АОП по музыке, 5-8 класс, ЗПР в.1., 2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1,
тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex

РАССМОТРЕНО
на заседании предметной кафедры
протокол №______от __________

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________ (ФИО)
Приказ №_____от «_____»________20____ г

Рабочая адаптированная образовательная программа
по МУЗЫКЕ
для обучающихся с ЗПР
5-8 классов (ФГОС)
Уровень начального общего образования
Количество часов: в неделю _1____; всего за год: 5-8 классы -34 ч.;
Составлена на основе
Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений. Сборник рабочих программ. Музыка 5-8
классы . Москва «Просвещение» 2020 год. Составитель: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шмагиной
Рабочую программу составила: учитель музыки Александрова О.В.
г.Углегорск
2022год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке предназначена для детей с задержкой психического развития, обучающихся в интегрированной форме.
Основой адаптированной рабочей программы являются Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями).
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089;
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов
деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень
практических работ.
Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,
определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной
аттестации учащихся.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников произведениями искусства, опыта
их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий
музыкой.
ЦЕЛЬ изучения предмета «Музыка» в школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение
к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ изучения предмета «Музыка» заключаются в следующем:
— привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
— научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
— воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
— привить основы художественного вкуса;
— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
— научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
— обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
— научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
— сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Задачи преподавания музыки обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед
общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников:
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на
коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.Учебный
материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная
работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция -развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция -развитие памяти;
коррекция -развитие внимания

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к
критике.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов
мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной
академической и популярной музыки. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и
нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов
мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных
фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества
композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает
возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью,
разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в
интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение
предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная
ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя –
слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала,
включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном
образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.
В исполнительскую деятельность входят:
-хоровое, ансамблевое и сольное пение;

-пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
-игра на музыкальных инструментах;
-инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
-пьес программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, учащиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным
спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю
фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных
инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении
дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует
у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия
разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. По учебному плану предусмотрено, в 5 – 8 классах (из расчета 1 ч. в неделю, 34 урока)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Музыка"
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной
культуры;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;
- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и
инструментальной исполнительской деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;
- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под
музыку);
- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.
5. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
У ученика будут сформированы:
- развивать музыкально эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально –ценностном, заинтересованном отношении к музыке.
- совершенствовать художественный вкус.
- овладевать художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- Ученик получит возможностьдля формирования:
- навыковсамостоятельной, целенаправленной, содержательноймузыкально-учебной деятельности;
- навыков сотрудничества в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач;

- навыков достижения личностных результатов,
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к
истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовнонравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся
понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои
мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные
предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на
реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация
программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую
деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг,
самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с
друзьями, родителями.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность
решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем основного общего образования.
Метапредметные результаты– овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий,
направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и
конструктивное общение и т. д.
- характеристика личного здоровья как социокультурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и
имеющегося опыта;
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и
типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования
сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных
возможностей особого ребенка по их достижению.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-анализироватьсобственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
–проявлять творческую инициативуи самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

–размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Ученик получит возможность научиться:
–учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–различать способ и результат действия;
–в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети
Интернет;
–осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об искусстве, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–строить сообщения в устной и письменной форме;
–ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

–основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
–осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
–иметь аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной
кльтуры;
–устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–владеть рядом общих приемов решения задач.
–осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;

–формулировать собственное мнение и позицию;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
–строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
–задавать вопросы;
–контролировать действия партнера;
–использовать речь для регуляции своего действия;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
–учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Ученик получит возможность научиться:
–учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
–продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
–задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
–осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых
произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Хоровое пение
Ученик научится:
1. Петь Гимн Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь
доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для
достижения выразительности исполнения.
7. Исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Ученик получит возможность научиться:
1. Иметь представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3.Первоначальным навыкам игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеть основами игры в детском оркестре,
инструментальном ансамбле.
4. Использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основам музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок
и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание
восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых
партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав,
пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и
оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах,
произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,
вариации, рондо.
В результате изучения музыки обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического
творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся с учетом особенностей с ОВЗ
учащиеся должны знать:
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений ;
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные лож-ки, бас-балалайка).
учащиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Отметка "5" ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
или:
- в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или:
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
-нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
При оценивании по предмету учитывается индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающегося,
интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.
Отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик
исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями не служат поводом для
отрицательной оценки действий обучающегося.

Тематическое планирование 5 класс

№

Наименование

Количество часов

Репертуар

Дата

Виды деятельности

Виды,

Электронные

п/п

разделов и тем
программы

всего контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

изучения
для
музицирования

формы
контроля

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Фольклор —
народное
творчество

5

0

0

"Во поле береза стояла",
финал симфонии №4
П.И.Чайковского, Г.Струве "
Моя Россия", народная песня
"Родина", произведения
М.И.Глинки

Русские народные песни «Заплетися,
плетень», «Ах, ты зимушка, зима»,
«Блоха» («Ой, как во зеленом во бору,
да»), «Как под горкой», «Как у наших у
ворот», «Во поле береза стояла», «Со
вьюном я хожу», «Сею-вею
снежок»,«Славны были наши деды»,
колядки:«Добрый вечер тоби», «Добрые
люди»

0

07.09.2022 Знакомство со
14.09.2022 звучанием
фольклорных
образцов в аудио- и
видеозаписи.
Определение на
слух: ;
принадлежности к
народной или
композиторской
музыке; ;

Устный
опрос;

http://www.muzurok.ru/index.htm

1.2. Календарный
фольклор

3

0

0

русские народные
(обрядовые) песни

русские народные (обрядовые) песни

0

10.10.2022 Знакомство с
18.10.2022 символикой
календарных
обрядов, поиск
информации о
соответствующих
фольклорных
традициях.;

Устный
опрос;

http://www.muzurok.ru/index.htm

Итого по модулю

8

Модуль 2. Русская классическая музыка
2.1. Образы родной
земли

4

0

0

П.И.Чайковский,
М.И.Глинки, Д.Кабалевский,
С.Прокофьев, Г.Свиридов,
С.Рахманинов, Н.РимскийКорсаков

Д.Кабалевский "Наш край",
А.Александров "Гимн"

0

09.11.2022 Повторение,
13.11.2022 обобщение опыта
слушания,
проживания, анализа
музыки русских
композиторов,
полученного в
начальных классах.
Выявление
мелодичности,
широты дыхания,
интонационной
близости русскому
фольклору.;

Устный
опрос;

http://www.muzurok.ru/index.htm

2.2. Русская
3
исполнительская
школа

1

0

Г. Гладков «Новогодняя
песенка» из кинофильма
«Джентльмены удачи»,
«Точка, точка, запятая» из
одноименного
кинофильма,«Песня о
волшебниках» из
кинофильма «Новогодние
приключения Маши и Вити»

Г. Гладков «Новогодняя песенка» из
кинофильма «Джентльмены удачи»,
«Точка, точка, запятая» из одноименного
кинофильма, «Песня о волшебниках» из
кинофильма «Новогодние приключения
Маши и Вити»

0

07.12.2022 Слушание одних и
Устный
08.12.2022 тех же произведений в опрос;
исполнении разных
музыкантов, оценка
особенностей
интерпретации.;

http://www.muzurok.ru/index.htm

Итого по модулю

7

Модуль 3. Европейская классическая музыка

3.1. Национальные
истоки
классической
музыки

6

1

0

0

28.12.2022

Определение на слух
характерных
интонаций, ритмов,
элементов
музыкального языка,
умение напеть
наиболее яркие
интонации,
прохлопать
ритмические
примеры из числа
изучаемых
классических
произведений.;

Устный
опрос;

http://www.muzurok.ru/index.htm

0
П. Чайковский «Детский
альбом»: «Утренняя
молитва», «Неаполитанская
песенка», «Итальянская
песенка», «Немецкая
песенка»; Концерт для
фортепиано с оркестром № 1, 3
часть.

0

15.02.2023

Знакомство с
образцами
виртуозной музыки.
Размышление над
фактами биографий
великих
музыкантов — как
любимцев публики,
так и непóнятых
современниками.;

Устный
опрос;

http://www.muzurok.ru/index.htm

Д.Шостакович «Танцы
кукол» (на выбор), 24
прелюдии.

0

07.03.2023

Устный
Импровизация,
сочинение мелодий на опрос;
основе
стихотворных строк,
сравнение своих
вариантов с
мелодиями,
сочинѐнными
композиторами
(метод «Сочинение
сочинѐнного»).;

http://www.muzurok.ru/index.htm

М. Глинка «Полька»,
«Попутная песня»,
«Камаринская»,
«Патриотическая песня»;
хор«Славься», ария Сусанина
из оперы «Жизнь за царя».

И.С. Бах «У колыбели стою»
И.С. Бах «За рекою старый дом»
И. Брамс «Божья коровка»
Л. Бетховен «Край родной»
И. Гайдн «Если ты дружишь с музыкой»

Э. Григ «Народная
песня»,«Танцы норвежских
крестьян» (на выбор). Пьесы из
сюиты «Пер Гюнт»:
«Утро», «В пещере горного
короля», «Танец
Анитры»,«Песня Сольвейг».
«Шествие гномов».
3.2. Музыкант и
публика

3

Итого по модулю

9

1

0

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства
4.1. Музыка и
литература

5

0

1

И. Штраус «Персидский
марш», «Полька-пиццикато».

Сочинение рассказа, стихотворения под
впечатлением от восприятия
инструментального музыкального
произведения.;

4.2. Музыка и
живопись

5

Итого по модулю

10

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

1

3

2

Р. Шуман «Альбом для
юношества»: «Дед
Мороз»,«Смелый наездник»,
«Веселый крестьянин,
возвращающийся с
работы»,«Солдатский марш»,
«Первая утрата».

Разучивание, исполнение песни с
элементами изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и
шумового аккомпанемента с целью
усиления изобразительного эффекта.;

0

20.04.2023

Тематическое планирование 6 класс

№ Урока

Тема урока

Количество часов

Мир образов вокальной и
инструментальной музыки (16
часов)
1
1

Удивительный мир музыкальных
образов

2

Образы романсов и песен русских
1
композиторов. Песни-романсы. Мир

Музыкальная
викторина на знание
музыки, названий и
авторов изученных
произведений.;

Устный
опрос;

http://www.muzurok.ru/index.htm

чарующих звуков
3

Романсы М. Глинки на стихи А.
Пушкина

1

4

Музыкальный образ и мастерство
исполнителя. С.В.Рахманинов.
Ф,Шаляпин

1

5

Обряды и обычаи в фольклоре и в
творчестве русских композиторов.
Опера и фольклор.

1

6

Образы песен зарубежных
композиторов. Ф.Шуберт

1

7

Баллада. «Лесной царь»

1

8

Образы русской народной и
духовной музыки

1

9

«Фрески Софии Киевской».
Орнамент. Перезвоны. Молитва

1

10

Образы духовной музыки Западной
Европы.

1

11

Полифония.Фуга

1

12

Хорал.Образы скорби и печали

1

13

Реквием.

1

14

Авторская песня: прошлое и
настоящее

1

15

Песни Булата Окуджава

1

16

Джаз - искусство 20 века

1

Мир образов камерной и
симфонической музыки ( 18 часов)

1
17

Вечные темы искусства и жизни

18

Образы камерной музыки. Могучее
царство Шопена

1

19

Инструментальная баллада

1

20

Ночной пейзаж

1

21

Инструментальный концерт.
Итальянский концерт

1

22

Космический пейзаж. «Быть может,
вся природа – мозаика цветов?»

1

23

Образы симфонической музыки.
1
«Метель». Музыкальные
иллюстрации к повести А.С.Пушкина

24

Симфоническое развитие
музыкальных образов.

1

25

В.А.Моцарт Связь времен

1

26

Программная увертюра Л.Бетховен

1

27

Увертюра-фантазия «Ромео и
Джульетта»

1

28

Мир музыкального театра. Балет
«Ромео и Джульетта»

1

29

Мюзикл «Вестсайдская история»

1

30

Опера «Орфей и Эвридика»

1

31

Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1

32

Образы киномузыки «Ромео и
Джульетта» в кино ХХ века

1

33

Музыка в отечественном кино

1

34

Исследовательский проект

1

Тематическое планирование 7 класс

Тема урока

Вид контроля

Особенности музыкальной
драматургии ( 16. часов)

1
1

Классика и современность
Музыкальная драматургия – развитие
музыки

1

3

В музыкальном театре. Опера "Иван
Сусанин".

1

4

В музыкальном театре. Опера "Иван
Сусанин". В концертном зале. Симфония
№40 Моцарта. Опера «Иван Сусанин»

1

5

В концертном зале. Симфония № 40
Моцарта

1

6

В концертном зале. Симфония № 5
Бетховена

1

7

Героическая тема в музыке

1

2

8

Обобщение по теме: "Особенности
музыкальной драматургии". Творческая
работа

1

9

Камерная музыка.

1

10

Вокальный цикл

1

11

Инструментальная музыка.

1

12

Этюд.

1

13

Транскрипция

1

14

Прелюдия. Концерт

1

15

А.Шнитке .Сюита

1

16

Религиозная музыка

1
Основные направления музыкальной
культуры ( 18 часов)

17

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

18

Творчество И.С.Баха

1

19

Литературные страницы

1

20

Творчество С.Рахманинова

1

21

Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

22

Литературные страницы

1

23

Рок-опера «Иисус Христос» Вечные
темы

1

24

Главные образы

1

25

Светская музыка. Соната

1

26

Соната №8. Л.Бетховен

1

27

Соната №2. Прокофьев

1

28

Соната №11. В.А.Моцарта

1

29

Блюз Дж.Гершвина

1

30

Симфоническая картина Симфония №1
В.Калинникова

31

Музыка народов мира. Популярные хиты 1

32

Рок-опера «Юнона и Авось»

1

33

Исследовательский проект

1

34

Заключительный урок

1

1

Тематическое планирование 8 класс

№ Урока

Тема урока

Вид контроля

Классика и современность ( 16 часов)

1
1

Классика в нашей жизни
В музыкальном театре.Опера.

1

2
3

Опера «Князь Игорь»

1

4

В музыкальном театре.Балет

1

5

Балет « Ярославна»

1

6

В музыкальном театре. Мюзикл. Рокопера

1

7

«Человек есть тайна». Рок-опера
«Преступление и наказание»

1

8

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от
ненависти до любви»

1

9

Музыка к драматическому спектаклю

1

10

Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер
Гюнт»

1

11

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю
«Ревизская сказка»

1

12

Музыка в кино

1

13

Ты отправишься в путь,чтобы зажечь
день….Музыка к фильму «Властелин
колец»

14

В концертном зале. Симфония:прошлое. 1
Симфония №8 Ф.Шуберта.и настоящее

15

Симфония №5 П.Чайковского.
Симфония №1 «Классическая»
С.Прокофьева

16

«Музыка-это огромный мир,
окружающий человека

1

1

1

Принципы и новаторство в музыке (18
часов)
17

«Музыканты- извечные маги»

1

18

И снова в музыкальном театре… «Мой
народ-американцы..». Опера «Порш и
бесс»

1

19

Развитие традиций оперного спектакля

1

20

Опера «Кармен» Самая популярная

1

опера в мире
21

Образ Кармен. Образы Хозе и
Эскамильо

1

22

Портреты великих исполнителей. Елена
Образцова

1

1

23
24

Балет «Кармен-сюита». Образ Кармен.
Образ Хозе

1

25

Портреты великих исполнителей. Майя
Плисецкая

1

26

Современный музыкальный театр

1

27

Великие мюзикл мира

1

28

Классика в современной обработке

1

29

В концертном зале. Симфония №7
Д.Шостаковича

1

30

Литературные страницы

1

31

Музыка в храмовом синтезе искусств.
Литературные страницы. Галерея
религиозных образов

32

Неизвестный Свиридов «О России петь- 1
что стремиться в храм…». Цикл
«Песнопение и молитвы»

33

Музыкальное завещание потомкам

1

34

Исследовательский проект

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».