АОП по географии, 5 класс, ЗПР в.1., 2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1,
тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
2022г.

Утверждено приказом
МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска
от
2022г. №

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ГЕОГРАФИИ С ЗПР (вариант 7.1, 7.2)
основное общее образование – 2 ступень
для уч-ся 5А класса Устяхина Р, Шафигулина А.

срок реализации: 1 год

г. Углегорск

2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(Устяхин Р, Шафигулин А.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой
психического
развития
подготовлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (одобренной решением ФУМО по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО
ЗПР) (далее – ПАООП ООО ЗПР).
Согласно своему назначению рабочая программа является ориентиром для
составления рабочих авторских программ: она даѐт представление о целях
обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного
предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса; даѐт примерное распределение учебных часов по
тематическим
разделам
курса
и
рекомендуемую
(примерную)
последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественнонаучные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает
формирование картографической грамотности, навыков применения
географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся
научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных
знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и
социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении
представлений о целостной научной картине природного и социокультурного
мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой,
обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между
деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных
впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на
прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета
обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе,
создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и
формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет
«География»
дает
благодатный
материал
для
патриотического,
интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «География» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса
знаний,
пониженным
познавательным
интересом,
трудностями
самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при
работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной
информации). Содержание программы позволяет совершенствовать
познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения
мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности
аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной
деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных
связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал
возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Примерной рабочей программе основного общего образования.

Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании
географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и
динамике главных природных, экологических, социально-экономических,
социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира; понимании главных
особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития, значении охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:

формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии,
ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира и их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования;

формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование
представлений
и
основополагающих
теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как
планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;

овладение
элементарными
практическими
умениями
использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности;

овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География»,
направленные на развитие мыслительной (в том числе знаковосимволической) и речевой деятельности; повышение познавательной
активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных
действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися
с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов:

ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон
личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических
функций, их качеств и свойств;

преодоление речевого недоразвития на материале курса
географии (накопление словарного запаса, овладение разными
формами и видами речевой деятельности);

использование и коррекция самостоятельно приобретенных
обучающимися
представлений
об
окружающей
природной
действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;

учет индивидуальных особенностей и интересов;

создание
комфортного
психоэмоционального
режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, повышения познавательной активности
обучающихся с ЗПР;

использование специальных методов, приемов, средств,
обходных путей обучения;

создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);

усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого
материала.

Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие
содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего
края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и
потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает
высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков
географии по освоению краеведческого содержания, отличные от
традиционных (очная и виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум,
исследовательская лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать
на обучающегося: активизировать способы восприятия новой информации,
воображение, чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи
между педагогом и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для
роста качества образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение
системного эффекта в общекультурном, личностном и познавательном
развитии обучающихся за счет использования педагогического потенциала
региональных (краеведческих) особенностей содержания образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным
для обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР программа построена по линейно-концентрическому
принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному
усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР.
Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или целых
разделов для обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы
выделены в содержании программы курсивом. Определение количества
часов на изучение отдельных тем зависит от контингента обучающихся
класса.
Особую
сложность составляет формирование опыта
пространственного
анализа
и
синтеза,
поэтому
акцент
в
коррекционнообразовательной работе следует сделать на развитие у
обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно
полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть четко
организована деятельность обучающихся на уроке.

Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету
«География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по
предмету «География»: усиление предметно-практической деятельности;
чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные
системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в
изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры
(планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения
делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое
внимание следует уделить обучению структурированию материала:
составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными
основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ,
работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и
коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной
ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические
работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания
по предмету и способствуют овладению практическими умениями и
навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии:

работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научнопопулярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу,
найти ответ на вопрос);

воспроизведение
учебного
материала
по
памяти
(с
использованием опорных слов, понятий, инструкций, плана);

работа с определениями, свойствами и другими географическими
понятиями;

работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами,
схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;

составление плана помещения, местности по описанию или
заданным параметрам;

работа со справочными материалами, различными источниками
информации, словарем терминов;

конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;

составление плана и последовательности действий.

Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При
работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных
лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое
слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в
основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, основной образовательной программе
основного общего образования, адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу
в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может
быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания
предмета, установленная рабочей программой должна быть сохранена
полностью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ
Введение. География – наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как
география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы
изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование,
участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет,
Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев
вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в
древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А.
Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие
Нового света – экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание
экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие
Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке
Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (И. Ф.
Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский).
(Русская экспедиция Ф. Ф.
Беллинсгаузена, М. П. Лазарева – открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего
времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в
разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по
предложенным учителем вопросам.

РАЗДЕЛ 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Тема 2. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.
Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности.
Глазомерная, полярная и маршрутная съѐмка местности. Изображение на
планах местности неровностей земной поверхности.
Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование
по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города,
туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы
местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на
глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан.
Географические координаты. Географическая широта и географическая
долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по
глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение
расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие
географических карт и их классификации. Способы изображения на
мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических
картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и
географической карты. Профессия картограф. Система космической
навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение
объектов по их географическим координатам.
РАЗДЕЛ 3. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Тема 2. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры
Земли, их географические следствия. Влияние космоса на нашу планету и
жизнь людей. Движения Земли. Земная ось и географические полюсы.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времѐн
года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего
солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещѐнности. Тропики и полярные круги.
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты
Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени
года на территории России.

РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 3. Литосфера – каменная оболочка Земли
Литосфера – твѐрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной
коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и
горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа.
Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины
землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений.
Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог.
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и
внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной
поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы
рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и
равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира.
Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по
площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.
Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с
ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединноокеанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана,
его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над
горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и
животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой.

Календарно-тематическое планирование 5 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)

№

1.1
1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Тема урока
Раздел 1. Географическое изучение Земли – 9
часов
Введение. География – наука о планете
Земля (2 часа)
Что изучает география?
Географические
объекты, процессы и явления.
Как география изучает объекты, процессы и
явления. Географические методы изучения
объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа 1. «Организация
фенологических наблюдений в природе:
планирование, участие в групповой работе,
форма систематизации данных»
Тема 1.
История географических открытий (7 часов)
Представления о мире в древности (Древний
Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания
финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т.
Хейердала как модель путешествий в древности.
Появление географических карт. Практическая
работа 2 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея
и современных карт по предложенным учителем
вопросам»
География в эпоху Средневековья: путешествия
и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия М. Поло и А.
Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три
пути в Индию. Открытие Нового света —
экспедиция Х. Колумба.
Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф.
Магеллана. Значение Великих географических
открытий. Карта мира после эпохи Великих
географических открытий.
Географические открытия XVII – XIX в.в.
Поиски Южной Земли — открытие Австралии.

кол- дата
во
часов

1

2.09.2022

1

9.09.2022

1

16.09.2022

1

23.09.2022

1

30.09.2022

1

7.10.2022

1

14.10.2022

1.8

1.9

2.10
2.11

2.12
2.13

2.14

2.15

2.16
2.17

Русские путешественники и мореплаватели на
северо-востоке
Азии.
Первая
русская
кругосветная экспедиция (Русская экспедиция
Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева —
открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в.
Исследование полярных областей Земли.
Изучение Мирового океана. Географические
открытия Новейшего времени.
Практические работы 3 «Обозначение на
контурной карте географических объектов,
открытых в разные периоды».
Раздел 2. Изображения земной поверхности –
11 часов
Тема 2. Планы местности (5 часов)
Виды изображения земной поверхности. Планы
местности.
Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба.
Способы определения расстояний на местности.
Практическая
работа
4
«Определение
направлений и расстояний по плану местности»
Глазомерная, полярная и маршрутная съѐмка
местности.
Изображение на планах местности неровностей
земной
поверхности.
Абсолютная
и
относительная высоты. Профессия топограф.
Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта. Разнообразие планов (план города,
туристические планы, военные, исторические и
транспортные планы, планы местности в
мобильных приложениях) и области их
применения.
Практическая
работа
5
«Составление описания маршрута по плану
местности»
Географические карты (6 часов)
Различия глобуса и географических карт.
Способы перехода от сферической поверхности
глобуса к плоскости географической карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и
меридианы. Экватор и нулевой меридиан.
Географические координаты. Географическая
широта
и
географическая
долгота,
их
определение на глобусе и картах. Определение
расстояний по глобусу. Практическая работа 6

1

21.10.2022

1

28.10.2022

1

11.11.2022

1

18.11.2022

1

25.11.2022

1

2.12.2022

1

9.12.2022

1

16.12.2022

1

23.12.2022

1

13.01.2023

2.18

2.19

2.20

3.21
3.22
3.23

3.24

3.25

«Определение
географических
координат
объектов и определение объектов по их
географическим координатам»
Искажения на карте. Линии градусной сети на
картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Определение
направлений и расстояний на карте полушарий.
Практическая
работа
7
«Определение
направлений и расстояний по карте полушарий»
Разнообразие географических карт и их
классификации. Способы изображения на
мелкомасштабных
географических
картах.
Изображение на физических картах высот и
глубин.
Географический атлас. Использование карт в
жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сходство и различие плана местности и
географической карты. Профессия картограф.
Система
космической
навигации.
Геоинформационные системы. Контрольная
работа по теме «План местности и
географическая карта»
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы
– 5 часов
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы
возникновения Земли.
Форма, размеры Земли, их географические
следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические
полюсы. Географические следствия движения
Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года на
Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия,
летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света
и тепла на поверхности Земли. Пояса
освещѐнности. Тропики и полярные круги.
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и
ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая
работа
8
«Выявление
закономерностей изменения продолжительности
дня и высоты Солнца
над горизонтом в
зависимости от географической широты и

1

20.01.2023

1

27.01.2023

3.02.2023

1

10.02.2023

1

17.02.2023

1

24.02.2023

1

3.03.2023

1

10.03.2023

4.26

4.27

4.28

4.29

4.30

4.31

4.32

4.33

времени года на территории России».
Раздел 4 «Оболочки Земли»
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка
Земли - 8 часов
Литосфера – твѐрдая оболочка Земли. Методы
изучения земных глубин. Внутреннее строение
Земли: ядро, мантия, земная кора.
Строение земной коры: материковая и
океаническая кора. Вещества земной коры:
минералы и горные породы. Образование
горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов
образования рельефа. Движение литосферных
плит.
Образование
вулканов
и
причины
землетрясений. Шкалы измерения силы и
интенсивности
землетрясений.
Изучение
вулканов
и
землетрясений.
Профессии
сейсмолог и вулканолог.
Разрушение и изменение горных пород и
минералов
под
действием
внешних
и
внутренних процессов. Виды выветривания.
Формирование рельефа земной поверхности как
результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его
изучения. Планетарные формы рельефа —
материки и впадины океанов. Формы рельефа
суши: горы и равнины. Различие гор по высоте,
высочайшие
горные
системы
мира.
Разнообразие равнин по высоте. Формы
равнинного рельефа, крупнейшие по площади
равнины мира. Практическая работа 9
«Описание горной системы или равнины по
физической карте».
Человек и литосфера. Условия жизни человека в
горах и на равнинах. Деятельность человека,
преобразующая
земную
поверхность,
и
связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных
окраин материков. Срединно-океанические
хребты. Острова, их типы по происхождению.
Ложе Океана, его рельеф.
Заключение – 1 час

1

17.03.2023

1

24.03.2023

1

7.04.2023

1

14.04.2023

1

21.04.2023

1

28.04.2023

1

5.05.2023

1

12.05.2023

4.34

Сезонные
изменения
продолжительности 1
светового дня и высоты Солнца над горизонтом,
температуры воздуха, поверхностных вод,
растительного и животного мира. Практическая
работа 10 «Анализ результатов фенологических
наблюдений и наблюдений за погодой».

19.05.2023

Тематическое планирование 5 класс
(1 час в неделю, всего – 34 часа)
Тематическ Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
ие
блоки,
темы
Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов)
Введение.
География
— наука
о
планете
Земля
(2 часа)

Что
изучает
география?
Географические
объекты,
процессы и явления. Как
география изучает объекты,
процессы
и
явления.
Географические
методы
изучения объектов и явлений.
Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе:
планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных.

Приводить примеры географических объектов, процессов и
явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследований, применяемых в
географии;
находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной
тезис (нахождение в тексте параграфа или специально
подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что
люди обладали географическими знаниями ещѐ до того, как
география появилась как наука).

Тема 1.
История
географических
открытий
(7 часов)

Представления о мире в
древности (Древний Китай,
Древний Египет, Древняя
Греция,
Древний
Рим).
Путешествие Пифея. Плавания
финикийцев вокруг Африки.
Экспедиции Тур Хейердала
как модель путешествий в
древности.
Появление
географических
карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия
викингов, древних арабов,
русских землепроходцев.
Путешествия М. Поло и А.
Никитина. Эпоха Великих
географических открытий. Три
пути в Индию. Открытие
Нового света — экспедиция Х.
Колумба. Первое кругосветное
плавание — экспедиция Ф.
Магеллана. Значение Великих
географических
открытий.
Карта мира после эпохи
Великих
географических
открытий.
Географические
открытия
XVII—XIX
вв.

Различать вклад великих путешественников в географическое
изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их
путешествий;
различать вклад российских путешественников и исследователей
в географическое изучение Земли, описывать маршруты их
путешествий;
характеризовать основные этапы географического изучения
Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих
географических открытий, в XVII—XIX вв., современные
географические исследования и открытия);
сравнивать способы получения географической информации на
разных этапах географического изучения Земли;
сравнивать
географические
карты
(при
выполнении
практической работы № 3);
представлять текстовую информацию в графической форме (при
выполнении практической работы № 1);
находить
в
различных
источниках,
интегрировать,
интерпретировать и использовать информацию необходимую
для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие
оценить вклад российских путешественников и исследователей в
развитие знаний о Земле;
находить
в
картографических
источниках
аргументы,
обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении
практической работы № 2);
выбирать
способы
представления
информации
в
картографической форме (при выполнении практических работ
№ 1);

Поиски Южной Земли —
открытие Австралии. Русские
путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.
Первая русская кругосветная
экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М.
П. Лазарева — открытие
Антарктиды).
Географические исследования
в
ХХ
в.
Исследование
полярных областей Земли.
Изучение Мирового океана.
Географические
открытия
Новейшего времени.
Практические работы
1. 1.Обозначение на контурной
карте географических объек2. тов, открытых в разные
периоды.
2.Сравнение карт Эратосфена,
Птолемея и современных карт
по предложенным учителем
вопросам
Раздел 2. Изображения земной поверхности (11 часов)

Тема
1. Виды изображения земной
поверхности.Планы местности.
Планы
местности (5 Условные знаки. Масштаб.
Виды масштаба.Способы опречасов)
деления расстояний на местности. Глазомерная, полярная
и маршрутная съѐмка местности. Изображение на планах
местности неровностей земной
поверхности. Абсолютная и
относительная высоты.
Профессия
топограф.
Разнообразие планов (план
города, туристические планы,
военные,исторические
и
транспортные планы, планы
местности
в
мобильных
приложениях) и области их
применения.
Практические работы
1. Определение направлений и
расстояний
по
плану
местности.
2. Составление описания
маршрута по плану местности.

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта»,
«горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять по плану расстояния между объектами на местности
(при выполнении практической работы № 1);
определять направления по плану (при выполнении
практической работы № 1);
ориентироваться на местности по плану и с помощью планов
местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и
относительные высоты объектов с помощью плана местности;
составлять описание маршрута по плану местности (при
выполнении практической работы № 2);
проводить по плану несложное географическое исследование
(при выполнении практической работы № 2);
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельноссти, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать
соответствие результата цели (при выпонении практической
работы № 2)

Тема 2.
Географические карты
(6 часов)

Различия глобуса и географических карт. Способы
перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости географической карты.
Градусная сеть на глобусе и
картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан.
Географические координаты.
Географическая широта и
географическая долгота, их
определение на глобусе и
картах.
Определение расстояний по
глобусу.
Искажения на карте. Линии
градусной сети на картах.
Определение расстояний с
помощью масштаба и
градусной сети. Разнообразие
географических карт и их
классификации. Способы изображения на мелкомасштабных
географических картах.
Изображение на физических
картах высот и глубин.
Географический атлас.

Различать понятия «параллель» и «меридиан»;
определять направления, расстояния и географические
координаты по картам (при выполнении практических работ №
1, 2);
определять и сравнивать абсолютные высоты географических
объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим
картам;
объяснять различия результатов измерений расстояний между
объектами по картам при помощи масштаба и при помощи
градусной сети;
различать понятия «план местности» и «географическая карта»,
применять понятия «географическая карта», «параллель»,
«меридиан» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных
ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических
карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС)

Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности
людей. Сходство и различие
плана местности и географической карты. Профессия
картограф.
Система
космической
навигации.
Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и
расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и
определение объектов по их
географическим координатам
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы (5 часов)
Тема 1. Земля
—
планета
Солнечной
системы
(5 часов)

Земля в Солнечной системе.
Гипотезы
возникновения
Земли. Форма, размеры Земли,
их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и
географические
полюсы.
Географические
следствия
движения
Земли
вокруг
Солнца.

Приводить примеры планет земной группы;
сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным
основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения
космоса;
объяснять влияние формы Земли на различие в количестве
солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных
широтах;
использовать понятия «земная ось», «географические полюсы»,
«тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещѐнности»;

Смена времѐн года на Земле.
Дни весеннего и осеннего
равноденстствия, летнего и
зимнего
солнцестояния.
Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса
освещѐнности.
Тропики и полярные круги.
Вращение Земли вокруг своей
оси. Смена дня и ночи на
Земле.
Влияние Космоса на Землю и
жизнь людей. Практическая
работа
1. Выявление закономерностей
изменения продолжительности
дня
и
высоты
Солнца
над
горизонтом в зависимости от
географической широты и
времени года на территории
России

«дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач:
указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в
дни
равноденствий
и
солнцестояний;
сравнивать
продолжительность светового дня в дни равноденствий и
солнцестояний в Северном и Южном полушариях;
объяснять смену времѐн года на Земле движением Земли вокруг
Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты;
объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;
объяснять различия в продолжительности светового дня в
течение года на разных широтах;
приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли
на мир живой и неживой природы;
устанавливать
эмпирические
зависимости
между
продолжительностью дня и географической широтой местности,
между высотой Солнца над горизонтом и географической
широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при
выполнении практической работы № 1);
выявлять закономерности изменения продолжительности
светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на
основе предоставленных данных;
находить в тексте аргументы, подтверждающие различные
гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух
источников информации, предложенных учителем; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников дискуссии о
происхождении планет, обнаруживать различие и сходство
позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во
время дискуссии;
различать научную гипотезу и научный факт.

Раздел 4. Оболочки Земли (32 часа, их них в 5 классе — 8 часов)
Тема 1.
Литосфера
—
каменная
оболочка
Земли
(8 часов)

Литосфера
—
твѐрдая
оболочка
Земли.
Методы
изучения
земных глубин.
Внутреннее строение Земли:
ядро, мантия, земная кора.
Строение
земной коры: материковая и
океаническая кора.
Вещества
земной
коры:
минералы и горные породы.
Образование горных пород.
Магматические, осадочные и
метаморфические
горные
породы.
Проявления внутренних и
внешних
процессов
образования
рельефа.
Движение литосферных плит.
Образование
вулканов
и
причины
землетрясений.
Шкалы измерения силы и
интенсивности
землетрясений. Изучение вулканов и
землетрясений.
Профессии

Описывать внутренне строение Земли;
различать изученные минералы и горные породы,
различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «минерал»
и «горная порода»;
различать материковую и океаническую земную кору;
приводить примеры горных пород разного происхождения;
классифицировать
изученные
горные
породы
по
происхождению;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и
внешних
процессов
рельефообразования:
вулканизма,
землетрясений; физического, химического и биологического
видов выветривания;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан»,
«литосферные плиты» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и
средств их предупреждения;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и
океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного
происхождения;
различать горы и равнины;
классифицировать горы и равнины по высоте;
описывать горную систему или равнину по физической карте
(при выполнении работы № 1);

сейсмолог
и
вулканолог.
Разрушение
и
изменение
горных пород и минералов под
действием
внешних
и
внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование
рельефа земной поверхности
как
результат
действия
внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и
методы его изучения.
Формы рельефа суши: горы и
равнины. Различие гор по
высоте, высочайшие горные
системы мира. Разнообразие
равнин по высоте. Формы
равнинного
рельефа,
крупнейшие
по
площади
равнины мира. Человек и
литосфера. Условия жизни
человека в горах и на
равнинах.
Деятельность
человека,
преобразующая
земную
поверхность,
и
связанные с ней экологические
проблемы.
Рельеф
дна
Мирового
океана.
Части
подводных окраин материков.

приводить
примеры
действия
внешних
процессов
рельефообразования в своей местности;
приводить примеры полезных ископаемых своей местности;
приводить примеры изменений в литосфере в результате
деятельности человека на примере своей местности, России и
мира;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере;
приводить примеры актуальных проблем своей местности,
решение которых невозможно без участия представителей
географических
специальностей,
изучающих
литосферу;
находить сходные аргументы, подтверждающие движение
литосферных плит, в различных источниках географической
информации;
применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для
анализа и интерпретации географической информации
различных видов и форм представления;
оформление результатов (примеры изменений в литосфере в
результате деятельности человека на примере своей местности,
России и мира) в виде презентации;
оценивать надѐжность географической информации при
классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему
облику на основе различных источников информации (картины,
описания, географической карты) по критериям, предложенным
учителем при работе в группе;
в ходе организованного учителем обсуждения публично
представлять презентацию о профессиях, связанных с
литосферой, и оценивать соответствие подготовленной
презентации еѐ цели; выражать свою точку зрения относительно

Срединно-океанические
влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи.
хребты. Острова, их типы по
происхождению. Ложе океана,
его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы
или равнины по физической
карте
Заключение (1 час)
Практикум
«Сезонные
изменения в
природе
своей
местности»

Сезонные
изменения
продолжительности светового
дня и высоты Солнца над
горизонтом,
температуры
воздуха, поверхностных вод,
растительного и животного
мира.
Практическая работа
1.Анализ
результатов
фенологических наблюдений и
наблюдений за погодой

Различать причины и следствия географических явлений;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой
природы; систематизировать результаты наблюдений;
выбирать форму представления результатов наблюдений за
отдельными компонентами природы;
представлять результаты наблюдений в табличной, графической
форме, описания);
устанавливать на основе анализа данных наблюдений
эмпирические
зависимости
между
временем
года,
продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом,
температурой воздуха;
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений;
формулировать суждения, выражать свою точку зрения о
взаимосвязях между изменениями компонентов природы;
подбирать доводы для обоснования своего мнения;
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на
основе полученных за год географических знаний.

Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика
практических работ указана в содержании программы по годам обучения. Виды и формы контроля:

устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план;

тематическое тестирование;

практические работы;

зачеты;

индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом.
Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция
текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с ЗПР.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала по
географии на конец учебного года.
Темы для промежуточной аттестации:
5 класс «Развитие географических знаний о Земле. Изображение земной поверхности. Земля – планета
Солнечной системы. Оболочки Земли»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;
ценностное
отношение к
достижениям
российских
ученых-исследователей; способность к осознанию
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
формирование мотивации к
обучению и
целенаправленной познавательной деятельности; формирование
умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе географических знаний;
знание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях; понимание
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей среде; участие в общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
формирование представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве, адекватной возрасту обучающегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на алгоритм учебных действий факты и явления в
области географии; создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели географических процессов
с выделением существенных характеристик объекта; определять возможные источники необходимых географических
сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; использовать вопросы как
инструмент познания;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,

причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях; искать или отбирать информацию, или данные
из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; с помощью педагога или самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного информационного поиска; понимать и умение
интерпретировать информацию различных видов и форм представления (географические карты, условные обозначения и
т.п.); эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационных технологий; с помощью педагога или самостоятельно составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения эколого-географических проблем (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеть
основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения (на примере экологических знаний); предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять
позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, осознавать после
предварительного анализа роль географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации,
мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь объяснять
с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в системе научных дисциплин; знать и применять
базовые знания об основных географических закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; владеть базовыми
географическими понятиями и знаниями географической терминологии, уметь их использовать для решения учебных и
практических задач; уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их
существенных признаков с опорой на алгоритм учебных действий; классифицировать географические объекты и явления
на основе их известных характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту; устанавливать на основе
алгоритма учебных действий и/или после предварительного анализа взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и
процессами; использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и
процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой на
план, ключевые слова; объяснять после предварительного анализа влияние изученных географических объектов и
явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды; выбирать с помощью учителя и использовать
источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач с опорой на
алгоритм учебных действий, а также практических задач в повседневной жизни; ориентироваться в источниках
географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных
действий качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять
недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или
нескольких источниках; уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую

информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов с использованием плана, презентации (с
использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов); уметь оценивать
после предварительного анализа характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; решать с опорой на алгоритм учебных
действий практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере экономической географии для определения
качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание», распределенные по
годам обучения
5 КЛАСС
Приводить с помощью учителя примеры: географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными
ветвями географической науки; методов исследования, применяемых в географии; выбирать с помощью учителя
источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернетресурсы),
необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований
современности; находить с помощью учителя информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли,
представленную в одном или нескольких источниках; иметь представление о вкладе великих путешественников в
географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать после предварительного анализа маршруты их путешествий с использованием наглядной опоры
(схемы, карты, презентации, план и т.п.);
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад
российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять с помощью учителя направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
использовать с опорой на алгоритм учебных действий условные обозначения планов местности и географических карт
для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

применять с опорой на источник информации понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и
«меридиан»;
приводить с опорой на источник информации примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; объяснять с
помощью учителя причины смены дня и ночи и времѐн года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности,
между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
описывать с опорой на план внутреннее строение Земли;
различать с опорой на источник информации понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
«материковая» и «океаническая» земная кора;
различать с опорой на источник информации изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую
земную кору;
показывать с помощью учителя на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа
Земли;
различать с опорой на источник информации горы и равнины; классифицировать формы рельефа суши по высоте и по
внешнему облику с опорой на план; иметь представление о причинах землетрясений и вулканических извержений;
применять с помощью учителя понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр
землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять с помощью учителя понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных
задач;
иметь представления о проявлениях в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования:
вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; классифицировать с
опорой на алгоритм учебных действий острова по происхождению;
приводить с опорой на источник информации примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;
изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;
примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять с помощью учителя результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме
(табличной, графической, географического описания).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».