Аннотация к примерной рабочей программе по русскому языку.2 класс pdf

Аннотация к примерной рабочей программе по русскому языку
2 класс
Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического развития во 2 классе.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Требования к обучающимся с ЗПР во втором классе в определенной мере усложняются за счет
возрастания объема и сложности изучаемого материала, их учебно-познавательная деятельность
еще находится на низком уровне сформированности. Это означает, что обучающийся не имеет
достаточной психологической готовности к самостоятельным учебным занятиям, работе с
учебником, поиску дополнительных источников информации. Он по-прежнему испытывает
трудности понимания и организации деятельности, нуждается в поддержании и направленном
развитии формирующейся учебной мотивации, познавательного интереса.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических
принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи
теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения. Программа адаптирована
не через содержание работы, а через формы взаимодействия с ребѐнком. Предусматривается
индивидуальный подход в обучении.
Учитывая, что материал в учебнике дан избыточно, при подготовке к уроку учитель должен
дифференцированно подойти к его отбору с учетом возможностей класса в целом и особенностей
отдельных учеников.
При изучении программы по предмету «Русский язык» рекомендуется использовать учебник
«Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Объем и характер заданий к тексту следует строго индивидуализировать. Необходимо заранее
планировать индивидуальную работу: предлагать облегченные по объему варианты заданий,
учить отыскивать в тексте нужные слова, выражения или отрывки. В случае, если содержащиеся
в учебнике вопросы трудны для детей, необходимо продумать более «мелкие» вопросы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык»
оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующим их дескрипторам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с
инструкцией учителя);
 старательности;
 подчинении дисциплинарным требованиям;
 адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
 стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
 порядке в учебных принадлежностях;
 бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
 выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
 проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
 владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
 грамматически правильной речи;
 овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;

 возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях
(монологические умения);
 стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
 невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
 умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
 умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе
представлений о нравственных нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
 желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
 способности следить за своим внешним видом.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
 умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
 возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего
замысла;
 умении справедливо распределять обязанности в паре;
 умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
 умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
 умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
 умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности
(ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.);
 осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в
деятельности);
 осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
 осознании затруднений (не понимаю, не успел);
 возможности анализировать причины успехов и неудач;
 разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
 умении самостоятельно использовать вспомогательные средства (карточки, опорные схемы,
алгоритмы правил) в затруднительных учебных ситуациях;
 умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к
себе.
Метапредметные результаты для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,
коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
 возможности самостоятельно прочитать и понять текст задания;
 умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для правильного написания
орфограмм;
 умении определять части речи по вопросам, различать главные и второстепенные члены
предложения;
 умении классифицировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, ударные и
безударные гласные звуки;
 умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
 находить нужную информацию в словарях учебника;

 умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках
русского языка;
 осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
 сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в словосочетаниях и
предложениях;
 умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать
объекты: гласные и согласные звуки, части речи, главные и второстепенные члены предложения;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в
слове гласных, столько и слогов.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
 понимании инструкции, предложенной классу;
 удержании инструкции;
 умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий);
 умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к
каждому осваиваемому учебному действию);
 умении выслушивать не перебивая;
 умении сопоставлять результат с образцом;
 умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
 умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
 умении рассказывать о событии;
 умении решить спор договоренностью;
 умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
 умении аргументировать свое мнение;
 умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
 способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял,
забыл, не постарался, не успел);
 стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием
(инициативность);
 беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
 беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую
оценку);
 умении адекватно оценить свое поведение;
 умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
 готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Предметные результаты. В конце 2-го класса обучающийся:
 под руководством учителя определяет тему текста, выделяет его части, придумывает заголовок;
 под руководством учителя различает главные и второстепенные члены предложения;
 различает гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и
безударные гласные, правильно произносит звуки и называет буквы, соотносит количество звуков
и букв в словах;
 обозначает на письме мягкость согласных звуков мягким знаком (ь);
 соблюдает правила переноса слов по слогам;
 правильно пишет слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн;
 раздельно пишет предлоги со словами;
 пишет заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях
населенных пунктов, улиц;
 использует заглавную букву в начале предложения, ставит в его конце точку;
 списывает слова и предложения с печатного и рукописного текста;











пишет под диктовку текст;
проверяет правильность написанного;
под руководством учителя восстанавливает деформированный текст;
составляет предложения из отдельных слов и на заданную тему;
различает имена существительные, глаголы, прилагательные, ставит к ним вопросы;
образует множественное число существительных, прилагательных, глаголов;
различает в учебнике задание, образец, слова для справок, правило;
составляет тексты по иллюстрациям и на заданную тему;
употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.

Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
 участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему,
соблюдать основные правила речевого поведения);
 строить предложения для решения определѐнной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос,
для выражения своего собственного мнения);
 (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в
соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
 различать устную и письменную речь;
 различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
 анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
 понимать тему и главную мысль текста (при еѐ словесном выражении), подбирать заглавие к
тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность
частей текста;
 читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
 составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку
(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
 соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях
учебника;
 озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
 распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
 замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
 составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту
детей тему (после предварительной подготовки);
 находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
 составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
на определѐнную тему;
 составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещѐнных в учебнике);
 письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по
вопросам;
 проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
 различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки
в слове и вне слова;
 определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный –
безударный, согласный твѐрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий,
парный – непарный (в объѐме изученного);
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
 понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
 анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
 определять функции букв е, ѐ, ю, я в слове;
 определять способы обозначения буквами твѐрдости-мягкости согласных и звука [й’];
 определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по
слоговому составу;
 определять ударный и безударные слоги в слове;
 правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
 использовать знание алфавита при работе со словарями;
 определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ѐлка,
маяк;
 находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (моряк, ѐж, лось, друг, сказка);
 произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов
определѐн орфоэпическим словарѐм учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике
алгоритма;
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким
знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
 применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и
орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие,
мягкие и твѐрдые и др.);
 пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами,
знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
 осознавать слово как единство звучания и значения;
 выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;
 различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
 иметь представление о синонимах и антонимах;
 распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
 подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
 наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
 наблюдать за словами, употреблѐнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
 выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;

 на

практическом уровне распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении
(простые случаи);
 замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении;
 пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные
слова»;
 владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других
(неоднокоренных) слов;
 распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные
(однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
 определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой
определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
 различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
 различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
 подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне
слова.


Морфология
Обучающийся научится:
 различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы,
на которые они отвечают, и соотносить их с определѐнной частью речи;
 находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя
существительное, имя прилагательное, глагол;
 находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать
одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные по вопросам «кто»? и «что?»,
собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имѐн
существительных;
 находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму
числа имѐн прилагательных, роль в предложении;
 находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа
глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и
употребление в речи;
 находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
 подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
 различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков,
определять их синтаксическую функцию в предложениях;
 выявлять принадлежность слова к определѐнной части речи на основе усвоенных признаков,
определять признаки частей речи;
 различать имена существительные, употреблѐнные в форме одного числа (ножницы, кефир);
 выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
 использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
 пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:

 различать

текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять
предложения из речи;
 определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца
предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
 сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на
содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов,
знаки конца предложения;
 находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
 различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
 устанавливать связи слов между словами в предложении;
 соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
 восстанавливать деформированные предложения;
 составлять предложения по схеме, рисунку, на определѐнную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
 опознавать предложения распространѐнные и нераспространѐнные; составлять такие
предложения, распространять нераспространѐнные предложения второстепенными членами;
 находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
 раздельное написание слов в предложении;
 написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и
без ударения);
 отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
 перенос слов;
 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
 проверяемые безударные гласные в корне слова;
 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе
удвоенные буквы согласных;
 разделительный мягкий знак (ь);
 знаки препинания конца предложения (. ? !);
 раздельное написание предлогов с именами существительными;
 раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
в) безошибочно списывать текст объѐмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объѐмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая
орфограмма»;
 определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
 разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
 обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем
словах;
 применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
 пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке
написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».