Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска Сахалинской области 694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. 8 Марта, д.1, тел. 8 (42432) 43-082, факс 8 (42432) 44-130, E-mail: ugl-school 65@yandex Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2022г. Утверждено приказом МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска от 2022г. № АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ГЕОГРАФИИ С ЗПР ( вариант 7.1) основное общее образование – 2 ступень для уч-ся 9Б класса Пятецкого Максима срок реализации: 1 год г. Углегорск 2022 г. Планируемые результаты изучения курса географии 9 класс Хозяйство России Выпускник научится: · различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства; · анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; · объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; · использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: · выдвигать и обосновывать с помощью анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; · обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России. Районы России. Выпускник научится: · объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; · сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; · оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов. Выпускник получит возможность научиться: · составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга; · самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей; · создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; · оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов; · выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России. Россия в современном мире Выпускник научится: · сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; · оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться: · выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике; · объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; · оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России. География. Россия. 9 класс (68 часов; 2 часа в неделю; 2 ч. – резервное время). Тема 1. Введение. 1 час Как мы будем изучать экономическую географию России. Раздел 1. Хозяйство России - 22 часа Тема 2. Общая характеристика хозяйства. 3 часа. Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства. Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по территории страны. Тема 3. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). 4 часа Топливно-энергетический комплекс: состав и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива. Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции, использующие возобновляемые источники энергии — ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России. Практическая работа 1 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам». Практическая работа 2 «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах». Тема 4. Металлургия. 2 часа Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства чѐрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии чѐрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России. Практическая работа 3 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия». Тема 5. Машиностроение. 1 час Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России. Практическая работа 4 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции». Тема 6. Химическая промышленность. 1 час Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России. Практическая работа 5 «Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука)». Тема 7. Лесопромышленный комплекс. 1 час Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России. Практическая работа 6 «Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса». Тема 8. Агропромышленный комплекс. 4 часа Состав и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда. Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития. Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России. Лѐгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лѐгкая промышленность и окружающая среда. Направления развития лѐгкой промышленности России. Практическая работа 7 «Определение по картам основных районов выращивания культур, главных районов животноводства». Практическая работа 8 «Определение влияния природных и социальных факторов на размещения отраслей АПК». Тема 9. Инфраструктурный комплекс. 6 часов Состав и значение в хозяйстве. Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду, направления развития. Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России. География туризма и рекреации. Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования. Практическая работа 9 «Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)». Раздел 2. Регионы России – 44 часа Темы 10—17. Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток Европейская Россия – 34 ч. Тема 10. Центральная Россия. 6 ч. Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие ГП. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселѐнности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. ГП. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Москва – столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Тема 11. Северо-Запад. 6 ч. Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород. Псков. Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города. Особенности ГП Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Тема 12. Европейский Север. 5 ч. Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»). Составление карты. Практическая работа 10 «Составление географического описания населения и хозяйства» Тема 13. Европейский Юг. 6 ч. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населѐнность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК – главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Практическая работа 11 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт». Тема 14. Поволжье. 5 ч. Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга- главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития Поволжья. Тема 15. Урал. 6 ч. Своеобразие ГП. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала. Практическая работа 12 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала». Азиатская Россия - 10 ч. Тема 16. Сибирь. 5 ч. Пространство Сибири. Состав территории. ГП. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь – главная топливная база России. Заболоченность территории – одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Практическая работа 13 Сибири» «Оценка туристко- рекреационного потенциала Западной Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал - объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района. Практическая работа 14 экономического развития». «Классификация субъектов РФ по уровню социально- Тема 17. Дальний Восток. 5 ч. Уникальность ГП. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и еѐ притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы освоения территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток – далѐкая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона. Практическая работа 15 «Оценка ГП Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона». Тема 18. Заключение. 1 ч. Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Тематическое планирование 9 класс № 1.1 2.2 2.3 2.4 3.5 3.6 3.7 3.8 4.9 4.10 5.11 6.12 7.13 8.14 8.15 8.16 8.17 9.18 9.19 Тема урока Тема 1. Введение. 1 час Введение Раздел 1. Хозяйство России - 22 часа Тема 2. Общая характеристика хозяйств. 3 часа Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Национальное богатство России. Тема 3. Топливно-энергетический комплекс. 4 часа Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Пр. р. 1 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам». Электроэнергетика. Пр.р.2 «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в разных регионах» Тема 4. Металлургия. 2 часа Чѐрная металлургия. Цветная металлургия. Пр. р. 3 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия». Тема 5. Машиностроение. 1 час Машиностроение – ключевая отрасль экономики. Пр. р. 4 «Анализ различных источников информации, с целью объяснения влияния ГП машиностроительного предприятия на конкурентоспособность его продукции». Тема 6. Химическая промышленность. 1 час Химическая промышленность. Пр.р.5 «Анализ текстовых источни ков информации, с целью объяснения размещения предприятий из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука)». Тема 7. Лесопромышленный комплекс. 1 час Лесопромышленный комплекс. Пр.р.6 «Анализ «Прогноза развития лесного сектора РФ до 2030г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса». Тема 8. Агропромышленный комплекс. 4 часа Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство. Пр.р. 7 «Определение по картам основных районов выращивания культур, главных районов животноводства». Агропромышленный комплекс. Пищевая промышленность. Лѐгкая промышленность. Пр.р. 8 «Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК». Тема 9. Инфраструктурный комплекс. 6 часов Транспортная инфраструктура (1). Транспортная инфраструктура (2). Пр.р. 9 «Составление характеристики одного из видов транспорта». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9.20 9.21 9.22 9.23 10.24 10.25 10.26 10.27 10.28 10.29 11.30 11.31 11.32 11.33 11.34 11.35 12.36 12.37 12.38 12.39 12.40 13.41 13.42 13.43 13.44 13.45 13.46 14.47 14.48 14.49 14.50 14.51 15.52 15.53 15.54 Социальная инфраструктура. Сфера услуг своего района. Информационная инфраструктура. Хозяйство. Обобщение. Контрольная работа. Раздел 2. Регионы России. 44 часов Европейская Россия. 34 часа Тема 10. Центральная Россия. 6 часов Состав территории. Своеобразие ГП. Особенности природы. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Центральная Россия: хозяйство (1). Центральная Россия: хозяйство (2). Москва – столица России. Тема 11. Европейский Северо-Запад. 6 часов Географическое положение. Природа района. Северо-Запад: «окно в Европу. Северо - Запад: хозяйство. Санкт-Петербург – вторая столица России. Особенности ГП Калининградской области. Тема 12. Европейский Север. 5 часов Европейский Север: ГП. Состав и соседи района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала. Европейский Север: освоение территории. Европейский Север: хозяйство. Пр.р.10 «Составление географического описания населения и хозяйства» Обобщение по теме «Европейский Север». Тема 13. Европейский Юг. 6 часов Европейский Юг: состав и географическое положение. Особенности природных условий и ресурсов. Пр.р.11 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» Европейский Юг: население. Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Обобщение по Северному Кавказу. Тема 14. Поволжье (5 часов) Поволжье: состав и географическое положение. Особенности природных условий и ресурсов. Поволжье: освоение территории и население. Поволжье: хозяйство и проблемы. Экологические проблемы Поволжья». Тема 15. Урал. 6 часов Урал: состав и ГП. Природные условия и ресурсы, их особенности. Население Урала. Крупнейшие города. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.55 15.56 15.57 16.58 16.59 16.60 16.61 16.62 17.63 17.64 17.65 17.66 17.67 18.68 Урал: освоение территории и хозяйство. Пр.р.12 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала». Проблемы и перспективы развития Урала. Обобщение по Уралу Контрольная работа по теме «Европейская часть России». Азиатская Россия. 10 часов Тема 16. Сибирь. 5 часов Сибирь: состав и географическое положение. Особенности природы. Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. Западная Сибирь – главная топливная база России. Пр.р.13 «Оценка туристко- рекреационного потенциала Западной Сибири» Восточная Сибирь: отрасли специализации и крупнейшие промышленные центры. Пр.р.14 «Классификация субъектов РФ по уровню социально-экономического развития». Байкал – жемчужина России. Проблемы и перспективы развития района. Тема 17. Дальний Восток . 5 часов Дальний Восток: состав и географическое положение. Особенности природы. Пр.р. 15 «Оценка ГП Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» Дальний Восток: освоение территории. Население. Дальний Восток: хозяйство. Дальний Восток: хозяйство и перспективы. Контрольная работа по теме «Азиатская часть России». Тема 18: Заключение. 1 час Россия в мире. Итого за год: Всего часов – 368, из них к/р – 1 пр/р - 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 часов) Тематические Основное содержание блоки, темы Тема 1 Введение (1час) Раздел 1. Хозяйство России (22 часа) Основные виды деятельности обучающихся Тема 2. Общая характеристи ка хозяйства России (3 часа) Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития еѐ хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические территории». Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Себестоимость и рентабельность производства. Условия и факторы размещения хозяйства. Применять с опорой на источник информации понятия «экономикогеографическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «факторы и условия размещения производства», «специализация и кооперирование», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «природноресурсный потенциал», «себестоимость и рентабельность производства» для решения учебных и (или) практических задач; различать с опорой на источник информации понятия «валовой внутренний продукт (ВВП)», «валовой региональный продукт (ВРП)» и «индекс человеческого развития (ИЧР)», «производственный капитал»; использовать с опорой на источник информации знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и (или) практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; характеризовать с опорой на план основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; выбирать с помощью учителя источники географической информации, необходимые для изучения особенностей хозяйства России; находить, извлекать и использовать с помощью учителя информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач; объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели. Тема 3. Топливноэнергетически й комплекс (ТЭК) (4 часа) Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, ГЭС; электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года». Практические работы 1.Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах. 2.Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей ТЭК; применять с опорой на источник информации понятия «ТЭК», «возобновляемые источники энергии» для решения учебных и практических задач; использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения предприятий ТЭК для объяснения территориальной структуры комплекса; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий: преимущества и недостатки электростанций различных типов; оценивать их роль в общем производстве электроэнергии; сравнивать условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (при выполнении практ. работы № 2); характеризовать с опорой на источник информации роль России как мировой энергетической державы; основные проблемы и перспективы развития ТЭК; сравнивать и оценивать после предварительного анализа влияние отдельных отраслей ТЭК на окружающую среду; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию с помощью учителя из различных источников географической информации для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей ТЭК; для выявления факторов, влияющих на себестоимость производства электроэнергии в различных регионах страны (при выполнении практической работы № 1). Тема 4. Металлургиче ский комплекс (2 часа) Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чѐрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чѐрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии чѐрных, лѐгких и тяжѐлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чѐрной и цветной металлургии России до 2030 года». Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей металлургического комплекса; сравнивать после предварительного анализа влияние отдельных отраслей металлургического комплекса на окружающую среду; использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения металлургических предприятий, для объяснения особенностей их размещения; применять с опорой на источник информации понятия «металлургический комплекс», «металлургический комбинат полного цикла», «электрометаллургический комбинат» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; оценивать с опорой на план роль России в мировом производстве чѐрных и цветных металлов; характеризовать с опорой на источник информации основные проблемы и перспективы развития комплекса; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать с помощью учителя информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей металлургического комплекса. Тема 5. Машиностроительный комплекс (1 час) Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса. Практическая работа 1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации. Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей машиностроительного комплекса; применять с опорой на источник информации понятие «машиностроительный комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; оценивать с опорой на источник информации значение машиностроения для реализации целей политики импортозамещения и решения задач охраны окружающей среды; использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения машиност-ных предприятий для объяснения особенностей их размещения (при выполнении практической работы № 1); характеризовать после предварительного анализа: основные проблемы и перспективы развития комплекса; машиностроительный комплекс своего края по плану; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать с помощью учителя информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей машиностроительного комплекса; на основе анализа текстов выявлять факторы, влияющие на себестоимость производства предприятий машиностр-ного комплекса в различных регионах страны; выявлять с опорой на источник информации субъекты Российской Федерации, для которых машиностроение в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» определено в качестве «перспективной экономической специализации». Тема 6 -7. Химиколесной комплекс. (2 часа) Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года». Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года». Практическая работа 1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров подотраслей химической промышленности; применять с опорой на источник информации понятия «химическая пром-сть», «химико-лесной комплекс», «лесопромышленный комплекс», «лесная и деревообрабатывающая промышленность» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; оценивать с опорой на источник информации влияние отраслей химической пром-сти на окружающую среду; использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения химических предприятий для объяснения особенностей их размещения (при выполнении практической работы № 1); оценивать с опорой на источник информации роль России в мировом производстве химической промышленности; характеризовать после предварительного анализа основные проблемы и перспективы развития химической промышленности. Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей лесопромышленного комплекса; оценивать с опорой на источник информации влияние предприятий лесопромышленного комплекса на окружающую среду; объяснять после предварительного анализа размещение крупных лесопромышленных комплексов; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать с помощью учителя информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных подотраслей химической промышленности; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию с помощью учителя из различных источников, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отраслей комплекса; находить в различных источниках информации факты, подтверждающие определения перспектив и проблем развития комплекса. реализацию целей, обозначенных в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (при выполнении практической работы № 2). Тема 8. Агропромышл енный комплекс (АПК) (4 часа) Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лѐгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лѐгкая промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края. Практическая работа 1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК Описывать по плану, по карте размещение главных районов и производства основных видов сельскохозяйственной продукции; оценивать с опорой на источник информации значение АПК для реализации целей политики импортозамещения; сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий влияние природных факторов на размещение сельскохозяйственных и промышленных предприятий (при выполнении практической работы № 1); приводить примеры с опорой на источник информации, позволяющие оценить роль России как одного из крупнейших поставщиков на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса; характеризовать с опорой на источник информации агропромышленный комплекс своего края по плану и предлагать возможные пути его эффективного развития; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей АПК. Тема 9. Инфраструктурный комплекс (6 часов) Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура». Практические работы 1 Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий 2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края. Называть с опорой на источник информации главные транспортные магистрали России и главные научные центры страны; оценивать с опорой на источник информации роль транспорта в экономике страны с учѐтом размеров еѐ территории; применять с опорой на источник информации понятия «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; различать с опорой на источник информации виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот; анализировать с помощью учителя статистические данные с целью выявления преимуществ и недостатков различных видов транспорта, сравнения роли в перевозках различных грузов и себестоимости перевозок; находить с помощью учителя информацию, позволяющую оценить ход реализации мер по обеспечению ликвидации инфраструктурных ограничений федерального значения; сравнивать после предварительного анализа по статистическим данным доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках (при выполнении практической работы № 1); находить и систематизировать с помощью учителя информацию о сфере услуг своего края и предлагать меры для еѐ совершенствования. Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменениях в территориальных структурах хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. Практическая работа 1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов. Раздел 2. Регионы России (44 часа) Приводить с опорой на источник информации примеры влияния государственной политики на размещение производств и действия факторов, ограничивающих развитие хозяйства; различать с опорой на источник информации территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России; применять с опорой на источник информации понятия «территории опережающего развития», «Арктическая зона России», зона Севера России для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; различать с опорой на источник информации понятия «кластеры», «особые экономические зоны», «территории опережающего развития»; сравнивать после предварительного анализа вклад отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды (при выполнении практической работы № 1); находить с помощью учителя информацию, подтверждающую реализацию мер по рациональному природопользованию, предусмотренных в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года». Тема 10 - 15. Западный макрорегион (Европейская часть) России (34 часа) Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социальноэкономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия. Практические работы 1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации. 2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально- экономического развития на основе статистических данных Тема 16 - 17. Восточный макрорегион (Азиатская Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и Сравнивать после предварительного анализа географическое положение; географические особенности природно-ресурсного потенциала регионов западной части России (в том числе при выполнении практической работы № 1); применять с опорой на источник информации понятия «природно-ресурсный потенциал» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; выделять с опорой на источник информации общие черты природы субъектов Российской Федерации, входящих в каждый из географических районов; объяснять после предварительного анализа географические различия населения и хозяйства географических районов западной части России; характеризовать по плану общие и специфические проблемы географических районов западной части России; классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития (в том числе при выполнении практической работы № 2); находить информацию под руководством учителя, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона; объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели. Сравнивать после предварительного анализа географическое положение; географические особенности природно-ресурсного потенциала, человеческого капитала, регионов восточной части России (в том числе при выполнении практической работы № 1); оценивать часть) России (10 часов) Тема 18. Обобщение знаний хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия. Практическая работа 1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям. после предварительного анализа влияние географического положения отдельных регионов восточной части России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; выделять после предварительного анализа общие черты природы субъектов Российской Федерации, входящих в каждый из географических районов; объяснять после предварительного анализа географические различия населения и хозяйства географических районов восточной части России; характеризовать с опорой на план общие и специфические проблемы географических районов восточной части России; находить с помощью учителя информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона. Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа Российской Федерации «Социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Определять опираясь на источник информации основные общие различия регионов западной и восточной частей страны; характеризовать по плану цели федеральных и региональных целевых программ (1 час) Россия в современном мире Федерации». Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС. Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных, и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России. развития; объяснять значение развития Арктической зоны для всей страны; формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом; объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели. Характеризовать с опорой на источник информации место и роли России в мире и еѐ цивилизационный вклад. приводить с опорой на источник информации примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия России; формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире.