Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде правил дорожного движения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1,
тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school-65@yandex.ru
приложение к приказу от 20.08.2019 №240-А

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска Сахалинской области
по профилактике
детского дорожно-транспортного
травматизма и пропаганде правил дорожного
движения

2

Пояснительная записка
Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по
Сахалинской области показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной
ценности – жизни и здоровье ребенка.
Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья
детей, предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на
дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в
урочной и внеурочной деятельности.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного
движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого ребенка
сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил
дорожного движения.
Цель программы: создать условия для формирования у школьников устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1.
Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил
дорожного движения;
2.
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные
технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;
3.
Развивать у детей и подростков чувство ответственности за свои действия и поступки;
4.
Распространять среди педагогов школы передовой опыт по обучению учащихся навыкам
безопасного поведения на дороге;
5.
Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью
детей как участников дорожного движения
6.
Укреплять взаимодействие между школой и ОГИБДД с целью профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожнотранспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения (ПДД).
- Устав образовательного учреждения.
-Учебный план.
-Учебные программы.
-Положение об отряде юных инспекторов движения.
Научно-методическое обеспечение:
1. Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компоненты).
2. Учебный план и учебные программы школы.
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
1. Создание банка данных - разработка уроков, бесед для родителей, бесед для учащихся,
внеклассных мероприятий.
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных
документах.
3. Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
4. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий.
5. Проверка документации учителей-предметников, классных руководителей.
6. Организация встреч с родителями.
7. Систематическое оформление информационного стенда.

3

Экспертное обеспечение:
1. Самоэкспертиза деятельности педагогов.
2. Экспертиза качества обучения руководством школы.
3. Анализ состояния дорожных происшествий, участниками которых являются обучающиеся в
школе.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного
движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога,
родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в
соблюдении ПДД.
Все учителя начальной школы работают по единому тематическому планированию, которое
соответствует программе. Спланирована работа по профилактике ДТП, предусмотрено ежегодное
проведение месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В течение
учебного года организованы беседы по ПДД с учащимися до и после каникул, а также «минуток
безопасности». В рамках классных часов для каждого класса четко определено необходимое
количество часов на изучение раздела ПДД. Большое количество часов обусловлено тем, что в этот
период времени закладываются основы не только знаний, но и поведенческих навыков в различных
дорожных ситуациях.
На второй и третьей ступени образования наиболее распространенными формами проведения
уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями и методами
ситуативного обучения. Учителя начальных классов успешно применяют игровые технологии
(ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени.
Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные
вопросы, загадки Пети Светофорова, кроссворды и т. д.
Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдение, подражание
поведению взрослых и прежде всего своих родителей.
Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на
занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед,
педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
специальные элементы: читают стихи, разучивают музыкальные произведения о светофоре,
дорожных знаках, проводят тематические динамические паузы и т. д.
В школе функционирует отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). ЮИДовцы
занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и
предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы:
соревнования, «Веселые старты», показ презентаций, проведение викторин и т. д. В рамках
месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов, презентаций,
составляет для ребят тренировочные кроссворды, привлекает средних и младших школьников к
сочинению собственных сказок на тему ПДД, стихов, загадок. Для проведения таких мероприятий
члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать
работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо» и самим
успешно выступать на одноименных районных соревнованиях, слетах отрядов ЮИД.
В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с
участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае для учащихся 4-8 классов проводятся
соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют изучению и закреплению ПДД,
закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники.
Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью
викторин, и освоение трассы велофигур, и овладение навыками оказания первой медицинской
помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные мероприятия являются для
ребят одними из самых значимых и интересных.
Польза от проведения мероприятий такого рода для детей как в течение года, так и в каникулярное
время очевидна. Однако разнообразие форм, насыщенность занятий требуют от классных
руководителей большой предварительной подготовки. На консультациях по воспитательной работе

4

выделяется одно из приоритетных направлений деятельности: закрепление знаний ПДД,
формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, даются
рекомендации по планированию и организации деятельности классов в этом направлении.
Основные направления работы по реализации программы.
1.Мероприятия по созданию условий безопасности школьников.
2.Профилактическая работа по предотвращению ДДТТ.
3.Профилактическая работа по правилам поведения на дороге и улице.
Функциональное обеспечение создания реализации программы.
1.Функции директора и администрации школы в реализации программы:
 Общее руководство разработкой и реализацией программы;
 Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
 Разработка системы внеклассных мероприятий по ПДД;
 Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
 Организация работы инспекторов по ПДД;
 Общее руководство по обеспечению безопасности школьников;
 Контроль за условиями и мерами ДДТТ.
2.Функции классного руководителя в реализации программы:

Проведение мероприятий по профилактики ДДТТ;

Организация и проведение профилактической работы с родителями;

Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;
Прогнозируемый результат:
Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и
физически готовый к любой ситуации на дороге и улице.
Сроки реализации программы: 2019 – 2023 г.г.
Программа действий по реализации цели и задач
Подготовительный этап: 2019 – 2020 уч. г.
Нормативно-правовое обеспечение:
Изучение нормативных документов;
Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;
Разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;
Разработка и реализация перспективного плана мероприятий;
2. Педагогическая поддержка:
 Разработка и реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Добрая дорога»
Практический этап: 2020 – 2021 уч. г.
1.





1.
Реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Добрая дорога».
2.
Организация и проведение школьных мероприятий с учащимися и родителями.
3.
Выпуск тематических презентаций, необходимых для проведения классных часов.
4.
Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе.
Обобщающий этап: 2022 – 2023 уч. г.
1.
2.
3.
данных.
4.

Анализ работы по программе.
Подведение итогов реализации программы.
Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных
Обобщение опыта работы.

5

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Мероприятия
№
Работа с педколлективом.
Утверждение плана работы.
Совещание классных руководителей при
заместителе директора по ВР по проведению
2
месячника «Внимание, дети!» классный час
«Опасные забавы» или «Зимние каникулы»
Обеспечение качественного прохождения
3
программного материала по ПДД с 1-10класс

1

4

5

Обследование работы школы по каждому факту
ДТП
Работа с учащимися.
Комплектование отряда ЮИД

Сроки
проведения
Сентябрь
В течение
года

Сентябрь
В течение
года
Январь
В течение
года
Март –
апрель

6

«Минутки безопасности»

7

Конкурс рисунков.

8

Районный конкурс «Безопасное колесо»

9

Классные часы «Уроки дорожных манер».

В течение
года

10

Классные часы «Учим правила, играя».

В течение
года

11

Конкурс рисунков

В течение
года

12

Выпуск плакатов

13

Конкурс кроссвордов

14

15

16
17

Конкурс сочинений «С места происшествия
скрылся»
Недели безопасности перед каникулами
Работа с родителями.
Классные родительские собрания «Перед тем, как
выйти на улицу».
Внутришкольный контроль. Состояние работы
классных руководителей по изучению
ПДД

Май

В течение
года
В течение
года

Ответственные
Зам.дир по ВР
Преподавательорганизатор ОБЖ
Зам.дир по ВР
Зам.дир по ВР,
преподавательорганизатор ОБЖ, кл.
рук.
Школьный инспектор
Кл. руководители
начальных классов
Преподавательорганизатор ОБЖ
Школьный
инспектор
Школьный инспектор,
кл. рук.
Преподавательорганизатор ОБЖ кл.
рук. начальных классов
Преподавательорганизатор ОБЖ ,
кл. рук.
Преподавательорганизатор ОБЖ
Преподавательорганизатор ОБЖ

В течение
года

Учитель русского языка,
Преподавательорганизатор ОБЖ

В течение
года

Администрация,
Преподавательорганизатор ОБЖ

Каждую
четверть

Кл. руководители

В течение
года

Зам. директора по ВР

6

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по профилактике детского-дорожно-транспортного
травматизма на 2019-2020 учебный год
№

Дата

Мероприятие

Для кого

Ответственный

1

Сентябрь-май

1-11 кл

Кл. руководители

2

1-11 кл

Кл. руководители

3

В течение года
(по графику)
Сентябрь-май

Проведение месячников по
профилактике ДДТТ
Классные часы

1-5 кл

Кл. руководители

4

Сентябрь-май

1-11 кл

Зам. директора по ВР

5

Март-апрель

Смотры-конкурсы творческих
работ ―Внимание-дети!‖ « Я и
улица», « Долгожданная зима в
гости к нам пришла…»
Родительские собрания ―Улицаподросток‖ ―Родителям о
безопасности дорожного
движения‖
Смотры-конкурсы

6

В течение года

Члены клуба
―ЮИД‖
5-8 кл

Преподавательорганизатор ОБЖ
Кл. руководители

7

Сентябрь

1-4 кл

8

В течение года

9

В течение года

10

В течение года

Кл. руководители
(воспитатель ГПД)
Руководитель клуба
―ЮИД‖
Преподавательорганизатор ОБЖ
Учитель ОБЖ

11

Ноябрь

12

В течение года
(по графику)

п/п

Экскурсия по селу с целью
изучения дорожно-транспортной
обстановки и ПДД
Игра ―Азбука дороги‖, изучение
дорожных знаков
Работа отряда ЮИД по плану на
учебный год
Оформление стендов ―Светофор
Профилактика ДДТ. Оказание
медицинской помощи
Посвящение в пешеходы
(праздник)
Организация практических
занятий

1-9 кл
Члены клуба
―ЮИД‖
10-11 кл
1-ый кл
1-4 кл.
5-8 кл

Руководитель клуба
―ЮИД‖
Кл. руководители
учитель ОБЖ

7

ПЛАН
недели безопасности
День
1-й
1-й
2-й

Наименование мероприятия
Открытие недели: линейка.
День ПДД (единые уроки)
Практические занятия на транспортной площадке (по графику);
маршрутная экскурсия;
викторина «Внимание - улица»

3-й

Игра «Счастливый перекресток»

4-й

Конкурс рисунков «Я и улица», «Долгожданная зима снова в гости к
нам пришла…»,
Конкурс сказок « Волшебная страна дорожных знаков»
Конкурс презентаций по ПДД
работа «Школы светофорных наук»,
конкурс рисунков
Патрулирование;
единый классный час «Знай и выполняй правила движения»;
Подведение итогов недели

5-й

Класс
1-11
1-11
1-4
5-7
8-9
1-4
8-9
1-5
3-5
8-11
1-4
8-9
1-9

8

ПЛАН
недели безопасности в начальной школе
Дата

Содержание
Беседы-двадцатитиминутки
безопасности поведения на улицах

о

Контрольные диктанты (по материалам
ПДД).
Проведение родительских собраний по
вопросам
предупреждения
детского
дорожно-транспортного травматизма
Беседы по вопросам предупреждения
ДДТТ, неосторожного поведения на льду,
воде, небрежного обращения с
незнакомыми предметами
Конкурс рисунков «Я и дорога»,
«Долгожданная зима снова в гости к нам
пришла…»
Занятия с учащимися по отработке
профилактических навыков поведения на
дороге
Открытые уроки по ПДД

нампришла пришла…»

Классы
1-4

Ответственные
Учителя начальных классов и
классные руководители

1-4

Учителя начальных классов

1-4

Классные руководители

1-4

Классные руководители, воспитатели ГПД

1-4

Учитель ИЗО; учителя начальных
классов

1-4

Классные руководители, воспитатели ГПД

1-4

Классные руководители

9

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/Маркова Сон Ок/
«20» августа 2019 год

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТРЯДАХ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Отряды юных инспекторов движения (ЮИД) - добровольные объединения
школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой
общей культуры, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации
пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего
возраста.
1.2. Основными задачами отрядов ЮИД являются:
активное содействие школе в выработке у школьников активной жизненной
позиции;
- изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками
проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организации этой
работы среди детей;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях.
1.3. Отряды юных инспекторов движения создаются из числа школьников в
общеобразовательных школах по месту жительства детей и подростков органами
образования.
1.4. Администрация общеобразовательной школы назначает организатора работы: с
отрядом ЮИД преподавателя-организатора ОБЖ.
1.5. Подготовка руководителями отрядов юных инспекторов движения осуществляется
органами образования.
2. Основные направления работы отрядов ЮИД
2.1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических,
боевых и трудовых традициях полиции, формирование у них правосознания, гуманного
отношения к людям, чувства товарищества.
2.2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания
первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с
оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
2.3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного
движения в школах, детских садах.
2.4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях агитбригад.
2.5. Овладение техническими знаниями.
2.6. Организация работы с юными велосипедистами.
3. Структура и организация работы отрядов юных
инспекторов движения
3.1. Членами отрядов ЮИД могут быть учащиеся, которым исполнилось 10 лет,
изъявившие желание активно участвовать в работе отрядов ЮИД.
3.2.
Отряд создается при наличии не менее 10 человек и может делиться на
отделения.

10

3.3. Прием в члены ЮИД производится на основе устного заявления на сборе отряда.
Со всеми вновь принятыми школьные общественные инструкторы проводят занятия.
3.4. Повседневное руководство работой отряда юных инспекторов движения
осуществляет штаб ЮИД, избираемый на общем собрании отряда. Штаб из своего состава
избирает командира отряда и утверждает командиров отделений.
4. Обязанности и права юного инспектора движения
4.1. Юный инспектор движения обязан:
- Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах
отряда, своевременно и точно выполнять задания.
- Изучать Правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении.
- Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по
пропаганде правил безопасного движения на дороге.
Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в
предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
- Укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической культурой и
спортом.
4.2. Юный инспектор имеет право:
- Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и
вносить соответствующие предложения.
- Избирать и быть избранным в штаб отряда юных инспекторов движения.
- Участвовать в патрулировании улиц по соблюдению Правил дорожного движения,
организации безопасного досуга детей и подростков.
4.3. Юный инспектор может награждаться за активную работу в отряде грамотами,
нагрудными значками, ценными подарками.

11

ПЛАН
занятий с отрядом юных инспекторов движения
Занятия с юными инспекторами движения проводит общественный инспектор по
безопасности движения 2 раза в месяц.
Занятие № 1 (сентябрь).
Положение об отрядах юных инспекторов движения. Определение структуры отряда.
Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Выбор девиза, речевки.
Разучивание песни «Марш юных инспекторов движения».
Занятие № 2 (сентябрь).
История развития автомототранспорта.
Проблемы безопасности движения.
Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды.
Правила дорожного движения в нашей стране.
Провести с учащимися 1-4 классов беседы о развитии отечественного
автомобилестроения. Предложить детям нарисовать различные автомобили, автобусы,
мотоциклы.
Занятие № 3 (октябрь).
Элементарные вопросы теории движения автомобиля - разгон, торможение, занос.
Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя.
Задание: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы
провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части дороги
перед приближающимся транспортом.
Занятие № 4 (октябрь).
Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и
пешеходов.
Задание: изучить общие обязанности участников движения. Изготовить макет
дорожного знака «Пешеходный переход» и провести с детьми 1-4 классов беседу об этом
знаке.
Начертить с детьми перекресток (или воспользоваться транспортной площадкой) и
изучить с детьми правила перехода улицы.
Занятие № 5 (ноябрь).
Правила дорожного движения. Разметка части дороги. Места перехода улицы.
Перекрестки и их виды. Островки безопасности.
Задание: изучить разметку проезжей части. Вывести детей на экскурсию на
ближайший перекресток и объяснить наглядно.
Занятие № 6 (ноябрь).
Организация дорожного движения в селе, городе. Планирование дорожной сети в
городе. Развитие технических средств регулирования.
Провести беседу с младшими школьниками «Какими станут улицы нашего города».
Занятие № 7 (декабрь).
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение
сигналов светофора. Поведение пешеходов на регулируемых перекрестках. Спецмашины.
Задание: изучить фазы цикла светофора.
Провести занятие с детьми «Трехцветный друг». Изготовить модель действующего
светофора и продемонстрировать ее работу в начальных классах.
Занятие № 8 (декабрь).
Правила дорожного движения, дорожные знаки, их группы. Значение отдельных
знаков. Установка дорожных знаков.
Задание: в рабочей тетради зарисовать дорожные знаки, написать и выучить их
название.

12

Занятие № 9 (январь).
Сигналы регулировщика, тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение
за работой регулировщика на перекрестке.
Задание: отработать все сигналы регулировщика. Изготовить жезлы на весь отряд.
Провести в младших классах занятие «Регулировщик - постовой».
Занятие № 10 (январь).
Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств.
Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных
переездов.
Задание: с помощью макета усвоить принципы проезда перекрестка. Провести в
детских садах игру «Мы на перекрестке».
Занятие № 11 (февраль).
Права, обязанности и ответственность граждан за нарушение правил движения.
Задание: выпустить газету «Светофор».
Занятие № 12 (февраль).
История ГИБДД. ГИБДД на страже безопасности движения. Роль отрядов ЮИД в
решении вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Занятие № 13 (март).
Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.
Задание: нарисовать в тетради номерные, опознавательные и предупредительные
знаки, надписи и обозначения.
Провести в младших классах утренник «Светофор - твой друг».
Занятие № 14 (март).
Устная пропаганда правил дорожного движения среди учащихся и дошкольников.
Подготовка и проведение бесед. Проведение игр по безопасности движения.
Задание: в тетради придумать и записать текст беседы, игры по правилам движения.
Занятие № 15 (апрель). Правила движения для велосипедистов.
Задание: Взять на учет всех велосипедистов, провести с ними теоретические и
практические занятия, зачеты (кому исполнилось 14 лет) с выдачей «Удостоверения
велосипедиста».
Занятие № 16 (апрель).
Оформление уголка безопасности движения. Роль кабинета безопасности в пропаганде
правил движения.
Задание: оформить «уголки безопасности» в младших классах
Занятие № 17 (май).
Документация отряда юных инспекторов движения. График патрулирования,
контроль.
Задание: провести рейды «Юный пешеход» и «Юный велосипедист».
Профилактическая работа с нарушителями.
Занятие № 18 (май).
Зачет по программе ЮИД. Оформление дневника отряда ЮИД о проделанной работе.
Задание: провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в младших классах и
детских садах.

13

РЕКОМЕНДАЦИИ
в помощь организаторам работы образовательного учреждения по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма
С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности
движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения:
водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения - важная
государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей,
которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и
которым предстоит жить при несравненно большой интенсивности автомобильного
движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения,
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные
сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять
своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность
возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они
безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются
на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на
детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с
самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.
Для того чтобы наладить работу по профилактике ДДТТ в каждой школе, необходимо
создать и организовать работу отрядов юных инспекторов движения.
Юные инспектора движения - это школьники, которые проводят большую работу по
пропаганде правил дорожного движения дошкольников и младших школьников.
ЮИДовцы используют в своей деятельности для пропаганды правил дорожного
движения различные формы работы: организуют беседы, конкурсы «Красный, желтый,
зеленый», выступления агитбригад «Светофор», игры с малышами, соревнования
велосипедистов и многое другое.
Отряд ЮИД планирует работу на год. Работу ЮИД следует организовывать таким
образом, чтобы учащиеся чувствовали важность ее для школы. Нарушения учащимися
правил дорожного движения не должны оставаться без внимания. Их необходимо
обсудить на сборах отрядов, собраниях класса и т. д.
Если было допущено особо грубое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожнотранспортного происшествия, в результате которого учащийся получил травму или погиб,
необходимо, чтобы это дорожное ЧП получило широкий резонанс. Линейка, беседы в
каждом классе, «молния» или «тревожный сигнал» в уголке отряда ЮИД, сигнал
ОГИБДД - вот далеко не полный перечень мер, которые должна принять школа по случаю
конкретного дорожного происшествия.
Эффективным воспитательным средством является приглашение нарушителей правил
дорожного движения в штаб отряда ЮИД. Члены штаба должны проверить, знает ли
учащийся правила, почему допустил нарушение, в случае необходимости ученику дается
срок, в течение которого он должен повторить правила дорожного движения.
Если же учащийся несмотря на неоднократные замечания отряда продолжает
нарушать правила дорожного движения, то администрация школы должна вмешаться,
призвав его к порядку. Члены штаба могут также побывать дома у нарушителя. Бывает,
родители оправдывают поведение дочери или сына, не желая понять, что в результате
подобных нарушений их сын или дочь могут поплатиться своим здоровьем или жизнью. В
этом случае педагогический коллектив образовательного учреждения должен вести

14

разъяснительную работу с родителями. Если же и это не дает результатов, то можно
обратиться за помощью в ОГИБДД.
Особое внимание необходимо обратить на безопасность движения первоклассников,
изучить с ними маршруты от дома до школы, организовать сопровождение их через
перекрестки родителями, юными инспекторами движения.

15

ПРОВЕДЕНИЕ «ДВАДЦАТИМИНУТОК» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ДОРОГЕ
«Двадцатиминутка» - занятие-напоминание по безопасности дорожного движения,
которое проводится два раза в месяц (1,3 вторник месяца).
Примерный перечень вопросов для проведения «двадцатиминуток»:
Почему надо переходить дорогу только на перекрестке и на пешеходном переходе?
Почему опасно перебегать дорогу?
Почему опасно переходить дорогу наискось?
Что означает надпись «Опасно на повороте», написанная на задней части автобуса?
Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
Чем опасны кусты и деревья на дороге?
Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются две встречные машины?
Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет
остановиться?
Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?
Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?
Как определить, далеко или близко машина?
Опасно ли школьнику на той стороне улицы увидеть товарища, подругу или родных?
Почему?
Как определить, что машина собирается повернуть направо?
Почему опасно ходить по улицам группами?
Чем опасен для пешехода момент, когда машина обгоняет другую?

16

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - работа с
родителями.
Исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у
кого нет автомобиля) не знают правил дорожного движения. Многим родителям
неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде,
основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо
раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям
(ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где
их дети гуляют самостоятельно.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей
безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах.
Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы
должен обеспечить и работу с родителями. Предлагаются три формы занятий: лекции,
проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых
входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и
дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха,
имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом
каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения
транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда
предоставлены сами себе.
На занятиях педагог дает следующие установки родителям:
• постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых
зонах, идут по тротуару;
• при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и
разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
На лекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
целесообразно привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая
вместе с родителями их причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям,
умениям и навыкам безопасного поведения школьников на улицах и дорогах нужна для
того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.
Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой,
убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома.
Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их
индивидуальных различий и уровня психического развития. Беседы проводятся в форме
вопросов и ответов и рекомендаций родителям.

17

ПЛАН
работы с родителями учащихся образовательного учреждения по безопасности
дорожного движения на учебный год
№ п/п
1

2

3

4

Мероприятие

Сроки

Проведение тематических родительских
собраний по классам 4 возрастных
групп.1-4 классы
1. Основные правила поведения на улицах,
дорогах. Дорожно-транспортный
травматизм
2. Где можно играть?
3. Перекрестки. Правила перехода улиц,
дорог.
4. Мы — пассажиры

1 раз в
четверть

5-6 классы
1. Наш город, район.
2. Причины дорожно-транспортных
происшествий.
3. На железной дороге.
4. Пешеходные и велосипедные маршруты
7-9 классы
1. Поведение учащихся при дорожнотранспортном происшествии.
2. Правила движения - закон улиц и дорог.
3. Правила пользования транспортными
средствами.
4. Требования к движению велосипедистов

Ответственные
Классные
руководители

Сентябрь
Ноябрь
Январь
Апрель

Преподавательорганизатор ОБЖ,
классные
руководители
Классные

Сентябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
Сентябрь

руководители,
Преподавательорганизатор ОБЖ
Классные
руководители

Ноябрь
Январь
Апрель

5

Индивидуальные консультации психологов
В
Социальный педагог
для родителей детей с ослабленным
течение года
вниманием и памятью

6

Деловая игра «Тема»

Февраль

Зам. директора

7

Игра «Счастливый случай» (учащиеся 7-10
классов)
Игра для учащихся 6—8 классов
«Велосипедное движение в городе»
Родительский лекторий.
1-4 классы:
1. Психофизиологические особенности
детей младшего школьного возраста.
2. История дорожных знаков, их
назначение.
3. Пешеход, переходы, остановка
транспорта общего пользования.
5-6 классы:
1. Особенности восприятия пространства у
детей.
2. Основные понятия о теории движения
транспортных средств, их технические

Апрель

Классные
руководители
Преподавательорганизатор ОБЖ

8
9

Май

Октябрь

Социальный педагог

Декабрь

Классные
руководители,
Преподавательорганизатор ОБЖ

Март
Октябрь

Социальный педагог

Декабрь

Преподавательорганизатор ОБЖ

18

возможности.
3. История правил дорожного движения
для пешеходов, пассажиров.
7-9 классы:
1. Особенности поведения детей на
дорогах.
2. Движение на автомагистралях.
3. Психологические проблемы регуляции
поведения на дорогах

Март

Классные
руководители

Октябрь

Социальный педагог

Декабрь

Преподавательорганизатор ОБЖ
Преподавательорганизатор ОБЖ

Март

19

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебных занятий с родителями
№
п/п
1

2
3

4

5

Тема

Форма
занятий

Профилактика
детского
транспортного травматизма
Типичные
ошибки
школьников на улицах

в

дорожноповедении

Родительские собрания
Родительские собрания

Взаимодействие семьи и школы в
организации воспитательной работы и
обучении
детей
безопасному
и
правопослушному поведению на улицах,
дорогах и в транспорте
Возрастные и психофизиологические
особенности поведения школьников на
улицах и на дорогах

Родительские собрания
Индивидуальная работа с родителями

Основные дорожные понятия. Знания,
умения, навыки и привычки безопасного и
правопослушного поведения детей на
улицах, дорогах и в транспорте

Родительские собрания

Родительские собрания

20

Анкетирования родителей
«Безопасность вашего ребенка на дороге»
В о п р о с 1. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?
В о п р о с 2. Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и
обратно?
В о п р о с 3. Какова роль семьи в воспитании безопасного поведения детей на дороге?
Или этим должна заниматься школа?
В о п р о с 4. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении
правил дорожного движения?
В о п р о с 5. Бывает иногда так, что ваш ребенок «преподает» вам урок безопасного
поведения на дороге?

21

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы всегда заняты своими делами и заботами, всегда испытываете нехватку времени. И
все-таки... Несмотря на свои заботы, не забывайте о тех, кто нуждается в вашей помощи,
совете.
Ежегодно на дорогах области погибает более 40 и травмируется около 500 детей.
Вдумайтесь в эти страшные цифры. Вдумайтесь в смысл горьких слов: «Ребенок погиб
под колесами автомобиля», «Ребенок остался инвалидом в результате полученного увечья
в дорожном происшествии».
Бывает, что беда на дороге происходит из-за бесконтрольности родителей, их
беспечности. В том, что дети становятся инвалидами, лишаются счастливого детства,
повинны в большинстве случаев взрослые.
Вот почему, обращаясь сегодня к вам, мамы и папы, мы хотим напомнить: всякий раз,
когда вы отправляете ребенка на улицу, напоминайте ему о правилах дорожного
движения. Полезно задать, например, такие вопросы: «А как бы ты перешел дорогу на
нерегулируемом перекрестке?», «Как надо вести себя на остановке автобуса?» или «Где
лучше всего кататься на велосипеде?». Пусть ребенок подумает, попытается сам найти
правильное решение. Если он не прав, объясните ему ошибку, наведите на правильный
ответ.
И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Товарищи родители! Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том,
что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:
- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;
- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным
движением;
- неправильно обходят стоящий транспорт;
- играют на проезжей части дорог;
- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.
В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и
осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и
ежедневно.
Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте
правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.
Находясь на улице с ребенком:
- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным
шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить
безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что
при переходе улицы разговоры излишни.
- Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что
идете строго поперек улицы.
- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если
ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии

22

тротуаров.
- Если вы приучите детей ходить где придется, никакая школа не будет в силах его
переучить.
- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в
противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице:
показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой
скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для
осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если
ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно
улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.
- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы
обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при
попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребенка смотреть:
- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он
поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть
доведено до автоматизма.
- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны
находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за
другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.
- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как
обстановка на дороге, улице может измениться. Иногда ребенок смотрит, но не замечает,
например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и
быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:
- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно
выезжающую из-за него попутную машину.
- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него другую машину.
- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться
своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда
он сможет предвидеть ее.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».