Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2022 г. Утверждено приказом МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска от 2022г. № АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ГЕОГРАФИИ (CКП для детей с УО) основное общее образование – 2 ступень для уч-ся 6 А класса Абрашитова Даниила и Долговой Екатерины срок реализации: 1 год г. Углегорск 2022 г. Планируемые результаты освоения географии. 6 класс Обучающиеся должны знать: - что изучает география; - горизонт, линию и стороны горизонта; - основные формы земной поверхности; - виды водоѐмов, их различия; - меры по охране воды от загрязнения; - отличие плана от рисунка и географической карты; - основные направления на плане и географической карте; - условные цвета и основные знаки географической карты; - распределение суши и воды на Земле; - материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; - Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; - кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; - значение запусков искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; - различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; - географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; - названия географических объектов, обозначенных в программе. Учащиеся должны уметь: - определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; - выявлять на местности особенности рельефа, водоѐмов; - делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; - ориентироваться на географической карте и глобусе; - читать географическую карту; - составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; - показывать на карте объекты, указанные в программе. 1) Воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России; 2) Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; 3) Совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; 4) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; 5) Формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь, глобус, настенная карта, компас и др.); 6) Совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 7) Развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); 8) Развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; 9) Развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий; 10) Воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города; 11) Воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты); 12) Воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и других явлений природы); 13) Учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звѐздам, компасу; 14) При изучении родника, колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде; 15) Учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоѐмов от загрязнения. Содержание программы 6 класс Начальный курс физической географии. 1 ч в неделю Тема 1. Введение – 2 ч. География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 5 классах. Межпредметные связи Признаки времен года. Сезонные изменения, состояния водоѐмов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Природоведение»). Практические работы Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1 – 5 классы. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими тетрадями. Тема 2. Ориентирование на местности – 3 ч. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила им пользования. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звѐздам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Межпредметные связи Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»). Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»). Изготовление звѐздочки ориентирования («Ручной труд»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам. Тема 3. Формы поверхности Земли – 3 ч. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Межпредметные связи Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»). Поверхность нашей местности («Природоведение»). Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Моделирование из сырого песка, глины и пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Тема 4. Вода на Земле – 5 ч. Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, еѐ части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озѐра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова, полуострова. Водоѐмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. Межпредметные связи Вода в природе («Природоведение»). Солѐная и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения (»Естествознание»). Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»). Цвета и оттенки при изображении водоѐмов на карте («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов: а) растворение морской соли в воде и сравнение еѐ по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других еѐ частей. Тема 5. План и карта – 3 ч. Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана и местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности человека. Межпредметные связи Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»). Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»). Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов Показа на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.). Показ на физической карте России различных водоѐмов (не требуются знания конкретных названий рек, озѐр и т.п.). Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Тема 6. Земной шар – 9 ч. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещенности и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещѐнности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Межпредметные связи Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»). Причины смены дня и ночи, времѐн года («Природоведение»). Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Изготовление из глины или пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий материков и океанов. Обозначение на к/к материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными). Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещѐнности на земном шаре. «Опоясывание» глобуса лентами красного, зелѐного и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещѐнности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса. Тема 7. Карта России – 7 ч. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океана. Острова и полуострова России. Работа с к/к. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с к/к. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с к/к. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озѐра Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя). Работа с к/к. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии. Межпредметные связи Наша страна – столица нашей Родины. Города. Наша местность («Природоведение»). Вода, полезные ископаемые («Естествознание»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на к/к. Изготовление условных знаков п/и и прикрепление их на магнитной доске. Изготовление планшетов: условный знак п/и – образец из коллекции – его название – основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране. Тема 8. Повторение – 1 ч. Географическая номенклатура: Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур. Озѐра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспий. Города: Москва, С-П, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (пр выбору учителя). Свой край. Тематическое планирование 6 класс 1 час в неделю № Тема урока Кол-во часов Тема 1. Введение -2 1.1 1.2 География – наука о природе Земли. Пр.р.1 «Знакомство с новым учебником, атласом» Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Пр.р.2 «Чтение и обобщение календарей погоды и труда» 1 1 Тема 2. Ориентирование на местности – 3 ч. 2.3 2.4 2.5 Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Пр.р.3 «Зарисовка линии, 1 сторон горизонта» Компас и правила им пользования. Пр.р.4 «Схематическая зарисовка 1 компаса. Определение сторон горизонта при помощи компаса» Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу и 1 местным признакам Тема 3. Формы поверхности Земли – 3 ч. 3.6 3.7 3.8 3.9 Рельеф местности, его основные формы Равнины, холмы. Овраги, их образование Горы. Пр.р.5 «Моделирование равнины, холма, горы, оврага, вулкана» Понятие о землетрясениях и извержениях вулкана. Пр.р. 6 «Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе» 1 1 1 1 Тема 4. Вода на Земле – 5 ч. 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Пр.р. 7 «Моделирование (зарисовка) реки, озера, острова, полуострова» Река и еѐ части. Горные и равнинные реки. Пр.р.8 «Определение направления течения реки, различие берегов и других еѐ частей» Озѐра, водохранилища, пруды Болота, их осушение Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Пр.р.9 «Растворение соли в воде и сравнение еѐ вкуса с пресной, очистка воды с помощью фильтра» 1 1 1 1 1 Тема 5. План и карта – 3 ч. 5.15 5.16 5.17 Рисунок и план предмета. Пр.р. 10 «Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте» Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане и по масштабу. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета. Пр.р. 11 «Вычерчивание простейших планов» 1 1 1 Тема 6. Земной шар – 9 ч. 6.18 6.19 6.20 6.21 6.22 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Пр.р. 12 «Изображение на рисунке модели земного шара с обозначением экватора, полюсов» Глобус – модель земного шара. Пр.р. 13 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи» Физическая карта полушарий Распределение воды и суши на Земле Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Пр.р. 14 «Обозначение на к/к материков и океанов, первых кругосветных путешествий» 1 1 1 1 1 6.23 Первые кругосветные путешествия 1 6.24 6.25 Понятия о климате, его отличия от погоды. Типы климатов Пояса освещѐнности. Пр.р. 15 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещѐнности на земном шаре» Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов Тема 7. Карта России – 7 ч. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России - Москва Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Пр.р. 16 «Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств» Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Пр.р. 17 «Обозначение на к/к равнин и гор» Крупнейшие месторождение п/и Реки. Пр.р. 18 «Обозначение на к/к рек» Озѐра. Пр.р. 19 «Обозначение на к/к озѐр» Наш край на физической карте России 1 1 6.26 7.27 7.28 7.29 7.30 7.31 7.32 7.33 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 8. Повторение – 1 ч. 8.34 Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа За год 34 часов Пр/р: 19 к/р: 1 1