Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, 1 класс Коррекционный курс: произношение ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звукослоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптацией. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер. Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями. Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных 2 речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звукослоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно. Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются: - развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской); - обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Общая характеристика учебного предмета «Произношение» Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР: - произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка; - языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; - сложной слоговой структуры слова; - фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем). Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются: - формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта; - освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры; - формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса). 3 Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи. Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы: - развитие артикуляторной моторики; - развитие дыхания и голосообразования; - формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков; - дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков; - формирование всех уровней языкового анализа и синтеза; - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения). Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане 4 Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования общеучебных универсальных действий. В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова. Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно- следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению». Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма. Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии. Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционнопедагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по 5 нормализации произносительной стороны речи. Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение» Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения. В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации. Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений. Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости, глухости и т.д.). На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведѐтся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса, и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном 6 обществе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение» Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1. Целостное восприятие окружающего мира. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими. 4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности. 6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 7 8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества. 10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение». 11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение». 13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем. 14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя-логопеда), 15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда. 16. Осуществлять контроль над ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приѐмами самоконтроля). 17. Работать в определѐнном темпе и применять знания в новых ситуациях. Предметные результаты освоения программы по «Произношению» оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания» ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Произношение» (для начальной ступени образования) 1 класс (34 ч) 1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных [ а ], [ у ], [ о ], [ ы ], [ и ], [ э ] (2 ч); твѐрдых согласных, не требующих коррекции [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ], [ ф ], [ т ], [ х ] (8 ч); дифференциация твѐрдых и мягких согласных, дифференциация [ с ] - [ з ], [ л ] - [ р ] (1 ч); мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [ н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ] (1 ч). 8 Правильное произношение и различение звуков, требующих коррекции: звуки [ с ] [ с'] (1 ч); дифференциация [ п ] - [ п'] (1 ч); звуки [ б ], [ б'], [ д ], [ д'] (2 ч); [ з ], [ з'] (1 ч); дифференциация [ п ] - [ б], [ д ] - [ т], [ г ] - [ к], [ к ] - [ х] (1 ч); звуки [ г ], [ г'] (1 ч); [ л ], [ л'] (1 ч); звуки [ ш ] (1 ч); [ ж ] (1 ч); дифференциация [ ш ] - [ ж ], [ з ] - [ ж ] (1 ч); звуки [ р ], [ р'] (1 ч); дифференциация [ р ] - [ л ], [ с ] - [ ш ] (1 ч); дифференциация [ р ] - [ р'] (1 ч). Дифференциация звонких и глухих согласных (1 ч). Разделительный Ь знак (1 ч). Дифференциация твѐрдых и мягких звуков (1 ч). Звук [ ц ] (1 ч). Дифференциация [ с ] - [ ц ], [ ц ] - [ ч ], [ ц ] - [ т ], [ ц ] - [ с'] (1 ч). Звук [ ч ] (1 ч). Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ т ] (1 ч). Звук [ щ ](1 ч). Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ] (1 ч) 2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи (см. I вариант). Предметные результаты: Обучающийся должен знать: - алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа; - характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда. Обучающийся должен уметь: - правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам; - выделять звуки из состава слова; - удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава; - повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале; - чѐтко и слитно произносить односложные, двусложные и трѐхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога; - различать односложные, двусложные и трѐхсложные слова по количеству слогов; - проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог. 9 Формирование К№ Тема во урока час ов навыков Развитие Работа над звукового анализа Повторени психических слоговой и синтеза на е процессов и структурой слова основе развития изученного учебной фонематического деятельности восприятия 1 четверть 1 Гласные Различение на Развитие звуки А-О-У- слух данных устойчивости гласных звуков внимания. Ы. Понятие 1 «гласный Формирование звук» умения Гласные И-Э 2 3 1 Произнесение Выделение внимательно слогов и гласного из слушать и сочетаний ряда начала слова (О, слышать гласных с А, У) учителя. ускорением Развитие умения темпа запомнить 3-4х Согласные Произнесение Различение на ступенчатые звуки М-Н. открытых (мА), слух данных инструкции и Понятие обратных (АМ) и согласных выполнить «согласный закрытыз (НАН) звуков. действия в звук», «слог» слогов. Выделение заданной Произнесение гласного из ряда последовательно 2сложных слов звуков, типа: О- сти. типа: ПАУК, А-У-Н-М. УТКА, КАТОК. Выделение 1 гласного из положения после согласного (ПУХ, ТАНК, ПЕСОК). 10 4 Согласные Произнесение Выделение звуки Т-П. сочетаний типа: ударного Понятие ПА-ПО-ПУ, ПА- гласного из конца «глухой АП с ускорением слова. и изменением Определение последовательнос последовательнос ти ти гласного в звук». 1 ряду из 2х гласных. 5 Согласный Ударение. звук «В». Различение Понятие слоговых рядов 1 «звонкий с различным звук». ударением. Мягкие Произнесение Анализ и синтез Развитие согласные двусложных обратного слога умения слов с Выделение запомнить 2-3х различным последнего ступенчатые ударением согласного из инструкции и (ВАТА, МУКА, слов, типа КОТ, выполнить ИРА, ОСА). КУСТ, ВЕНОК. действия в 1 6 заданной последователь ности. Согласный Произнесение Различение на Понятие Развитие звук К (К´). слоговых рядов слух «Глухой устойчивости Понятие с различным звукосочетаний, звук» внимания. «мягкий ударением, типа АК-АТ- согласный» типа: нó-но-но, АМ. на-ну-нó. Определение 7 1 последовательн ости гласных в Формирование умения внимательно слушать и слышать учителя. ряду из 3х гласных. 8 Согласный 1 Произнесение Выделение Развитие умения 11 звук Х (Х´) слов с мягкими последнего понять и и твердыми согласного из принять согласными. обратного и учебную задачу, Произнесение закрытого слога поставленную в вербальной сочетаний АП- форме. ТА, ТА-ТА-КА. Согласный звук С (С´). Согласны е звуки 1 9 М-Н-В-КТ-П-Х Согласный Произнесение Выделение звук З (З´) ряда слогов со безударного стечением гласного из согласных, начала слова типа: НТА- (ИДУТ, ПТО-КЛЯ АПТЕКА) Согласный Произнесение Различение звук Л-Л´ 3х сложных слух звонкости и умения слов, типа глухости анализировать, МАЛИНА согласных 1 10 составе 1 11 на Формирование в сравнивать, слова. классифицирова Выделение ть, сопоставлять безударного и обобщать гласного из конца языковые слова явления. (КУРЫ, КУКЛА). 12 Дифференци Произнесение Выделение из Понятия Развитие ация слогов со слов первого «звонкий способности к твердых и стечением двух согласного. »и переключению мягких согласных. Определение «глухой» . Произнесение количества звук. Формирование Дифференци ряда слогов со гласных в слове умения ация звуков стечением Выделение анализировать, С-З. согласных и первого сравнивать, Понятие ускорением согласного из классифициров согласных. 1 12 «парные темпа: ПТА- 2хсложных ать, звуки». ПТО-ПТЫ- слов, типа сопоставлять и Дифференци ПТУ. КОФТА обобщать ация звуков Различение на языковые Л-Л´ слух звонкости явления. и глухости согласных в составе слова. Выделение безударного гласного из конца слова (КУРЫ, КУКЛА). Выделение безударного гласного (ПИЛА, МАЛИНА), из середины слова. 2 четверть Согласный Произнесение Выделение из Формирование звук Ш. 2х и 3х слова первого умения сложных слов согласного и анализировать, типа7 СУМКА, второго сравнивать, КАТОК, гласного 1 13 МАЛИНА. классифицирова ть, сопоставлять и обобщать языковые явления. 14 Согласный Произнесение Анализ и синтез Формирование звук Р- Р´ односложных прямого слога. умения 1 слов со стечением согласных, на отвечать вопрос в точном соответствии с инструкцией 13 (заданием). типа: СТУ, ТАНК. Произнесение 2хсложных слов со стечением согласных типа: ПЛИТА, ПАСТА. 15 Дифференци Произнесение Выделение из Формирование ация звуков 2х сложных слова первого умения С-Ш. слов типа: согласного и Дифференци КОМПОТ. второго ация Произнесение гласного. инструкцией согласных 2х сложных Анализ и синтез (заданием). слов со слов типа: ПУХ. Р-Л 1 на отвечать вопрос в точном соответствии с стечением согласных, типа: СЛАДКИЙ, КЛЕТКА. Дифференци Произнесение Анализ и синтез Формирование ация 2х сложных слов типа: ПУХ. умения согласных слов со звуков Р-Р´ стечением 16 1 на отвечать вопрос в точном соответствии согласных, инструкцией типа: (заданием). с СЛАДКИЙ, КЛЕТКА. 17 Согласный Произнесение Выделение Ответы на звук Ж 2х сложных согласных из вопросы по слов со середины слова ходу устной стечением типа ВЕНОК, работы с согласных типа: ВИЛКА. адекватным 1 КРЫШКА, использование 14 ПЛАТЬЕ, м учебной СТУЛЬЯ терминологии. Дифференци Произнесение Анализ и синтез Понятие Ответы на ация звуков 2х сложных 2сложных слов, «парные вопросы по ходу З-Ж. слов со типа: МАКИ звуки». Дифференци стечением ация звуков согласных типа: учебной Ш-Ж. КРЫШКА, терминологии. устной работы с адекватным использованием ПЛАТЬЕ, 1 18 СТУЛЬЯ. Произнесение 3х сложных слов с открытым слогом, типа: ТЕЛЕФОН, ПАЛАТКА. Согласный Произнесение Анализ и синтез Ответы 2-3 П 3х сложных слов типа фразами по слов с «УТКИ». итогам и по открытыми и Анализ и синтез ходу учебной одним слов типа работы. закрытым «ВЕНОК», слогом типа: «ВИЛКА». 1 19 ТЕЛЕФОН. ПАЛАТКА. 3 четверть 20 Дифференци Произнесение Анализ и синтез Соблюдение ация звуков 4х сложных слов типа речевого П-П´ слов с КОМПОТ этикета при 1 открытыми общении слогами типа: (обращение, ПАУТИНА. просьба, диалог) 15 Согласный Произнесение Анализ и синтез Понятие Соблюдение звук Б-Б´ 3х сложных слов типа «звонкий речевого этикета слов со КОМПОТ. звук». при стечением Анализ и синтез согласных типа: 3хсложных слов КЛУБНИКА типа МАЛИНА. Согласный Произнесение Анализ и синтез звук Д-Д´ 3хсложных слов односложных 1 21 общении (обращение, просьба, диалог). Соблюдение речевого этикета при общении со стечением слов со согласных и стечением одним согласных, Умение стечением типа: СТОЛ, обратиться согласных и ТАНК. учителю (обращение, просьба, диалог). к или товарищу. одним закрытым 1 22 слогом, типа: ПЛАСТИНКА. Произнесение 3хсложных слов со стечение согласных и закрытыми слогами, типа: крыжовник, подснежник. 23 Согласный Произнесение звук Г-Г´ 3хсложных слов слов типа: 1 Анализ и синтез Умение обратиться учителю со стечением «Капитаны». согласных в Анализ и синтез двух слогах, 2хсложных слов владеть например, со стечением вербальными «простуда». согласных, средствами типа: «плита» «паста. к или товарищу. Умение свободно общения в целях четкого восприятия, 16 удержания и сосредоточенного выражения учебной задачи. Произнесение ация звуков 3хсложных слов 3хсложных слов «Звонкий», П-Б, Д-Т, Г- со стечением типа МАЛИНА. К, К-Х. согласных и Анализ и синтез одним 1 24 Анализ и синтез Понятия: Дифференци Соблюдение речевого этикета «глухой», при общении звуки, (обращение, «парные», просьба, диалог). слов со «непарные» Умение закрытым стечением звуки. обратиться слогом, типа: согласных, ПЛАСТИНКА. например, Произнесение «пункт». учителю к или товарищу. Умение свободно владеть 3хсложных слов Анализ и синтез вербальными со стечение слов типа средствами согласных и КЛУБОК. общения в целях четкого закрытыми восприятия, слогами, типа: удержания и крыжовник, сосредоточенного подснежник. выражения Произнесение учебной задачи. 3хсложных слов со стечением согласных в двух слогах и закрытым слогом , типа ХРУСТАЛЬНЫ Й, ПРИСТАВКА). 25 Согласный Произнесение звук Ф 3хсложных слов двусложных 1 Анализ и синтез со стечением слов со согласных в стечением двух слогах и согласных, Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого 17 закрытым например: восприятия, слогом , типа КЛЕТКА, удержания ХРУСТАЛЬНЫ КРЫШКА. Й, и сосредоточенного выражения учебной задачи. ПРИСТАВКА). 26 Дифференци Произнесение ация 3хсложных слов двусложных твердых и со стечением слов со мягких согласных в 2х стечением закрытых согласных, слогах, типа например: ТРАКТОРИСТ КЛЕТКА, звуков 1 Анализ и синтез Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия. КРЫШКА. Дифференци Произнесение Анализ и синтез ация 2х сложных 3х сложных звонких и слов типа слов типа глухих СТУДЕНТ, ТЕЛЕФОН, ТРАНСПОРТ. ПАЛАТКА. согласных 27 1 Анализ и синтез 3х сложных слов типа ПАМЯТНИК, ВИНОВНИК. Согласный Произнесение Анализ и синтез звук Ч 3х сложных 3х сложных слов со слов типа стечение ТЕЛЕФОН, согласных в ПАЛАТКА. одном слоге, Анализ и синтез типа: 3х сложных СТРЕКОЗА, слов типа ВЫСТРЕЛ. ПАМЯТНИК, 1 28 ВИНОВНИК. 29 Дифференци 1 Произнесение Анализ и синтез 18 ация звуков 3х сложных 3х сложных Ч-Т´, Ч-Т, слов со слов со Ч-С´. стечение стечением согласных в согласных. одном слоге, Анализ и синтез типа: 3х сложных СТРЕКОЗА, слов со ВЫСТРЕЛ. стечением Произнесение согласных и 3х сложных закрытым слов со слогом. стечением согласных и одним закрытым слогом, типа: ЛЕКАРСТВО, СТРАНИЦА. 4 четверть Разделитель Различение на Анализ и синтез Понятие ный Ь слух и в 3х сложных «мягкие» произношении слов со слогов типа: стечением МЯ – МЬЯ, согласных и слов СЕМЯ- закрытым СЕМЬЯ. слогом. 1 30 Согласный Произнесение звук Ц 4х сложных 1 31 согласные» слов со стечением согласных. Дифференци 32 ация звуков С-Ц, Ц-С´, 1 Произнесение Анализ и синтез 4х сложных слов со слов со стечением 19 Ц-Т, Ц-Ч стечением согласных и 2мя согласных и закрытыми закрытым слогами, типа слогом. КРЫЖОВНИК, Произнесение ПОДСНЕЖНИ 4х сложных К. слов типа: Анализ и синтез ВОСКРЕСЕНЬ 3х сложных Е. слов с 2 мя стечениями согласных, типа: ПРОСТУДА. Анализ и синтез слов типа ХРУСТАЛЬНЫ Й. Согласный Произнесение Анализ и синтез звук Щ 4х сложных слов типа слов типа: ХРУСТАЛЬНЫ ВОСКРЕСЕНЬ Й. 1 33 Е. Дифференци Произнесение Анализ и синтез ация 4х сложных 3х сложных согласных слов типа: слов со ВОСКРЕСЕНЬ стечением Е. согласных в Закрепление закрытых пройденного. слогах типа: звуков Щ34 С´, Щ-Ч, ЩШ 1 ТРАКТОРИСТ. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Информационно-коммуникативные средства – Для ученика: 20 Учебники: Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с. - Компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа -142». - Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы. - Индивидуальные зеркала, средства гигиены. Для учителя: Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности «Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 – 374 с. Материально-технические средства: компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки учеников), интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, наушники для учеников. Индивидуальные зеркала для учеников. Контрольно-измерительные средства Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного года и может быть проведен в виде праздничного утренника, викторины, в ходе которой ученики демонстрируют свое умение выразительно, правильного, слитного чтения стихотворений, прозаических отрывков. Такое публичное представление результатов стимулирует учеников к правильной речи. Таблица 2. 21 График проведения итогового контроля. Дополнительный класс Окончание Административная проверка по добукварного периода итогам обучения 1 1 Первый класс 1 Итого 1 3 Примерные виды заданий. По окончанию букварного периода детям для звукового и слогового анализа предъявляются изученного уровня сложности. Как правило, работа проводится в конце 2ой четверти. Рекомендуемый материал для контроля: проанализировать без опоры на материализованную основу слова, типа: нос, сани, утка, оса, паук, вилка. Вопросы: Сколько звуков в слове? Какие гласные звуки, какие согласные, охарактеризуйте их. Какой звук стоит перед…, после…, между…? Сколько слогов в слове? И т.п. Критериями оценки качества звукопроизношения в ходе административной проверки является: А) качество звукопроизношения на заученном материале (стихи, пословицы, поговорки, скороговорки, прозаический текст; Б) качество звукопроизношения в процессе спонтанного общения. При этом учитывается качество произношения только поставленных и пройденных звуков. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Задача Планируемые результаты освоения курса реализации курса 1. Развитие Выпускник научится - регулировать Выпускник получит возможность научиться плавный - воспроизводить психофизиологических продолжительный выдох при интонационно верно, с механизмов, лежащих произнесении предложений и соблюдением пауз и в основе устной речи: текстов логических ударений 22 а) оптимального для - регулировать оптимальную предложения и тексты речи типа силу голоса - демонстрировать физиологического - называть основные органы сформированные дыхания, речевого артикуляционного аппарата дыхания, - четко и правильно выполнять (четкое произношение, произносительные навыки б) голоса, артикуляциионные движения в адекватную интонацию, в) артикуляторной соответствии моторики, г) чувства ритма, с речевой соблюдение ритма) на инструкцией, материале стихотворений и - удерживать артикуляционную связных текстов позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм 2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. а) смыслоразличи- - различать на слух слова с тельная функция близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами б) слухопроизносительная - повторять воспринятый на - дифференцировать слух слоговой ряд из 2 слогов твердые/мягкие, дифференциация звонкие/глухие, фонем свистящие/шипящие согласные - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов в) фонематический анализ и синтез - выделять и сравнивать - определять языковые единицы (звук, буква, последовательность, слово) количество, место звука в - давать характеристику звукам словах сложной звукослоговой русского языка: структуры дифференцировать гласные и - осуществлять перенос согласные звуки, ударные и ударения с одного слога на безударные гласные, другой при образовании твердые/мягкие, звонкие/глухие грамматических форм; согласные; - составлять схему 23 - определять четырехсложного слова со последовательность, стечением согласных; количество, место звука в - синтезу слов из 5-6 слогов, 6- словах простой звукослоговой 7 звуков структуры - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 45 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением. - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков 3. Обучение - правильно произносить - нормативному гласные и «простые» согласные шипящие, аффрикаты, (компенсированному) (заднеязычные, сонорные звуки в произношению всех переднеязычные, губные) звуки обратных, закрытых слогах и звуков русского языка произносить свистящие, прямых, слогах со стечением согласных с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). 4. Коррекция - воспроизводить нарушений ряды звукослоговой меняющимся ударением, (из 3 слоговые слогов) воспроизводить с ряды (из меняющимся 4-5 слоговые слогов) с ударением с 24 структуры слова. - воспроизводить серии слогов оппозиционными звуками со стечением согласных (шва- - воспроизводить серии слогов ста-зва) со стечением - самостоятельному оппозиционными употреблению слов сложной (шос-шус-шас, рал-лар-рал) звукослоговой структуры - (сковородка, скворечники, произносить звуки в представление). многосложных словах с четко согласных и свуками и правильно закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение) 5. Формирование - воспроизводить простой - просодических стихотворный текст в заданном сложный ритмический рисунок компонентов речи: темпе; (// - // - / - ///) и составлять а) темпа - б) ритма, ритмы ( // - // ) ( / - ///) в) паузации, - г) интонации ритмической организации речи; - д) логического - различать ударения воспроизводить использовать научится простые простой, паузу долю воспроизводить выделяя сильную (используя знакомое для стихотворение) использовать на слух типы интонационной паузу для организации предложений (вопросительные, речи; побудительные, - воспроизводить предложения повествовательные) и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно соблюдением верно, пауз логических с и ударений воспроизводить предложения и тексты; 6. Профилактика - различать зрительные образы - обозначать мягкость нарушений чтения и букв и графически правильно согласных звуков с помощью письма воспроизводить их; Ь, букв и, е, ѐ, ю, я. 25 - дифференцировать - сравнивать звуковой графически сходные буквенный состав слова; и рукописные буквы: строчные иш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. - делить слова на слоги для переноса. 26