Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, 1 класс
Коррекционный курс: произношение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, адаптированной основной образовательной
программы 5.2 (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и
потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному
нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности
всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся
характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков,
недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звукослоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства
интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие
о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса
(назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся
к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам.
Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что
обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать
различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной
неуспеваемостью
и
социальной
дезадаптацией.
Вышеперечисленные
проблемы
становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на
фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый
характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с
общеобразовательными
задачами,
направленными
на
достижение
личностных
и
метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную
работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая
осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе
обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению
школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение
детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную
интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат
усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных
2
речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению
лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для
обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у
школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звукослоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и
синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на
уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение»
являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,
речевого
дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия,
функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
-
обучение
нормативному/компенсированному
произношению
всех
звуков
русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их
артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с
развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации,
интонации, логического ударения).
Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает
формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами
русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
-
формирование
навыков
четкого,
плавного,
правильного
произношения
предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых,
закрытых, со стечением согласных ( со II класса).
3
Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие
и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие
первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой,
грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма,
обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке
произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию
фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной
системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный
для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное
речевое
дыхание,
голосообразование,
артикуляторную
моторику,
слуховое
и
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим
ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е.
профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать
различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них
ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их
общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание,
подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений
о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой
предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации,
интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все
обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки.
Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане
4
Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного
плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не
только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных
результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического
и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования
общеучебных универсальных действий.
В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких
знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из
чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики
объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с
условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся
моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.
Овладение
логическими
универсальными
действиями
способствует
совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сериация,
классификация,
установление
причинно-
следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и
доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».
Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие
дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные
действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного
использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности;
обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на
уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки
грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа
«звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.
Генетическая
связь
реализуется
между
уроками
«Произношения»
и
индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен
ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично
автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией
строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать
закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционнопедагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по
5
нормализации произносительной стороны речи.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание
у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как
предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую
роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется
особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия
предусматривается обучение детей
правильному слитному произношению слов
постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны
употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения
и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое
внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят
из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым
условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по
способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости, глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют
правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой
структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют
основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику
дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую
речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные
процессы языковой действительности. На уроках ведѐтся работа по развитию
диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение
словарного
запаса,
и
практическое
овладение
основными
закономерностями
грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное
отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в
системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения
обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном
6
обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Произношение»
Программа
обеспечивает
достижение
определенных
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия
и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4.
Активное
использование
речевых
средств
и
средств
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
7
8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов
сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Произношение».
11.
Овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Произношение».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе
учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль над ходом своей деятельности (от умения
пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приѐмами самоконтроля).
17. Работать в определѐнном темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты освоения программы по «Произношению» оговорены
в соответствующих разделах «Основного содержания»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Произношение»
(для начальной ступени образования)
1
класс (34 ч)
1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического
восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных [ а ], [ у ], [ о
], [ ы ], [ и ], [ э ] (2 ч); твѐрдых согласных, не требующих коррекции [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [
н ], [ ф ], [ т ], [ х ] (8 ч); дифференциация твѐрдых и мягких согласных, дифференциация [
с ] - [ з ], [ л ] - [ р ] (1 ч); мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании
с гласными [ и ], [ е ] (1 ч).
8
Правильное произношение и различение звуков, требующих коррекции: звуки [ с ]
[ с'] (1 ч); дифференциация [ п ] - [ п'] (1 ч); звуки [ б ], [ б'], [ д ], [ д'] (2 ч); [ з ], [ з'] (1 ч);
дифференциация [ п ] - [ б], [ д ] - [ т], [ г ] - [ к], [ к ] - [ х] (1 ч); звуки [ г ], [ г'] (1 ч); [ л ], [
л'] (1 ч); звуки [ ш ] (1 ч); [ ж ] (1 ч); дифференциация [ ш ] - [ ж ], [ з ] - [ ж ] (1 ч); звуки [
р ], [ р'] (1 ч); дифференциация [ р ] - [ л ], [ с ] - [ ш ] (1 ч); дифференциация [ р ] - [ р'] (1
ч).
Дифференциация звонких и глухих согласных (1 ч).
Разделительный Ь знак (1 ч).
Дифференциация твѐрдых и мягких звуков (1 ч).
Звук [ ц ] (1 ч). Дифференциация [ с ] - [ ц ], [ ц ] - [ ч ], [ ц ] - [ т ], [ ц ] - [ с'] (1 ч).
Звук [ ч ] (1 ч). Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ т ] (1 ч).
Звук [ щ ](1 ч). Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ] (1 ч)
2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи (см. I вариант).
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового
анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и
артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые
ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных;
запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического
и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром
темпе на хорошо усвоенном материале;
- чѐтко и слитно произносить односложные, двусложные и трѐхсложные слова
различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трѐхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение
которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять
ударный слог.
9
Формирование
К№
Тема
во
урока
час
ов
навыков
Развитие
Работа над
звукового анализа
Повторени
психических
слоговой
и синтеза на
е
процессов и
структурой слова
основе развития
изученного
учебной
фонематического
деятельности
восприятия
1 четверть
1
Гласные
Различение на
Развитие
звуки А-О-У-
слух данных
устойчивости
гласных звуков
внимания.
Ы. Понятие
1
«гласный
Формирование
звук»
умения
Гласные И-Э
2
3
1
Произнесение
Выделение
внимательно
слогов и
гласного из
слушать и
сочетаний ряда
начала слова (О,
слышать
гласных с
А, У)
учителя.
ускорением
Развитие умения
темпа
запомнить 3-4х
Согласные
Произнесение
Различение на
ступенчатые
звуки М-Н.
открытых (мА),
слух данных
инструкции и
Понятие
обратных (АМ) и
согласных
выполнить
«согласный
закрытыз (НАН)
звуков.
действия в
звук», «слог»
слогов.
Выделение
заданной
Произнесение
гласного из ряда
последовательно
2сложных слов
звуков, типа: О-
сти.
типа: ПАУК,
А-У-Н-М.
УТКА, КАТОК.
Выделение
1
гласного из
положения после
согласного (ПУХ,
ТАНК, ПЕСОК).
10
4
Согласные
Произнесение
Выделение
звуки Т-П.
сочетаний типа:
ударного
Понятие
ПА-ПО-ПУ, ПА-
гласного из конца
«глухой
АП с ускорением
слова.
и изменением
Определение
последовательнос
последовательнос
ти
ти гласного в
звук».
1
ряду из 2х
гласных.
5
Согласный
Ударение.
звук «В».
Различение
Понятие
слоговых рядов
1
«звонкий
с различным
звук».
ударением.
Мягкие
Произнесение
Анализ и синтез
Развитие
согласные
двусложных
обратного слога
умения
слов с
Выделение
запомнить 2-3х
различным
последнего
ступенчатые
ударением
согласного из
инструкции и
(ВАТА, МУКА,
слов, типа КОТ,
выполнить
ИРА, ОСА).
КУСТ, ВЕНОК.
действия в
1
6
заданной
последователь
ности.
Согласный
Произнесение
Различение на
Понятие
Развитие
звук К (К´).
слоговых рядов
слух
«Глухой
устойчивости
Понятие
с различным
звукосочетаний,
звук»
внимания.
«мягкий
ударением,
типа АК-АТ-
согласный»
типа: нó-но-но,
АМ.
на-ну-нó.
Определение
7
1
последовательн
ости гласных в
Формирование
умения
внимательно
слушать и
слышать
учителя.
ряду из 3х
гласных.
8
Согласный
1
Произнесение
Выделение
Развитие умения
11
звук Х (Х´)
слов с мягкими
последнего
понять и
и твердыми
согласного из
принять
согласными.
обратного и
учебную задачу,
Произнесение
закрытого слога
поставленную в
вербальной
сочетаний АП-
форме.
ТА, ТА-ТА-КА.
Согласный
звук С (С´).
Согласны
е звуки
1
9
М-Н-В-КТ-П-Х
Согласный
Произнесение
Выделение
звук З (З´)
ряда слогов со
безударного
стечением
гласного из
согласных,
начала слова
типа: НТА-
(ИДУТ,
ПТО-КЛЯ
АПТЕКА)
Согласный
Произнесение
Различение
звук Л-Л´
3х сложных
слух звонкости и
умения
слов, типа
глухости
анализировать,
МАЛИНА
согласных
1
10
составе
1
11
на
Формирование
в
сравнивать,
слова.
классифицирова
Выделение
ть, сопоставлять
безударного
и обобщать
гласного из конца
языковые
слова
явления.
(КУРЫ,
КУКЛА).
12
Дифференци
Произнесение
Выделение из
Понятия
Развитие
ация
слогов со
слов первого
«звонкий
способности к
твердых и
стечением двух
согласного.
»и
переключению
мягких
согласных.
Определение
«глухой»
.
Произнесение
количества
звук.
Формирование
Дифференци
ряда слогов со
гласных в слове
умения
ация звуков
стечением
Выделение
анализировать,
С-З.
согласных и
первого
сравнивать,
Понятие
ускорением
согласного из
классифициров
согласных.
1
12
«парные
темпа: ПТА-
2хсложных
ать,
звуки».
ПТО-ПТЫ-
слов, типа
сопоставлять и
Дифференци
ПТУ.
КОФТА
обобщать
ация звуков
Различение на
языковые
Л-Л´
слух звонкости
явления.
и глухости
согласных в
составе слова.
Выделение
безударного
гласного из
конца слова
(КУРЫ,
КУКЛА).
Выделение
безударного
гласного
(ПИЛА,
МАЛИНА), из
середины слова.
2 четверть
Согласный
Произнесение
Выделение из
Формирование
звук Ш.
2х и 3х
слова первого
умения
сложных слов
согласного и
анализировать,
типа7 СУМКА,
второго
сравнивать,
КАТОК,
гласного
1
13
МАЛИНА.
классифицирова
ть, сопоставлять
и обобщать
языковые
явления.
14
Согласный
Произнесение
Анализ и синтез
Формирование
звук Р- Р´
односложных
прямого слога.
умения
1
слов со
стечением
согласных,
на
отвечать
вопрос
в
точном
соответствии
с
инструкцией
13
(заданием).
типа: СТУ,
ТАНК.
Произнесение
2хсложных слов
со стечением
согласных типа:
ПЛИТА,
ПАСТА.
15
Дифференци
Произнесение
Выделение из
Формирование
ация звуков
2х сложных
слова первого
умения
С-Ш.
слов типа:
согласного и
Дифференци
КОМПОТ.
второго
ация
Произнесение
гласного.
инструкцией
согласных
2х сложных
Анализ и синтез
(заданием).
слов со
слов типа: ПУХ.
Р-Л
1
на
отвечать
вопрос
в
точном
соответствии
с
стечением
согласных,
типа:
СЛАДКИЙ,
КЛЕТКА.
Дифференци
Произнесение
Анализ и синтез
Формирование
ация
2х сложных
слов типа: ПУХ.
умения
согласных
слов со
звуков Р-Р´
стечением
16
1
на
отвечать
вопрос
в
точном
соответствии
согласных,
инструкцией
типа:
(заданием).
с
СЛАДКИЙ,
КЛЕТКА.
17
Согласный
Произнесение
Выделение
Ответы на
звук Ж
2х сложных
согласных из
вопросы по
слов со
середины слова
ходу устной
стечением
типа ВЕНОК,
работы с
согласных типа:
ВИЛКА.
адекватным
1
КРЫШКА,
использование
14
ПЛАТЬЕ,
м учебной
СТУЛЬЯ
терминологии.
Дифференци
Произнесение
Анализ и синтез
Понятие
Ответы
на
ация звуков
2х сложных
2сложных слов,
«парные
вопросы по ходу
З-Ж.
слов со
типа: МАКИ
звуки».
Дифференци
стечением
ация звуков
согласных типа:
учебной
Ш-Ж.
КРЫШКА,
терминологии.
устной работы с
адекватным
использованием
ПЛАТЬЕ,
1
18
СТУЛЬЯ.
Произнесение
3х сложных
слов с
открытым
слогом, типа:
ТЕЛЕФОН,
ПАЛАТКА.
Согласный
Произнесение
Анализ и синтез
Ответы 2-3
П
3х сложных
слов типа
фразами по
слов с
«УТКИ».
итогам и по
открытыми и
Анализ и синтез
ходу учебной
одним
слов типа
работы.
закрытым
«ВЕНОК»,
слогом типа:
«ВИЛКА».
1
19
ТЕЛЕФОН.
ПАЛАТКА.
3 четверть
20
Дифференци
Произнесение
Анализ и синтез
Соблюдение
ация звуков
4х сложных
слов типа
речевого
П-П´
слов с
КОМПОТ
этикета при
1
открытыми
общении
слогами типа:
(обращение,
ПАУТИНА.
просьба,
диалог)
15
Согласный
Произнесение
Анализ и синтез
Понятие
Соблюдение
звук Б-Б´
3х сложных
слов типа
«звонкий
речевого этикета
слов со
КОМПОТ.
звук».
при
стечением
Анализ и синтез
согласных типа:
3хсложных слов
КЛУБНИКА
типа МАЛИНА.
Согласный
Произнесение
Анализ и синтез
звук Д-Д´
3хсложных слов односложных
1
21
общении
(обращение,
просьба, диалог).
Соблюдение
речевого этикета
при
общении
со стечением
слов со
согласных и
стечением
одним
согласных,
Умение
стечением
типа: СТОЛ,
обратиться
согласных и
ТАНК.
учителю
(обращение,
просьба, диалог).
к
или
товарищу.
одним
закрытым
1
22
слогом, типа:
ПЛАСТИНКА.
Произнесение
3хсложных слов
со стечение
согласных и
закрытыми
слогами, типа:
крыжовник,
подснежник.
23
Согласный
Произнесение
звук Г-Г´
3хсложных слов слов типа:
1
Анализ и синтез
Умение
обратиться
учителю
со стечением
«Капитаны».
согласных в
Анализ и синтез
двух слогах,
2хсложных слов
владеть
например,
со стечением
вербальными
«простуда».
согласных,
средствами
типа: «плита»
«паста.
к
или
товарищу.
Умение свободно
общения в целях
четкого
восприятия,
16
удержания
и
сосредоточенного
выражения
учебной задачи.
Произнесение
ация звуков
3хсложных слов 3хсложных слов «Звонкий»,
П-Б, Д-Т, Г-
со стечением
типа МАЛИНА.
К, К-Х.
согласных и
Анализ и синтез
одним
1
24
Анализ и синтез
Понятия:
Дифференци
Соблюдение
речевого этикета
«глухой»,
при
общении
звуки,
(обращение,
«парные»,
просьба, диалог).
слов со
«непарные»
Умение
закрытым
стечением
звуки.
обратиться
слогом, типа:
согласных,
ПЛАСТИНКА.
например,
Произнесение
«пункт».
учителю
к
или
товарищу.
Умение свободно
владеть
3хсложных слов Анализ и синтез
вербальными
со стечение
слов типа
средствами
согласных и
КЛУБОК.
общения в целях
четкого
закрытыми
восприятия,
слогами, типа:
удержания
и
крыжовник,
сосредоточенного
подснежник.
выражения
Произнесение
учебной задачи.
3хсложных слов
со стечением
согласных в
двух слогах и
закрытым
слогом , типа
ХРУСТАЛЬНЫ
Й,
ПРИСТАВКА).
25
Согласный
Произнесение
звук Ф
3хсложных слов двусложных
1
Анализ и синтез
со стечением
слов со
согласных в
стечением
двух слогах и
согласных,
Умение свободно
владеть
вербальными
средствами
общения в целях
четкого
17
закрытым
например:
восприятия,
слогом , типа
КЛЕТКА,
удержания
ХРУСТАЛЬНЫ
КРЫШКА.
Й,
и
сосредоточенного
выражения
учебной задачи.
ПРИСТАВКА).
26
Дифференци
Произнесение
ация
3хсложных слов двусложных
твердых и
со стечением
слов со
мягких
согласных в 2х
стечением
закрытых
согласных,
слогах, типа
например:
ТРАКТОРИСТ
КЛЕТКА,
звуков
1
Анализ и синтез
Умение
целенаправленно
и
последовательно
выполнять
учебные действия.
КРЫШКА.
Дифференци
Произнесение
Анализ и синтез
ация
2х сложных
3х сложных
звонких и
слов типа
слов типа
глухих
СТУДЕНТ,
ТЕЛЕФОН,
ТРАНСПОРТ.
ПАЛАТКА.
согласных
27
1
Анализ и синтез
3х сложных
слов типа
ПАМЯТНИК,
ВИНОВНИК.
Согласный
Произнесение
Анализ и синтез
звук Ч
3х сложных
3х сложных
слов со
слов типа
стечение
ТЕЛЕФОН,
согласных в
ПАЛАТКА.
одном слоге,
Анализ и синтез
типа:
3х сложных
СТРЕКОЗА,
слов типа
ВЫСТРЕЛ.
ПАМЯТНИК,
1
28
ВИНОВНИК.
29
Дифференци
1
Произнесение
Анализ и синтез
18
ация звуков
3х сложных
3х сложных
Ч-Т´, Ч-Т,
слов со
слов со
Ч-С´.
стечение
стечением
согласных в
согласных.
одном слоге,
Анализ и синтез
типа:
3х сложных
СТРЕКОЗА,
слов со
ВЫСТРЕЛ.
стечением
Произнесение
согласных и
3х сложных
закрытым
слов со
слогом.
стечением
согласных и
одним
закрытым
слогом, типа:
ЛЕКАРСТВО,
СТРАНИЦА.
4 четверть
Разделитель
Различение на
Анализ и синтез
Понятие
ный Ь
слух и в
3х сложных
«мягкие»
произношении
слов со
слогов типа:
стечением
МЯ – МЬЯ,
согласных и
слов СЕМЯ-
закрытым
СЕМЬЯ.
слогом.
1
30
Согласный
Произнесение
звук Ц
4х сложных
1
31
согласные»
слов со
стечением
согласных.
Дифференци
32
ация звуков
С-Ц, Ц-С´,
1
Произнесение
Анализ и синтез
4х сложных
слов со
слов со
стечением
19
Ц-Т, Ц-Ч
стечением
согласных и 2мя
согласных и
закрытыми
закрытым
слогами, типа
слогом.
КРЫЖОВНИК,
Произнесение
ПОДСНЕЖНИ
4х сложных
К.
слов типа:
Анализ и синтез
ВОСКРЕСЕНЬ
3х сложных
Е.
слов с 2 мя
стечениями
согласных,
типа:
ПРОСТУДА.
Анализ и синтез
слов типа
ХРУСТАЛЬНЫ
Й.
Согласный
Произнесение
Анализ и синтез
звук Щ
4х сложных
слов типа
слов типа:
ХРУСТАЛЬНЫ
ВОСКРЕСЕНЬ
Й.
1
33
Е.
Дифференци
Произнесение
Анализ и синтез
ация
4х сложных
3х сложных
согласных
слов типа:
слов со
ВОСКРЕСЕНЬ
стечением
Е.
согласных в
Закрепление
закрытых
пройденного.
слогах типа:
звуков Щ34
С´, Щ-Ч, ЩШ
1
ТРАКТОРИСТ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства –
Для ученика:
20
Учебники:
Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц.
шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.
- Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа -142».
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и
индивидуальной работы.
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
Для учителя:
Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс,
1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.
Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.:
Просвещение, 1969.
Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для
студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности
«Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 –
374 с.
Материально-технические средства:
компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки
учеников),
интерактивная доска,
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц,
наушники для учеников.
Индивидуальные зеркала для учеников.
Контрольно-измерительные средства
Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного
года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой
ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения
стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов
стимулирует учеников к правильной речи.
Таблица 2.
21
График проведения итогового контроля.
Дополнительный класс
Окончание
Административная проверка по
добукварного периода
итогам обучения
1
1
Первый класс
1
Итого
1
3
Примерные виды заданий.
По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа
предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце
2ой четверти.
Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на
материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, вилка.
Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные,
охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между…? Сколько слогов в
слове? И т.п.
Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной
проверки является:
А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы,
поговорки, скороговорки, прозаический текст;
Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения.
При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных
звуков.
Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по
результатам обучения литературному чтению и русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Задача
Планируемые результаты освоения курса
реализации
курса
1. Развитие
Выпускник научится
-
регулировать
Выпускник
получит
возможность научиться
плавный - воспроизводить
психофизиологических продолжительный выдох при интонационно верно, с
механизмов, лежащих
произнесении предложений и соблюдением пауз и
в основе устной речи:
текстов
логических ударений
22
а) оптимального для - регулировать оптимальную предложения и тексты
речи типа
силу голоса
- демонстрировать
физиологического
- называть основные органы сформированные
дыхания, речевого
артикуляционного аппарата
дыхания,
- четко и правильно выполнять (четкое произношение,
произносительные навыки
б) голоса,
артикуляциионные движения в адекватную интонацию,
в) артикуляторной
соответствии
моторики,
г) чувства ритма,
с
речевой соблюдение ритма) на
инструкцией,
материале стихотворений и
- удерживать артикуляционную связных текстов
позу
и
переключаться
на
другую
- воспроизводить несложный
ритм
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.
а) смыслоразличи-
- различать на слух слова с
тельная функция
близкими по артикуляционным
и
акустическим
признакам
фонемами
б) слухопроизносительная
- повторять воспринятый на - дифференцировать
слух слоговой ряд из 2 слогов
твердые/мягкие,
дифференциация
звонкие/глухие,
фонем
свистящие/шипящие согласные
- повторять воспринятый на
слух слоговой ряд из 3 слогов
в) фонематический
анализ и синтез
-
выделять
и
сравнивать - определять
языковые единицы (звук, буква, последовательность,
слово)
количество, место звука в
- давать характеристику звукам
словах сложной звукослоговой
русского языка:
структуры
дифференцировать гласные и
- осуществлять перенос
согласные звуки, ударные и
ударения с одного слога на
безударные гласные,
другой при образовании
твердые/мягкие, звонкие/глухие грамматических форм;
согласные;
- составлять схему
23
- определять
четырехсложного слова со
последовательность,
стечением согласных;
количество, место звука в
- синтезу слов из 5-6 слогов, 6-
словах простой звукослоговой
7 звуков
структуры
- выделять ударные слоги и
ударные гласные в словах из 45 слогов, сравнивать две формы
одного и того же слова с
различным ударением.
- составлять схему дву- и
трехсложного слова
- синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5
звуков
3. Обучение
-
правильно
произносить -
нормативному
гласные и «простые» согласные шипящие,
аффрикаты,
(компенсированному)
(заднеязычные,
сонорные звуки
в
произношению всех
переднеязычные, губные) звуки
обратных, закрытых слогах и
звуков русского языка
произносить
свистящие,
прямых,
слогах со стечением согласных
с учетом системной
связи между фонемами
русского языка, их
артикуляторной и
акустической
характеристики,
характера дефекта
(параллельно с
развитием операций
языкового анализа и
синтеза на уровне
предложения и слова).
4. Коррекция
-
воспроизводить
нарушений
ряды
звукослоговой
меняющимся ударением,
(из
3
слоговые слогов)
воспроизводить
с ряды
(из
меняющимся
4-5
слоговые
слогов)
с
ударением
с
24
структуры слова.
- воспроизводить серии слогов оппозиционными звуками
со стечением согласных (шва- - воспроизводить серии слогов
ста-зва)
со
стечением
- самостоятельному
оппозиционными
употреблению слов сложной
(шос-шус-шас, рал-лар-рал)
звукослоговой структуры
-
(сковородка, скворечники,
произносить
звуки
в
представление).
многосложных
словах
с
четко
согласных
и
свуками
и
правильно
закрытыми слогами, стечением
согласных
и
наличием
оппозиционных
звуков
(кораблекрушение,
мороженщица,
подтверждение)
5. Формирование
- воспроизводить простой
-
просодических
стихотворный текст в заданном
сложный ритмический рисунок
компонентов речи:
темпе;
(// - // - / - ///) и составлять
а) темпа
-
б) ритма,
ритмы ( // - // ) ( / - ///)
в) паузации,
-
г) интонации
ритмической организации речи; -
д) логического
- различать
ударения
воспроизводить
использовать
научится
простые простой,
паузу
долю
воспроизводить
выделяя
сильную
(используя
знакомое
для стихотворение)
использовать
на слух типы интонационной
паузу
для
организации
предложений (вопросительные, речи;
побудительные,
- воспроизводить предложения
повествовательные)
и
тексты
плавно,
эмоционально выразительно;
-
интонационно
соблюдением
верно,
пауз
логических
с
и
ударений
воспроизводить предложения и
тексты;
6. Профилактика
- различать зрительные образы - обозначать мягкость
нарушений чтения и
букв и графически правильно согласных звуков с помощью
письма
воспроизводить их;
Ь, букв и, е, ѐ, ю, я.
25
- дифференцировать
-
сравнивать
звуковой
графически сходные
буквенный состав слова;
и
рукописные буквы: строчные иш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е,
э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д,
И-Ш, Л-М, Е-З и др.
- делить слова на слоги для
переноса.
26