ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/п разделов и тем программы Количество часов Дата изучения всего контрольные практические работы работы Виды деятельности Виды, формы Электронные контроля (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Географическое изучение Земли 1.1. Введение. География наука о планете Земля 2 0 1 02.09.2022 Приводить примеры Устный опрос; https://www.yaklass.ru 09.09.2022 географических объектов, практическая процессов и явлений, работа; изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещѐ до того, как география появилась как наука); 1.2. История географических открытий 7 0 2 16.09.2022 Различать вклад великих Практическая https://www.yaklass.ru 28.10.2022 путешественников в работа; географическое изучение устный опрос; Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия); сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3); представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы № 1); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2); выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 1); Итого по разделу 9 Раздел 2. Изображения земной поверхности 2.1. Планы местности 5 0 2 11.11.2022 Применять понятия «план 09.12.2022 местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1); определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности; Практическая Укажите работа; образовательные устный опрос; ресурсы составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 2); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 2); объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели (привыпонении практической работы № 2); 2.2. Географические карты 6 1 2 16.12.2022 Различать понятия «параллель» 03.02.2023 и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ № 1, 2); определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и Контрольная работа; практическая работа; https://www.yaklass.ru океанов по физическим картам; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС); Итого по разделу 11 Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы 3.1. Земля - планета Солнечной системы 5 0 1 10.02.2023 Приводить примеры планет Тестирование; https://www.yaklass.ru 10.03.2023 земной группы; практическая сравнивать Землю и планеты работа; Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса; объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещѐнности»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времѐн года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при выполнении практической работы № 1); выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных; находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать научную гипотезу и научный факт; Итого по разделу 5 Раздел 4. Оболочки Земли 4.1. Литосфера каменная оболочка Земли 8 0 1 17.03.2023 Описывать внутренне строение Устный опрос; https://www.yaklass.ru 12.05.2023 Земли; практическая различать изученные минералы работа; и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«мине- рал» и «горная порода»; различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению; распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения; различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1); приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации; оценивать надѐжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации еѐ цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи; Итого по разделу Раздел 5. Заключение 8 5.1. Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» 1 0 1 19.05.2023 Различать причины и следствия Практическая географических явлений; работа; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между https://www.yaklass.ru изменениями компонентов природы; подбирать доводы для обоснования своего мнения; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний; Итого по разделу 1 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 10 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата изучения всего контрольные практические работы работы Виды, формы контроля 1. Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 2. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук. Практическая работа 1. «Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных» 1 0 1 09.09.2022 Практическая работа; 3. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. Практическая работа 2 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам» 1 0 1 16.09.2022 Практическая работа; 4. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 5. Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 6. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. 1 Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. 0 0 07.10.2022 Устный опрос; Письменный контроль; 7. Географические открытия XVII – XIX в.в. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 8. Русские путешественники и мореплаватели на северовостоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды). 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 9. Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практические работы 3 «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные 1 0 1 28.10.2022 Практическая работа; периоды». 10. Виды изображения земной поверхности. Планы местности. 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 11. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Практическая работа 4 «Определение направлений и расстояний по плану местности» 1 0 1 18.11.2022 Практическая работа; 12. Глазомерная, полярная и маршрутная съѐмка местности. 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 13. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 14. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа 5 «Составление описания маршрута по плану местности» 1 0 1 09.12.2022 Практическая работа; 15. Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; плоскости географической карты. 16. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; тестирование; 17. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. Практическая работа 6 «Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам» 1 0 1 13.01.2023 Практическая работа; 18. Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Определение направлений и расстояний на карте полушарий. Практическая работа 7 «Определение направлений и расстояний по карте полушарий» 1 0 1 20.01.2023 Практическая работа; 19. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. 1 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 20. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и 1 1 0 03.02.2023 Контрольная работа; различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы. 21. Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 22. Форма, размеры Земли, их географические следствия. 1 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 23. Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. 1 0 0 24.02.2023 Письменный контроль; 24. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещѐнности. Тропики и полярные круги. 1 0 0 03.03.2023 Устный опрос; 25. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практическая работа 8 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории 1 0 1 10.03.2023 Устный опрос; России». 26. Литосфера – твѐрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 27. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. 1 0 0 24.03.2023 Устный опрос; 28. Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 29. Образование вулканов и причины землетрясений. 1 Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. 0 0 14.04.2023 Устный опрос; Разрушение и изменение горных пород и минералов под 1 действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 0 1 28.04.2023 Практическая работа; 30. 31. Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины 1 океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. Практическая работа 9 «Описание горной системы или равнины по физической карте». 32. Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. 1 0 0 05.05.2023 Письменный контроль; 33. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф. 1 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 34. Сезонные изменения продолжительности светового дня 1 и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа 10 «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой». 0 1 19.05.2023 Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 10 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Атлас для 5- 6 класса изд. Просвещение; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие к учебнику «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2019 г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://www.yaklass.ru http://school-collection.edu.ru https://infourok.ru/