Тематическое планирование Гео, 5 кл (2)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

всего контрольные практические
работы
работы

Виды деятельности

Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Географическое изучение Земли
1.1. Введение.
География наука о планете
Земля

2

0

1

02.09.2022 Приводить примеры
Устный опрос; https://www.yaklass.ru
09.09.2022 географических объектов,
практическая
процессов и явлений,
работа;
изучаемых различными
ветвями географической науки;
приводить примеры методов
исследований, применяемых в
географии;
находить в тексте аргументы,
подтверждающие тот или иной
тезис (нахождение в тексте
параграфа или специально
подобранном тексте
информацию,
подтверждающую то, что люди
обладали географическими
знаниями ещѐ до того, как

география появилась как
наука);
1.2. История
географических
открытий

7

0

2

16.09.2022 Различать вклад великих
Практическая https://www.yaklass.ru
28.10.2022 путешественников в
работа;
географическое изучение
устный опрос;
Земли, описывать и сравнивать
маршруты их путешествий;
различать вклад российских
путешественников и
исследователей в
географическое изучение
Земли, описывать маршруты их
путешествий;
характеризовать основные
этапы географического
изучения Земли (в древности, в
эпоху Средневековья, в эпоху
Великих географических
открытий, в XVII—XIX вв ,
современные географические
исследования и открытия);
сравнивать способы получения
географической информации на
разных этапах географического
изучения Земли;
сравнивать географические
карты (при выполнении

практической работы № 3);
представлять текстовую
информацию в графической
форме (при выполнении
практической работы № 1);
находить в различных
источниках, интегрировать,
интерпретировать и
использовать информацию
необходимую для решения
поставленной задачи, в том
числе позволяющие оценить
вклад российских
путешественников и
исследователей в развитие
знаний о Земле;
находить в картографических
источниках аргументы,
обосновывающие ответы на
вопросы (при выполнении
практической работы № 2);
выбирать способы
представления информации в
картографической форме (при
выполнении практических
работ № 1);

Итого по разделу

9

Раздел 2. Изображения земной поверхности
2.1. Планы местности 5

0

2

11.11.2022 Применять понятия «план
09.12.2022 местности»,
«аэрофотоснимок»,
«ориентирование на
местности», «стороны
горизонта», «горизонтали»,
«масштаб», «условные знаки»
для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
определять по плану
расстояния между объектами
на местности (при выполнении
практической работы № 1);
определять направления по
плану (при выполнении
практической работы № 1);
ориентироваться на местности
по плану и с помощью планов
местности в мобильных
приложениях; сравнивать
абсолютные и относительные
высоты объектов с помощью
плана местности;

Практическая Укажите
работа;
образовательные
устный опрос; ресурсы

составлять описание маршрута
по плану местности (при
выполнении практической
работы № 2);
проводить по плану несложное
географическое исследование
(при выполнении практической
работы № 2);
объяснять причины
достижения (недостижения)
результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному
опыту; оценивать соответствие
результата цели
(привыпонении практической
работы № 2);
2.2. Географические
карты

6

1

2

16.12.2022 Различать понятия «параллель»
03.02.2023 и «меридиан»;
определять направления,
расстояния и географические
координаты по картам (при
выполнении практических
работ № 1, 2);
определять и сравнивать
абсолютные высоты
географических объектов,
сравнивать глубины морей и

Контрольная
работа;
практическая
работа;

https://www.yaklass.ru

океанов по физическим картам;
объяснять различия
результатов измерений
расстояний между объектами
по картам при помощи
масштаба и при помощи
градусной сети;
различать понятия «план
местности» и «географическая
карта»;
применять понятия
«географическая карта»,
«параллель», «меридиан» для
решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач;
приводить примеры
использования в различных
жизненных ситуациях и
хозяйственной деятельности
людей географических карт,
планов местности и
геоинформационных систем
(ГИС);
Итого по разделу

11

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы
3.1. Земля - планета
Солнечной
системы

5

0

1

10.02.2023 Приводить примеры планет
Тестирование; https://www.yaklass.ru
10.03.2023 земной группы;
практическая
сравнивать Землю и планеты
работа;
Солнечной системы по
заданным основаниям, связав с
реальными ситуациями —
освоения космоса;
объяснять влияние формы
Земли на различие в количестве
солнечного тепла, получаемого
земной поверхностью на
разных широтах;
использовать понятия «земная
ось», «географические
полюсы», «тропики»,
«экватор», «полярные круги»,
«пояса освещѐнности»; «дни
равноденствия и
солнцестояния» при решении
задач: указания параллелей, на
которых Солнце находится в
зените в дни равноденствий и
солнцестояний; сравнивать
продолжительность светового
дня в дни равноденствий и
солнцестояний в Северном и

Южном полушариях;
объяснять смену времѐн года
на Земле движением Земли
вокруг Солнца и постоянным
наклоном земной оси к
плоскости орбиты;
объяснять суточное вращение
Земли осевым вращением
Земли;
объяснять различия в
продолжительности светового
дня в течение года на разных
широтах;
приводить примеры влияния
формы, размеров и движений
Земли на мир живой и неживой
природы;
устанавливать эмпирические
зависимости между
продолжительностью дня и
географической широтой
местности, между высотой
Солнца над горизонтом и
географической широтой
местности на основе анализа
данных наблюдений (при
выполнении практической
работы № 1);

выявлять закономерности
изменения продолжительности
светового дня от экватора к
полюсам в дни солнцестояний
на основе предоставленных
данных;
находить в тексте аргументы,
подтверждающие различные
гипотезы происхождения
Земли при анализе одного-двух
источников информации,
предложенных учителем;
сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников
дискуссии о происхождении
планет, обнаруживать различие
и сходство позиций задавать
вопросы по существу
обсуждаемой темы во время
дискуссии;
различать научную гипотезу и
научный факт;
Итого по разделу

5

Раздел 4. Оболочки Земли

4.1. Литосфера каменная
оболочка Земли

8

0

1

17.03.2023 Описывать внутренне строение Устный опрос; https://www.yaklass.ru
12.05.2023 Земли;
практическая
различать изученные минералы работа;
и горные породы, различать
понятия «ядро», «мантия»,
«земная кора»,«мине- рал» и
«горная порода»;
различать материковую и
океаническую земную кору;
приводить примеры горных
пород разного происхождения;
классифицировать изученные
горные породы по
происхождению;
распознавать проявления в
окружающем мире внутренних
и внешних процессов
рельефообразования:
вулканизма, землетрясений;
физического, химического и
биологического видов
выветривания;
применять понятия
«литосфера», «землетрясение»,
«вулкан», «литосферные
плиты» для решения учебных и
(или) практикоориентированных задач;

называть причины
землетрясений и
вулканических извержений;
приводить примеры опасных
природных явлений в
литосфере и средств их
предупреждения;
показывать на карте и
обозначать на контурной карте
материки и океаны, крупные
формы рельефа Земли, острова
различного происхождения;
различать горы и равнины;
классифицировать горы и
равнины по высоте;
описывать горную систему или
равнину по физической карте
(при выполнении работы № 1);
приводить примеры действия
внешних процессов рельефообразования в своей местности;
приводить примеры полезных
ископаемых своей местности;
приводить примеры изменений
в литосфере в результате
деятельности человека на
примере своей местности,
России и мира;

приводить примеры опасных
природных явлений в
литосфере;
приводить примеры
актуальных проблем своей
местности, решение которых
невозможно без участия
представителей
географических
специальностей, изучающих
литосферу;
находить сходные аргументы,
подтверждающие движение
литосферных плит, в
различных источниках
географической информации;
применять понятия «эпицентр»
и «очаг землетрясения» для
анализа и интерпретации
географической информации
различных видов и форм
представления;
оформление результатов
(примеры изменений в
литосфере в результате
деятельности человека на
примере своей местности,
России и мира) в виде

презентации;
оценивать надѐжность
географической информации
при классификации форм
рельефа суши по высоте и по
внешнему облику на основе
различных источников
информации (картины,
описания, географической
карты) по критериям,
предложенным учителем при
работе в группе;
в ходе организованного
учителем обсуждения
публично представлять
презентацию о профессиях,
связанных с литосферой, и
оценивать соответствие
подготовленной презентации еѐ
цели; выражать свою точку
зрения относительно влияния
рельефа своей местности на
жизнь своей семьи;
Итого по разделу
Раздел 5. Заключение

8

5.1. Практикум
«Сезонные
изменения в
природе своей
местности»

1

0

1

19.05.2023 Различать причины и следствия Практическая
географических явлений;
работа;
приводить примеры влияния
Солнца на мир живой и
неживой природы;
систематизировать результаты
наблюдений;
выбирать форму представления
результатов наблюдений за
отдельными компонентами
природы;
представлять результаты
наблюдений в табличной,
графической форме, описания);
устанавливать на основе
анализа данных наблюдений
эмпирические зависимости
между временем года,
продолжительностью дня и
высотой Солнца над
горизонтом, температурой
воздуха;
делать предположения,
объясняющие результаты
наблюдений;
формулировать суждения,
выражать свою точку зрения о
взаимосвязях между

https://www.yaklass.ru

изменениями компонентов
природы;
подбирать доводы для
обоснования своего мнения;
делать предположения,
объясняющие результаты
наблюдений на основе
полученных за год
географических знаний;
Итого по разделу

1

Резервное время

0

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения

всего контрольные практические
работы
работы

Виды,
формы
контроля

1.

Что изучает география? Географические объекты,
процессы и явления.

1

0

0

02.09.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;

2.

Географические методы изучения объектов и явлений.
Древо географических наук. Практическая работа
1.
«Организация фенологических наблюдений в
природе: планирование, участие в групповой работе,
форма систематизации данных»

1

0

1

09.09.2022 Практическая
работа;

3.

Представления о мире в древности (Древний Китай,
Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг
Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель
путешествий в древности. Появление географических
карт. Практическая работа 2 «Сравнение карт
Эратосфена, Птолемея и современных карт по
предложенным учителем вопросам»

1

0

1

16.09.2022 Практическая
работа;

4.

География в эпоху Средневековья: путешествия и
открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

1

0

0

23.09.2022 Устный
опрос;

5.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в
Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х.
Колумба.

1

0

0

30.09.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;

6.

Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф.
1
Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Карта мира после эпохи
Великих географических открытий.

0

0

07.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;

7.

Географические открытия XVII – XIX в.в. Поиски
Южной Земли — открытие Австралии.

1

0

0

14.10.2022 Устный
опрос;

8.

Русские путешественники и мореплаватели на северовостоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция
(Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П.
Лазарева — открытие Антарктиды).

1

0

0

21.10.2022 Устный
опрос;

9.

Географические исследования в ХХ в. Исследование
полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.
Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы 3 «Обозначение на контурной
карте географических объектов, открытых в разные

1

0

1

28.10.2022 Практическая
работа;

периоды».
10. Виды изображения земной поверхности. Планы
местности.

1

0

0

11.11.2022 Устный
опрос;

11. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы
определения расстояний на местности. Практическая
работа 4 «Определение направлений и расстояний по
плану местности»

1

0

1

18.11.2022 Практическая
работа;

12. Глазомерная, полярная и маршрутная съѐмка местности.

1

0

0

25.11.2022 Устный
опрос;

13. Изображение на планах местности неровностей земной
поверхности. Абсолютная и относительная высоты.
Профессия топограф.

1

0

0

02.12.2022 Устный
опрос;

14. Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта. Разнообразие планов (план города,
туристические планы, военные, исторические и
транспортные планы, планы местности в мобильных
приложениях) и области их применения. Практическая
работа 5 «Составление описания маршрута по плану
местности»

1

0

1

09.12.2022 Практическая
работа;

15. Различия глобуса и географических карт. Способы
перехода от сферической поверхности глобуса к

1

0

0

16.12.2022 Устный
опрос;

плоскости географической карты.
16. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и
меридианы. Экватор и нулевой меридиан.

1

0

0

23.12.2022 Устный
опрос;
тестирование;

17. Географические координаты. Географическая широта и
географическая долгота, их определение на глобусе и
картах. Определение расстояний по глобусу.
Практическая работа 6 «Определение географических
координат объектов и определение объектов по их
географическим координатам»

1

0

1

13.01.2023 Практическая
работа;

18. Искажения на карте. Линии градусной сети на картах.
Определение расстояний с помощью масштаба и
градусной сети. Определение направлений и расстояний
на карте полушарий. Практическая работа 7
«Определение направлений и расстояний по карте
полушарий»

1

0

1

20.01.2023 Практическая
работа;

19. Разнообразие географических карт и их классификации.
Способы изображения на мелкомасштабных
географических картах. Изображение на физических
картах высот и глубин.

1

0

0

27.01.2023 Устный
опрос;

20. Географический атлас. Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности людей. Сходство и

1

1

0

03.02.2023 Контрольная
работа;

различие плана местности и географической карты.
Профессия картограф. Система
космической навигации. Геоинформационные системы.
21. Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения
Земли.

1

0

0

10.02.2023 Устный
опрос;

22. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

1

0

0

17.02.2023 Устный
опрос;

23. Движения Земли. Земная ось и географические полюсы.
Географические следствия движения Земли вокруг
Солнца. Смена времѐн года на Земле. Дни весеннего и
осеннего равноденствия, летнего и зимнего
солнцестояния.

1

0

0

24.02.2023 Письменный
контроль;

24. Неравномерное распределение солнечного света и тепла
на поверхности Земли. Пояса освещѐнности. Тропики и
полярные круги.

1

0

0

03.03.2023 Устный
опрос;

25. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на
Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа 8 «Выявление закономерностей
изменения продолжительности дня и высоты
Солнца над горизонтом в зависимости от
географической широты и времени года на территории

1

0

1

10.03.2023 Устный
опрос;

России».
26. Литосфера – твѐрдая оболочка Земли. Методы изучения
земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора.

1

0

0

17.03.2023 Устный
опрос;

27. Строение земной коры: материковая и океаническая
кора. Вещества земной коры: минералы и горные
породы. Образование горных пород. Магматические,
осадочные и метаморфические горные породы.

1

0

0

24.03.2023 Устный
опрос;

28. Проявления внутренних и внешних процессов
образования рельефа. Движение литосферных плит.

1

0

0

07.04.2023 Устный
опрос;

29. Образование вулканов и причины землетрясений.
1
Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений.
Изучение вулканов и землетрясений. Профессии
сейсмолог и вулканолог.

0

0

14.04.2023 Устный
опрос;

Разрушение и изменение горных пород и минералов под 1
действием внешних и внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земной
поверхности как результат действия внутренних и
внешних сил.

0

0

21.04.2023 Устный
опрос;

0

1

28.04.2023 Практическая
работа;

30.

31. Рельеф земной поверхности и методы его изучения.
Планетарные формы рельефа — материки и впадины

1

океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.
Различие гор по высоте, высочайшие горные системы
мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы
равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины
мира. Практическая работа 9 «Описание горной системы
или равнины по физической карте».
32. Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и
на равнинах. Деятельность человека, преобразующая
земную поверхность, и связанные с ней экологические
проблемы.

1

0

0

05.05.2023 Письменный
контроль;

33. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин
материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их
типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

1

0

0

12.05.2023 Устный
опрос;

34. Сезонные изменения продолжительности светового дня 1
и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха,
поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа 10 «Анализ результатов
фенологических наблюдений и наблюдений за погодой».

0

1

19.05.2023 Практическая
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

10

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Атлас для 5- 6 класса изд. Просвещение;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к учебнику
«Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2019 г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru
http://school-collection.edu.ru
https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».