МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Сахалинской области Администрация Углегорского городского округа МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ______________ ______________ Протокол № Приказ № от "" от "" г. г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3745386) учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Карпова Надежда Александровна Учитель русского языка и литературы Углегорск 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать еѐ как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: — отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; — более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублѐнного изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счѐт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): — «Россия — родина моя»; — «Русские традиции»; — «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берѐза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражѐнные средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: — воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; — формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; — осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; — развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: — приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; — осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; — выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; — получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте еѐ взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; — выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; — формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; — накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; — формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; — развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 17 часов в год (из расчѐта 0,5 учебных часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений). Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь». Города земли русской Москва в произведениях русских писателей Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Родные просторы Русский лес Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берѐза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Рождество Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др. А. И. Куприн. «Бедный принц». Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича». Тепло родного дома Семейные ценности И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др. И. А. Бунин. «Снежный бык». В. И. Белов. «Скворцы». Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина Отечественная война 1812 года Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др. Загадки русской души Парадоксы русского характера К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». О ваших ровесниках Школьные контрольные К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». Лишь слову жизнь дана Родной язык, родная речь Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней); Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; — готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; — осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; — соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других; — способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); — устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; — в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; — давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций. 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; — принимать себя и других, не осуждая; — открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; 3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; 5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении еѐ результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1.1. Преданья старины глубокой 1 0 0 11.01.2023 14.01.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать пословицы; Участвовать в аналитической беседе; Проводить сопоставительный анализ пословиц разных народов; Выразительно читать, в том числе по ролям, и эмоционально воспринимать сказки; Владеть разными видами пересказа; Работать со словом, в том числе составлять историко-культурный комментарий; Проводить сопоставительный анализ сходных по тематике и образам-персонажам сказок разных народов, фольклорных и литературных сказок; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 1.2. Города земли русской 2 0 0 16.01.2023 28.01.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста; Владеть разными видами пересказа; Сопоставлять тематически близкие произведения; Работать с иллюстративным материалом учебника; Готовиться к написанию сочинения; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 1.3. Родные просторы 1 0 0 30.01.2023 03.02.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии писателя; Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, и прозаический текст; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять историко-культурный комментарий; Владеть различными видами пересказа; Участвовать в коллективном диалоге по анализу текста; Сопоставлять тематически близкие произведения; Работать с иллюстративным материалом учебника; Готовиться к написанию сочинения; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ Итого по разделу 4 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира 3 0 0 06.02.2023 24.02.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей; Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворный (в том числе наизусть) и прозаический текст; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать с иллюстративным материалом учебника; Составлять краткий пересказ прозаических текстов; Характеризовать образ главного героя рассказа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Тестирование; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 2..2. Тепло родного дома 2 0 1 27.02.2023 10.03.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Эмоционально воспринимать и выразительно читать, в том числе по ролям, а также инсценировать басню, определять художественно-тематические особенности басенного жанра; Знакомиться с фактами биографии писателей; Читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) рассказы, отвечать на вопросы; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Работать с иллюстративным материалом учебника; Устный опрос; Практическая работа; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ Итого по разделу 5 2.1. Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША 3.1. Не до ордена — была бы Родина 1 0 1 13.03.2023 17.03.2023 ; Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство стихотворений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Практическая работа; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 3.2. Загадки русской души 2 0 0 20.03.2023 07.04.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст эпического произведения; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повествования; Определять близость сказки и рассказа к фольклорным произведениям; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 3.3. О ваших ровесниках 1 0 0 10.04.2023 14.04.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать фрагменты эпического и драматического произведений, в том числе по ролям; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Характеризовать героев, составлять их словесные портреты; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 3.4. Лишь слову жизнь дана 1 0 1 17.04.2023 21.04.2023 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения, определять их тематическое содержание, средства художественной выразительности; Выявлять музыкальность поэтического текста; Заучивать стихотворения наизусть; Практическая работа; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 0 0 24.04.2023 12.05.2023 Развернутый ответ на проблемный вопрос Письменный контроль; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 1 0 15.05.2023 26.05.2023 Решение тестовых заданий с кратким ответом и развернутым ответом Письменный контроль; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ 1 3 Итого по разделу 5 Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4.1. Развитие устной и письменной речи Итого по разделу 2 2 Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5.1. Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу 1 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 2. Народные представления о 1 справедливости, добре и зле всказках о животных и бытовых сказках «Дочьсемилетка»,«Ворона и рак». 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 3. Москва в произведениях русских писателей: А.С. 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 1. Р.Р. Введение. Родная литература как часть русской культуры. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…», М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» 4. Москва в произведениях русских писателей: Л.Н. Мартынов. «Красные ворота», А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». 5. Русский лес в произведениях поэтов: И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес», А.В. Кольцов. «Лес», В.А. Рождественский. «Берѐза», В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 20.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 27.02.2023 Тестирование; 1 0 1 06.03.2023 Практическая работа; 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 11. Р.Р. Творческая работа по теме «Моя семья – моѐ богатство 1 0 0 20.03.2023 Письменный контроль; 12. Отечественная война 1812 года в произведениях русских поэтов: Ф.Н. Глинка. «Авангардная песнь», Д.В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). 1 0 1 04.04.2023 Практическая работа; 13. Парадоксы русского характера: К.Г. 1 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 6. 7. 8. Рождество в произведениях русских поэтов: Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»(фрагмент), В.Д. Берестов.«Перед Рождеством». Рождество в произведениях русских писателей: А.И. Куприн. «Бедный принц». Рождество в произведениях русских писателей: И.А. Ильин. «Рождественское письмо». 9. Семейные ценности в произведениях русской литературы: И.А. Крылов.«Дерево», И.А. Бунин. «Снежный бык» 10. Семейные ценности в произведениях русской литературы: В.И. Белов.«Скворцы». Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка). 14. Парадоксы русского характера: Ю.Я. Яковлев.«Сыновья Пешеходова». 1 0 0 17.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 15. Школьные контрольные глазами писателей: К.И. 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 16. Родной язык, родная речь в 1 произведениях русских поэтов: И.А. Бунин. 0 1 08.05.2023 Практическая работа; 1 0 15.05.2023 Письменный контроль; 1 3 Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент), А.А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». «Слово», В.Г. Гордейчев.«Родная речь». 17. Итоговая контрольная работа 1 18. 1 19. 1 20. 1 21. 1 22. 1 23. 1 24. 1 25. 1 26. 1 27. 1 28. 1 29. 1 30. 1 31. 1 32. 1 33. 1 34. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА "Родная русская литература. 5 класс» О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение, 2021) Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Родная русская литература. 5 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page http://www.openclass.ru/ http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по литературе, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного литературного языка. Помощь школьникам и абитуриентам. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ http://.edu03.ru/ Электронно-образовательные ресурсы Каталоги ресурсов для образования Каталог Российского общеобразовательного портала - http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» - http://catalog.iot.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер, интерактивная доска, проектор. Таблицы, плакаты, интерактивные пособия. Справочная литература, словари ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Тексты художественных произведений. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Словари.