исследования.

43

Учимся работать с календарём
исследователя. Презентация
промежуточных результатов исследования.

44

Учимся работать с календарём
исследователя. Презентация
промежуточных результатов исследования.

45

Подготовка к защите исследовательской
работы.

46

Подготовка к защите исследовательской
работы.

47

Презентация результатов исследования на
«Школе исследователя».

48

Презентация результатов исследования на
«Школе исследователя».

49

Научно-практическая конференция
младших школьников «Молодость.
Творчество. Талант»

50

Научно-практическая конференция
младших школьников «Молодость.
Творчество. Талант»

51

Эксперимент «Могучая скорлупа»
Заполнение протокола исследователя.

52

Эксперимент «Могучая скорлупа»
Заполнение протокола исследователя.

53

Опыт «Сильная газета»

54

Опыт «Сильная газета»

55

Эксперимент «Почему неспелые яблоки
кислые?»

56

Эксперимент «Почему неспелые яблоки
кислые?»

57

Эксперимент «Домашняя газированная
вода»

58

Эксперимент «Домашняя газированная
вода»

59

Эксперимент «Утопи и съешь»

60

Эксперимент «Утопи и съешь»

61

Коллективная творческая работа: Закладка
эксперимента с куриной костью,
выращивание кристалла, «окрашивание
растения».

62

Коллективная творческая работа: Закладка
эксперимента с куриной костью,
выращивание кристалла, «окрашивание
растения».

63

Фиксирование результатов долгосрочных
опытов. Выводы.

64

Фиксирование результатов долгосрочных
опытов. Выводы.

65

Фиксирование результатов долгосрочных
опытов. Выводы.

66

Фиксирование результатов долгосрочных
опытов. Выводы.

67

Фиксирование результатов долгосрочных
опытов. Выводы.

68

Резервные уроки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».