АОП по географии, 6 класс, УО(ИН) в.2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1,
тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
2022 г.

Утверждено приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от
2022г. №

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ГЕОГРАФИИ (CКП для детей с УО)
основное общее образование – 2 ступень
для уч-ся 6 А класса Абрашитова Даниила и Долговой Екатерины

срок реализации: 1 год

г. Углегорск

2022 г.

Планируемые результаты освоения географии. 6 класс
Обучающиеся должны знать:
- что изучает география;
- горизонт, линию и стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- виды водоѐмов, их различия;
- меры по охране воды от загрязнения;
- отличие плана от рисунка и географической карты;
- основные направления на плане и географической карте;
- условные цвета и основные знаки географической карты;
- распределение суши и воды на Земле;
- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
- кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
- значение запусков искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена
первых космонавтов;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте
полушарий;
- названия географических объектов, обозначенных в программе.
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоѐмов;
- делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
- ориентироваться на географической карте и глобусе;
- читать географическую карту;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе.
1) Воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
страну, осознания себя гражданином России;
2) Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
3) Совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности;
4) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
5) Формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник,
приложение к учебнику, тетрадь, глобус, настенная карта, компас и др.);

6) Совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
7) Развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности
(наблюдений, опытов);
8) Развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей
или макета форм рельефа местности;
9) Развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения
географических экскурсий;
10) Воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении
контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при
знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного
города;
11) Воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия
(кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в
космос, первые космонавты);
12) Воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы,
молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и других явлений природы);
13) Учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности,
некоторым местным признакам, по Солнцу, звѐздам, компасу;
14) При изучении родника, колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к
пресной, питьевой воде;
15) Учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране
водоѐмов от загрязнения.

Содержание программы 6 класс
Начальный курс физической географии.
1 ч в неделю
Тема 1. Введение – 2 ч.
География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура,
облачность давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в
атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде
населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических
представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 5 классах.
Межпредметные связи
Признаки времен года. Сезонные изменения, состояния водоѐмов, растительности и
животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие
устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности», «Природоведение»).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1 – 5 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими
тетрадями.

Тема 2. Ориентирование на местности – 3 ч.
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила им пользования.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звѐздам, местным
признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение («Математика»).
Рисунки компаса и линии горизонта («Изобразительное искусство»).
Изготовление звѐздочки ориентирования («Ручной труд»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам.

Тема 3. Формы поверхности Земли – 3 ч.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его
основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы.
Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте («Математика»).
Поверхность нашей местности («Природоведение»).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины и пластилина равнины, холма, горы, оврага,
вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе.

Тема 4. Вода на Земле – 5 ч.
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование.
Колодец. Водопровод. Река, еѐ части. Горные и равнинные реки. Использование рек.
Озѐра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и
моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова, полуострова. Водоѐмы в
нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе («Природоведение»).
Солѐная и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения (»Естествознание»).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом («Ручной труд»).
Цвета и оттенки при изображении водоѐмов на карте («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды (реки, озера, острова, полуострова) или
изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов:
а) растворение морской соли в воде и сравнение еѐ по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других еѐ
частей.

Тема 5. План и карта – 3 ч.
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по
масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса.
План школьного участка. Условные знаки плана и местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные
цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,
каналы и т.д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности
человека.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб («Математика»).
Вид сверху, сбоку, масштаб («Трудовое обучение», «Черчение»).
Различие цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в
масштабе.
Вычерчивание простейших планов.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты.
Чтение простейших планов
Показа на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин,
гор и т.п.).
Показ на физической карте России различных водоѐмов (не требуются знания конкретных
названий рек, озѐр и т.п.).
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

Тема 6. Земной шар – 9 ч.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства
шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения
суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и
карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещенности и нагревании Солнцем
земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещѐнности:
жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное,
вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»).
Причины смены дня и ночи, времѐн года («Природоведение»).
Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Изготовление из глины или пластилина модели земного шара с обозначением экватора и
полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий материков и океанов.
Обозначение на к/к материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными).
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещѐнности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зелѐного и белого цветов. Прикрепление
контуров растений и животных к соответствующим поясам освещѐнности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных
климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

Тема 7. Карта России – 7 ч.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны.
Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного
Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океана. Острова и полуострова
России. Работа с к/к.
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с к/к. Горы:
Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с
к/к. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озѐра Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по
выбору учителя). Работа с к/к. Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи
Наша страна – столица нашей Родины. Города. Наша местность («Природоведение»).
Вода, полезные ископаемые («Естествознание»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий
изученных географических объектов на к/к.
Изготовление условных знаков п/и и прикрепление их на магнитной доске.
Изготовление планшетов: условный знак п/и – образец из коллекции – его название –
основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.

Тема 8. Повторение – 1 ч.
Географическая номенклатура:
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега
России.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля,
Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность,
Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озѐра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспий.
Города: Москва, С-П, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (пр выбору
учителя).
Свой край.

Тематическое планирование 6 класс
1 час в неделю
№

Тема урока

Кол-во
часов

Тема 1. Введение -2
1.1
1.2

География – наука о природе Земли. Пр.р.1 «Знакомство с новым учебником,
атласом»
Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы.
Пр.р.2 «Чтение и обобщение календарей погоды и труда»

1
1

Тема 2. Ориентирование на местности – 3 ч.
2.3
2.4
2.5

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Пр.р.3 «Зарисовка линии,
1
сторон горизонта»
Компас и правила им пользования. Пр.р.4 «Схематическая зарисовка 1
компаса. Определение сторон горизонта при помощи компаса»
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу и 1
местным признакам

Тема 3. Формы поверхности Земли – 3 ч.
3.6
3.7
3.8
3.9

Рельеф местности, его основные формы
Равнины, холмы. Овраги, их образование
Горы. Пр.р.5 «Моделирование равнины, холма, горы, оврага, вулкана»
Понятие о землетрясениях и извержениях вулкана. Пр.р. 6 «Зарисовки
различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе»

1
1
1
1

Тема 4. Вода на Земле – 5 ч.
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Пр.р. 7 «Моделирование
(зарисовка) реки, озера, острова, полуострова»
Река и еѐ части. Горные и равнинные реки. Пр.р.8 «Определение
направления течения реки, различие берегов и других еѐ частей»
Озѐра, водохранилища, пруды
Болота, их осушение
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова.
Пр.р.9 «Растворение соли в воде и сравнение еѐ вкуса с пресной, очистка
воды с помощью фильтра»

1
1
1
1
1

Тема 5. План и карта – 3 ч.
5.15
5.16
5.17

Рисунок и план предмета. Пр.р. 10 «Упражнения в определении направлений
на местности, плане и карте»
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане и по масштабу.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб
карты. Условные цвета. Пр.р. 11 «Вычерчивание простейших планов»

1
1
1

Тема 6. Земной шар – 9 ч.
6.18
6.19
6.20
6.21
6.22

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Пр.р. 12 «Изображение
на рисунке модели земного шара с обозначением экватора, полюсов»
Глобус – модель земного шара. Пр.р. 13 «Показ с помощью теллурия смены
дня и ночи»
Физическая карта полушарий
Распределение воды и суши на Земле
Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные
путешествия. Пр.р. 14 «Обозначение на к/к материков и океанов, первых
кругосветных путешествий»

1
1
1
1
1

6.23

Первые кругосветные путешествия

1

6.24
6.25

Понятия о климате, его отличия от погоды. Типы климатов
Пояса освещѐнности. Пр.р. 15 «Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов освещѐнности на земном шаре»
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов
Тема 7. Карта России – 7 ч.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей
страны. Столица России - Москва
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы.
Пр.р. 16 «Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств»
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Пр.р. 17
«Обозначение на к/к равнин и гор»
Крупнейшие месторождение п/и
Реки. Пр.р. 18 «Обозначение на к/к рек»
Озѐра. Пр.р. 19 «Обозначение на к/к озѐр»
Наш край на физической карте России

1
1

6.26
7.27
7.28
7.29
7.30
7.31
7.32
7.33

1
1
1
1
1
1
1
1

Тема 8. Повторение – 1 ч.
8.34

Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа
За год 34 часов
Пр/р: 19
к/р: 1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».