Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 1 класс

Рабочая программа ФГОС ОВЗ ТНР, 1 класс
Коррекционный курс: индивидуальные и
подгрупповые логопедические занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, АООП образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи
состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения,
обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также
осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
Цель

курса

«Индивидуальные

логопедические

занятия»

—

развитие

коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Задачи курса:
Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой
компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической;
овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных
жизненных ситуациях.
Общая характеристика курса
Коррекционный курс «Индивидуальные логопедические занятия» направлен на
достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов


развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи:

оптимальный для речи тип физиологического дыхания,

речевое дыхание, голос,

артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие;


обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского



сформировать

языка;
просодические

компоненты

речи

(темп,

ритм,

паузацию,

интонационную выразительность, логическое ударение);


развить функции фонематической системы (включающие процессы звукового

анализа, синтеза, восприятия и представления);


способствовать компенсации нарушений звукослоговой структуры слова;



сформировать, развить и обогатить лексико-грамматический строй речи (уточнить

значения слов, способствовать овладению продуктивными и непродуктивными способами
словоизменения и словообразования, связи слов в предложении, моделями различных
синтаксических конструкций предложений);
2



развить

коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать

собственное связное высказывание; самостоятельно определять и адекватно использовать
языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации;


способствовать компенсации нарушения чтения и письма.
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса

Рабочая программа ИЛЗ направлена на коррекцию устной речи обучающихся и
профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного
речевого развития строится в несколько этапов.
№

Назначение этапа

Цель этапа

Диагностический

Выявление

Содержание деятельности

этапа
I

 обследование речи детей;

индивидуальных

 постановка логопедического

речевых нарушений

заключения
II

Подготовительный

Подготовка

к

 развитие мелкой и речевой

коррекции

моторики, просодических

нарушенного

компонентов речи;

звукопроизношения, к
обучению

чтению

и

письму

 уточнение артикуляции
правильно произносимых
звуков;
 дифференциация сохранных
звуков на слух и в
произнесении;
 развитие речеслухового
восприятия, элементарных
форм фонематического
анализа;
 развитие зрительнопространственных функций

III

Основной

Коррекция
нарушенного речевого
развития

 постановка, автоматизация
звуков в речи;
 дифференциация
фонетически близких звуков;
 дальнейшее развитие
3

речевой моторики, слогового
и фонематического анализа и
синтеза;
 формирование лексики и
грамматического строя речи
Содержание курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» имеет
концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в
каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки
обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности
материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка
(фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию
на образовательные и коммуникативные возможности детей, требуют дифференцированных
и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого
конкретного

обучающегося

составляется

перспективный

план

индивидуальной

и

подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями
речи этого ребенка.
Календарно-тематическое

планирование

индивидуальной

и

подгрупповой

логопедической работы включает следующие разделы:
- звукопроизношение;
- просодика;
- фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй;
- связная речь.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и
может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного
материала.
Значение курса для решения целей и задач образования
Индивидуальные логопедические занятия играют важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации
и развитию личности ребенка с ТНР. Своевременное овладение правильной речью является
одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного
психофизического развития, успешного обучения его в школе.
4

Индивидуальные логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить
как

«академический»

компонент

образовательных

компетенции» позволяющие ребенку овладеть

программ,

так

и

«жизненные

знаниями, умениями и навыками

необходимыми для успешной социализации.
Логические связи курса с остальными видами деятельности
(урочная и внеурочная деятельность)
Навыки, полученные обучающимся на ИЛЗ применяются им во всех видах учебной и
внеурочной деятельности.
Навыки проведения фонематического анализа способствуют успешному освоению
принципов фонетического анализа на уроках русского языка, работа со слоговой структурой
находит свое отражение в морфологическом анализе слова на уроках предметной области
«Филология».
Развитие интонационной выразительности способствует более успешному освоению
раздела «Синтаксис и пунктуация» предмета «Русский язык», а так же более точному
пониманию текста.
Работа над

усвоением норм формирования лексико-грамматических конструкций

способствует развитию у обучающихся связной речи, пониманию инструкций в устной и
письменной форме, облегчает процесс коммуникации обучающихся со сверстниками и
взрослыми.
Работа по формированию планирующей функции речи направлена на преодоление у
заикающихся

детей

боязни

инициативы

коммуникации,

умение

структурировать

монологическую речь и диалоговое общение. По своему алгоритму структура речевого акта
сходна с решением текстовых задач (мотив – мысль – внутренняя программа – реализация).
Работа

над

развитием

аналитико-синтетической

деятельности

способствует

достижению планируемых результатов в каждой образовательной области – обучающиеся
получат навык:
- анализа неречевых ситуаций;
- выявления причинно-следственных, пространственных, временных и других
семантических отношений;
- самостоятельного определения и адекватного использования языковых средств
оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и
задачами коммуникации.

5

Место курса «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
в учебном плане
Класс

Количество

Количество

Количество

учебных

индивидуальных

подгрупповых

недель в году

логопедических

логопедических занятий

занятий
1 вариант
1 класс

34 ч (1 ч в неделю, малой

34

подгруппой

по

3

обучающихся)
Результаты освоения коррекционного курса «Индивидуальная и подгрупповая
логопедическая работа»
Личностные результаты
Универсальные

У выпускника будут

учебные действия

сформированы

Самоопределение

Выпускник получит
возможность для
формирования

- основы гражданской

- компетентности в реализации

идентичности, своей этнической

основ гражданской

принадлежности в форме

идентичности в поступках и

осознания «Я» как члена семьи,

деятельности;

представителя народа,

- адекватного понимания причин

гражданина России, чувства

успешности/

сопричастности и гордости за

не успешности учебной

свою Родину, народ и историю,

деятельности;

осознание ответственности

- осознанных устойчивых

человека за общее благополучие;

эстетических предпочтений

- способность к самооценке на

и ориентации на искусство как

основе критериев успешности

значимую сферу человеческой

учебной деятельности;

жизни

- чувство прекрасного и эстети6

ческие чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой
Смыслообразование

- внутренняя позиция школьника

- внутренней позиции

на уровне положительного

обучающегося на уровне

отношения к школе, ориентации

положительного отношения к

на содержательные моменты

образовательному учреждению,

школьной действительности и

понимания необходимости

принятия образца «хорошего

учения, выраженного в

ученика»;

преобладании учебно-

- широкая мотивационная основа

познавательных мотивов и

учебной деятельности,

предпочтении социального

включающая социальные,

способа оценки знаний;

учебно-познавательные и

- выраженной устойчивой

внешние мотивы;

учебно-познавательной

- ориентация на понимание

мотивации учения;

причин успеха в учебной

- устойчивого учебно-

деятельности, в том числе на

познавательного интереса к

самоанализ и самоконтроль

новым общим способам решения

результата, на анализ

задач;

соответствия результатов

- положительной адекватной

требованиям конкретной задачи,

дифференцированной

на понимание предложений и

самооценки на основе критерия

оценок учителей, товарищей,

успешности реализации

родителей и других людей;

социальной роли «хорошего

- учебно-познавательный интерес ученика»
к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи
Нравственно-

- ориентация в нравственном

- морального сознания на

этическое

содержании и смысле как

конвенциональном уровне,

оценивание

собственных поступков, так и

способности к решению

поступков окружающих людей;

моральных дилемм на основе

- знание основных моральных

учета позиций партнеров в

норм и ориентация на их

общении, ориентации на их
7

выполнение, дифференциация

мотивы и чувства, устойчивое

моральных и конвенциональных

следование в поведении

норм, развитие морального

моральным нормам и этическим

сознания как переходного от

требованиям;

доконвенционального к

- установки на здоровый образ

конвенциональному уровню;

жизни и реализации ее в

- развитие этических чувств —

реальном поведении и поступках;

стыда, вины, совести как

- эмпатии как осознанного

регуляторов морального

понимания чувств других людей и

поведения;

сопереживания им,

- эмпатия как понимание чувств

выражающихся в поступках,

других людей и сопереживание

направленных на помощь и

им

обеспечение благополучия

Метапредметные результаты
Вид УУД/
составляющие

Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться

Регулятивные
Целеполагание

-принимать и сохранять учебную

- в сотрудничестве с учителем

задачу;

ставить новые учебные задачи;

- учитывать выделенные

- преобразовывать

учителем ориентиры действия в

практическую задачу в

новом учебном материале в

познавательную

сотрудничестве с учителем
Планирование

- учитывать выделенные

- самостоятельно учитывать

учителем ориентиры действия в

выделенные учителем

новом учебном материале в

ориентиры действия в новом

сотрудничестве с учителем;

учебном материале

- планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане;
- учитывать установленные
8

правила в планировании и
контроле способа решения
Прогнозирование

- осуществлять
предвосхищающий
контроль по результату и по
способу действия

Учебные действия

- выполнять учебные действия в

- проявлять познавательную

материализованной,

инициативу в учебном

громкоречевой и умственной

сотрудничестве

форме
Контроль

- учитывать установленные

- осуществлять

правила в контроле способа

констатирующий и

решения;

предвосхищающий

- осуществлять итоговый и

контроль по результату и по

пошаговый контроль по

способу действия, актуальный

результату (в случае работы в

контроль на уровне

интерактивной среде

произвольного внимания

пользоваться реакцией среды
решения задачи);
- различать способ и результат
действия
Коррекция

- вносить необходимые

- вносить необходимые

коррективы в действие после его

коррективы

завершения на основе его оценки

в исполнение как по ходу его

и учета характера сделанных

реализации, так и в конце

ошибок, использовать

действия

предложения и оценки для
создания нового, более
совершенного результата,
использовать запись (фиксацию)
в цифровой форме хода и
результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на
9

русском и иностранном языках
Оценка

- адекватно воспринимать

- самостоятельно адекватно

предложения и оценку учителей,

оценивать правильность

товарищей, родителей и других

выполнения действия и вносить

людей;

необходимые коррективы

- оценивать правильность

в исполнение как по ходу его

выполнения действия на уровне

реализации, так и в конце

адекватной ретроспективной

действия

оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и
задачной области
Саморегуляция

- использовать речь для

- адекватно использовать речь

регуляции своего действия

для планирования и регуляции
своей деятельности

Коммуникативные
- инициативное

- допускать возможность

- учитывать разные мнения и

сотрудничество и

существования у людей

интересы и обосновывать

взаимодействие

различных точек зрения, в том

собственную позицию;

числе не совпадающих с его

- задавать вопросы,

собственной, и ориентироваться

необходимые для организации

на позицию партнера в общении

собственной деятельности и

и взаимодействии;

сотрудничества с партнером;

- учитывать разные мнения и

- адекватно использовать

стремиться к координации

речевые средства для

различных позиций в

эффективного решения

сотрудничестве;

разнообразных

- формулировать собственное

коммуникативных задач

мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач;
- строить монологическое
высказывание, владеть
10

диалогической формой речи
Управление

- допускать возможность

- учитывать и координировать в

коммуникацией

существования у людей

сотрудничестве позиции других

различных точек зрения, в том

людей, отличные от

числе не совпадающих с его

собственной;

собственной, и ориентироваться

- учитывать разные мнения и

на позицию партнера в общении

интересы и обосновывать

и взаимодействии;

собственную позицию;

- учитывать разные мнения и

- понимать относительность

стремиться к координации

мнений и подходов к решению

различных позиций в

проблемы;

сотрудничестве;

- аргументировать свою

- формулировать собственное

позицию и координировать ее

мнение и позицию;

с позициями партнеров в

- договариваться и приходить к

сотрудничестве при выработке

общему решению в совместной

общего решения в совместной

деятельности, в том числе в

деятельности;

ситуации столкновения

- продуктивно содействовать

интересов;

разрешению конфликтов

- строить понятные для партнера

на основе учета интересов и

высказывания, учитывающие, что позиций всех участников;
партнер знает и видит, а что нет;

- с учетом целей коммуникации

- контролировать действия

достаточно точно,

партнера;

последовательно и полно

- использовать речь для

передавать партнеру

регуляции своего действия

необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
- осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
11

своей деятельности
Познавательные
общеучебные

- осуществлять запись

- записывать, фиксировать

(фиксацию) выборочной

информацию об окружающем

информации об окружающем

мире с помощью инструментов

мире и о себе самом, в том числе

ИКТ;

с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно

- строить сообщения в устной и

строить сообщения в устной

письменной форме;

и письменной форме;

- ориентироваться на

- осуществлять выбор наиболее

разнообразие способов решения

эффективных способов

задач;

решения задач в зависимости от

- основам смыслового восприятия конкретных условий;
художественных и

- произвольно и осознанно

познавательных текстов,

владеть общими приемами

выделять существенную

решения задач

информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь
текстов);
- владеть рядом общих приѐмов
решения задач
логические

- осуществлять анализ объектов с

- осуществлять синтез как

выделением существенных и

составление целого из частей,

несущественных признаков;

самостоятельно достраивая и

- осуществлять синтез как

восполняя недостающие

составление целого из частей;

компоненты;

- проводить сравнение, сериацию

- осуществлять сравнение,

и классификацию по

сериацию и классификацию,

заданным критериям;

самостоятельно выбирая

- устанавливать причинно-

основания и критерии для

следственные связи в изучаемом

указанных логических операций;

круге явлений;

- строить логическое

- строить рассуждения в форме

рассуждение, включающее

связи простых суждений об

установление причинно12

объекте, его строении, свойствах

следственных связей

и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять
генерализацию и выведение
общности для целого ряда или
класса единичных объектов на
основе выделения сущностной
связи;
- осуществлять подведение под
понятие на основе распознавания
объектов, выделения
существенных признаков и их
синтеза;
- устанавливать аналогии
Знаково-

- использовать знаково-

- создавать и преобразовывать

символические

символические средства, в том

модели и схемы для решения

числе модели (включая

задач

виртуальные) и схемы (включая
концептуальные) для решения
задач
Информационные

- осуществлять поиск

- осуществлять расширенный

необходимой информации для

поиск информации с

выполнения учебных заданий с

использованием ресурсов

использованием учебной

библиотек и Интернета

литературы, энциклопедий,
справочников (включая
электронные, цифровые), в
открытом информационном
пространстве, в том числе
контролируемом пространстве
Интернета

13

Предметные результаты
Планируемые результаты освоения курса

Задача реализации
курса
1. Развитие

Выпускник получит

Выпускник научится

возможность научиться

 регулировать плавный

 воспроизводить

психофизиологических

продолжительный выдох при

интонационно верно, с

механизмов, лежащих

произнесении предложений и

соблюдением пауз и

в основе устной речи:

текстов;

логических ударений

а) оптимального для  регулировать оптимальную силу

предложения и тексты;

речи типа

 демонстрировать

физиологического
дыхания, речевого
дыхания,

голоса;
 называть основные органы

сформированные
произносительные навыки

артикуляционного аппарата;

(четкое произношение,

 четко и правильно выполнять

б) голоса,

артикуляциионные движения в

адекватную интонацию,

в) артикуляторной

соответствии с речевой

соблюдение ритма) на

моторики,

инструкцией;

материале стихотворений и

г) чувства ритма

связных текстов

 удерживать артикуляционную
позу и переключаться на другую
 воспроизводить несложный
ритм

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы
 различать на слух слова с

а) смыслоразличительная функция

близкими по артикуляционным
и акустическим признакам
фонемами

б) слухопроизносительная

 повторять воспринятый на слух дифференцировать
слоговой ряд из 2 слогов

твердые/мягкие,

дифференциация

звонкие/глухие,

фонем

свистящие/шипящие
согласные;
 повторять воспринятый на слух
слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический

 выделять и сравнивать

 определять
14

анализ и синтез

языковые единицы (звук, буква,

последовательность,

слово);

количество, место звука в

 давать характеристику звукам

словах сложной звукослоговой
структуры;

русского языка:

дифференцировать гласные и  осуществлять перенос ударения
согласные звуки, ударные и

с одного слога на другой при

безударные гласные,

образовании грамматических

твердые/мягкие, звонкие/глухие

форм;

согласные;

 составлять схему

 определять последовательность,
количество, место звука в

четырехсложного
слова со стечением согласных;

словах простой звукослоговой  синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7
структуры;

звуков

 выделять ударные слоги и
ударные гласные в словах из 4-5
слогов, сравнивать две формы
одного и того же слова с
различным ударением;
 составлять схему дву- и
трехсложного слова
 синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5
звуков
3. Обучение

 правильно произносить

 произносить свистящие,

нормативному

гласные и «простые» согласные

шипящие, аффрикаты,

(компенсированному)

(заднеязычные,

сонорные звуки в прямых,

произношению всех

переднеязычные, губные) звуки

обратных, закрытых слогах и

звуков русского языка

слогах со стечением согласных

с учетом системной
связи между фонемами
русского языка, их
артикуляторной и
акустической
характеристики,
характера дефекта
15

(параллельно с
развитием операций
языкового анализа и
синтеза на уровне
предложения и слова)
4. Коррекция

 воспроизводить слоговые ряды  воспроизводить слоговые ряды

нарушений

(из 3 слогов) с меняющимся

(из 4-5 слогов) с меняющимся

звукослоговой

ударением,

ударением с оппозиционными

структуры слова

 воспроизводить серии слогов со

звуками;

стечением согласных (шва-ста- воспроизводить серии слогов
зва)
 самостоятельному
употреблению слов сложной

со стечением согласных и
оппозиционными свуками
(шос-шус-шас, рал-лар-рал);

звукослоговой структуры

 четко и правильно произносить

(сковородка, скворечники,

звуки в многосложных словах с

представление)

закрытыми слогами, стечением
согласных и наличием
оппозиционных звуков
(кораблекрушение,
мороженщица,
подтверждение)

5. Формирование

 воспроизводить простой

 научится воспроизводить

просодических

стихотворный текст в

сложный ритмический

компонентов речи:

заданном темпе;

рисунок (// - // - / - ///) и

а) темпа



воспроизводить простые

составлять простой, выделяя

б) ритма,

ритмы ( // - // ) ( / - ///);

сильную долю (используя

в) паузации,

 использовать паузу для

знакомое стихотворение);

г) интонации

ритмической организации

 использовать паузу для

д) логического

речи;

ударения

 различать на слух типы
предложений

интонационной организации
речи;
 воспроизводить

(вопросительные,

предложения и тексты плавно,

побудительные,

эмоционально выразительно;

повествовательные)

 интонационно верно, с
16

соблюдением пауз и
логических ударений
воспроизводить предложения
и тексты;
6. Профилактика

 различать зрительные образы

 обозначать мягкость

нарушений чтения и

букв и графически правильно

согласных звуков с помощью

письма

воспроизводить их;

Ь, букв и, е, ѐ, ю, я;

 дифференцировать

 сравнивать звуковой и

графически сходные

буквенный состав слова

рукописные буквы: строчные иш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е,
э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д,
И-Ш, Л-М, Е-З и др.;
 делить слова на слоги для
переноса

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Звукопроизношение
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие
орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение
артикуляции

звуков

(постановку

звуков)

и

слоговые

упражнения.

Эти

виды

предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с
артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е.
дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки
звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в
коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в
привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя
категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и
воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических
признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
17

Просодика
Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию
его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на
определѐнные речевые отрезки.
Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания,
с учетом пауз между речевыми отрезками.
Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику
(повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения
(выделение

паузами,

повышением

голоса,

большей

напряженностью

и

долготой

произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску,
отражающую эмоциональные оттенки)
Фонематические процессы
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу,
середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в
слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной
последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить
запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки
слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением
согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления
предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса
словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в
активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование
доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря
обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и
признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой
основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширение понимания значения простых предлогов и обучение

их правильному

использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и
определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых
числительных, их использование в экспрессивной речи.
18

Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения:
окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном
падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов
настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе
использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительноласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование
Совершенствование

умения
навыка

пользоваться

согласования

несклоняемыми

прилагательных

и

существительными.
числительных

с

существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и
сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия,
распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей речи. Совершенствование

умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать

вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказаописания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о
содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом
или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок
и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 1 классе
№

Звукопроизно-

Просодическая

Фонематические

Лексико-грамматический

(кол-

шение

сторона речи

процессы

строй

Связная речь

Программный

во

материал

заня-

учебного

тий)

предмета
«Русский
язык»
Обследование

1-3

Добукварный

речи

Выявление индивидуальных речевых нарушений.

период

обучающегося
Гласные звуки
4.

5.

6.

Звук [а]

1.

1. Развитие

1. Лексика:

1. Составление

Постановка

Формирование

способности узнавать

«Наш класс», «Наша

простого

звука […]

речевого

и различать неречевые школа», «Дни недели»

предложения с

Звук [о]

дыхания,

звуки.

«Расписание. Режим дня».

глаголами

Постановка

длительности и

2. Дифференциация

2. Грамматика:

настоящего

звука […]

плавности

речевых и неречевых

- составление

времени (по

Звук [и]

речевого

звуков.

словосочетаний с

картинке).

Постановка

выдоха.

3. Развитие

местоимениями мой, моя,

2. Составление

Буква А

Буква О

Буква И

20

звука […]
7.

2. Развитие

Дифференциация синхронности
гласных [А-О-И]

речевого

Постановка звука дыхания и
[…]

голоса

способности узнавать

мои;

связного учебного

и различать звуки

- различение вопросов кто? высказывания:

Буква Ы

речи по высоте и силе

и что? как вопросов о

сравнение

Буква У

голоса.

предмете одушевленном

предметов по

4. Выделение звука из

или неодушевленном

цвету, форме

ряда других звуков.

величине,

5. Выделение

назначению

ударного гласного в
начале слова.
6. Выделение
гласного звука в
односложном слове.
7. Практическое
усвоение понятий
«гласный —
согласный» звук
Свистящие: [С][С’][З][З']
8.

Постановка\

1. Развитие

1. Выделение звука из

1. Лексика:

1. Составление

Буква У

автоматизация\

речевого

ряда других звуков.

«Наши школа», «Столовая

связного учебного

Буква Н

уточнение

дыхания:

2. Определение

(посуда, продукты)»,

высказывания:

Буква С

артикуляции звука -

наличия звука в слове. «Спальня (мебель,

сравнение
21

[…]

9.

(С)

дифференциация 3. Выбор предметных

спальные принадлежности,

предметов по

носового и

белье, одежда)».

цвету, форме

ротового вдохов- которых включают

2. Грамматика:

величине,

выдохов;

заданный звук.

- формирование навыка

назначению.

2. Темпо-

4. Различение

изменения числа иен

2. Составление

ритмическая

односложных и

существительных (доска -

мини диалогов с

организации

многосложных слов.

доски, книга – книги, стул –

использованием

речи:

5. Закрепление

стулья);

этикетных слов:

-

понятий «гласный —

- составление

спасибо,

воспроизведение

согласный» звук

словосочетаний,

пожалуйста,

простых ритмов

указывающих на

здравствуйте, до

( // - // ) ( / - // - / -

пространственное

свидания.

//);

расположение предметов

-

(тут, там, здесь, слева,

воспроизведение

справа, туда, сюда и т.д)

картинок, названия

Постановка\

простых

1. Выделение звука из

1. Лексика:

1. Составление

Буква К

автоматизация\

стихотворных

ряда звуков, слогов,

«Наши школа», «Игровая

простого предло-

Буква Т

уточнение

текстов в

слов.

комната (игры, игрушки)»

жения по схеме.

артикуляции звука заданном темпе;

2. Выделение первого

«Комнатные растения».

2.

[…]

и последнего

2. Грамматика:

Распространение

согласного звука в

- использование глаголов во предложений при

слове.

множественном числе

(С’)

помощи
22

3. Практическое

(достань- достаньте,

признаков

знакомство с

принеси- принесите, измени

предмета (ясный,

понятиями «твердый

– измените…);

сухой, свежий,

— мягкий согласный

- составление

спелый и т. д.).

звук».

словосочетаний с личными

3. Установление

4. Различение

и указательными

временной

односложных и

местоимениями (я, ты, он,

последова-

многосложных слов.

она, этот, тот, такой,

тельности

столько).

событий по серии
картин (2 карт)
составление
предло-жений по
образцу, данному
педагогом
(Сначала…, а
потом…)

10. Постановка\

1. Распределение

1. Лексика:

1. Составление

Буква Л
Буква Р

автоматизация\

предметных картинок, «Осень», «Деревья и

простого

уточнение

названия которых

кустарники».

предложения по

артикуляции\

включают

2. Грамматика:

схеме.

дифференциация

дифференцируемые

- составление

2.

звуков … (С-C’)

звуки.

словосочетаний

Распространение
23

2.Определение места

посредством предлогов в,

предложений при

звука в слове (начало,

на, под, обозначающих

помощи

середина, конец).

местоположение,

признаков

3. Закрепление

направление (на столе, под

действия (ясно,

понятий «твердый —

стулом, в салатнице);

сухо, свежо,

мягкий звук».

- составление

холодно,

словосочетаний: признак +

дождливо и т.д.).

предмет (спелый абрикос,

3. Сравнение

синяя слива, сочное яблоко,

предметов по

сладкие апельсины).

вкусу, по цвету

3. Словообразование:

(Лимон кислый, а

(Листопад, соковыжи-

апельсин сладкий.

малка, пылесос).

Яблоко красное, а
слива синяя).

11. Постановка\

1. Развитие

1. Определение

автоматизация\

силы, высоты и

наличия звука в слове. «Осень», «Осенние работы

предложений на

уточнение

тембра голоса с

2.Определение места

в саду, огороде».

заданную тему.

артикуляции звука использованием

звука в слове (начало,

2. Грамматика:

2.

[…]

игровых

середина, конец).

- составление

Распространение

упражнений.

3. Закрепление

словосочетаний с

предложений при

2.

понятий «звонкий -

существительными

помощи слов,

Формирование

глухой звук».

мужского и жен-ского рода

обозначающих

(З)

1. Лексика:

1. Составление

Буква В

24

повествовательн

4. Различение

и глаголами настоящего

время совершения

ой,

односложных и

времени 3-го лица (заяц

действия (утром,

вопросительной,

многосложных слов.

замер, зайчиха замерла, …)

вечером, осенью,

побудительной

5. Развитие слухового - составление словосоче-

весной и т.д.).

интонации.

внимания к звуковой

таний с сущ. в винит.

3. Составление

оболочке слова,

падеже с предлогами в, на,

предложений по

слуховой памяти.

под, отвечающими на

сюжетной

6. Различение слов,

вопрос куда? (зреет на

картине «Осень.

близких по звуковому

дереве, собираем в корзину,

Собираем

составу (дуб-зуб,

упало под яблоню)

урожай»

губы-зубы)
12. Постановка\

Буква Е

автоматизация\
уточнение
артикуляции звука
[…]

(З’)

13. Постановка\

1. Воспроизведение

1. Лексика:

1. Обучение

автоматизация\

слоговых рядов из 2

«Осень», «Овощи, фрукты,

вопросно-

уточнение

слогов (за-зя, зо-

ягоды».

ответной форме

артикуляции\

зѐ,…).

2. Грамматика:

общения:

дифференциация

2. Дифференциация на -составление

Буква П

- понимание
25

звуков … (З-З’)

слух сохранных

словосочетаний с

предложных

звуков по твердости

существительными в

конструкций

— мягкости.

предложном падеже с

выражающих

3. Звуковой анализ

предлогами в, на (в

поручение,

одно- двусложных

значении местонахождении

приветствие,

слов туз стечения

предмета, отвечающими на

благодарность,

согласных (зал, зуб,

вопрос где? )

приказание.

коза)

-составление

2. Составление

словосочетаний

диалогов по теме:

числительное +

в магазине, на

существительное (один

рынке (используя

апельсин, два апельсина,

консрукции

пять апельсинов).

«Сколько стоит,

3. Словообразование:

сколько взвесить,

(сухофрукты)

пожалуйста,

- образование качественных спасибо»)
прилагательных: ягода ягодный, апельсинапельсиновый, ананас ананасовый
14. Постановка\

1. Воспроизведение

Буква М
26

автоматизация\

слоговых рядов из 2

уточнение

слогов (са-за, су-

артикуляции\

зю,…).

дифференциация

2. Дифференциация

звуков … (З-C)

звуков по глухости звонкости в прямых
слогах.
3. Звуковой анализ
двусложных слов из
открытых слогов,
двухсложных слов с
закрытым слогом
(осы, зима, лиса, сова,
завод, замок, синяк,
голос).
4. Различение слов,
близких по звуковому
составу (суп-зуб, козакоса, розы-росы)
Сонорные звуки [Л][Л']

15. Постановка\
автоматизация\

1. Развитие

1. Выделение звука из

1. Лексика:

1. Установление

Буква З

речевого

ряда звуков, слогов,

«Осень», «Птицы».

временной

Буква Б
27

уточнение

слов.

2. Грамматика:

последовательнос

артикуляции звука - распределить

2. Определение

-составление

ти событий по

[…]

длину выдоха на

количества звуков, их

словосочетаний с

серии картин (2

произношение

последовательности в

существительными

картины)

таблицы гласных слове из 3-5 звуков

мужского и женского рода

составление

и, э, а, о, у, ы;

без стечения

и глаголами прошедшего

предложений по

- на выдохе

согласных.

времени первого и третьего

образцу, данному

произносить

3. Составление схемы

лица (лодка плыла, Николай

педагогом

слоговые

слова из 2х слогов без

плыл)

(Сначала…, а

цепочки,

стечения согласных с

- с существительными в

потом…).

постепенно

выделением ударного

родительном падеже с

2. Составление

увеличивая

слога (халат, молот,

предлогом у в значении

предложений с

количество

мелок, холод, пенал,

принадлежности (у Клавы, у глаголами в

слогов.

укол, дятел, колун,

волка, у белки)

2. Упражнения

бокал, белый).

прошедшем

для

4. Выбор слова к

времени:

формирования

соответствующей

«плывет- плыл,

(Л)

дыхания:

навыка фразового графической схеме

настоящем и

бежит - бегал»

и логического
ударения: –
выделение
паузами,
28

повышением
голоса, большей

1. Выделение

1. Лексика:

1. Обучение

Буква Б

автоматизация\

напряженностью

ударного гласного в

«Животные», «Домашние

ответам на

Буква Д

уточнение

и долготой

слове, последнего

животные».

вопросы где?

звука в слове.

2. Грамматика:

куда?.

зависимости от

2. Закрепление

-составление

2. Составление по

смысла

слогового анализа

словосочетаний с

вопросам учителя

высказывания

слов из 2-3 слогов, с

существительными в

простых

опорой на гласные

родительном падеже в

распространен-

звуки.

значении отрицания (нет

ных предложений,

3. Практическое

тополя, нет липы, нет

содержащих

закрепление понятий

льва).

обращение к

«гласный —

3. Словообразование:

собеседнику с

согласный» звук

Лед – ледок – льдина –

просьбой,

16. Постановка\

артикуляции звука произношения в
[…]

(Л’)

льдьнка – ледник – ледовый вопросом
– ледяной – гололед
17. Постановка\

1. Воспроизведение

1. Лексика:

1. Составление

автоматизация\

слоговых рядов из 3

«Наш город», «Транспорт».

коротких

уточнение

слогов (ла-ля-ла, лѐ-

2. Грамматика:

диалогов по

артикуляции\

ло-лѐ…).

-составление

вопросам с

дифференциация

2. Дифференциация

словосочетаний с сущ. в тв. использованием

звуков … (Л-Л’)

звуков по твердости

падеже без предло-га в

Буква Я

изученных типов
29

— мягкости.

значении орудия или

предложений

3. Сравнение

средства действия

«Приглашение

звукового состава

(подметал метлой, копал

гостей,

слов (лук-люк, мел-

лопатой)

представление

мель, угол-уголь, галка

- составление словосочетаний себя».

- галька).

местоим. 2-го лица + глагол

3. Преобразование

(ты бежал – вы бежали, ты рассказа-описания

слов за счет замены

шел–вы шли)

2. Составление
дороги домой

одного звука (галка палка - полка, белка –
булка )
Шипящие звуки [Ш][Ж], дифференциация свистящих - шипящих звуков.
18. Постановка\

1. Упражнения

1. Воспроизведение

1. Лексика:

1. Составление по

Буква Г

автоматизация\

для

слоговых рядов из 3

«Наш город», «Магазин».

схеме простых

Буква Ч

уточнение

формирования

слогов с меняющейся

2. Грамматика:

распространен-

артикуляции звука навыка

гласной и ударением

-составление

ных предложений.

[…]

фразового и

(шА-шо-шу,ша-шО-

словосочетаний с

2. Составление

логического

шу, ша-шо-шУ,…).

существительными с

коротких

ударения: –

2. Слоговой и

суффиксами –ик-, -ек-, -к-

диалогов по

воспроизведение

звуковой анализ 2-3

(уменьшительно-

вопросам с

слоговых

сложных слов без

ласкательными);

использованием

цепочек со

стечения согласных

- с существительными в

изученных типов

(Ш)

30

сменой ударения

(шина, ушиб, шорох,

дательном падеже без

предложений по

(ША-ша-ша,

мешок, машина,

предлога в значении

темам «В

ша-ША-ша, ша-

малыши,…).

адресата действия (напишу

транспорте», «В

ша-ША).

3. Составление схемы

Мише);

магазине»

2. Ускорение и

слова с выделением

- с существительными в

замедление речи

ударного слога.

творительном падеже с

в зависимости от 4. Выбор слова к

предлогами под, над, за

содержания

соответствующей

(над машиной, за шкафом,

высказывания с

графической схеме

под вешалкой).

учетом пауз

3. Словообразование:

между речевыми

(пешеход – пешеходный)

отрезками.
3. Развитие

1. Дифференциация

1. Лексика:

1. Составление

Буква Ь

автоматизация\

силы, высоты и

звуков схожих по

«Наш город», «Правила

простых

Буква Ш

уточнение

тембра голоса с

акустическим.

дорожного движения»,

предложений по

артикуляции\

использованием

признакам:

«Дорожные знаки»

данной модели.

дифференциация

игровых

• в прямых слогах;

2. Грамматика:

2. Составление

звуков … (С-Ш)

упражнений

• в обратных слогах;

-соотнесение вопросов что

коротких

(скажи голосом

2. Распределение

делает? что делал? со

рассказов

Маши, голосом

предметных картинок, временем действия (спешил

описаний (по

Медведя)

названия которых

– спешу, смешил – смешу)

образцу): «Моя

отличаются одним

- составление

улица», «Мой

19. Постановка\

31

звуком (Машка –

словосочетаний

маска, башня – басня,

обозначающих

крыша - крыса).

переходность действия на

3. Преобразование

предмет (моет чашку,

слов за счет замены

стол)

дом»

одного звука на
другой.

20. Постановка\

1. Выделение звука из

1. Лексика:

1. Вопросно-

Сочетания

автоматизация\

ряда звуков, слогов,

«Наш город», «Транспорт».

ответная форма:

ЧА,ЧУ,ШИ

уточнение

слов.

2. Грамматика:

понимание

Буква Ж

артикуляции звука

2. Составление схемы

-составление

вопросов,

[…]

трехсложного слова с

словосочетаний с

выработка умений

закрытым слогом в

существительными в

кратко и полно

конце(мужичок,

винительном падеже в

отвечать на них.

утюжок, ежонок,

зависимости от рода и

2. Составление

ежиный).

обозначения

рассказа-описания

3. Подбор слов с

одушевленности и

пути по схеме-

заданным

неодушевленности (вижу

плану (описание

количеством звуков.

жаворонка, вижу одежду,

дороги домой)

4. Составление слов

вижу журнал)

(Ж)

32

из заданной

- с существительными в

последовательности

родительном падеже в без

звуков

предлога (нет жука, нет
журнала)

21. Постановка\

1. Дифференциация

1. Лексика:

1. Составление и

Буква Ё

автоматизация\

звуков по глухости -

«Зима», «Хвойные и

употребление

Буква Й

уточнение

звонкости

лиственные деревья»,

простых

Буква Х

артикуляции звука

• в прямых слогах;

«Дикие животные зимой».

распространенны

Буква Ю

[…]

• в обратных слогах.

2. Грамматика:

х предложений по

2. Распределение

-составление

сюжетной

(Ж-Ш; Ж-З)

предметных картинок, словосочетаний с сущ. в

картинке.

названия которых

родительном падеже с

2. Составление

включают

предлогами из, с, от, около

рассказов

дифференцируемые

в значении места, откуда

описаний по

звуки.

совершается действие

схематическому

3. Преобразование

(вышел из леса, сошел с

плану «Сосна и

слов за счет замены

поезда, отъехали от

елка», «Первый

одного звука на

гаража, живет около

снег» «Признаки

другой.

школы);

зимы», «Дикие

4. Звуковой анализ

- существительное в

животные зимой».

слов с йотированной

именительном падеже +

3. Установление
33

гласной вначале.

прилагательное (пушистый временной

5. Дифференциация

медвежо-нок, колючий

последовательнос

звуков схожих по

ѐжик);

ти событий по

акустическим

- местоимения первого лица серии картин (три

признакам:

- составление

• в прямых слогах;

словосочетаний с

• в обратных слогах.

существительными

6. Преобразование

орудийного значения и

слов за счет замены

глаголами настоящего

одного звука на

времени (подметает

другой (зал-жал,

метлой);

залей-жалей, жевать-

- составление

зевать).

словосочетаний глагол +

картины).

существительное в
дательном падеже с
предлогом к в значении
лица или места, к которому
направлено действие
(побежал к забору,
прижался к стене).
+ глаголы.
3. Словообразование:
34

(многоэтажный)Буква
Лыжи - лыжня- лыжный –
лыжник

Сонорные звуки [Р][Р']
22. Постановка\

1. Развитие

1. Выделение звука из

1. Лексика:

1.Составление

Буква Ц

автоматизация\

речевого

ряда звуков, слогов,

«Зима», «Дикие животные

диалогов по

Буква Э

уточнение

дыхания:

слов.

зимой», «Зимняя одежда и

темам «В

артикуляции звука - сочетать выдох

2. Воспроизведение

обувь».

магазине

[…]

с произнесением

слоговых рядов из 3

2. Грамматика:

одежды».

согласных

прямых, обратных,

-составление

2. Различение

звуков ТРРРР…,

закрытых слогов

словосочетаний: с

вопросов что

ДРРРР… .

(ра-ро-ру, ар-ор-ур,

существительными в

делает? что

2. Различение

ран-рон-рун, вар-вор-

творительном падеже с

далел? как

на слух типов

вур, … ).

предлогом с в значении

вопросов о

предложений

3. Определение

совместимости или

действии,

(вопроситель-

последовательности

сопровождения (пирог с

выраженном в

ные,

звуков слове.

творогом, с курагой)

настоящем или

побудительные,

4. Слоговой и

-составление

прошедшем

повествователь-

звуковой анализ 1-2

словосочетаний: с

времени.

(Р)

35

ные).

сложных слов со

существительными

3. Различение

3.Упражнение на стечением согласных

множественного числа с

вопросов кто? и

развитие тембра

в начале слова (трава

окончаниями –ы(-и), -а(-я)

что? как

речи:

– дрова, трап – драп,

и глаголами настоящего

вопросов о

– звуковой

…)

времени.

предмете

окраски,

3. Словообразование:

одушевленном

отражающей

(водопровод, кинотеатр)

или

эмоциональные

неодушевленном

оттенки
(«грустный,
веселый,

1. Подбор слова с

1. Лексика:

1. Составление

Буква Щ

автоматизация\

мрачный» тембр

заданным

«Моя семья», «Мой дом»,

устных

Буква Ф

уточнение

и т. п.)

количеством звуков.

«Речевой этикет дома».

высказываний о

Буква Ъ, Ь

артикуляции звука

2. Преобразование

2. Грамматика:

простых случаях

[…]

слов за счет замены

-составление

из собственной

одного звука на

словосочетаний:

жизни (с

другой (кепка – репка,

числительное +

направляющей

печка – речка, море –

существительное;

помощью).

горе, прятки – прялки,

- с существительными в

2. Пересказ

…).

родительном падеже с

рассказа или

3. Звуковой анализ

предлогом у и без предлога,

сказки

слов с мягким и

в значении принадлежности самостоятельно

23. Постановка\

(Р’)

36

твердым знаком

предмета или его

или с по вопросам

(дверь, хорьки, …)

отрицания (у пескаря, нет

.

пескаря)
- с существительными в
винительном и
творительном падежах
единственного числа
24. Постановка\

1. Дифференциация

1. Лексика:

1.

Слово,

автоматизация\

звуков по твердости

«Моя семья», «Правила

Распространение

предложение,

уточнение

— мягкости.

поведения в гостях и дома», предложений по

артикуляции\

2 Выделение ударного «Семейные праздники».

модели: Солнце

Упражнение в

дифференциация

гласного в слове,

2. Грамматика:

светит (как?)

написании

звуков … (Р-Р’)

составление схемы

-составление

ярко. Солнце ярко

слов с

слова из 2-3 слогов со

словосочетаний: с

светит (когда?)

изученными

стечением согласных

существительными в

летом.

буквами

(шрам, арка, репка,

предложном падеже с

2. Сравнение

драка, персик,

предлогами в, на (лежит в

предметов по

крякать, хрюкать,

коробке, на коробке)

вкусу, весу:

дремать, кричать, ,

- с существительными с

конструкция типа

…).

суффиксами -ист-, -щик-, -

«варенье сладкое,

3. Определение

чик-, -щиц(а)-,

а лекарство

-тель-, -

звуков, стоящих перед арь- обозначающими лиц

текст.

горькое».
37

или после

по роду их деятельности

3. Составление

определенного звука

(строитель, тракторист,

диалога: «За

продавщица, пекарь, …).

столом в гостях»

3. Словообразование:
(водопровод, кофеварка,
кофемолка, пароварка)
25. Постановка\

1. Дифференциация

1. Лексика:

1. Составление

Алфавит.

автоматизация\

акустически сходных

«Моя семья», «Моя мама»,

предложений по

Гласные

уточнение

звуков

«Восьмое марта».

модели: кто? что

звуки и

артикуляции\

• в прямых слогах;

2. Грамматика:

делает? где?

буквы.

дифференциация

• в обратных слогах;

-составление

как?.

Обозначение

звуков … (Р-Л)

• в слогах со

словосочетаний:

2. Понимание и

мягкости

стечением двух

местоимение 2-го лица +

употребление

согласного

согласных;

глагол (ты шел – вы шли,

предложений,

звука.

• в словах и фразах.

ты прыгаешь – вы

выражающих

Деление слов

2. Определение

прыгаете);

приветствие,

на слоги и

звуков, стоящих перед - с существительными в

поручения,

деление слов

или после

творительном падеже с

благодарность.

для переноса

определенного звука.

предлогами под, над, за (за

3. Составление

3. Преобразование

дверью, под стулом, над

связного

слов за счет замены

кроватью);

высказывания по

одного звука или

- с существительными в

образцу:
38

слога (ров – лов,

различных падежах.

«Поздравление

малина - Марина)

3. Словообразование:

для мамы»

(водопровод, кинотеатр,
ледоход,
сельскохозяйственный,
черноглазый, кареглазый,
черноволосый)
Аффрикаты Ч, Ц, Щ
26. Постановка\

1. Речевое

1. Воспроизведение

1. Лексика:

1. Пересказ текста

Твердые и

автоматизация\

дыхание: на

слоговых рядов из 3

«Весна», «Дикие животные

самостоятельно

мягкие

уточнение

выдохе

слогов с меняющимся

весной», «Птицы весной».

или по вопросам

шипящие

артикуляции звука произносить

ударением (ча-ча-чА,

2. Грамматика:

учителя.

согласные .

[…]

слоговые

ча-чА-ча, чА-ча-ча).

-составление

2. Чтение

Буквы

цепочки,

2. Звуковой анализ 2-

словосочетаний: с

коротких текстов

обозначаю-

постепенно

3х-сложных слов со

существительными,

с окнами

щие два

увеличивая

стечением согласных

обозначающими детенышей (методика Г.

звука.

количество

(внучок, значок,

животных (с суффиксами

Эббингауза):

Перенос слов

слогов.

громче, мягче,

-онок-,

использование

2. Темпо-

тапочка, выпечка,

- с существительными с

грамматической

ритмическая

тайничок, …).

суффиксами -ик-, -ек-, -к-,

формы слова в

организация

3. Звуковой анализ

-очк-, -ечк-

зависимости от ее

(Ч)

-ѐнок-);

39

речи:

слов с йотированными (уменьшительно-

значения в

- ускорение и

гласными в начале

ласкательные);

составе

замедление речи

слова, после гласной,

- числительное +

предложения.

в зависимости от после мягкого знака,

существительное,

содержания

указывающие на

после согласной

высказывания;

количественные отношения

-чередование

и признаки предмета по

ударных и

счету (первый листочек,

безударных

второй листочек, пятый

слогов.

листочек; два листочка,

3. Интонация:

пять листочков)

- интонационно

1. Выделение

1. Лексика:

1. Составление

Слово.

автоматизация\

верно, с

заданных звуков из

«Весна», «Растения

простых

Предложение.

уточнение

соблюдением

ряда других.

весной», «Труд людей

распространенны

Текст.

артикуляции\

пауз и

2. Распределение

весной».

х предложений с

Связь слов в

дифференциация

логических

предметных картинок, 2. Грамматика: составление

сочетаниями,

предложении.

звуков (Ч-Т, Ч-С)

ударений

названия которых

словосочетаний:

обозначающими

Связь

воспроизводить

включают

- с существительными в

временные

предложений

предложения и

дифференцируемые

род. падеже с предлога-ми

отношения.

в тексте

короткие

звуки.

из, с, от, около в значении

2. Составление

стихотворные

3. Составление слов

места, откуда совершается

рассказа-описания

отрывки с

из данных вразброс

действие (вышел из чащи,

(сравнение

27. Постановка\

40

отработанными

слогов.

отъехали от озера,

деревьев,

звуками

4. Подбор слова к

спустился с пригорка,

кустарников,

данной звуковой и

живет около села);

травянистых

слоговой схеме

- с существительными

растений)

множественного числа с
окончаниями -ы(и), -а(я) и
глаголами настоящего
времени (распускаются
листья, листочки, тают
снега, сосульки, зеленеют
поля, травы)
28. Постановка\

1. Развитие силы

1. Определение

автоматизация\

и

уточнение

продолжительно

1.

Предложение.

наличия звука в слове. «Моя Родина - Россия».

Распространение

Текст.

2. Слоговой и

2. Грамматика: составление

предложений по

Заглавная

артикуляции звука сти выдоха:

звуковой анализ слов

словосочетаний:

вопросам.

буква

[…]

-

со стечением

- с существительными в

2. Составление

проговаривание

согласных.

дательном падеже с

предложений с

пословиц,

3. Выбор графической

предлогом к в значении

заданными

поговорок,

схемы к слову.

лица или места к которому

предлогами.

скороговорок на

4. Составление слов

направлено действие

3. Составление,

одном выдохе.

из данных вразброс

(подошел к цветку, к

при помощи

2. Темпо-

слогов

птице);

учителя, устного

(Ц)

1. Лексика:

41

ритмическая

- с существительными с

рассказа с

организация

суффиксами –ица-,

использованием

речи:

обозначающими лиц

нескольких

- ускорение и

женского рода по виду их

предложенных

замедление речи

деятельности (художница,

слов,

в зависимости от

школьница, учительница)

объединенных

содержания

общей ситуацией

высказывания с

1. Распределение

автоматизация\

учетом пауз

уточнение

29. Постановка\

1. Понимание и

Звуки и

предметных картинок, «Цветы и травы»,

употребление

буквы.

между речевыми

названия которых

«Насекомые».

предложений,

Гласные и

артикуляции\

отрезками.

включают

2. Грамматика: составление

выражающих

согласные

дифференциация

3. Интонация:

дифференцируемые

словосочетаний:

приветствие,

звуки.

звуки.

- с существительными в

благодарность,

Предлог

звуков … (Ч-Ц, С- - использовать
Ц, Т-Ц)

1. Лексика:

паузу для

2. Дифференциация на творительном падеже с

поручение,

Обозначение

интонационной

слух

предлогом с, в значении

просьбу.

звуков

организации

существительных,

совместимости или

2. Составление

буквами.

речи

названия которых

сопровождения (идет с

текста-

Азбука, или

отличаются одним

учительницей);

повествования

алфавит

звуком (цапля – сабля,

- составление

«Сезонные

сцена – стена, …)..

словосочетаний

изменения в

4. Составление слов

обозначающих временные

природе»

из данных вразброс

отношения (дворец строят
42

букв

– строили, огурец рос растет, страус бежал –
бежит)

30. Постановка\

1. Упражнения

1. Выделение звука из

1. Лексика: «Скоро лето»,

1. Пересказ текста

Обозначение

автоматизация\

для

ряда звуков, слогов,

«Летний лес», «Летом на

с опорой на план.

звуков

уточнение

формирования

слов.

реке»

2. Устные

буквами.

артикуляции звука навыка

2. Определение

«Рыбы»,

высказывания (с

Азбука, или

[…]

фразового и

количества звуков, их

2. Грамматика: составление

помощью

алфавит

логического

последовательности в

словосочетаний:

учителя): о

Слово и слог.

ударения: –

слове.

- с существительными с

простых случаях

Перенос

выделение

3. Определение

суффиксом -ищ- в

из собственной

слова

паузами,

порядкового номера

значении увеличения

жизни или по

повышением

звука в слове,

(волчище, хвостище, …);

аналогии с

голоса, большей

линейной

- с переходными глаголами

прочитанным; о

напряженностью

последовательности

(моет чашку), с глаголами,

событиях в

и долготой

звуков.

указывающими на

школе, дома

произношения в

4. Составление слов

орудийность или средство

зависимости от

из данных вразброс

действия (водит (что?)

смысла

звуков

автобус, подметает (чем?)

(Щ)

высказывания.
31. Постановка\
автоматизация\

метлой)

2. Развитие

1. Распределение

силы, высоты и

предметных картинок, «Части суток», «Летние

1. Лексика:

1.

Слово и слог.

Распространение

Перенос
43

уточнение

тембра голоса с

названия которых

развлечения», «Явления

предложений с

слова

артикуляции\

использованием

включают

природы».

помощью

Обозначение

дифференциация

игровых

дифференцируемые

2. Грамматика:

вопросов.

мягкости

звуков … (Ш-Щ,

упражнений,

звуки.

-составление

2. Составление

согласных

С-Щ, Т-Щ, Ч-Щ).

игр-

2. Дифференциация на словосочетаний: с

сложноподчиненн

звуков на

драматизаций

слух

существительными с

ых предложений с

письме.

существительных,

суффиксами –ист-, -щик-,

использованием

Шипящие

названия которых

-чик-, -щиц(а)-, --тель-,

союзных слов

согласные

отличаются одним

-арь-;

потому что,

звуки.

звуком.

- существительное +

поэтому.

Гласные

3. Подбор картинки к

прилагательное

3. Чтение

после

заданной схеме слова

обозначающее временные

рассказов с

шипящих и их

отношения (утренняя

послетекстовыми

обозначение

свежесть, вечерняя

упражнениями и

на письме.

прохлада, летний день,

пересказом

Слова с

осенние цветы)

Составление при

сочетаниями

-составление

помощи учителя

ЖИ,ШИ, ЧА,

словосочетаний:

устного рассказа с

ЩА, ЧУ, ЩУ

числительное + существ,

использованием

Слова с

указывающее на

нескольких

сочетаниями

количественные отношения

предложенных

ЧК, ЧН.

и признаки предмета по

слов,

Парные
44

счету;

объединенных

звонкие и

- с существительными с

общей ситуацией.

глухие

суффиксами -ик-, -ек-, -к-, - 4. Чтение

согласные

очк-, -ечк-, -ищ-

коротких текстов

звуки.

уменьшительно-

с окнами

Обозначение

ласкательные и в значении

(методика Г.

парных

увеличения (кот- котик-

Эббингауза):

звуков на

котеночек-котище, дом-

использование

конце слова

домик-домочек-домище)

грамматической
формы слова в
зависимости от ее
значения в
составе
предложения

Повторение и закрепление изученного материала
32.

Повторение
(Резервные уроки)

Упражнение на

1.Дифференциация

1. Лексика:

1. Составление

Правописание

развитие тембра

слов идентичной

«Космос», «Экология».

сложноподчиненн

гласных в

речи – звуковой

слоговой структуры,

2. Грамматика:

ых предложений с

ударных и

окраски,

включающих в себя

-составление

использованием

безударных

отражающей

йотированные

словосочетаний: с

союзных слов

слогах

эмоциональные

гласные (Любка –

существительными в

потому что,

оттенки

юбка, ямка - лямка).

различных падежах.

поэтому.
45

(«грустный,

2. Составление слов

3. Словообразование:

2. Пересказ текста

веселый,

из данных вразброс

Космос- космонавт-

с опорой на план

мрачный» тембр

букв, слогов

космический; путь –

и т. п.)

путник – путевой - спутник

33.

Слова –

34.

названия
предметов.
Слова –
Обследование
речи
обучающегося

Оценивание качества освоения программного материала.
Выявление индивидуальных речевых нарушений

названия
признаков
предметов.
Слова –
названия
действий
предметов

46

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дидактическое обеспечение
1.

2.

3.

Лалаева Р. И. Логопедическая работа в 1. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [З]
коррекционных классах: метод пособие

[З’] [Ц]. Домашняя логопедическая

для учителя-логопеда // Коррекционная

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 224 с.

Сфера.

Чиркина Г. В. Методы обследования 2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки
речи детей: пособие по диагностике

[Л] [Л’]. Домашняя логопедическая

речевых нарушений / Под общ. ред. Г.

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

В. Чиркиной. — М.: Аркти. — 240 с.

Сфера.

Спирова Л. Ф. Особенности речевого 3. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]
развития

4.

Методическое обеспечение

учащихся

с

тяжелыми

[Р’] [Л] [Л’]. Домашняя логопедическая

нарушениями речи (I—IV классы). —

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

М. : МСГИ, Е. В. Карпов. — 200 с.

Сфера.

Хрестоматия по логопедии (извлечения 4. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [Р]
и

тексты):

студентов

учебное
высших

пособие
и

для

средних

[Р’]. Домашняя логопедическая тетрадь
для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера.

специальных педагогических учебных 5. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки

5.

заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С.

[С] — [Ш], [З] — [Ж], [С] — [Ч], [Ч] —

Волковой и В. И. Селиверстова. — М.:

[Ц], [С’] — [Ш]. Домашняя

ВЛАДОС. – 560 с.

логопедическая тетрадь для детей 5—7

Поварова И. А. Коррекция заикания в

лет. — М.: ТЦ Сфера.

играх

и

руководство

6.

тренингах:
для

Практическое 6. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки

заикающихся

и

[С] [С’]. Домашняя логопедическая

логопедов. – СПб.: Союз. — 287 с.

тетрадь для детей 5—7 лет. – М.: ТЦ

Селиверстов В. И. Заикание у детей:

Сфера.

Психокоррекционные и дидактические 7. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки
основы логопедического воздействия:

[Ч] [Щ]. Домашняя логопедическая

Учеб. пособие для студ. высш. и сред.

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ

пед. учеб. заведений // Коррекционная

Сфера.

педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 208 с.
7.

8. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки

Ястребова А. В. Коррекция заикания

[Ш] [Ж].Домашняя логопедическая

детей младшего школьного возраста //

тетрадь для детей 5—7 лет. — М.: ТЦ
47

Библиотека практикующего логопеда.
— М.: АРКТИ. — 96 с.
8.

9. Алмазова, А. А. Русский язык в школе

Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М.

для детей с нарушениями речи / А. А.

Устранение

у

Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..:

и

ВЛАДОС, 2011.

детей:

открытой

Методы

ринолалии

обследования

коррекции. — М.: ТЦ Сфера. — 160 с.
9.

Сфер.

Диагностика
младших

письма

и

чтения

школьников

10. Примерная
у

(сборник

адаптированная

общеобразовательная
начального

общего

основная
программа

образования

материалов) / Н. В. Струнина, Т. А.

обучающихся с тяжелыми нарушениями

Яцук. — Челябинск. — 60 с.

речи / М-во образования и науки Рос.

10. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.
— М.: ВЛАДОС. — 280 с.

11. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО

11. Фотекова Т. А. Тестовая методика
диагностики

устной

Федерации. – М. : Просвещение, 2017.

речи

младших

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Л.
Логопедический альбом. —

школьников: метод. пособие / Т. А.

Екатеринбург: Издательский дом Литур.

Фотекова

— 24 с.

//

Библиотека

логопеда-

практика. — М.: Айрис-пресс. — 96 с.

12. Ткаченко Т. А. ПРАВИЛЬНО

12. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С.

при дизартрии / Е.Ф. Архипова //

Логопедический альбом. —

Библиотека логопеда. — М.: АСТ:

Екатеринбург: Издательский дом Литур.

Астрель; Владимир: ВКТ. – 123 с.

— 24 с.

13. Блыскина И. В. Комплексный подход к 13. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО
коррекции речевой патологии у детей.

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р. Логопедический

Логопедический массаж: методическое

альбом. — Екатеринбург: Издательский

пособие для педагогов дошкольных

дом Литур. — 24 с.

образовательных учреждений. — СПб.: 14. Ткаченко Т.А. ПРАВИЛЬНО
ДЕТСТВО-ПРЕСС. — 112 с.

ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш.

14. Дьякова Е. А. Логопедический массаж:

Логопедический альбом. —

учеб. пособие для студ. высш. учеб.

Екатеринбург: Издательский дом Литур.

заведений. — М.: Академия. — 96 с.

— 24 с.

15. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и 15. Чиркина Г. В. Визуальный тренажер / Г.
артикуляционная
Практическое

пособие.

гимнастика:
—

СПб.

:

В. Чиркина, М. Н. Русецкая. — М.:
Аркти.

КОРОНА – Век. — 80 с.
48

16. Веселые

скороговорки

«непослушных»

звуков

\

для
Автор-

составитель И. Г.Сухин. — Ярославль:
Академия развития. — 192 с.
17. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь
/ Т. А. Ткаченко. — М.: Эксмо. — 104 с.
18. Успенская Л. П., Успенский М. Б.
Учитесь правильно говорить. Кн. для
учащихся. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Просвещение. — 224 с.
19. Успенская Л. П., Успенский М. Б.
Учитесь правильно говорить. Кн. для
учащихся. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение. — 319 с.
Материально-техническое

оснащение

кабинета

для

индивидуальной

и

подгрупповой логопедической работы
1. Настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий (50 × 100)

1

2. Зеркало для индивидуальной работы настольное (9 × 12)

6

3. Логопедические зонды

для постановки звуков

4. Шпатели (разовые)

2 компл.
20

5. Стерилизатор для зондов

1

6. Лампа (над зеркалом для индивидуальной работы)

1

7. Классная доска (интерактивная)

1

8. Шкафы для пособий и игрушек

3

9. Стол канцелярский

2

10. Стулья

3

11.Комплект мебели (парта + стул)

6

12. Часы настольные

1

13. Подставки для книг

6

14. Набор фломастеров

1

15 Набор цветных карандашей

1

16. Компьютер (22”) ( + мышь)

1

17. МФУ

1

18. Картридж для МФУ

2
49

19. Бумага для принтера

4 уп.

20. Диктофон

1

21. Магнитофон

1

22. Разрезная азбука (настенная)

1

23. Кассы букв (для индивидуальной работы)

6

24. Секундомер

1

25. Метроном

1

26. Песочные часы

1

27. Аптечка

1

28. Ящики для карточек

8

29. Массажные зонды

2

30. Ведро педальное

2

31. Кресло для логопеда

1

32. Материал для обследования устной речи
33. Материал для обследования письма
34. Материал для обследования чтения
35. Материал для коррекции устной речи
36. Материал для коррекции нарушений письма
37. Материал для коррекции нарушений чтения
38. ИКТ
39. Настольные игры, игрушки, книги
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа

обеспечивает

достижение

выпускниками

начальной

школы

определенных результатов:
Планируемые результаты освоения курса

Задача реализации
курса
1. Развитие

Выпускник научится
 регулировать плавный

Выпускник получит
возможность научиться
 воспроизводить

психофизиологических

продолжительный выдох при

интонационно верно, с

механизмов, лежащих

произнесении предложений и

соблюдением пауз и

в основе устной речи:

текстов;

логических ударений

а) оптимального для  регулировать оптимальную

предложения и тексты;
50

речи типа
физиологического
дыхания, речевого
дыхания,

 демонстрировать

силу голоса;
 называть основные органы

сформированные

артикуляционного аппарата;

произносительные навыки

 четко и правильно выполнять

(четкое произношение,

б) голоса,

артикуляциионные движения в

адекватную интонацию,

в) артикуляторной

соответствии с речевой

соблюдение ритма) на

моторики,

инструкцией;

материале стихотворений и

г) чувства ритма

связных текстов

 удерживать артикуляционную
позу и переключаться на
другую
 воспроизводить несложный
ритм

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы
 различать на слух слова с

а) смыслоразличительная функция

близкими по
артикуляционным и
акустическим признакам
фонемами

б) слухопроизносительная

 повторять воспринятый на

 дифференцировать

слух слоговой ряд из 2 слогов

твердые/мягкие,

дифференциация

звонкие/глухие,

фонем

свистящие/шипящие
согласные;
 повторять воспринятый на
слух слоговой ряд из 3 слогов

в) фонематический
анализ и синтез

 выделять и сравнивать

 определять

языковые единицы (звук, буква,

последовательность,

слово);

количество, место звука в

 давать характеристику звукам
русского языка:

словах сложной звукослоговой
структуры;

дифференцировать гласные и  осуществлять перенос
согласные звуки, ударные и

ударения с одного слога на

безударные гласные,

другой при образовании

твердые/мягкие,

грамматических форм;
51

звонкие/глухие согласные;

 составлять схему

 определять

четырехсложного

последовательность,
количество, место звука в

слова со стечением согласных;
 синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7

словах простой звукослоговой

звуков

структуры;
 выделять ударные слоги и
ударные гласные в словах из 45 слогов, сравнивать две
формы одного и того же слова с
различным ударением;
 составлять схему дву- и
трехсложного слова
 синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5
звуков
 правильно произносить

3. Обучение

 произносить свистящие,

нормативному

гласные и «простые»

шипящие, аффрикаты,

(компенсированному)

согласные (заднеязычные,

сонорные звуки в прямых,

произношению всех

переднеязычные, губные)

обратных, закрытых слогах и

звуков русского языка

звуки

слогах со стечением согласных

с учетом системной
связи между фонемами
русского языка, их
артикуляторной и
акустической
характеристики,
характера дефекта
(параллельно с
развитием операций
языкового анализа и
синтеза на уровне
предложения и слова)
4. Коррекция
нарушений

 воспроизводить слоговые ряды воспроизводить слоговые
(из 3 слогов) с меняющимся

ряды (из 4-5 слогов) с
52

звукослоговой
структуры слова

ударением,
 воспроизводить серии слогов

меняющимся ударением с
оппозиционными звуками;

со стечением согласных (шва-  воспроизводить серии слогов
ста-зва)
 самостоятельному
употреблению слов сложной
звукослоговой структуры

со стечением согласных и
оппозиционными свуками
(шос-шус-шас, рал-лар-рал);
 четко и правильно

(сковородка, скворечники,

произносить звуки в

представление)

многосложных словах с
закрытыми слогами,
стечением согласных и
наличием оппозиционных
звуков (кораблекрушение,
мороженщица,
подтверждение)

5. Формирование

 воспроизводить простой

 научится воспроизводить

просодических

стихотворный текст в

сложный ритмический

компонентов речи:

заданном темпе;

рисунок (// - // - / - ///) и

а) темпа



воспроизводить простые

составлять простой, выделяя

б) ритма,

ритмы ( // - // ) ( / - ///);

сильную долю (используя

в) паузации,

 использовать паузу для

знакомое стихотворение);

г) интонации

ритмической организации

 использовать паузу для

д) логического

речи;

ударения

 различать на слух типы
предложений

интонационной организации
речи;
 воспроизводить

(вопросительные,

предложения и тексты

побудительные,

плавно, эмоционально

повествовательные)

выразительно;
 интонационно верно, с
соблюдением пауз и
логических ударений
воспроизводить предложения
и тексты;

6. Профилактика

 различать зрительные

 обозначать мягкость
53

нарушений чтения и

образы букв и графически

согласных звуков с помощью

письма

правильно воспроизводить их;

Ь, букв и, е, ѐ, ю, я;

 дифференцировать

 сравнивать звуковой и

графически сходные

буквенный состав слова

рукописные буквы: строчные
и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, эе, э-с и др.; заглавные Г-П-Т,
В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.;
 делить слова на слоги для
переноса

54


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».