ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЗАИКА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта 1, тел.: 8(42432)43082, факс: 8(42432)44130, e-mail: ugl-school-65@yandex.ru

Принята на заседании
педагогического совета
от «29» августа 2022г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №5
г. Углегорска
____________ Маркова Сон Ок
Приказ 300-А от 29.09.2022
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МОЗАИКА»

Уровень программы: стартовый
Направленность программы: художественно-эстетическая
Возраст учащихся:10-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
Александрова О.В.
дополнительного образования

Педагог

2022-2023 г.г.

Оглавление

1. Классификация программы
2. Список участников кружка
3. Пояснительная записка
4. Содержание программы
5. Календарно-тематическое планирование
6. Результаты обучения
7. Используемая литература.

Список участников кружка

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

класс

Фамилия, имя

Классификация программы



Тип: дополнительная образовательная программа



Вид: модифицированная



Уровень: общеразвивающий



Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры



Форма: развивающая художественную одаренность, профессионально-прикладная



Общеобразовательная область: музыка



Направленность – художественно-эстетическая



По возрастному принципу – разновозрастная (10-12 лет)



Срок реализации – 1 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыка начинается с пения»
Статус документа
Планирование составлено с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа будет реализовываться в рамках внеурочной деятельности.

Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное
богатство красок и различных оттенков. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии,
погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить
ребят к вокальному искусству. Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Цель программы: развитие музыкальных способностей воспитанников в хоровом и сольном пении.
Основные задачи в работе:
- заинтересовать воспитанников музыкальным искусством;
- привить любовь к хоровому и сольному пению, а так же навыки сценического поведения;
- обучать детей чёткой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
- развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, интонацию).

Нормативно-правовая база:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
-Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.05.2014 N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
-Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
программ»);
-Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 N 03-1235 «О методических рекомендациях».

-«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой
28.06.2019 N МР-81/02вн)

Общая характеристика кружка
В концепции современного российского образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания.
Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному
образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей.
Программа кружка «Вокал» направлена на духовное развитие детей, одарённых голосом, интересующихся вокальным пением и имеет
художественно-эстетическую направленность.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и
ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации,
движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические
блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества
отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального
материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения
и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к
систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их
одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио.
Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей,
комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений
культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и
память. Специальное время следует уделять на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры
воспитанников. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных средствах и средствах
исполнительских. Воспитанники должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать
их исполнение. Работа педагога на занятии должна быть направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал воспитанники
воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Дети учатся воспринимать красоту звучания музыки, что служит основой для
развития у них художественного вкуса.

Место учебного курса «Мозаика» в плане дополнительной деятельности.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу, 136 часов в год. Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе
которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых
случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено. В результате
специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полётность.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Преподавание занятий в вокально – хоровой деятельности способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию
интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их
патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт
свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную
работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично

развитой личности ребёнка. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по
музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое
направление состоит из 11 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые
реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется со 2 года обучения). Основное содержание программы
позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает
целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это
сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное
внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Программа включает следующие разделы:
Раздел I. Вокальная работа.
1. Певческая установка.
2. Работа над дыханием.
3. Работа над звуком.
4. Артикуляция
5. Работа над дикцией.
Раздел II. Распевание
6. Вокально-интонационные упражнения.
7. Фонопедическая система В.Емельянова.
Раздел III. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.

8. Ансамбль.
9. Строй
10. Стили хоровых произведений.
11. Разучивание хоровых произведений.

Раздел 1. Вокальная работа в хоре.
Тема 1. Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника
безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.

Тема 2. Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания
в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в
звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание.

Тема 3. Атака звука.
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.

Тема 4. Артикуляция.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого
и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок).
Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип.
Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Тема 5. Дикция.
Освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, при помощи различных скороговорок, упражнения на различные сочетания
согласных с гласными.

Раздел 2. Распевание хора.
Тема 6. Система упражнений.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнения на развитие дыхания.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов.
Расслабление в работе гортани.
5. Вокально- интонационные упражнения.

Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Тема 8. Ансамбль.
Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая
одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.
Тема 9. Строй.
Строй: мелодический и гармонический. Особенности тонов, полутонов. Пение a capella. Канон. Двухголосие. Воспитание унисона,
мелодический гармонический слух

Раздел 4. Хоровой репертуар.
Тема 10. Стили хоровых произведений.
Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Исполнение русских
народных песен, произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей.

Тема 11. Разучивание хоровых произведений.
Язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения». Работа с нотным текстом. Анализ словесного
текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При
разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора.

Планируемые результаты.
Личностные
Чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы,
города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками;
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
этических чувств;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его
функций в жизни человека и общества.
Метапредметные
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных
формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во
внеурочной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
Предметные
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции,
классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Виды и формы контроля:




концерты;
выступления уч-ся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля;
выступления уч-ся в мероприятиях городского, районного, областного, всероссийского и международного уровня;




участие в муниципальных фестивалях патриотической песни, хоровых фестивалях;
различные музыкальные викторины.

Формы и режим занятий:
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после
уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;

– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.

Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими
движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при
их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по
жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень
детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате обучения пению обучающийся узнают:
1. музыкальную грамоту;
2. жанры и стилевое многообразие вокального искусства;
3. выразительные средства, особенности музыкального языка;
4. основные умения и навыка вокальной деятельности.

получит возможность научиться:
1.петь в высокой певческой позиции, правильно открывая рот;
2. владеть однородностью звучания регистров;
3. петь крепким звуком в средней тесситуре;
4. свободно владеть певческим диафрагмальным дыханием;
5. грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

6. петь в хоровом ансамбле;
7.уверенно интонировать большие, малые и чистые интервалы, трезвучия и их обращения;
8.выразительно исполнять произведения исходя из их содержания и характера;
9. владеть правилами поведения на сцене.
10. принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

К концу учебного года приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и
кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм. Обозначается вокальная
принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные
произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения.
Повышается исполнительское мастерство.

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.
• Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.
• Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое
называется «сцена».
• Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что
немаловажно, улыбнитесь и вперед.
• Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного
возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.
• Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении
сохранять внешнее спокойствие.
• Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть,
тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
• Стройте программу вашего концерта понарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь
организм успевал немного отдохнуть.
• Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
• Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
• Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
• Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально
к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
• Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как
при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это
только в том случае, если этого требует образ.

• Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее
выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

VII. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
СД - проигрыватель, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Фонотека.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Микрофоны.
6. Зеркало.
7. Шумовые инструменты
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.

Список литературы

1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей //
Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки»,
2007.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки»,
2007.
8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

V. техническое содержание программы на 2022-2023 уч. год

№

Наименование разделов и тем

3

Пение упражнений на интонирование, работа над
тональностью
Работа над художественным образом, пение соло,
дуэтом, трио
Музыкальные этюды

4

Итоговое занятие.

1
2

Итого:

№
1
2
3
4
5
6
7

Количество часов
теория

практика

общее

8

48

56

8

48

56

6

16

22

___

___

2

22

112

136

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2022-2023 уч.год
дата
Тема
Введение. Знакомство с планом работы на год. Повторение основных правил пения. Инструктаж
по технике безопасности.
Пение учебно – тренировочного материала. Повторение песенного репертуара. Разбор песни
«Учитель» и «Спасибо учитель».
Разучивание песни «Учитель» и «Спасибо учитель».
Разбор песни «Учительница» (муз. Ю.Чичкова, сл. К.Ибряева). Исполнение попевок.
Работа над песнями «Учитель» и «Спасибо учитель».
Разбор песни из репертуара группы «Дочки» «Мама»
Работа над мелодической линией в песне «Мама» и «Озорное детство».

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки исполнения сидя и
стоя.
Работа над песнями «Учитель» и «Спасибо учитель».
Подготовка к выступлению на школьном празднике ко Дню учителя.
Работа над художественным образом в песне «На крыльях мечты» и над ритмом и мелодией в
песне «Мы вместе» (А.Ермолова).
Разбор песни «Быть человеком» (сл. и муз М.И.Ножкина) и «Переходный возраст» (сл. и муз.
А.Петряшевой).
Работа над песнями «Быть человеком» и «Переходный возраст».
Разбор песен «Мама, ты на свете лучше всех» и «Свободная птица» (сл. и муз. А.Петряшевой)
Работа над мелодической линией в песне «Мама, ты на свете лучше всех» и «Свободная птица».
Разбор песен «Моя музыка» (сл. и муз. А.Петряшевой) и «Расцветай, моя Россия» (сл. и муз
И.Филимоновой)
Подготовка к школьному концерту ко Дню матери.
Работа над песнями «Моя музыка» и «Расцветай, моя Россия»
Работа над звуковедением в песнях «Моя музыка» и «Расцветай, моя Россия»
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Работа над песнями «Паровоз-букашка» и «Детская мечта».
Подготовка к школьному концерту ко Дню матери.
Музыкальный звук. Высота звука
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох в процессе пения.
Мягкая атака звука. Естественный свободный звук без крика и напряжения.
Формирование чувства ансамбля
Формирование сценической культуры
Подготовка к концерту
Репетиции концерта
Концерт, посвященный юбилею школы
Подготовка к Новогоднему празднику

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Подготовка к Новогоднему празднику
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения. Подготовка к конкурсу «Виктория»
Различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное в
медленных). Подготовка к конкурсу «Виктория»
Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
Работа над звукоизвлечением и чистотой интонирования. Подготовка к конкурсу «Виктория»
Пение легато. Пение нон легато. Подготовка к конкурсу «Виктория»
Работа над ровным диапазоном. Подготовка к конкурсу «Виктория»
Работа над умением использовать головной и грудной регистр
Работа над умением использовать головной и грудной регистр. Подготовка к 23 февраля
Работа над умением использовать головной и грудной регистр. Подготовка к 23 февраля
Работа над дикцией и артикуляцией. Подготовка к 23 февраля
Работа над дикцией и артикуляцией. Подготовка к 23 февраля
Работа над дикцией и артикуляцией
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять,
стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
Подготовка к празднику 8 Марта
Подготовка к празднику 8 Марта
Подготовка к празднику 8 Марта
Формирование чувства ансамбля
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших
длительностей (четверть, восьмая, половинная)
Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим
рисунком
Навыки пения двухголосия песен без сопровождения
Формирование сценической культуры
Навыки пения двухголосия песен без сопровождения
Навыки пения двухголосия песен без сопровождения

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Навыки песен трёхголосных песен под музыкальное сопровождение и без сопровождения
Навыки песен трёхголосных песен под музыкальное сопровождение и без сопровождения
Развитие сценических, артистических способностей обучающихся, их умения согласовывать
пение с ритмическими движениями.
Подготовка к празднику 9 Мая
Работа с фонограммой. Развитие навыка исполнения под фонограмму.
Подготовка к празднику 9 Мая
Подготовка к празднику 9 Мая
Работа с фонограммой. Развитие навыка исполнения под фонограмму.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Сценический
образ, сценический макияж.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Сценический
образ, сценический макияж.
Закрепление основных навыков пения: дыхание, дикция, певческая установка, фразировка
Закрепление основных навыков пения: дыхание, дикция, певческая установка, фразировка
Отчетный концерт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».