Чтение с увлечение 3Б

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082,
факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Рассмотрена на ШПК учителей
начальных классов,
протокол от № 1
от 27.08.2024

Утверждена приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Направление: общекультурное
Название: «Чтение с увлечением»
Класс: 3 Б
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 1 год

г. Углегорск, 2024

Пояснительная записка
Программа
«Чтение
с
увлечением»
составлена
в
соответствии
с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа способствует
расширению читательского кругозора, развитию индивидуальных возможностей каждого
обучающегося, нравственно-этическому воспитанию. Программа ориентирована на
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение,
говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству
обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской
литературы.
Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для 2 класса
разработана на основе:
1. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации (утверждено Правительством

РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
2. Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г. (утверждено
Правительством РФ от29.11.2014 № 2403-р).
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и
дополнениями).
5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 093564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (методические рекомендации).
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О
внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях».
7. Учебного плана МБОУ СОШ №5г.Углегорска на 2024-2025учебный год.

Общая характеристика курса
Выбор литературных текстов осуществляется на основе следующих принципов:
 разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
 разнообразие авторов;
 выбранные тексты расширяют и дополняют литературный материал уроков
литературного чтения;
 художественная значимость изучаемого произведения.
Особое внимание в программе уделено эстетическому воспитанию обучающихся,
формированию читательской культуры младших школьников, углублению их первичных
представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы,
формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог по своим
наблюдениям по прочитанному произведению. Определены читательские умения ребенка,
которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления читательской
деятельности. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги: титульный лист,
аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают нравственнопознавательные и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Тип программы: тематическая.
Цель программы: организация осмысленного самостоятельного чтения, умения
анализировать прочитанное, расширение читательского кругозора.
Задачи:
- совершенствование навыка чтения обучающихся;
- развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- углубление знаний о детской книге как явлении культуры, ее структуре, жанрах;
- расширение представлений об особенностях произведений и творчества известных
русских и зарубежных детских писателей;
- формирование литературного интереса младших школьников;
- отработка навыка осознанного чтения;
- развитие воображения и речи обучающихся.
Практическая значимость курса заключается в умении:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке).
Курс «Чтение с увлечением» имеет тесные межпредметные связи с уроками
литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Формы организации внеурочных занятий:
- литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по
страницам книг, проекты, уроки-спектакли.
Режим занятий обусловлен нормативно - правовой общеобразовательной базой,
ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.
Место проведения занятий - классная комната во внеурочное время, библиотека.
На реализацию курса отводится во 2 классе 34 часа в год.

Содержание курса
В третьем классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных
отечественных писателей. В круг чтения третьеклассников входят произведения классиков
зарубежной литературы: сказки Х.К. Андерсена, Ш. Перро; отрывки из древнегреческих
мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой. Школьники также знакомятся с
одной их самых известных современных детских энциклопедий – «Почемучкой» Г. Юрмина,
А. Дитриха, Р. Кошурникова.

Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Содержание программы занятий курса «Чтение с увлечением» создает возможность для
воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память,
внимание, воображение. Обучающиеся познают литературу своей страны, овладевают
русской литературной речью, готовы к восприятию литературы народов других стран.

Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к чтению художественной литературы;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах
(родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других,
смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
– эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в
художественных произведениях;
– понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой
деятельности;
– основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного
текста;
– эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных
жанров и форм;
– любви к родному дому, малой Родине;
– представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– определять содержание книги по иллюстрациям;
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о
подробности в художественном изображении;
– осознавать роль названия произведения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– воспринимать мнение собеседников;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой
деятельности;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения,
семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём
уровням.
1-й уровень - обучающийся знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – обучающийся ценит общественную жизнь.
3-й уровень –обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.
Содержание

Способ достижения

Формы
деятельности

Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных Достигается во взаимодействии с Беседа,
знаний (об общественных нормах, учителем
как
значимым лекция.
устройстве общества, о социально носителем
положительного
одобряемых и неодобряемых формах социального
знания
и
поведения в обществе и т.п.), повседневного опыта.
первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов
Получение
школьником
опыта Достигается во взаимодействии Дебаты,
переживания и позитивного отношения школьников между собой на диспут.
к базовым ценностям общества (человек, уровне класса, школы, т.е. в
семья, Отечество, природа, мир, знания, защищенной,
дружественной
труд, культура), ценностного отношения социальной
среде,
где
он
к социальным реальностям в целом.
подтверждает
практически
приобретенные
социальные
знания, начинает их ценить (или
отвергать).
Третий уровень результатов
Получение
школьником
опыта
самостоятельного
общественного
действия в открытом социуме, за
пределами
дружественной
среды
школы,
где
не
обязательно
положительный настрой.

Достигается во взаимодействии Акции,
школьника
с
социальными социальные
субъектами,
в
открытой проекты .
общественной среде.

Тематическое планирование
№
урока

Тема занятия

Основные знания

1

Устное народное
творчество. Народные
сказки.

Выразительно читать
стихотворения наизусть.

2

Устное народное
творчество. Народные
сказки.

Выразительно читать
стихотворения наизусть.

3

Сказки зарубежных
писателей

Давать характеристику
главному герою.

4

Волшебные сказки
Г.Х.Андерсена

5

Волшебные сказки Ш.
Перро

6

Страна фантазеров –
рассказы
Н. Носова

Уметь пересказывать
прочитанное,
выразительно читать,
инсценировать.
Составлять вопросы к
викторине.

Слушание и
выразительное чтение.

7

В Бианки «Лесная
газета»

8

Рассказы детских
писателей о детях

Характеризовать книгу,
определять тему.
Выразительно
пересказывать
прочитанное.
Выразительно читать,
инсценировать.

9

Рассказы детских
писателей о детях

Выразительное чтение,
инсценирование.

10

Рассказы В. Ю.
Драгунского

11

Рассказы о животных –
Б.С. Житков

12

Сказки
А С.Пушкина

Давать характеристику
главному и
второстепенному герою
произведения.
Инсценирование.
Научится рассказывать о
собственном опыте
общения с природой.
Научится выразительно
читать произведение.
Учиться сравнивать,
обсуждать, читать по
ролям.

Виды деятельности
Выставка книг, рассказ о
писателе.
Литературная
викторина. Работа над игровыми
стихами. Творческие задания.
Выразительное чтение стихов.
Конкурс чтецов. Литературная
игра
Выставка
книг.
Игровые
задания.
Самостоятельное
чтение и пересказ.
Выставка книг. Конкурс на
лучшего рассказчика и на
внимательного
слушателя,
конкурс детских иллюстраций.
Литературные игры, тест. Рассказ
о писателе.
Выставка книг. Конкурс на
лучшего рассказчика, конкурс
«Угадай-ка!»
Выставка книг. Викторина
«Знаешь ли ты?»
Творческий конкурс веселого
рассказа. Выставка книг.
Проблемные ситуации,
слушание и чтение рассказов,
беседа. Работа над
выразительным чтением.
Игровые задания.
Выставка книг. Чтение и
пересказ.
Выставка книг. Работа над
выразительным чтением.
Выставка
книг.
Игровые
задания.
Самостоятельное
чтение и пересказ.
Выставка книг, рассказ о
писательнице.
Антиципация.
Слушание и самостоятельное
чтение. Беседа. Игровые и
творческие задания.
Первичные
обобщения
о
специфике рассказов и личности
автора. Антиципация, слушание
и
самостоятельное
чтение
рассказов.
Сопоставление
сказки
и
одноименного
мультфильма.
Беседа о творчестве писателя,
проблемные
вопросы.
Обсуждение
образов-

персонажей, идей сказок. Чтение
по ролям. Творческое задание.
13

Сказочник леса – Н.И.
Сладков

Выразительно
пересказывать
прочитанное,
инсенировать.

14

Сказочник леса – Н.И.
Сладков

Слушание,
выразительное чтение,
словесное рисование.

15

Веселые истории из
произведений
Э.Н. Успенского

Характеризовать книгу,
героев, инсценировать.

16

Сказки – несказки. В.В.
Бианки

Давать характеристику
главному и
второстепенному герою
произведения.

17

На все цвета радуги –
рассказы и сказки Е.
Пермяка

Давать характеристику
главному и
второстепенному герою
произведения.

18

Почемучкины книжки

Уметь задавать
проблемные вопросы при
обсуждении, составлять
вопросы для викторины.

19

Почемучкины книжки

Уметь работать в группе.

Басни И.А.Крылова

Давать характеристику
главному и
второстепенному герою
произведения.

Дрессированные
животные –
Л. Дуров «Мои звери»

Давать характеристику
главному и
второстепенному герою
произведения.
Пересказывать
прочитанное.

20

21

22

М. Пришвин о птицах

Слушать, выразительно
читать, анализировать
произведение. Публичная
защита проекта.

Путешествие в сказочный лес Н.
И. Сладкова. Чтение и
инсценирование.
Выставка книг. Характеристика
персонажей по их описанию и
поведению. Первичные
обобщения о специфике
рассказов и личности автора.
Творческое иллюстрирование.
Викторина «Кто эти герои?»,
выставка рисунков,
инсценирование.
Выставка книг. Характеристика
персонажей по их описанию и
поведению. Первичные
обобщения о специфике
рассказов и личности автора.
Творческое иллюстрирование.
Выставка книг. Характеристика
персонажей по их описанию и
поведению. Первичные
обобщения о специфике
рассказов и личности автора.
Выставка
энциклопедий.
Литературная игра, диктант
«Внимательный
читатель»,
викторина «Самый интересный
энциклопедический
вопрос».
Соревнования в парах, групповая
работа.
Соревнования в парах, групповая
работа – игра «Что? Где?
Когда?»
Выставка книг. Характеристика
персонажей по их описанию и
поведению.
Первичные
обобщения
о
специфике
рассказов и личности автора.
Творческое иллюстрирование.
Выставка книг. Характеристика
персонажей по их описанию и
поведению.
Первичные
обобщения
о
специфике
рассказов и личности автора.
Творческий конкурс «Какие
чудеса я видел в природе».
Защита творческих проектов.
Создание
устных
и
изобразительных иллюстраций.
Антиципация,
слушание
и
самостоятельное
чтение
рассказов. Поиск красочных
выразительных средств языка
художественной прозы.

Творческий конкурс «Какие
чудеса я видел в природе».
Защита творческих проектов.
Создание
устных
и
изобразительных иллюстраций.
Антиципация,
слушание
и
самостоятельное
чтение
рассказов. Поиск красочных
выразительных средств языка
художественной прозы.
Работа над образами персонажей.
Чтение
по
ролям,
инсценирование.
Творческий конкурс веселого
рассказа.
Выставка
книг.
Проблемные ситуации, слушание
и чтение рассказов, беседа.
Работа
над
выразительным
чтением. Игровые задания.
Путешествие в прошлое на
машине времени. Выставка книг.

23

Собаки – мои друзья –
по книгам М. Пришвина

Чтение, слушание.
Анализ произведения.

24

Н. Артюхова о детях

Инсценирование.

25

Веселые рассказы
о школьной жизни В.В.
Голявкина

Слушание,
выразительное чтение.

26

Мифы древней Греции.
Самый известный герой
мифов

Чтение, слушание.

27

Мифы древней Греции.
Самый известный герой
мифов

Умение пересказывать.

Конкурс на лучшего знатока
древнегреческих героев. Чтение
и пересказ. Литературная
викторина.

28

Полюбуйся, весна
наступает. Стихи о
весне

Выразительное чтение
стихов наизусть.

Конкурс стихов о весне.

Моя первая зоология по
книгам Е. Чарушина

Научится пользоваться
библиотечным фондом;
рассматривать обложки
книг; анализировать
содержание и титульный
лист; находить автора
книги; рассматривать
иллюстрации в книге.

29

30

Рассказы о красоте
природы

Публичное выступление,
защита проекта.

31

Проверочная работа.
Литературная
викторина

Уметь пересказывать.

32

Г.Остер для детей

Чтение по ролям,
инсценирование.

Выставка книг. Подготовка
иллюстрации обложки и
аннотации. Характеристика
персонажей по их описанию и
поведению. Первичные
обобщения о специфике
рассказов и личности автора.
Творческое иллюстрирование.
Творческий конкурс «Какие
чудеса я видел в природе».
Защита творческих проектов.
Создание устных и
изобразительных иллюстраций.
Поиск красочных
выразительных средств языка
художественной прозы.
«Экспедиция» в сказочную
страну. Сопоставление
впечатлений о книге с образами
из мультфильмов. Конкурс на
лучшего рассказчика. Рассказ о
писателе и истории создания
книги.
Игровой диктант
«Внимательный читатель».
Составление карты страны, в
которой живут герои книги.
Литературные игры, викторины.
Работа над образами
персонажей, над языком сказки.

Чтение по ролям,
инсценирование.
33

Хоровод журналов

Уметь представлять
журнал. Знать основные
особенности журналов.

34

Давайте знакомые
книги откроем!

Уметь составлять
вопросы к викторине.
Инсценирование.

Выставка детских журналов.
Принципы работы с журналами.
Соревнования в парах,
групповая работа.
Литературная викторина,
инсценирование.

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

по плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Устное народное творчество. Народные сказки.
Устное народное творчество. Народные сказки.
Сказки зарубежных писателей
Волшебные сказки Г.Х.Андерсена
Волшебные сказки Ш. Перро
Страна фантазеров – рассказы Н. Носова
В Бианки «Лесная газета»
Рассказы детских писателей о детях
Рассказы детских писателей о детях
Рассказы В. Ю. Драгунского
Рассказы о животных – Б.С. Житков
Сказки А С.Пушкина
Сказочник леса – Н.И. Сладков
Сказочник леса – Н.И. Сладков
Веселые истории из произведений
Э.Н. Успенского
Сказки – несказки. В.В. Бианки
На все цвета радуги – рассказы и сказки Е. Пермяка
Почемучкины книжки
Почемучкины книжки
Басни И.А.Крылова
Дрессированные животные – Л. Дуров «Мои звери»
М. Пришвин о птицах
Собаки – мои друзья – по книгам М. Пришвина
Н. Артюхова о детях
Веселые рассказы В.В. Голявкина о школьной жизни
Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов
Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов
Полюбуйся, весна наступает. Стихи о весне
Моя первая зоология по книгам Е. Чарушина
Рассказы о красоте природы
Г.Остер для детей
Хоровод журналов

06.09.2024
13.09.2024
20.09.2024
27.09.2024
04.10.2024
11.10.2024
18.10.2024
25.10.2024
08.11.2024
15.11.2024
22.11.2024
29.11.2024
06.12.2024
13.12.2024
20.12.2024
27.12.2024
17.01.2025
10.01.2025
31.01.2025
24.01.2025
07.02.2025
14.02.2025
28.02.2025
06.03.2025
13.03.2025
20.03.2025
27.03.2025
03.04.2025
17.04.2025
24.04.2025
06.05.2025
08.05.2025

по факту

33
34

Давайте знакомые книги откроем!
Проверочная работа. Литературная викторина

15.05.2025
22.05.2025

Итого: 34 часа

Литература:
- произведения разных жанров современных отечественных писателей;
- произведения классиков зарубежной литературы;
- детская энциклопедия – «Почемучка» Г. Юрмин, А. Дитрих, Р. Кошурников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».