АОП к примерной рабочей программе по окружающему миру, 2 класс, ЗПР в.1

Аннотация к примерной рабочей программе по окружающему миру
2 класс
Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического развития во 2
классе.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Требования к обучающимся с ЗПР во втором классе в определенной мере усложняются за
счет возрастания объема и сложности изучаемого материала, их учебно-познавательная
деятельность еще находится на низком уровне сформированности. Это означает, что
обучающийся не имеет достаточной психологической готовности к самостоятельным
учебным занятиям, работе с учебником, поиску дополнительных источников информации.
Он по-прежнему испытывает трудности понимания и организации деятельности,
нуждается в поддержании и направленном развитии формирующейся учебной мотивации,
познавательного интереса.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших
дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности,
прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной
направленности обучения. Программа адаптирована не через содержание работы, а через
формы взаимодействия с ребѐнком. Предусматривается индивидуальный подход в
обучении.
Учитывая, что материал в учебнике дан избыточно, при подготовке к уроку учитель
должен дифференцированно подойти к его отбору с учетом возможностей класса в целом
и особенностей отдельных учеников.
При изучении программы по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать
учебник А.В. Плешакова «Окружающий мир».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
 более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка
Российской Федерации — русского языка;
 представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка,
национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
 овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на
основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
 понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
 познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и
умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
 представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания
их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным,
окружающим людям;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, СанктПетербурга, других городов России и разных стран;
 этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей
в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
 установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о
строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах
безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с
незнакомыми людьми;
 бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление
связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных
цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и
духовых ценностей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с
учителем;
 сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ на определѐнном этапе
урока при выполнении задания по просьбе учителя);
 выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
 планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений
для раскрытия темы);
 планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
 фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей
работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к
своим успехам/неуспехам;
 оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
 соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с
учителем;
 контролировать и корректировать своѐ поведение по отношению к сверстникам
в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и
рабочих тетрадях для передачи информации;
 находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
 использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации,
схемы-рисунки;
 понимать
содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
 анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
 классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
 осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
 проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
 моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи
в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
 включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
 формулировать ответы на вопросы;
 слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
 договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
 высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и
в соответствии с возрастными нормами);
 поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с
другом;
 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
 понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
распределять роли при выполнении заданий;
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с
учѐтом возрастных особенностей, норм);
 готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
 составлять небольшие рассказы на заданную тему.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
 находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
 называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где
живут учащиеся;
 различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
 приводить примеры народов России;
 сравнивать город и село, городской и сельский дома;
 различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
 оценивать отношение людей к окружающему миру;
 различать объекты и явления неживой и живой природы;
 находить связи в природе, между природой и человеком;
 проводить наблюдения и ставить опыты;
 измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
 определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
 сравнивать объекты природы, делить их на группы;
 ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
 находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;



соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические

знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
 различать виды транспорта;
 приводить примеры учреждений культуры и образования;
 определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
 различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
 правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
 различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
 соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
 правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
 оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
 приводить примеры семейных традиций;
 соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками,
правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
 различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
 ориентироваться на местности разными способами;
 различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
 различать водные объекты, узнавать их по описанию;
 читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
 находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
 различать физическую и политическую карты, находить и показывать на
политической карте мира разные страны.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего
мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о
времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели,
времѐн года, месяцев.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты
и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры
природных явлений: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена
времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем
мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение
окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями
и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для

всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в
космических исследованиях.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли,
особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью
термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые
растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и
питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и
несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия.
Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания
разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания.
Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края,
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и
взаимосвязи в нѐм: растения — пища и укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,

влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в
природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране
природы. Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3
примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их
проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов
семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной
помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.
Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории
семьи.
Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как
хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных
источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о
способах выработки электроэнергии и доставке еѐ потребителям. Бытовые
электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии
электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от
погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая,
домашняя и др.).
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника.
Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Режим дня школьника,
составление режима дня.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо

владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Экономика, еѐ составные части (промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в
экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение
безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни
человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии
людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села.
Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об
истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования
велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный,
гоночный, детский трѐхколѐсный и др.).
Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города
Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края.
История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счѐт лет в истории.
Историческая карта.
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной

жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на
Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история
Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего
времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории
человечества.
Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные
дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том
числе при езде на велосипеде.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании
компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях
(балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при
контактах с незнакомыми людьми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».