Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, Логоритмика 1 класс

Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, 1 класс
Коррекционный курс: логоритмика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «Логопедической ритмике» разработана на основе

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений
речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы
двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции
движений, музыки и речи.
Основные задачи реализации курса:


Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;



Развитие дыхания и голоса;



Развитие чувства темпа и ритма в движении;



Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;



Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики
Общая характеристика курса

Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих
реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельстного
подходов и достижения цели курса:
•

формирование умения планировать содержание собственного связного

высказывания
•

развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных

умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
•

укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному

и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений
саморегуляции.
В процессе коррекции звукопроизношения обучающихся программой предусмотрены
и решение следующих задач
•

активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и

зрительного восприятия;
•

увеличение объѐма памяти;

•

развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

•

развитие двигательных кинестезий;

•

развитие

соматопространственной

ориентации

и

зрительно-моторной

координаций;
2

•

формирование двигательных навыков.

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.
Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее
недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и
фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются
процессы

возбуждения

и

торможения,

формируются

координация

движений,

их

переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в
пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и
психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям
данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего
образования.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
•

Развитие

неречевых

процессов:

совершенствование

общей

моторики,

координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие
чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов
памяти и внимания.
•

Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие

дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и еѐ интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения,
упражнения способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой,
музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Программа по логоритмике для 1 дополнительного – первого, второго, третьего класса
составлена на основе программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию
навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать
нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в
сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность
речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание, память,
зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и
пространственные представления.
3

Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры,
развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с
музыкой и речью.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой,
служат и для коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со
словом. На их основе дети учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают
переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в
пространстве.
При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные
упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или
иным заданием или используются как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с
этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности
периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития дыхания служат для
формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного,
сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для
нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого
материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с
согласными звуками, двух- трѐхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами, фразы).
Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности
звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным
сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью
мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счѐт, на
определѐнный

акцент

в

музыке.

Используются

игры

на

развитие

подвижности

артикуляционного аппарата.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки логопедической ритмики, предоставляя детям возможности для культурной и
творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь
образования, культуры и искусства.
Освоение
формирование

знаний
опыта

умений

на

уроке

логопедической

эмоционально-образного

восприятия,

ритмики
начальное

предполагает
овладение

различными видами музыкально-творческой деятельности, овладение универсальными
учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях
4

общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание его
неразрывной связи с жизнью.
Внимание на уроке логопедической ритмики акцентируется на личностном развитии,
нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших
школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку,
художественные произведения.
Содержание
планомерное

обучения

формирование

ориентировано
учебной

на

целенаправленную

деятельности,

организацию

способствующей

и

личностному,

коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Курс
«Логопедическая ритмика», развивая умение учиться, его творческие способности призван
формировать у ребенка современную картину мира, что способствует успешной
социализации.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижения выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты:
•

ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией

движений рук в ускоренном и замедленном темпе;
•

отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;

•

бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;

•

прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;

•

перестраиваться в кружки, сужать и расширять их;

•

действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма,

автоматизируя движения;
•

распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными

динамическими оттенками;
•

сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один

•

различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов;

•

находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и

слог;

строением музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма);
•

различать в музыке и передавать движением двух-, трех- и четырехдольный

размер, метр, акценты, ритмический рисунок;
7

•

менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в

музыке,
•

различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной

музыке, звучание хоров (мужского, смешанного, детского);

•

•

петь ритмично, выразительно;

•

артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;

•

петь в унисон и с элементами двухголосия;

•

следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;

•

работать с предметами в определѐнном ритме,

воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Предмет «Логоритмика» тесно связан с предметами «Развитие речи», «Музыка»,

«Физическая культура», «Произношение»:
•

лексические темы, речевой материал согласуются с темами предмета «Развитие

речи», что отражено в календарно-тематическом планировании.
«Наша школа» Передача темпа музыки движениями, хлопками. Передача темпа
музыки движениями, хлопками. Передача темпа музыки движениями, музыкальным
сопровождением. Ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый,
умеренный). Согласованность движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег,
подскоки, движения рук). Знакомство с предметом Логоритмика. Правила поведения во
время урока. Имя и отчество учителя. Имена товарищей по классу; Название личных
учебных вещей. Назначение одежды, обуви. Название частей тела, предметов ухода за телом.
Элементарные правила гигиены. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.
Правила поведения в столовой и при приеме пищи. Название мебели, спальных
принадлежностей, белья и одежды. Бережное отношение к школьному и личному
имуществу. Правила поведения в классе и школе. Личные учебные вещи, учебные
принадлежности; Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор и др. Имя и
отчество учителя, воспитателя; Основные формы обращения (приветствие, просьба,
прощение, извинение и др.). Обобщение знаний по теме: «Наша школа, наш класс».
«Осень»

Передача темпа музыки движениями, музыкальным сопровождением.

Ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный).
Переход от темпа к темпу. Осенние изменения в живой и неживой природе. Домашние
животные и их детеныши Названия и различение действий, совершаемых домашними
животными. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения
Осенние изменения в природе родного края. Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и
8

фрукты описание внешнего вида (классификация) Характерные признаки осени. Осенние
месяцы, их последовательность; Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в
парке или сквере; Плодовый сад и огород осенью.
Название фруктов и овощей. Описание 2-3 овощей, фруктов.(форма, размер, вкус,
запах, способ употребления). Временные понятия Начало, конец, середина. Названия дней
недели, их последовательность; Названия домашних животных. Описание внешнего вида
животных; Назначение домашних животных и птиц
«Наш дом» Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Свободное
качание руками в темпе музыки без предметов. Переход от темпа к темпу. Выделение
ритмического характера хлопками Мое имя, фамилия. Моя семья (Члены семьи, их имена,
занятия).Название игрушек. Краткое описание любимой игрушки. Знания школьника о себе.
Знание состава своей семьи. Понимание родственных отношений в семье; Названия
предметов мебели, уход за ними. Бережное отношение к книгам, игрушками, спорт.
инвентарю,

оборудованию квартиры. Названия предметов одежды, уход за ними.

Обобщение знаний по теме «Наш дом»
«Зима» Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Движения в
соответствии с характером, динамикой музыки и регистрами. Выделение ритмического
характера хлопками. Характерные признаки зимы. Зимние месяцы. Изменения в жизни
животных в зимнее время года. Изменения в жизни птиц в связи с приходом зимы. Название
зимующих птиц. Зимние развлечения детей. Зимняя одежда и обувь людей. Характерные
признаки зимы. Зимние месяцы. Картины зимней природы в лесу, у водоемов . Жизнь
животных в лесу зимой. Приспосабливание к условиям жизни зимой.; Зимняя одежда и
обувь . Зимние развлечения детей, спортивные игры на воздухе. Название зимних видов
спорта. Обобщение знаний по теме «Зима»
«Наш город» Движение в соответствии с характером музыки, динамикой. Точное
начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием музыки. Передача
Улицы, главная улица и площадь города. Название улицы, где находится школа Магазины и
их назначение. Транспорт (наземный, водный, воздушный). Транспорт города. Название
профессий на транспорте. Профессии и труд людей, работающих на предприятиях Правила
поведения обучающихся на улице, в транспорте. Название города. Главная улица (площадь,
проспект) города; Основные учреждения города, культурные учреждения,

спортивные

сооружения. Строительство в городе; Улицы. Название улицы, где находится школа.
Транспорт города. Правила поведения обучающихся на улице, в транспорте; Машины,
облегчающие труд людей. Обобщение знаний по теме «Наш город»
9

«Весна»: Точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с
окончанием музыки. Восприятие и передача акцента в музыке хлопками, ударами по бубну.
Передача движениями усиления и ослабления звучания Восприятие и передача движениями
с предметами двухдольного и трѐхдольного размера Характерные признаки ранней, весны.
Весенние месяцы. Птицы весной. Описание внешнего вида птицы. Бережное отношение к
птицам. Сад и огород. Садовые и огородные растения. Название овощей и фруктов. Труд
людей в саду и огороде весной Название цветов и плодовых деревьев. Характерные признаки
весны. Весенние месяцы; Птицы весной. Возвращение перелетных птиц. Польза птиц, их
Обобщение знаний по теме «Весна»
«Родная страна» Исполнение по слуху несложного ритмического рисунка
Выполнение хлопков, движения руками во время ходьбы Выполнение хлопков, движения
руками во время ходьбы. Наша Родина – Россия. Москва – главный город нашей страны.
Столица России - Москва. Флаг, герб, гимн России. 1 Мая – день Весны и Труда. 9 мая- День
Победы, Наша Родина – Россия. Москва – главный город нашей страны.; 9 Мая – День
Победы в Великой Отечественной войне.

Героизм защитников Отечества на фронте.

Памятники погибшим воинам. Обобщение знаний по теме «Родная страна»
«Устное народное творчество» Исполнение по слуху несложного ритмического
рисунка. Выполнение упражнения с предметами (мячами, флажками, лентами.) Передача
ритмического рисунка хлопками

Автоматизация движения в любом ритме, в парах, в

группах, с предметами и без них Русские народные сказки о животных. Пословицы о труде и
дружбе. Времена года. Загадки о временах года. Знакомство с русскими народными сказками
(волшебными, бытовыми, о животных). Знакомство с пословицами о природе и ее явлениях,
об орудиях труда; Знакомство с загадками о животных, о птицах. .Зимние хороводы и игры.
Весенние народные игры. Времена года. Загадки о временах года. Обобщение знаний по
теме «Устное народное творчество»
«Вспомним Лето» Движения с координацией каждого ученика с темпом движения
всего коллектива Летние месяцы. Картины летней природы. Лес в жизни человека. Названия
лиственных и хвойных деревьев, наиболее распространенных растений лесов Живая природа
летом. Труд людей летом. Пословицы о хлебе. Обобщение знаний по теме «Вспомним лето».
«О дружбе и товариществе» Воспроизведение движениями и хлопками чередование
долгих и коротких звуков (четверти, восьмые) О хороших и плохих поступках о смелых
поступках, о товариществе Обобщение знаний по теме «О дружбе и товариществе».
«Зима-Волшебница» Воспроизведение движениями и хлопками чередование долгих
и коротких звуков(четверти, восьмые). Фиксация с помощью счета акцента в музыке и в
движении. Картины зимней природы жизнь зверей в зимнее время Жизнь птиц в зимнее
10

время. Зимние развлечения детей Зимние забавы жизнь Знание зимних видов спорта. жизнь
домашних животных и Труд людей в зимнее время. Обобщение знаний по теме «Зима».
«Наша Родина» Автоматизация движения в любом ритме, в парах, в группах, с
предметами и без них. Правила поведения во время урока. Правила поведения на уроке
логоритмика.23 февраля – День Защитника Отечества. 8марта – Международный Женский
день Наша Родина – Россия. «Лента времени» . 1Мая – День весны и труда. . 9мая – День
Победы. Обобщающее занятие по теме «Наша Родина»
•

музыкальный материал подобран с учѐтом содержания программы по предмету

«Музыка»;
•

произносительный материал отобран с учетом программы по предмету

«Произношение» (для обучающихся 1 дополнительного, 1, 2 классов)
На уроках используются
•

музыкально-ритмические, музыкально пластические движения,

•

упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и

музыкой,
•

музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и

артикуляции.
Урок строится с учетом равномерности распределения психофизической и речевой
нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного урока, объединяются одной
лексической темой и проводятся по следующей схеме:
1.

Вводная часть предусматривает приветствие, артикуляционную и дыхательную

гимнастику объявление темы предстоящего урока и проведение ритмической разминки.
Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и
речевой нагрузке. Разминка включает различные двигательных упражнений под музыку и
без нее: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу с выполнением различных
заданий, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой
видов движений.
2.

Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных,

двигательных и речевых упражнений и некоторые специфические виды учебных заданий
(упражнения направленные на формирование всех качеств произвольного внимания и
памяти, коллективные подвижные игры с правилами, игры соревновательного характера, в
которых у детей с ТНР вырабатывается выдержка, умение соблюдать заранее установленные
правила способность не только побеждать, но и спокойно относится к проигрышу).
3.

Заключительная часть включает упражнения на восстановление дыхания,

релаксацию, различные виды спокойной ходьбы и лѐгкого бега, подведение итогов урока.
11

Отвечая на вопросы, дети ещѐ раз называют тему урока, закрепляют полученные на нем
знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.
Содержание урока изменяется по мере поэтапного усложнения речевого
материала. Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются;
задействуются различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный.
Игровое

построение

урока

создаѐт

доброжелательную,

эмоционально-насыщенную

атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребѐнка принять
активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание,
активизирует речь.

12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
(2ч в неделю 68 ч)
№
п/п

Дата

Корре

Тема урока

ктиро

Тема

Коррекционная работа

(раздел)

Планируемые
результаты

вка
1-я четверть
«Наша

Лексический

школа»

материал:

Произношение:

(6 ч)
1.

Согласованность

Класс, кабинет, парта,

Гласные и

Развитие всех

движения с музыкой в

стул.

согласные звуки.

параметров общих/

разном темпе (хлопки,

Личные учебные

ручных/

ходьба, бег, подскоки,

вещи, учебные

артикуляторных

движения рук). Правила

принадлежности:

движений.

поведения в классе и

тетрадь, ручка, пенал,

- формирование

школе.

карандаш, портфель,

статической и

ранец, учебник, и др.

динамической

Бережливость, труд,

координации

аккуратность, забота,

общих/ручных/
13

чистота,

артикуляторных и

Правила школьника,

мимических

безопасность.

движений (в

Бережное отношение

процессе

к школьному

выполнения

имуществу

последовательно и
одновременно
организованных
движений)

2.

Согласованность

Учитель, воспитатель,

Постановка

Развитие всех

движения с музыкой в

директор и др. Имя и

логического и

параметров общих/

разном темпе (хлопки,

отчество учителя,

вербального

ручных/

ходьба, бег, подскоки,

воспитателя, правила

ударения

артикуляторных

движения рук).

речевого этикета в

движений.

Профессии работников

общении с взрослыми

- формирование

школы.

и сверстниками.

статической и

Уважительное

динамической

отношение к труду

координации

работников школы.

общих/ручных/
артикуляторных и
мимических
14

движений (в
процессе
выполнения
последовательно и
одновременно
организованных
движений)
3.

Согласованность

Приветствие, просьба,

Определение

Развитие всех

движения с музыкой в

прощение, извинение

ударного слога и

параметров общих/

разном темпе (хлопки,

(основные формы

ударного гласного

ручных/

ходьба, бег, подскоки,

обращения)

звука.

артикуляторных

движения рук). Основные

движений.

формы обращения.

- формирование

Обобщение знаний по

статической и

теме: «Наша школа».

динамической
координации
общих/ручных/
артикуляторных и
мимических
движений (в
процессе
15

выполнения
последовательно и
одновременно
организованных
движений)
«Осень»
(12 ч)
4.

Согласованность

Осень, дерево, куст,

Дифференциация

Развитие всех

движения с музыкой в

ветка, лист, трава,

звонких и глухих

параметров общих/

разном темпе (хлопки,

желтый, красный,

согласных [в-ф]

ручных/

ходьба, бег, подскоки,

зеленый, голый,

изолированно,

артикуляторных

движения рук).

листопад, вьются,

слогах, словах,

движений.

Характерные признаки

летят, кружатся,

предложениях.

- формирование

осени. Осенние месяцы,

падают, медленно.

статической и

их последовательность

Золотая осень,

динамической

листопад, раскраска

координации

листьев. Осень, время

общих/ручных/

года сентябрь,

артикуляторных и

октябрь, ноябрь,

мимических

ранняя осень, золотая

движений (в

осень, поздняя осень.

процессе
16

выполнения
последовательно и
одновременно
организованных
движений)
5.

Движения с остановками

Саженцы, дерево,

Автоматизация

Умение

после окончания

кустарник, сажать,

звука [с]

воспринимать

музыкального

копать яму, поливать.

изолированно, в

неожиданный,

сопровождения. Деревья,

Растения, части

словах и слогах,

метрический

кустарники, цветы на

растения, корень,

предложениях

(равномерно

пришкольном участке, в

стебель, лист, цветок,

повторяющийся) и

парке или сквере.

плод с семенами.

переходный акцент и
соответствующим
образом реагировать
на него (переход на
другое движение,
прекращение или
поочередное
выполнение
движения и т. п.)

6.

Движения с остановками

Собирать, копать,

Автоматизация

Умение
17

после окончания

срезать, рвать, класть,

звука [ц]

воспринимать

музыкального

корзина, мешок,

изолированно, в

неожиданный,

сопровождения.

огород. Сад, ведро,

словах и слогах,

метрический

Плодовый сад и огород

расти, работать,

предложениях.

(равномерно

осенью.

дружно, яблоко(и),

повторяющийся) и

груша(и), смородина,

переходный акцент и

малина. Название

соответствующим

фруктов и овощей.

образом реагировать

Овощи: помидор,

на него (переход на

огурец, картофель,

другое движение,

репа, лук, морковь,

прекращение или

круглый, длинный,

поочередное

сладкий, горький.

выполнение

Яблоко (и), груша (и),

движения и т.п.)

слива (ы), лимон
(лимоны), апельсин
(апельсины), кислый,
спелый
Описание 2-3 овощей,
фруктов (форма,
размер, вкус, запах,
18

способ употребления).
7.

Движения с остановками

Осень, время года

Дифференциация

Умение

после окончания

сентябрь, октябрь,

звуков [с-ц]

воспринимать

музыкального

ноябрь, ранняя осень,

изолированно, в

неожиданный,

сопровождения.

золотая осень,

словах и слогах,

метрический

Временные понятия

поздняя осень.

предложениях

(равномерно

Начало, конец, середина.

повторяющийся) и

Названия дней недели, их

переходный акцент и

последовательность

соответствующим
образом реагировать
на него (переход на
другое движение,
прекращение или
поочередное
выполнение
движения и т.п.)

8.

Движения с остановками

Краткое описание

Автоматизация

Умение

после окончания

внешнего вида

шипящего звука

воспринимать

музыкального

животных

[ш] изолированно,

неожиданный,

сопровождения. Названия

Собака, кошка,

в словах и слогах,

метрический

домашних животных.

корова, лошадь,

предложениях

(равномерно
19

петух, курица, зверь,

повторяющийся) и

голова, шея,

переходный акцент и

туловище, хвост,

соответствующим

ноги, шерсть.

образом реагировать

Протяжно, тихо,

на него (переход на

громко, лаяла,

другое движение,

мяукала, мычала,

прекращение или

ржала.

поочерѐдное
выполнение
движения и т.п.)

9.

Свободное качание

Кошка - котенок,

Автоматизация

Координировать

руками в темпе музыки

корова - теленок,

шипящего звука

ритмические

без предметов и с

лошадь - жеребенок,

[ж] изолированно, в движения в

предметами. Назначение

собака - щенок,

словах и слогах,

соответствии с

домашних животных и

курица - цыпленок.

предложениях.

музыкой с еѐ

птиц. Обобщение знаний

характером,

по теме: «Осень».

динамикой,
регистрами и речью
(движения с
хлопками, действия
с предметами:
20

флажками, лентами,
платочками, мячами)
- использовать
счѐтные
упражнения,
обеспечивающие
соблюдение
двигательной
программы,
пространственную
организацию
двигательного акта
и использующиеся в
качестве сигнала для
выполнения
движения
2-я четверть
«Наш дом» (6 ч)
10.

Свободное качание

Имя, отчество, фамилия,

Диффере

Координировать

руками в темпе музыки

домашний адрес, день

нциация

ритмические
21

без предметов и с

рождения. Сын, дочь, внук,

свистящи

движения в

предметами. Знания

внучка, брат, сестра, семья

хи

соответствии с

школьника о себе. Знание

Гвоздь, молоток, веник, забить,

шипящих

музыкой с еѐ

состава своей семьи.

картина, альбом, вязать, спицы,

звуков

характером,

Понимание родственных

лейка, гость, в гости.

[ш-ж]

динамикой,

отношений в семье.

Заботливое отношение к членам

изолиров

регистрами и речью

семьи, уважение к старшим, к

анно, в

(движения с

труду взрослых

словах и

хлопками, действия

слогах,

с предметами:

предложе

флажками, лентами,

ниях

платочками, мячами)
- использовать
счетные
упражнения,
обеспечивающие
соблюдение
двигательной
программы,
пространственную
организацию
двигательного акта
22

и использующиеся в
качестве сигнала для
выполнения
движения

11.

Свободное качание

Лексический материал:

Диффере

Координировать

руками в темпе музыки

спальня, кровать, диван, кресло,

нциация

ритмические

без предметов и с

тумбочка, платяной шкаф,

свистящи

движения в

предметами. Названия

книжный шкаф, ставит, кладет,

хи

соответствии с

предметов мебели, уход за

стелет, полка, ваза.

шипящих

музыкой с еѐ

ними.

Бережное отношение, чистка,

звуков [с-

характером,

стирка, заклеить, вымыть, и др.

ш]

динамикой,

На (где?). На (куда?).

изолиров

регистрами и речью

Бережное отношение к книгам,

анно, в

(движения с

игрушками, спортинвентарю,

словах и

хлопками, действия

оборудованию квартиры.

слогах,

с предметами:

предложе

флажками, лентами,

ниях.

платочками, мячами)
- использовать
счѐтные
упражнения,
23

обеспечивающие
соблюдение
двигательной
программы,
пространственную
организацию
двигательного акта
и использующиеся в
качестве сигнала для
выполнения
движения

12.

Свободное качание

Пальто, куртка, платье, кофта,

Диффере

Координировать

руками в темпе музыки

брюки, юбки, рубашка, ящик,

нциация

ритмические

без предметов и с

надел, стирает, гладит, вешает,

свистящи

движения в

предметами. Названия

сайка, трусы, колготки, носки.

хи

соответствии с

предметов одежды, уход

В (где?), в (куда), в, на (где),

шипящих

музыкой с ее

за ними.

в, на, (куда?).

звуков [з-

характером,

Обобщение знаний по

Бережное отношение к одежде,

ж]

динамикой,

теме: «Наш дом, моя

обуви

изолиров

регистрами и речью

анно, в

(движения с

семья».

24

словах и

хлопками, действия

слогах,

с предметами:

предложе

флажками, лентами,

ниях

платочками, мячами)
- использовать
счетные
упражнения,
обеспечивающие
соблюдение
двигательной
программы,
пространственную
организацию
двигательного акта
и использующиеся в
качестве сигнала для
выполнения
движения

«Зима»
(8 ч)
25

13.

Движения в соответствии

Зима, зимние месяцы, декабрь,

Автомати

Координировать

с характером, динамикой

январь, февраль низкая

зация

ритмические

музыки и регистрами.

температура воздуха, осадки,

шипящег

движения в

Характерные признаки

состояние водоѐмов, снег,

о звука

соответствии с

зимы. Зимние месяцы.

метель, мороз, день короткий,

[щ], в

музыкой с еѐ

Картины зимней природы

ночь длинная, солнце низко

слогах,

характером,

слова,

динамикой,

предложе

регистрами и речью

ниях,

(движения с

текстах

хлопками, действия

в лесу, у водоемов

с предметами:
флажками, лентами,
платочками, мячами)

14.

Движения в соответствии

Лисица, волк, медведь, заяц,

Автомати

Координировать

с характером, динамикой

белка, сорока, ворона, воробей.

зация

ритмические

музыки и регистрами.

Приспосабливание животных к

звука [ч]

движения в

Жизнь животных в лесу

условиям жизни зимой

в слогах,

соответствии с

зимой.

(подкормка, кормушка)

слова,

музыкой с ее

предложе

характером,

ниях,

динамикой,
26

текстах

регистрами и речью
(движения с
хлопками, действия
с предметами:
флажками, лентами,
платочками, мячами)

15.

Движения в соответствии

Шуба, зимнее пальто, сапоги,

Диффере

Координировать

с характером, динамикой

валенки, шарф, варежки,

нциация

ритмические

музыки и регистрами.

перчатки, комбинезон.

звуков

движения в

[с’-щ]

соответствии с

изолиров

музыкой с ее

анно, в

характером,

словах и

динамикой,

слогах,

регистрами и речью

предложе

(движения с

ниях..

хлопками, действия

Зимняя одежда и обувь.

с предметами:
флажками, лентами,
платочками, мячами)

27

16.

Движения в соответствии

Катание с горки, санки, коньки,

Диффере

Координировать

с характером, динамикой

лед, каток, снеговик, снежки.

нциация

ритмические

музыки и регистрами.

Название зимних видов спорта.

звуков

движения в

Зимние развлечения

Фигурное катание,

[ч-т’]

соответствии с

детей, спортивные игры

конькобежный спорт, лыжная

изолиров

музыкой с ее

на воздухе. Обобщение

эстафета и др.

анно, в

характером,

словах и

динамикой,

слогах,

регистрами и речью

предложе

(движения с

ниях.

хлопками, действия

знаний по теме: «Зима»

с предметами:
флажками, лентами,
платочками, мячами)
3-я четверть
«Наш город» (8 ч)
17.

Передача различного

Город, улица, площадь,

Диффере

Научится различным

характера музыки

крепость, Чиляга, р. Миасс. пр.

нциация

видам ходьбы

походкой, бегом,

Ленина, пл. Революции

звуков

- Выполнять

[ч-щ]

движения ритмично,

изолиров

под счет

поскоками, движениями
рук. Название города.

.

28

18.

Главная улица (площадь,

анно, в

- Выполнять

проспект) города.

словах и

движения ритмично

слогах,

в соответствии с

предложе

определенным

ниях

акцентом в музыке

Передача различного

Музей, библиотека, театр,

Автомати

характера музыки

кинотеатр, библиотекарь, актѐр,

зация

походкой, бегом,

актриса. Дворец спорта,

звуков

поскоками, движениями

Центральный стадион,

[л]

рук. Основные

Легкоатлетический манеж.

изолиров

учреждения города

Завод, фабрика, больница,

анно, в

(культурные учреждения,

рабочий, работница,

словах и

спортивные сооружения).

слогах,

Строительство в городе.

предложе
ниях

19.

Передача различного

Название улицы, где находится

Автомати

характера музыки

школа. Название улиц,

зация

походкой, бегом,

расположенных в микрорайоне

звуков

поскоками, движениями

школы. Городской транспорт.

[л’]

рук. Улицы. Транспорт

изолиров
29

города. Правила

анно, в

поведения обучающихся

словах,

на улице, в транспорте.

слогах,
предложе
ниях

20.

Передача различного

Экскаватор, подъемный кран,

Диффере

характера музыки

уборочная техника

нциация

походкой, бегом,

.

звуков

поскоками, движениями

[л-л’]

рук. Машины,

изолиров

облегчающие труд людей.

анно, в

Обобщение знаний по

словах,

теме: «Наш город».

слогах,
предложе
ниях
«Весна»
(10 ч)

21.

Восприятие и передача

Времена года, весна, весенние

акцента в музыке

месяцы: март, апрель, май.

Автом

Воспринимать,

атизация

усвоить и

хлопками, ударами по

звуков

воспроизводить

бубну. Характерные

[р]

ритмический
30

признаки весны.

изолиров

рисунок на

Весенние месяцы

анно, в

инструментах

словах ,

(бубнах, маракасах и

слогах,

в движении

предложе

(хлопками, ходьбой,

ниях..

бегом, поворотами
туловища, взмахами
рук)

22.

Восприятие и передача

Название птиц и их птенцов.

Автомати

Воспринимать,

акцента в музыке

Грач-грачонок, скворец –

зация

усвоить и

хлопками, ударами по

скворчонок, журавль -

звуков

воспроизводить

бубну. Птицы весной.

журавлѐнок

[р’]

ритмический

Возвращение перелетных

изолиров

рисунок на

птиц. Польза птиц, их

анно, в

инструментах

охрана.

словах и

(бубнах, маракасах и

слогах,

в движении

предложе

(хлопками, ходьбой,

ниях

бегом, поворотами
туловища, взмахами
рук)

23.

Восприятие и передача

Название животных и их

Диффере

Воспринимать,
31

акцента в музыке

нциация

усвоить и

звуков

воспроизводить

бубну. Жизнь животных

[р-р’΄]

ритмический

весной.

изолиров

рисунок на

анно, в

инструментах

словах,

(бубнах, маракасах и

слогах,

в движении

предложе

(хлопками, ходьбой,

ниях

бегом, поворотами

хлопками, ударами по

детѐнышей.
.

туловища, взмахами
рук).
24.

Восприятие и передача

Названия животных и их

Диффере

Воспринимать,

акцента в музыке

детѐнышей.

нциация

усвоить и

хлопками, ударами по

звуков

воспроизводить

бубну. Бережное

[л-р΄]

ритмический

отношение человека к

изолиров

рисунок на

животным, к птицам.

анно, в

инструментах

словах,

(бубнах, маракасах и

слогах,

в движении

предложе

(хлопками, ходьбой,

ниях.

бегом, поворотами
32

туловища, взмахами
рук).
25.

Выполнение хлопков,

Диффере

Воспринимать,

движения руками во

нциация

усвоить и

время ходьбы.

звуков

воспроизводить

Обобщение знаний по

[л-р΄]

ритмический

теме «Весна».

изолиров

рисунок на

анно, в

инструментах

словах,

(бубнах, маракасах и

слогах

в движении

предложе

(хлопками, ходьбой,

ниях.

бегом, поворотами
туловища, взмахами
рук).

4-я четверть
«Родная страна» (8 ч)
26.

Выполнение хлопков,

Родина, Россия, флаг, гимн,

Диффере

Научится различным

движения руками во

герб России. столица, Москва,

нциация

видам ходьбы

время ходьбы. Наша

флаг, гимн, герб России.

звуков

- Выполнять

Родина – Россия. Москва –

[л’-р’΄]

движения ритмично,

главный город нашей

изолиров

под счѐт
33

страны.

27.

28.

анно, в

- Выполнять

словах,

движения ритмично

слогах,

в соответствии с

предложе

определен-ным

ниях.

акцентом в музыке

Выполнение хлопков,

Керчь, Севастополь, Тула.

Диффере

Научится различным

движения руками во

Екатеринбург, Санкт-Петербург

нциация

видам ходьбы

время ходьбы. Крупные

звуков

- Выполнять

города страны, города-

[л’-р’΄]

движения ритмично,

герои

изолиров

под счет

анно, в

- Выполнять

словах,

движения ритмично

слогах,

в соответствии с

предложе

определѐнным

ниях.

акцентом в музыке

Выполнение хлопков,

Куличи, расписные яйца

Диффере

Научится различным

движения руками во

(писанки), христосоваться,

нциация

видам ходьбы

время ходьбы. Праздник

милосердие, Светлое Христово

звуков [л, - Выполнять

Пасхи. Народные

воскресенье

л’, р, р’΄]

движения ритмично,
34

традиции

29.

изолиров

под счѐт

анно, в

- Выполнять

словах,

движения ритмично

слогах,

в соответствии с

предложе

определен-ным

ниях

акцентом в музыке

Выполнение упражнения с

Праздник весны и труда, 1 Мая

Диффере

Научится различным

предметами (мячами,

Первомай, демонстрация.

нциация

видам ходьбы

флажками, лентами). 1

звуков [л, - Выполнять

Мая – Праздник весны и

л’, р, р’΄]

движения ритмично,

труда.

изолиров

под счѐт

анно, в

- Выполнять

словах,

движения ритмично

слогах,

в соответствии с

предложе

определенным

ниях

акцентом в музыке

Устное
народное
творчество
35

(6 ч)
30.

Выполнение упражнения с

9 Мая, День Победы, защитники Диффере

Воспринимать и

предметами (мячами,

Отечества, солдат, ветеран

нциация

различать темп

флажками, лентами). 9

войны Героизм защитников

предлого

музыки с целью его

Мая – День Победы в

Отечества на фронте.

в. Анализ

согласования с

Великой Отечественной

Памятники погибшим воинам

предложе

темпом простых

войне.

ний на

движений (хлопки,

Обобщение знаний по

слова

взмахи руками) и

теме «Родная страна».

более сложных
движений (ходьба,
бег, перестроения,
движения с
реальными о
воображаемыми
предметами);

31.

Выполнение упражнения с

Сказки (волшебные, бытовые, о

Диффере

Воспринимать и

предметами (мячами,

животных). Доброта,

нциация

различать темп

флажками, лентами).

отзывчивость, сочувствие,

предлого

музыки с целью его

Знакомство с

помощь. Пословицы, поговорки

в. Анализ

согласования с

пословицами о природе и

загадки, народными сказками

предложе

темпом простых
36

ее явлениях, об орудиях

(волшебными, бытовыми, о

ний на

движений (хлопки,

труда. с русскими

животных).

слова

взмахи руками) и

народными сказками

более сложных
движений (ходьба,
бег, перестроения,
движения с
реальными о
воображаемыми
предметами);

32.

Выполнение упражнения с

Пословицы, поговорки загадки

Гласные

Воспринимать и

предметами (мячами,

и

различать темп

флажками, лентами).

согласны

музыки с целью его

Знакомство с загадками о

е звуки и

согласования с

животных, о птицах.

буквы.

темпом простых
движений (хлопки,
взмахи руками) и
более сложных
движений (ходьба,
бег, перестроения,
движения с
37

реальными о
воображаемыми
предметами);

33.

Выполнение упражнения с

Гласные

Воспринимать и

предметами (мячами,

и

различать темп

флажками, лентами).

согласны

музыки с целью его

Обобщение знаний по

е звуки и

согласования с

теме «Устное народное

буквы.

темпом простых

творчество».

Словарь по теме

движений (хлопки,
взмахи рука-ми) и
более сложных
движений (ходьба,
бег, перестроения,
движения с
реальными о
воображаемыми
предметами)

38

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое

Методическое обеспечение

обеспечение
1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с
нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. –
М..: ВЛАДОС, 2011.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика:
пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М: ВЛАДОС.
5. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников
с нарушениями речи. — М.: Academia.
Информационно-коммуникативные средства
раздаточный материал, соответствующий тематике занятий;
Материально-технические средства:


компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная

техника);


интерактивная доска;



аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для

крепления таблиц, картинок и т. д.;


погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные

ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);


музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;



телевизор и набор видеоматериалов;



реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных

размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

•

Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией

движений рук в ускоренном и замедленном темпе;
•

отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;

•

бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;

•

прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;

•

действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма,

автоматизируя движения;
•

распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с

различными динамическими оттенками;
•

сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на

один слог;
•

различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов;

•

находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и

строением музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма);
•

различать в музыке и передавать движением двухдольный размер, метр,

акценты, ритмический рисунок;
•

менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей

в музыке,
•

различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной

музыке, звучание хоров (мужского, смешанного, детского);
•

петь ритмично, выразительно;

•

артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;

•

петь в унисон и с элементами двухголосия;

•

следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;

•

работать с предметами в определенном ритме;

•

воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных

инструментах.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».