Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, Произношение 1 класс

Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, 1 класс
Коррекционный курс: произношение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, адаптированной основной образовательной
программы 5.2 (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и
потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному
нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности
всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся
характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков,
недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звукослоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства
интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие
о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса
(назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся
к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам.
Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что
обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать
различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной
неуспеваемостью

и

социальной

дезадаптацией.

Вышеперечисленные

проблемы

становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на
фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый
характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с
общеобразовательными

задачами,

направленными

на

достижение

личностных

и

метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную
работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая
осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе
обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению
школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение
детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную
интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат
усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных
2

речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению
лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для
обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у
школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звукослоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и
синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на
уроках произношения идет параллельно.
Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение»
являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,

речевого

дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия,
функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
-

обучение

нормативному/компенсированному

произношению

всех

звуков

русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их
артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с
развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации,
интонации, логического ударения).
Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает
формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами
русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
-

формирование

навыков

четкого,

плавного,

правильного

произношения

предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых,
закрытых, со стечением согласных ( со II класса).
3

Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие
и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие
первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой,
грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма,
обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке
произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию
фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной
системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный
для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное
речевое

дыхание,

голосообразование,

артикуляторную

моторику,

слуховое

и

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим
ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е.
профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать
различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них
ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их
общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание,
подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений
о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой
предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации,
интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все
обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки.
Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане
4

Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного
плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не
только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных
результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического
и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования
общеучебных универсальных действий.
В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких
знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из
чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики
объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с
условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся
моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.
Овладение

логическими

универсальными

действиями

способствует

совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные
операции

(анализ,

синтез,

сериация,

классификация,

установление

причинно-

следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и
доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».
Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие
дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные
действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного
использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности;
обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на
уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки
грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа
«звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.
Генетическая

связь

реализуется

между

уроками

«Произношения»

и

индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен
ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично
автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией
строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать
закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционнопедагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по
5

нормализации произносительной стороны речи.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание
у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как
предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую
роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется
особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия
предусматривается обучение детей

правильному слитному произношению слов

постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны
употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения
и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое
внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят
из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым
условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по
способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости, глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют
правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой
структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют
основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику
дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую
речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные
процессы языковой действительности. На уроках ведѐтся работа по развитию
диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение
словарного

запаса,

и

практическое

овладение

основными

закономерностями

грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное
отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в
системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения
обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном
6

обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Произношение»
Программа

обеспечивает

достижение

определенных

личностных,

метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия
и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4.

Активное

использование

речевых

средств

и

средств

для

решения

коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
7

8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов
сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Произношение».
11.

Овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Произношение».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе
учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль над ходом своей деятельности (от умения
пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приѐмами самоконтроля).
17. Работать в определѐнном темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты освоения программы по «Произношению» оговорены
в соответствующих разделах «Основного содержания»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Произношение»
(для начальной ступени образования)
1

класс (34 ч)

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического
восприятия.
Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных [ а ], [ у ], [ о
], [ ы ], [ и ], [ э ] (2 ч); твѐрдых согласных, не требующих коррекции [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [
н ], [ ф ], [ т ], [ х ] (8 ч); дифференциация твѐрдых и мягких согласных, дифференциация [
с ] - [ з ], [ л ] - [ р ] (1 ч); мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании
с гласными [ и ], [ е ] (1 ч).
8

Правильное произношение и различение звуков, требующих коррекции: звуки [ с ]
[ с'] (1 ч); дифференциация [ п ] - [ п'] (1 ч); звуки [ б ], [ б'], [ д ], [ д'] (2 ч); [ з ], [ з'] (1 ч);
дифференциация [ п ] - [ б], [ д ] - [ т], [ г ] - [ к], [ к ] - [ х] (1 ч); звуки [ г ], [ г'] (1 ч); [ л ], [
л'] (1 ч); звуки [ ш ] (1 ч); [ ж ] (1 ч); дифференциация [ ш ] - [ ж ], [ з ] - [ ж ] (1 ч); звуки [
р ], [ р'] (1 ч); дифференциация [ р ] - [ л ], [ с ] - [ ш ] (1 ч); дифференциация [ р ] - [ р'] (1
ч).
Дифференциация звонких и глухих согласных (1 ч).
Разделительный Ь знак (1 ч).
Дифференциация твѐрдых и мягких звуков (1 ч).
Звук [ ц ] (1 ч). Дифференциация [ с ] - [ ц ], [ ц ] - [ ч ], [ ц ] - [ т ], [ ц ] - [ с'] (1 ч).
Звук [ ч ] (1 ч). Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ т ] (1 ч).
Звук [ щ ](1 ч). Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ] (1 ч)
2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи (см. I вариант).
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового
анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и
артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые
ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных;
запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического
и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром
темпе на хорошо усвоенном материале;
- чѐтко и слитно произносить односложные, двусложные и трѐхсложные слова
различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трѐхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение
которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять
ударный слог.
9

Формирование
К№

Тема

во

урока

час
ов

навыков

Развитие

Работа над

звукового анализа

Повторени

психических

слоговой

и синтеза на

е

процессов и

структурой слова

основе развития

изученного

учебной

фонематического

деятельности

восприятия

1 четверть

1

Гласные

Различение на

Развитие

звуки А-О-У-

слух данных

устойчивости

гласных звуков

внимания.

Ы. Понятие

1

«гласный

Формирование

звук»

умения

Гласные И-Э

2

3

1

Произнесение

Выделение

внимательно

слогов и

гласного из

слушать и

сочетаний ряда

начала слова (О,

слышать

гласных с

А, У)

учителя.

ускорением

Развитие умения

темпа

запомнить 3-4х

Согласные

Произнесение

Различение на

ступенчатые

звуки М-Н.

открытых (мА),

слух данных

инструкции и

Понятие

обратных (АМ) и

согласных

выполнить

«согласный

закрытыз (НАН)

звуков.

действия в

звук», «слог»

слогов.

Выделение

заданной

Произнесение

гласного из ряда

последовательно

2сложных слов

звуков, типа: О-

сти.

типа: ПАУК,

А-У-Н-М.

УТКА, КАТОК.

Выделение

1

гласного из
положения после
согласного (ПУХ,
ТАНК, ПЕСОК).

10

4

Согласные

Произнесение

Выделение

звуки Т-П.

сочетаний типа:

ударного

Понятие

ПА-ПО-ПУ, ПА-

гласного из конца

«глухой

АП с ускорением

слова.

и изменением

Определение

последовательнос

последовательнос

ти

ти гласного в

звук».

1

ряду из 2х
гласных.

5

Согласный

Ударение.

звук «В».

Различение

Понятие

слоговых рядов

1

«звонкий

с различным

звук».

ударением.

Мягкие

Произнесение

Анализ и синтез

Развитие

согласные

двусложных

обратного слога

умения

слов с

Выделение

запомнить 2-3х

различным

последнего

ступенчатые

ударением

согласного из

инструкции и

(ВАТА, МУКА,

слов, типа КОТ,

выполнить

ИРА, ОСА).

КУСТ, ВЕНОК.

действия в

1

6

заданной
последователь
ности.
Согласный

Произнесение

Различение на

Понятие

Развитие

звук К (К´).

слоговых рядов

слух

«Глухой

устойчивости

Понятие

с различным

звукосочетаний,

звук»

внимания.

«мягкий

ударением,

типа АК-АТ-

согласный»

типа: нó-но-но,

АМ.

на-ну-нó.

Определение

7

1

последовательн
ости гласных в

Формирование
умения
внимательно
слушать и
слышать
учителя.

ряду из 3х
гласных.
8

Согласный

1

Произнесение

Выделение

Развитие умения
11

звук Х (Х´)

слов с мягкими

последнего

понять и

и твердыми

согласного из

принять

согласными.

обратного и

учебную задачу,

Произнесение

закрытого слога

поставленную в
вербальной

сочетаний АП-

форме.

ТА, ТА-ТА-КА.
Согласный
звук С (С´).

Согласны
е звуки

1

9

М-Н-В-КТ-П-Х
Согласный

Произнесение

Выделение

звук З (З´)

ряда слогов со

безударного

стечением

гласного из

согласных,

начала слова

типа: НТА-

(ИДУТ,

ПТО-КЛЯ

АПТЕКА)

Согласный

Произнесение

Различение

звук Л-Л´

3х сложных

слух звонкости и

умения

слов, типа

глухости

анализировать,

МАЛИНА

согласных

1

10

составе

1

11

на

Формирование

в

сравнивать,

слова.

классифицирова

Выделение

ть, сопоставлять

безударного

и обобщать

гласного из конца

языковые

слова

явления.

(КУРЫ,

КУКЛА).

12

Дифференци

Произнесение

Выделение из

Понятия

Развитие

ация

слогов со

слов первого

«звонкий

способности к

твердых и

стечением двух

согласного.

»и

переключению

мягких

согласных.

Определение

«глухой»

.

Произнесение

количества

звук.

Формирование

Дифференци

ряда слогов со

гласных в слове

умения

ация звуков

стечением

Выделение

анализировать,

С-З.

согласных и

первого

сравнивать,

Понятие

ускорением

согласного из

классифициров

согласных.

1

12

«парные

темпа: ПТА-

2хсложных

ать,

звуки».

ПТО-ПТЫ-

слов, типа

сопоставлять и

Дифференци

ПТУ.

КОФТА

обобщать

ация звуков

Различение на

языковые

Л-Л´

слух звонкости

явления.

и глухости
согласных в
составе слова.
Выделение
безударного
гласного из
конца слова
(КУРЫ,
КУКЛА).
Выделение
безударного
гласного
(ПИЛА,
МАЛИНА), из
середины слова.
2 четверть

Согласный

Произнесение

Выделение из

Формирование

звук Ш.

2х и 3х

слова первого

умения

сложных слов

согласного и

анализировать,

типа7 СУМКА,

второго

сравнивать,

КАТОК,

гласного

1

13

МАЛИНА.

классифицирова
ть, сопоставлять
и обобщать
языковые
явления.

14

Согласный

Произнесение

Анализ и синтез

Формирование

звук Р- Р´

односложных

прямого слога.

умения

1

слов со
стечением
согласных,

на

отвечать

вопрос

в

точном
соответствии

с

инструкцией

13

(заданием).

типа: СТУ,
ТАНК.
Произнесение
2хсложных слов
со стечением
согласных типа:
ПЛИТА,
ПАСТА.

15

Дифференци

Произнесение

Выделение из

Формирование

ация звуков

2х сложных

слова первого

умения

С-Ш.

слов типа:

согласного и

Дифференци

КОМПОТ.

второго

ация

Произнесение

гласного.

инструкцией

согласных

2х сложных

Анализ и синтез

(заданием).

слов со

слов типа: ПУХ.

Р-Л

1

на

отвечать

вопрос

в

точном
соответствии

с

стечением
согласных,
типа:
СЛАДКИЙ,
КЛЕТКА.
Дифференци

Произнесение

Анализ и синтез

Формирование

ация

2х сложных

слов типа: ПУХ.

умения

согласных

слов со

звуков Р-Р´

стечением

16

1

на

отвечать

вопрос

в

точном
соответствии

согласных,

инструкцией

типа:

(заданием).

с

СЛАДКИЙ,
КЛЕТКА.

17

Согласный

Произнесение

Выделение

Ответы на

звук Ж

2х сложных

согласных из

вопросы по

слов со

середины слова

ходу устной

стечением

типа ВЕНОК,

работы с

согласных типа:

ВИЛКА.

адекватным

1

КРЫШКА,

использование
14

ПЛАТЬЕ,

м учебной

СТУЛЬЯ

терминологии.

Дифференци

Произнесение

Анализ и синтез

Понятие

Ответы

на

ация звуков

2х сложных

2сложных слов,

«парные

вопросы по ходу

З-Ж.

слов со

типа: МАКИ

звуки».

Дифференци

стечением

ация звуков

согласных типа:

учебной

Ш-Ж.

КРЫШКА,

терминологии.

устной работы с
адекватным
использованием

ПЛАТЬЕ,
1

18

СТУЛЬЯ.
Произнесение
3х сложных
слов с
открытым
слогом, типа:
ТЕЛЕФОН,
ПАЛАТКА.

Согласный

Произнесение

Анализ и синтез

Ответы 2-3

П

3х сложных

слов типа

фразами по

слов с

«УТКИ».

итогам и по

открытыми и

Анализ и синтез

ходу учебной

одним

слов типа

работы.

закрытым

«ВЕНОК»,

слогом типа:

«ВИЛКА».

1

19

ТЕЛЕФОН.
ПАЛАТКА.
3 четверть

20

Дифференци

Произнесение

Анализ и синтез

Соблюдение

ация звуков

4х сложных

слов типа

речевого

П-П´

слов с

КОМПОТ

этикета при

1

открытыми

общении

слогами типа:

(обращение,

ПАУТИНА.

просьба,
диалог)
15

Согласный

Произнесение

Анализ и синтез

Понятие

Соблюдение

звук Б-Б´

3х сложных

слов типа

«звонкий

речевого этикета

слов со

КОМПОТ.

звук».

при

стечением

Анализ и синтез

согласных типа:

3хсложных слов

КЛУБНИКА

типа МАЛИНА.

Согласный

Произнесение

Анализ и синтез

звук Д-Д´

3хсложных слов односложных

1

21

общении

(обращение,
просьба, диалог).

Соблюдение
речевого этикета
при

общении

со стечением

слов со

согласных и

стечением

одним

согласных,

Умение

стечением

типа: СТОЛ,

обратиться

согласных и

ТАНК.

учителю

(обращение,
просьба, диалог).
к
или

товарищу.

одним
закрытым
1

22

слогом, типа:
ПЛАСТИНКА.
Произнесение
3хсложных слов
со стечение
согласных и
закрытыми
слогами, типа:
крыжовник,
подснежник.

23

Согласный

Произнесение

звук Г-Г´

3хсложных слов слов типа:

1

Анализ и синтез

Умение
обратиться
учителю

со стечением

«Капитаны».

согласных в

Анализ и синтез

двух слогах,

2хсложных слов

владеть

например,

со стечением

вербальными

«простуда».

согласных,

средствами

типа: «плита»
«паста.

к
или

товарищу.
Умение свободно

общения в целях
четкого
восприятия,

16

удержания

и

сосредоточенного
выражения
учебной задачи.

Произнесение

ация звуков

3хсложных слов 3хсложных слов «Звонкий»,

П-Б, Д-Т, Г-

со стечением

типа МАЛИНА.

К, К-Х.

согласных и

Анализ и синтез

одним

1

24

Анализ и синтез

Понятия:

Дифференци

Соблюдение
речевого этикета

«глухой»,

при

общении

звуки,

(обращение,

«парные»,

просьба, диалог).

слов со

«непарные»

Умение

закрытым

стечением

звуки.

обратиться

слогом, типа:

согласных,

ПЛАСТИНКА.

например,

Произнесение

«пункт».

учителю

к
или

товарищу.
Умение свободно
владеть

3хсложных слов Анализ и синтез

вербальными

со стечение

слов типа

средствами

согласных и

КЛУБОК.

общения в целях
четкого

закрытыми

восприятия,

слогами, типа:

удержания

и

крыжовник,

сосредоточенного

подснежник.

выражения

Произнесение

учебной задачи.

3хсложных слов
со стечением
согласных в
двух слогах и
закрытым
слогом , типа
ХРУСТАЛЬНЫ
Й,
ПРИСТАВКА).

25

Согласный

Произнесение

звук Ф

3хсложных слов двусложных
1

Анализ и синтез

со стечением

слов со

согласных в

стечением

двух слогах и

согласных,

Умение свободно
владеть
вербальными
средствами
общения в целях
четкого

17

закрытым

например:

восприятия,

слогом , типа

КЛЕТКА,

удержания

ХРУСТАЛЬНЫ

КРЫШКА.

Й,

и

сосредоточенного
выражения
учебной задачи.

ПРИСТАВКА).

26

Дифференци

Произнесение

ация

3хсложных слов двусложных

твердых и

со стечением

слов со

мягких

согласных в 2х

стечением

закрытых

согласных,

слогах, типа

например:

ТРАКТОРИСТ

КЛЕТКА,

звуков

1

Анализ и синтез

Умение
целенаправленно
и
последовательно
выполнять
учебные действия.

КРЫШКА.
Дифференци

Произнесение

Анализ и синтез

ация

2х сложных

3х сложных

звонких и

слов типа

слов типа

глухих

СТУДЕНТ,

ТЕЛЕФОН,

ТРАНСПОРТ.

ПАЛАТКА.

согласных
27

1

Анализ и синтез
3х сложных
слов типа
ПАМЯТНИК,
ВИНОВНИК.

Согласный

Произнесение

Анализ и синтез

звук Ч

3х сложных

3х сложных

слов со

слов типа

стечение

ТЕЛЕФОН,

согласных в

ПАЛАТКА.

одном слоге,

Анализ и синтез

типа:

3х сложных

СТРЕКОЗА,

слов типа

ВЫСТРЕЛ.

ПАМЯТНИК,

1

28

ВИНОВНИК.
29

Дифференци

1

Произнесение

Анализ и синтез
18

ация звуков

3х сложных

3х сложных

Ч-Т´, Ч-Т,

слов со

слов со

Ч-С´.

стечение

стечением

согласных в

согласных.

одном слоге,

Анализ и синтез

типа:

3х сложных

СТРЕКОЗА,

слов со

ВЫСТРЕЛ.

стечением

Произнесение

согласных и

3х сложных

закрытым

слов со

слогом.

стечением
согласных и
одним
закрытым
слогом, типа:
ЛЕКАРСТВО,
СТРАНИЦА.
4 четверть

Разделитель

Различение на

Анализ и синтез

Понятие

ный Ь

слух и в

3х сложных

«мягкие»

произношении

слов со

слогов типа:

стечением

МЯ – МЬЯ,

согласных и

слов СЕМЯ-

закрытым

СЕМЬЯ.

слогом.

1

30

Согласный

Произнесение

звук Ц

4х сложных
1

31

согласные»

слов со
стечением
согласных.

Дифференци
32

ация звуков
С-Ц, Ц-С´,

1

Произнесение

Анализ и синтез

4х сложных

слов со

слов со

стечением
19

Ц-Т, Ц-Ч

стечением

согласных и 2мя

согласных и

закрытыми

закрытым

слогами, типа

слогом.

КРЫЖОВНИК,

Произнесение

ПОДСНЕЖНИ

4х сложных

К.

слов типа:

Анализ и синтез

ВОСКРЕСЕНЬ

3х сложных

Е.

слов с 2 мя
стечениями
согласных,
типа:
ПРОСТУДА.
Анализ и синтез
слов типа
ХРУСТАЛЬНЫ
Й.

Согласный

Произнесение

Анализ и синтез

звук Щ

4х сложных

слов типа

слов типа:

ХРУСТАЛЬНЫ

ВОСКРЕСЕНЬ

Й.

1

33

Е.
Дифференци

Произнесение

Анализ и синтез

ация

4х сложных

3х сложных

согласных

слов типа:

слов со

ВОСКРЕСЕНЬ

стечением

Е.

согласных в

Закрепление

закрытых

пройденного.

слогах типа:

звуков Щ34

С´, Щ-Ч, ЩШ

1

ТРАКТОРИСТ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства –
Для ученика:
20

Учебники:
Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц.
шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.
- Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа -142».
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и
индивидуальной работы.
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
Для учителя:


Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс,
1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.



Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.:
Просвещение, 1969.



Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для
студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности
«Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 –
374 с.

Материально-технические средства:
 компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки
учеников),
 интерактивная доска,
 аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц,
 наушники для учеников.
 Индивидуальные зеркала для учеников.
Контрольно-измерительные средства
Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного
года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой
ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения
стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов
стимулирует учеников к правильной речи.
Таблица 2.
21

График проведения итогового контроля.

Дополнительный класс

Окончание

Административная проверка по

добукварного периода

итогам обучения

1

1

Первый класс

1

Итого

1

3

Примерные виды заданий.
По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа
предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце
2ой четверти.
Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на
материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, вилка.
Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные,
охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между…? Сколько слогов в
слове? И т.п.
Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной
проверки является:
А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы,
поговорки, скороговорки, прозаический текст;
Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения.
При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных
звуков.

Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по

результатам обучения литературному чтению и русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Задача

Планируемые результаты освоения курса

реализации

курса
1. Развитие

Выпускник научится
-

регулировать

Выпускник

получит

возможность научиться

плавный - воспроизводить

психофизиологических продолжительный выдох при интонационно верно, с
механизмов, лежащих

произнесении предложений и соблюдением пауз и

в основе устной речи:

текстов

логических ударений
22

а) оптимального для - регулировать оптимальную предложения и тексты
речи типа

силу голоса

- демонстрировать

физиологического

- называть основные органы сформированные

дыхания, речевого

артикуляционного аппарата

дыхания,

- четко и правильно выполнять (четкое произношение,

произносительные навыки

б) голоса,

артикуляциионные движения в адекватную интонацию,

в) артикуляторной

соответствии

моторики,
г) чувства ритма,

с

речевой соблюдение ритма) на

инструкцией,

материале стихотворений и

- удерживать артикуляционную связных текстов
позу

и

переключаться

на

другую
- воспроизводить несложный
ритм
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы.
а) смыслоразличи-

- различать на слух слова с

тельная функция

близкими по артикуляционным
и

акустическим

признакам

фонемами
б) слухопроизносительная

- повторять воспринятый на - дифференцировать
слух слоговой ряд из 2 слогов

твердые/мягкие,

дифференциация

звонкие/глухие,

фонем

свистящие/шипящие согласные
- повторять воспринятый на
слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический
анализ и синтез

-

выделять

и

сравнивать - определять

языковые единицы (звук, буква, последовательность,
слово)

количество, место звука в

- давать характеристику звукам

словах сложной звукослоговой

русского языка:

структуры

дифференцировать гласные и

- осуществлять перенос

согласные звуки, ударные и

ударения с одного слога на

безударные гласные,

другой при образовании

твердые/мягкие, звонкие/глухие грамматических форм;
согласные;

- составлять схему
23

- определять

четырехсложного слова со

последовательность,

стечением согласных;

количество, место звука в

- синтезу слов из 5-6 слогов, 6-

словах простой звукослоговой

7 звуков

структуры
- выделять ударные слоги и
ударные гласные в словах из 45 слогов, сравнивать две формы
одного и того же слова с
различным ударением.
- составлять схему дву- и
трехсложного слова
- синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5
звуков
3. Обучение

-

правильно

произносить -

нормативному

гласные и «простые» согласные шипящие,

аффрикаты,

(компенсированному)

(заднеязычные,

сонорные звуки

в

произношению всех

переднеязычные, губные) звуки

обратных, закрытых слогах и

звуков русского языка

произносить

свистящие,
прямых,

слогах со стечением согласных

с учетом системной
связи между фонемами
русского языка, их
артикуляторной и
акустической
характеристики,
характера дефекта
(параллельно с
развитием операций
языкового анализа и
синтеза на уровне
предложения и слова).
4. Коррекция

-

воспроизводить

нарушений

ряды

звукослоговой

меняющимся ударением,

(из

3

слоговые слогов)

воспроизводить

с ряды

(из

меняющимся

4-5

слоговые
слогов)

с

ударением

с
24

структуры слова.

- воспроизводить серии слогов оппозиционными звуками
со стечением согласных (шва- - воспроизводить серии слогов
ста-зва)

со

стечением

- самостоятельному

оппозиционными

употреблению слов сложной

(шос-шус-шас, рал-лар-рал)

звукослоговой структуры

-

(сковородка, скворечники,

произносить

звуки

в

представление).

многосложных

словах

с

четко

согласных

и

свуками

и

правильно

закрытыми слогами, стечением
согласных

и

наличием

оппозиционных

звуков

(кораблекрушение,
мороженщица,
подтверждение)
5. Формирование

- воспроизводить простой

-

просодических

стихотворный текст в заданном

сложный ритмический рисунок

компонентов речи:

темпе;

(// - // - / - ///) и составлять

а) темпа

-

б) ритма,

ритмы ( // - // ) ( / - ///)

в) паузации,

-

г) интонации

ритмической организации речи; -

д) логического

- различать

ударения

воспроизводить
использовать

научится

простые простой,

паузу

долю

воспроизводить

выделяя

сильную

(используя

знакомое

для стихотворение)
использовать

на слух типы интонационной

паузу

для

организации

предложений (вопросительные, речи;
побудительные,

- воспроизводить предложения

повествовательные)

и

тексты

плавно,

эмоционально выразительно;
-

интонационно

соблюдением

верно,
пауз

логических

с
и

ударений

воспроизводить предложения и
тексты;
6. Профилактика

- различать зрительные образы - обозначать мягкость

нарушений чтения и

букв и графически правильно согласных звуков с помощью

письма

воспроизводить их;

Ь, букв и, е, ѐ, ю, я.
25

- дифференцировать

-

сравнивать

звуковой

графически сходные

буквенный состав слова;

и

рукописные буквы: строчные иш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е,
э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д,
И-Ш, Л-М, Е-З и др.
- делить слова на слоги для
переноса.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».