Аннотация к примерной рабочей программе по русскому языку
2 класс
Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического развития во 2 классе.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Требования к обучающимся с ЗПР во втором классе в определенной мере усложняются за счет
возрастания объема и сложности изучаемого материала, их учебно-познавательная деятельность
еще находится на низком уровне сформированности. Это означает, что обучающийся не имеет
достаточной психологической готовности к самостоятельным учебным занятиям, работе с
учебником, поиску дополнительных источников информации. Он по-прежнему испытывает
трудности понимания и организации деятельности, нуждается в поддержании и направленном
развитии формирующейся учебной мотивации, познавательного интереса.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических
принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи
теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения. Программа адаптирована
не через содержание работы, а через формы взаимодействия с ребѐнком. Предусматривается
индивидуальный подход в обучении.
Учитывая, что материал в учебнике дан избыточно, при подготовке к уроку учитель должен
дифференцированно подойти к его отбору с учетом возможностей класса в целом и особенностей
отдельных учеников.
При изучении программы по предмету «Русский язык» рекомендуется использовать учебник
«Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Объем и характер заданий к тексту следует строго индивидуализировать. Необходимо заранее
планировать индивидуальную работу: предлагать облегченные по объему варианты заданий,
учить отыскивать в тексте нужные слова, выражения или отрывки. В случае, если содержащиеся
в учебнике вопросы трудны для детей, необходимо продумать более «мелкие» вопросы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык»
оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующим их дескрипторам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с
инструкцией учителя);
старательности;
подчинении дисциплинарным требованиям;
адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
порядке в учебных принадлежностях;
бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
грамматически правильной речи;
овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях
(монологические умения);
стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе
представлений о нравственных нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
способности следить за своим внешним видом.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего
замысла;
умении справедливо распределять обязанности в паре;
умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности
(ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.);
осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в
деятельности);
осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
осознании затруднений (не понимаю, не успел);
возможности анализировать причины успехов и неудач;
разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
умении самостоятельно использовать вспомогательные средства (карточки, опорные схемы,
алгоритмы правил) в затруднительных учебных ситуациях;
умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к
себе.
Метапредметные результаты для 2-го класса по учебному предмету «Русский язык» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,
коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
возможности самостоятельно прочитать и понять текст задания;
умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для правильного написания
орфограмм;
умении определять части речи по вопросам, различать главные и второстепенные члены
предложения;
умении классифицировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, ударные и
безударные гласные звуки;
умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
находить нужную информацию в словарях учебника;
умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках
русского языка;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в словосочетаниях и
предложениях;
умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать
объекты: гласные и согласные звуки, части речи, главные и второстепенные члены предложения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в
слове гласных, столько и слогов.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
понимании инструкции, предложенной классу;
удержании инструкции;
умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий);
умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к
каждому осваиваемому учебному действию);
умении выслушивать не перебивая;
умении сопоставлять результат с образцом;
умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
умении рассказывать о событии;
умении решить спор договоренностью;
умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
умении аргументировать свое мнение;
умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял,
забыл, не постарался, не успел);
стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием
(инициативность);
беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую
оценку);
умении адекватно оценить свое поведение;
умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Предметные результаты. В конце 2-го класса обучающийся:
под руководством учителя определяет тему текста, выделяет его части, придумывает заголовок;
под руководством учителя различает главные и второстепенные члены предложения;
различает гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и
безударные гласные, правильно произносит звуки и называет буквы, соотносит количество звуков
и букв в словах;
обозначает на письме мягкость согласных звуков мягким знаком (ь);
соблюдает правила переноса слов по слогам;
правильно пишет слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт, щн;
раздельно пишет предлоги со словами;
пишет заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях
населенных пунктов, улиц;
использует заглавную букву в начале предложения, ставит в его конце точку;
списывает слова и предложения с печатного и рукописного текста;
пишет под диктовку текст;
проверяет правильность написанного;
под руководством учителя восстанавливает деформированный текст;
составляет предложения из отдельных слов и на заданную тему;
различает имена существительные, глаголы, прилагательные, ставит к ним вопросы;
образует множественное число существительных, прилагательных, глаголов;
различает в учебнике задание, образец, слова для справок, правило;
составляет тексты по иллюстрациям и на заданную тему;
употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему,
соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определѐнной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос,
для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в
соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при еѐ словесном выражении), подбирать заглавие к
тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность
частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку
(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях
учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту
детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
на определѐнную тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещѐнных в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по
вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки
в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный –
безударный, согласный твѐрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий,
парный – непарный (в объѐме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ѐ, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твѐрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по
слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ѐлка,
маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (моряк, ѐж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов
определѐн орфоэпическим словарѐм учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике
алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким
знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и
орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие,
мягкие и твѐрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами,
знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать за словами, употреблѐнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;
на
практическом уровне распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении
(простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные
слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других
(неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные
(однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой
определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне
слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы,
на которые они отвечают, и соотносить их с определѐнной частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя
существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать
одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные по вопросам «кто»? и «что?»,
собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имѐн
существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму
числа имѐн прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа
глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и
употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков,
определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определѐнной части речи на основе усвоенных признаков,
определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблѐнные в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать
текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять
предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца
предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на
содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов,
знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определѐнную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространѐнные и нераспространѐнные; составлять такие
предложения, распространять нераспространѐнные предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и
без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе
удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
в) безошибочно списывать текст объѐмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объѐмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая
орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем
словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке
написания слов с непроверяемыми орфограммами.