Аннотация к примерной рабочей программе по русскому языку 2 класс Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического развития во 2 классе. Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Требования к обучающимся с ЗПР во втором классе в определенной мере усложняются за счет возрастания объема и сложности изучаемого материала, их учебно-познавательная деятельность еще находится на низком уровне сформированности. Это означает, что обучающийся не имеет достаточной психологической готовности к самостоятельным учебным занятиям, работе с учебником, поиску дополнительных источников информации. Он по-прежнему испытывает трудности понимания и организации деятельности, нуждается в поддержании и направленном развитии формирующейся учебной мотивации, познавательного интереса. Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения. Программа адаптирована не через содержание работы, а через формы взаимодействия с ребѐнком. Предусматривается индивидуальный подход в обучении. Учитывая, что материал в учебнике дан избыточно, при подготовке к уроку учитель должен дифференцированно подойти к его отбору с учетом возможностей класса в целом и особенностей отдельных учеников. При изучении программы по предмету «Русский язык» рекомендуется использовать учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Объем и характер заданий к тексту следует строго индивидуализировать. Необходимо заранее планировать индивидуальную работу: предлагать облегченные по объему варианты заданий, учить отыскивать в тексте нужные слова, выражения или отрывки. В случае, если содержащиеся в учебнике вопросы трудны для детей, необходимо продумать более «мелкие» вопросы. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты освоения для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык» оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующим их дескрипторам: Освоение социальной роли ученика проявляется в: соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя); старательности; подчинении дисциплинарным требованиям; адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя; стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе; порядке в учебных принадлежностях; бережном отношении к учебникам, школьному имуществу; выполнении порученных учителем заданий неучебного характера; проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований). Сформированность речевых умений проявляется в: владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения); грамматически правильной речи; овладении чтением и письмом для реализации коммуникации; возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения); стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать). Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать; невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении); умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях; умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных нормах и справедливости. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя; способности следить за своим внешним видом. Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику; возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла; умении справедливо распределять обязанности в паре; умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью; умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения; умении проявлять внимание к настроению партнера по общению. Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.); осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности); осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); осознании затруднений (не понимаю, не успел); возможности анализировать причины успехов и неудач; разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога; умении самостоятельно использовать вспомогательные средства (карточки, опорные схемы, алгоритмы правил) в затруднительных учебных ситуациях; умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе. Метапредметные результаты для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в: возможности самостоятельно прочитать и понять текст задания; умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для правильного написания орфограмм; умении определять части речи по вопросам, различать главные и второстепенные члены предложения; умении классифицировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки; умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям; находить нужную информацию в словарях учебника; умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках русского языка; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в словосочетаниях и предложениях; умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: гласные и согласные звуки, части речи, главные и второстепенные члены предложения; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в: понимании инструкции, предложенной классу; удержании инструкции; умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий); умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному действию); умении выслушивать не перебивая; умении сопоставлять результат с образцом; умении найти ошибки у себя. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в: умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умении рассказывать о событии; умении решить спор договоренностью; умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.; умении аргументировать свое мнение; умении распределить функции. Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в: способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность); беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность); беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку); умении адекватно оценить свое поведение; умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий); готовности помочь партнеру в решении проблемы. Предметные результаты. В конце 2-го класса обучающийся: под руководством учителя определяет тему текста, выделяет его части, придумывает заголовок; под руководством учителя различает главные и второстепенные члены предложения; различает гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносит звуки и называет буквы, соотносит количество звуков и букв в словах; обозначает на письме мягкость согласных звуков мягким знаком (ь); соблюдает правила переноса слов по слогам; правильно пишет слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн; раздельно пишет предлоги со словами; пишет заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов, улиц; использует заглавную букву в начале предложения, ставит в его конце точку; списывает слова и предложения с печатного и рукописного текста; пишет под диктовку текст; проверяет правильность написанного; под руководством учителя восстанавливает деформированный текст; составляет предложения из отдельных слов и на заданную тему; различает имена существительные, глаголы, прилагательные, ставит к ним вопросы; образует множественное число существительных, прилагательных, глаголов; различает в учебнике задание, образец, слова для справок, правило; составляет тексты по иллюстрациям и на заданную тему; употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности. Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); строить предложения для решения определѐнной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; понимать тему и главную мысль текста (при еѐ словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста; читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определѐнную тему; составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещѐнных в учебнике); письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится: различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова; определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твѐрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объѐме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е, ѐ, ю, я в слове; определять способы обозначения буквами твѐрдости-мягкости согласных и звука [й’]; определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ѐлка, маяк; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ѐж, лось, друг, сказка); произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определѐн орфоэпическим словарѐм учебника). Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;; применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твѐрдые и др.); пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем. Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: осознавать слово как единство звучания и значения; выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; различать однозначные и многозначные слова (простые случаи); иметь представление о синонимах и антонимах; распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима; наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; наблюдать за словами, употреблѐнными в прямом и переносном значении. Обучающийся получит возможность научиться: выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; на практическом уровне распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи); замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов; распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем; определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова). Обучающийся получит возможность научиться: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова. Морфология Обучающийся научится: различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определѐнной частью речи; находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол; находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имѐн существительных; находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имѐн прилагательных, роль в предложении; находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи; находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте; подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов. Обучающийся получит возможность научиться: различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; выявлять принадлежность слова к определѐнной части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи; различать имена существительные, употреблѐнные в форме одного числа (ножницы, кефир); выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях. Синтаксис Обучающийся научится: различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды); устанавливать связи слов между словами в предложении; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; восстанавливать деформированные предложения; составлять предложения по схеме, рисунку, на определѐнную тему. Обучающийся получит возможность научиться: опознавать предложения распространѐнные и нераспространѐнные; составлять такие предложения, распространять нераспространѐнные предложения второстепенными членами; находить предложения с обращениями. Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных; разделительный мягкий знак (ь); знаки препинания конца предложения (. ? !); раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание частицы не с глаголами; б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; в) безошибочно списывать текст объѐмом 40 – 50 слов с доски и из учебника; г) писать под диктовку тексты объѐмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»; определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные; обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.