Аннотация к примерной рабочей программе по литературному чтению. 2класс. pdf

Аннотация к примерной рабочей программе по литературному чтению
2 класс
Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического развития во 2
классе.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Требования к обучающимся с ЗПР во втором классе в определенной мере усложняются за
счет возрастания объема и сложности изучаемого материала, их учебно-познавательная
деятельность еще находится на низком уровне сформированности. Это означает, что
обучающийся не имеет достаточной психологической готовности к самостоятельным
учебным занятиям, работе с учебником, поиску дополнительных источников информации.
Он по-прежнему испытывает трудности понимания и организации деятельности,
нуждается в поддержании и направленном развитии формирующейся учебной мотивации,
познавательного интереса.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших
дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности,
прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной
направленности обучения. Программа адаптирована не через содержание работы, а через
формы взаимодействия с ребѐнком. Предусматривается индивидуальный подход в
обучении.
Учитывая, что материал в учебнике дан избыточно, при подготовке к уроку учитель
должен дифференцированно подойти к его отбору с учетом возможностей класса в целом
и особенностей отдельных учеников.
Учитывая особенности чтения детей, некоторые тексты могут использоваться учителем
только для ознакомительного или самостоятельного чтения. Учитель может варьировать
часовую нагрузку на определенную тему, менять последовательность тем, упрощать виды
работ. Произведения для чтения должны быть доступны по объему, содержанию и
лексико-грамматической структуре.
Объем и характер заданий к тексту следует строго индивидуализировать. Необходимо
заранее планировать индивидуальную работу: предлагать облегченные по объему
варианты заданий, учить отыскивать в тексте нужные слова, выражения или отрывки. В
случае, если содержащиеся в учебнике вопросы трудны для детей, необходимо
продумать более «мелкие» вопросы. Учащихся необходимо специально готовить к
работе над текстами: организовать наблюдения, краткие сообщения, небольшие беседы,
использовать репродукции картин, иллюстрации в учебниках, видео- или аудиозаписи.
Перед чтением текстов о природе необходимо актуализировать имеющиеся у детей
знания, обращаться к их чувственному опыту. При подготовке к уроку следует заранее
определить: какие слова незнакомы или малознакомы детям, какие встречались, но
нуждаются в уточнении, какие имеют переносный смысл. При объяснении или
уточнении значений слов обязательно включать эти слова в активную речь детей. Место,
объем, формы словарной работы учитель определяет самостоятельно. В качестве
наглядного материала рекомендуется использовать реальные предметы, рисунки,
иллюстрации, схемы. На уроках чтения важно предоставлять детям возможность
подготовиться к своему ответу, найти нужное предложение в тексте, повторить первые
слова стихотворения и т. п.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты для 2-го класса по учебному предмету «Литературное
чтение» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
 уважительном отношении к русской культуре и фольклору, литературным
произведениям других народов, проживающих в России.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий
учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
 стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Метапредметные результаты
для 2-го класса по учебному предмету
«Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные результаты. По итогам обучения во 2 классе можно проверять
сформированность следующих знаний, представлений и умений.
 читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в
соответствии с индивидуальным темпом;
 уметь
выразительно
читать,
выявляя авторское
отношение
к
изображаемому, передавать настроение при чтении;
 знать несколько стихотворений наизусть;
 под руководством учителя определять главную мысль произведения;
 задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному
или прослушанному произведению;
 характеризовать героя произведения под руководством учителя;
 делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы,
озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
 пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного
под руководством учителя;
 сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
 различать прозаический и поэтический текст;
 характеризовать представленную на выставке книгу;
 определять особенности сказочного текста, виды сказок;
 выявить особенности юмористического произведения
 находить в тексте лирического стихотворения средства художественной
выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя;
 наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
 осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
 различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать
их культурную ценность для русского народа;
 находить различия между научно-познавательным и художественным текстом.
Основное содержание учебного предмета
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному
художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объѐму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно-популярный.
-Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по еѐ названию и оформлению.
-Умение работать с разными видами информации.
-Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Привлечение
справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: обложка, иллюстрации. Выбор книг на
основе рекомендованного списка.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения,
его адекватное соотношение с содержанием. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение
эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Понимание нравственного
содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения. Нахождение в
тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя,
выраженные через поступки и речь. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
-Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, краткий
(передача основных мыслей).
-Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов.
Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Подробный пересказ
текста.
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монологическое
речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики художественного
текста.
-Распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности, пополнение
активного словарного запаса. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от
художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Круг детского чтения.
-Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учѐтом многонационального характера

России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с
задержкой психического развития.
-Представленность
разных
видов
книг:
научно­популярная,
справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
-Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о природе,
детях, братьях наших меньших, хороших и плохих поступках, юмористические
произведения
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
-Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений (не обозначая
термином)
-Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки; отношение
автора к герою.
-Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
-Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
-Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение
основного смысла.
-Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.
-Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения
и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).
-Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, устное словесное рисование, драматизация, инсценирование.
-Основная форма организации учебных занятий – урок. На каждом уроке дети изучают
новое произведение, проводятся речевые разминки, беседы, словарная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».