Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2020 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №5 г. Углегорска ____________ Маркова Сон Ок Приказ № 249-А от 28.08. 2020 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №5 г. Углегорска СОДЕРЖАНИЕ 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи дополнительного образования 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования 2.Содержательный радел 2.1. Содержание дополнительного образования 2.2. Планируемые результаты освоения программы 2.3. Аннотации к реализуемым дополнительным общеразвивающим программам 3.Организационный раздел 3.1. Условия реализации дополнительного образования 3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительного образования Приложения Приложение№1. Учебный план школы по ДО Приложение №2. Расписание занятий ДО Приложение №3. Рабочие программы по ДО 3 3 4 5 7 7 8 9 12 12 13 14 14 15 16 2 1. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ СОШ №5 г. Углегорска (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р); - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р; - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106; - Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ; - Устав МБОУ СОШ №5 г. Углегорска; Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. 3 Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, декоративно-прикладное искусство, физкультурно-спортивную, направленности, и внедрения 4 современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: - изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; - обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам; - обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе; - формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: - природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; - гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; - демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; - творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; - свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, 5 отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; - дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: - образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; - воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; - информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); - коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; - рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; - интеграционная – создание единого образовательного пространства школы; - компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; - социализация – освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; - самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 6 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание дополнительного образования Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через техническую, духовно-нравственную, физкультурно-спортивную направленности. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: -создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил; - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; - организация межличностного взаимодействия на принципах успеха. Целью декоративно-прикладного искусства дополнительного образования является формирование творческих, эстетических способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач: - воспитание уважения к народным традициям. - развитие познавательной активности и самостоятельности. - развитие индивидуальных и творческих способностей. - формирование технологической и художественной культуры. Содержание образовательных программ соответствует: достижениям мировой культуры, российским традициям; определенному уровню образования; направленностям дополнительных общеразвивающих программ; современным образовательным технологиям, которые отражены: - в принципах обучения; - в формах и методах обучения; - в методах контроля и управления образовательной деятельностью; - в средствах обучения. Используемые методы организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования Учреждения: наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения) дидактические (использование обучающих пособий) иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати) словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение) игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников) 7 технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми) репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении. Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале) Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные Виды занятий: Игры (познавательные, творческие, ролевые и т.д.) Конкурс Фестиваль Соревнование Концерт Выставка Викторина и т.д. 2.2. Планируемые результаты освоения программы Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные результаты. Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать 8 теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой. Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений личности. Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль достижений и т.д.) Реализация дополнительной общеразвивающей программы МБОУ СОШ №5 г. Углегорска позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: – сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования детей; – совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования. 2. Ресурсное обеспечение: – создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; - улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей; - создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров; - создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности дополнительных общеразвивающих программ. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей: - организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом; - содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; - внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей. 2.3. Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Название программы Краткое содержание программы Техническая направленность «Робототехника: Программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов. конструирование и Программа предусматривает групповые и индивидуальные, программирование» 9 теоретические и практические занятия. Развивает у школьников инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем. Развивает мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность , развивает креативное мышление и пространственное воображение учащегося. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. ребенок создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности. Ребенок создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу. Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, состязаниями, конференциями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня. Цель программы: Создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой. Программа рассчитана для обучающихся 7-8 классов. Содержание программы предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и практические занятия, является практико-ориентированным. При реализации данной программы используются проектные технологии. Новизна программы так же «Художественное заключается в том, что автором самостоятельно разработаны дидактические материалы, технологические карты для каждого моделирование в 3D Max» занятия. Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоение элементов основных предпрофессиональных навыков специалиста по трёхмерному моделированию. Программа рассчитана для обучающихся 14-18 лет. Содержание программы предусматривает ознакомление «Обучение вождению автомобиля на учебном симуляторе и подготовку к «Обучение экзаменам по ПДД» способствует воспитанию полноценного участника вождению дорожного движения, вырабатывает правильные навыки, и привычки автомобиля на поведения на проезжей части. Программа позволяет воспитывать в учебном симуляторе и детях дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, подготовка к осторожность, уверенность. экзаменам по ПДД» Цель программы: Создание условий для развития базовых умений и рациональных приемов безопасного управления автомобилем у начинающих водителей. «Рукодельницы» «Декоративно-прикладное искусство» Программа разработана для обучающихся 6 классов. Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с видами художественного творчества, технологией обработки 10 материалов, декорированием изделий (вязание крючком, вышивание, технология обработки ткани, работой с природным материалом и бумагой). Отличительная особенность программы состоит в том, что обучающиеся углубленно обучаются основным техникам нескольких ремесел: шитью, текстильному моделированию, вышиванию, работе с различными материалами. Этот технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Цель программы: формировать творческие, эстетические способности обучающихся путем создания условий для самореализации личности. Физкультурно-спортивная направленность «Легкая атлетика» «Фантазия» «Мозаика» Программа разработана для обучающихся 8-13 лет. Занятия в объединении направлены на всестороннее развитие личности, широкое овладение физической культурой с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; приобретение инструкторских навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой, формирование моральных и волевых качеств. Цель программы: развитие мотивации к систематическим занятиям физической культурой; оздоровление обучающихся путём повышения их физической подготовленности Художественно-эстетическая направленность Дополнительная образовательная программа «Танцевальная фантазия» является модифицированной и имеет личностнодеятельностный характер, разработана на основе научных трудов в области педагогики В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко и др., в области психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Волкова и др., опыте известных мастеров танца: А.Я. Вагановой, Т.С. Ткаченко, А.А. Борзова и др. Цель программы: развитие музыкальных способностей воспитанников в хоровом и сольном пении Программа «Мозаика» по дополнительному образованию общекультурного направления разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Углегорска - Учебного плана МБОУ СОШ №5 г. Углегорска Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры 11 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Условия реализации образовательной программы дополнительного образования Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программно-методического, психологического характера. Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей (законных представителей)). Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом дополнительного образования. 12 В МБОУ СОШ №5 г. Углегорска созданы необходимые условия для организации дополнительного образования: Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных). Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются все участники образовательных отношений. 3.2. Материально-технические условия 1) возможность достижения обучающимися определенных результатов; 2) соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников. Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет». Для занятий по «Декоративно-прикладному искусству» имеется кабинет технологии, который оснащён необходимыми материалами: швейные машины, оверлог, утюги, гладильная доска, ножницы, набор ручных игл, наперстки Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, татами, канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания. Кабинет технологии оснащен столярными верстаками, сверлами, ножовками, выжигателями, измерительными приборами Кабинет робототехники оснащен компьютерами ФМЛ, конструкторами 9797 ”Lego Mindstorms NXT”, ресурсными наборами, автоматизированными устройствами, датчиками 13